Криминологическая характеристика и особенности предупреждения преступности несовершеннолетних
|
Введение 3
Глава 1. Преступность несовершеннолетних как самостоятельный объект криминологического изучения 6
1.1 Понятие, состояние и структура преступности несовершеннолетних 6
1.2 Особенности личности несовершеннолетнего преступника 11
1.3 Причины, условия и состояние преступности несовершеннолетних 19
Глава 2. Основные аспекты деятельности по профилактике и предупреждению преступности несовершеннолетних 27
2.1 Организационно-правовая основа деятельности по предупреждению и профилактике преступности несовершеннолетних 27
2.2 Субъекты предупреждения преступлений несовершеннолетних и характеристика их деятельности 33
2.3 Роль органов внутренних дел в системе профилактики преступлений несовершеннолетних 36
Глава 3. Актуальные проблемы предупреждения преступности среди несовершеннолетних и пути их решения. 41
Заключение 51
Список использованных источников 56
Приложение
Глава 1. Преступность несовершеннолетних как самостоятельный объект криминологического изучения 6
1.1 Понятие, состояние и структура преступности несовершеннолетних 6
1.2 Особенности личности несовершеннолетнего преступника 11
1.3 Причины, условия и состояние преступности несовершеннолетних 19
Глава 2. Основные аспекты деятельности по профилактике и предупреждению преступности несовершеннолетних 27
2.1 Организационно-правовая основа деятельности по предупреждению и профилактике преступности несовершеннолетних 27
2.2 Субъекты предупреждения преступлений несовершеннолетних и характеристика их деятельности 33
2.3 Роль органов внутренних дел в системе профилактики преступлений несовершеннолетних 36
Глава 3. Актуальные проблемы предупреждения преступности среди несовершеннолетних и пути их решения. 41
Заключение 51
Список использованных источников 56
Приложение
Актуальность темы дипломной работы. Преступность несовершеннолетних представляет собой одну из значимых проблем современного гражданского общества в России. В последние десятилетия наблюдается ряд тенденций, которые вызывают необходимость комплексного исследования подростковой преступности и мер ее предупреждения. Среди основных тенденций можно выделить снижение возрастного порога совершения преступлений, рост преступности среди девушек, преобладание групповых преступлений, отсутствие чёткой мотивации у несовершеннолетних правонарушителей, рост числа несовершеннолетних, страдающих от наркотической и алкогольной зависимости. Эти тенденции свидетельствуют об актуальности темы и необходимости разработки эффективных мер профилактики и борьбы с преступностью среди несовершеннолетних, а также о важности дальнейшего изучения с точки зрения криминологии, психологии, социологии и других наук.
По данным статистики МВД России, за 2024 год преступления совершили свыше 21 тыс. несовершеннолетних. Этот показатель по сравнению с 2023 годом стал меньше на 6%. Среди наиболее распространенных преступлений остаются корыстные, их доля от общего числа составила 53% .
Преступность среди несовершеннолетних обусловлена комплексным взаимодействием социально-экономических, культурных, образовательных и иных факторов, характеризующих уровень развития общества, его культуры. Для любого государства охрана жизни и здоровья подрастающего поколения непременно должна стоять на первом месте. Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, провозгласила право детей на особую заботу и помощь со стороны государств-участников, в том числе и России, и поставила для них первейшей задачей обеспечение в максимально возможной степени выживания и здорового развития ребенка, попавшего в сферу уголовного судопроизводства» .
Благодаря мероприятиям, проводимым государством в сфере уголовной политики удалось добиться снижения уровня преступности подростков, однако проблема остается весьма существенной.
Целью исследования является криминологическая характеристика и особенности предупреждения преступности несовершеннолетних.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
проанализировать понятие, состояние и структуру преступности несовершеннолетних;
конкретизировать особенности личности несовершеннолетнего преступника;
установить причины и условия преступности несовершеннолетних;
изучить организационно-правовую основу деятельности по предупреждению и профилактике преступности несовершеннолетних;
рассмотреть субъекты предупреждения преступлений несовершеннолетних и характеристика их деятельности;
исследовать роль органов внутренних дел в системе профилактики преступлений несовершеннолетних;
выявить актуальные проблемы предупреждения преступности среди несовершеннолетних и определить пути их решения.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе предупреждения преступности несовершеннолетних.
Предметом исследования выступают нормативные правовые акты, регулирующие предупреждение преступности несовершеннолетних, статистические данные, в которых наглядно отображается состояние, динамика, структура и характер рассматриваемой преступности, а также правоприменительная практика.
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов как: Е.В. Беляевой, Ю.И. Кулешова, А.А. Волостных, В.Ю. Воробьёва, Э.М. Зарифьяновой, Е.Г. Копалкиной, Е.В. Бондаревой, М.В. Кузнецовой, В.И. Куницкой, М.В. Лифановой, О.В. Корнелюк, А.В. Лукьяновой, Э.Н. Лыкова, В.В. Мандровского, Е.В. Михайловой и других авторов.
Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных методов , таких как анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, логический. Также применялись частно-научные методы познания, это сравнительно-правовой и формально-юридический .
Структура дипломной работы включает в себя введение, три главы, шесть параграфов, заключение и список использованных источников и приложения.
По данным статистики МВД России, за 2024 год преступления совершили свыше 21 тыс. несовершеннолетних. Этот показатель по сравнению с 2023 годом стал меньше на 6%. Среди наиболее распространенных преступлений остаются корыстные, их доля от общего числа составила 53% .
Преступность среди несовершеннолетних обусловлена комплексным взаимодействием социально-экономических, культурных, образовательных и иных факторов, характеризующих уровень развития общества, его культуры. Для любого государства охрана жизни и здоровья подрастающего поколения непременно должна стоять на первом месте. Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, провозгласила право детей на особую заботу и помощь со стороны государств-участников, в том числе и России, и поставила для них первейшей задачей обеспечение в максимально возможной степени выживания и здорового развития ребенка, попавшего в сферу уголовного судопроизводства» .
Благодаря мероприятиям, проводимым государством в сфере уголовной политики удалось добиться снижения уровня преступности подростков, однако проблема остается весьма существенной.
Целью исследования является криминологическая характеристика и особенности предупреждения преступности несовершеннолетних.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
проанализировать понятие, состояние и структуру преступности несовершеннолетних;
конкретизировать особенности личности несовершеннолетнего преступника;
установить причины и условия преступности несовершеннолетних;
изучить организационно-правовую основу деятельности по предупреждению и профилактике преступности несовершеннолетних;
рассмотреть субъекты предупреждения преступлений несовершеннолетних и характеристика их деятельности;
исследовать роль органов внутренних дел в системе профилактики преступлений несовершеннолетних;
выявить актуальные проблемы предупреждения преступности среди несовершеннолетних и определить пути их решения.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе предупреждения преступности несовершеннолетних.
Предметом исследования выступают нормативные правовые акты, регулирующие предупреждение преступности несовершеннолетних, статистические данные, в которых наглядно отображается состояние, динамика, структура и характер рассматриваемой преступности, а также правоприменительная практика.
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов как: Е.В. Беляевой, Ю.И. Кулешова, А.А. Волостных, В.Ю. Воробьёва, Э.М. Зарифьяновой, Е.Г. Копалкиной, Е.В. Бондаревой, М.В. Кузнецовой, В.И. Куницкой, М.В. Лифановой, О.В. Корнелюк, А.В. Лукьяновой, Э.Н. Лыкова, В.В. Мандровского, Е.В. Михайловой и других авторов.
Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных методов , таких как анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, логический. Также применялись частно-научные методы познания, это сравнительно-правовой и формально-юридический .
Структура дипломной работы включает в себя введение, три главы, шесть параграфов, заключение и список использованных источников и приложения.
Таким образом, преступность несовершеннолетних – это совокупность запрещенных уголовным законом преступных деяний, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 18 лет. Именно на таком признаке как возраст основывается криминологический анализ преступности данной категории лиц. Он является определяющим и при привлечении лица к уголовной ответственности за совершенное преступное деяние и назначении наказания.
К мощным факторам, влияющим на формирование преступной ориентации и преступного поведения подростков относят семейно-бытовые конфликты, безнадзорность, беспризорность, преступное влияние взрослых, общение в кругу сверстников с асоциальной направленностью, недостатки систем воспитания, обучения, организации досуга.
Чаще всего преступления совершают так называемые «трудные подростки», «дезадаптированные», «трудновоспитуемые», которым присущи девиантные черты характера. Определенным периодам человеческого развития присущи свои особенности поведения, связанные с уровнем психофизиологического развития, наиболее важными для становления личности и правосознания являются периоды отрочества и юношества, которые как раз приходятся на 14-17 лет – пору, предшествующую совершеннолетию.
По нашему мнению, наиболее эффективными являются меры воспитательного воздействия, проводимые специализированными учреждениями, не только исправляющими и перевоспитывающими, но и предупреждающими преступления. Несовершеннолетний правонарушитель в большей степени нуждается в исправлении, перевоспитании, которое не всегда можно достичь с помощью уголовного наказания.
Уголовный закон предусматривает для несовершеннолетнего только несколько видов наказаний, таких, как: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свобод и лишение свободы на определенный срок. Отсутствие среди них самых суровых наказаний (пожизненное лишение свободы, смертная казнь) и уменьшение пределов назначаемых наказаний в отличие от предусмотренных для лиц, достигших 18 лет (штраф для несовершеннолетнего – от 1 до 50 тысяч рублей, для достигшего совершеннолетия – от 5000 до 5 000 000 рублей; обязательные работы для несовершеннолетнего – от 40 до 160 часов, для совершеннолетнего – от 60 до 480 часов; исправительные работы – для несовершеннолетнего до 1 года, для взрослого от 2 месяцев до 2 лет; ограничение свободы – для несовершеннолетнего от 2 месяцев до двух лет, для взрослого от 2 месяцев до 4 лет; лишение свободы – для несовершеннолетнего до 6 и до 10 лет, для взрослого – от 2 месяцев до 20 лет) говорит о гуманности законодателя к несовершеннолетнему лицу.
При формировании системы наказаний для несовершеннолетних, законом учтено, насколько она способна обеспечить достижение всех предусмотренных ст. 43 УК РФ целей уголовного наказания, то есть исправления осужденного, предупреждения совершения новых преступлений и восстановления социальной справедливости. Судами при избрании той или иной меры наказания принимаются во внимание условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень его психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.
В последнее время наблюдается тенденция более широкого применения к несовершеннолетним альтернативных уголовному наказанию мер, к которым относятся принудительные меры воспитательного воздействия. УК РФ предусмотрены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
предупреждение;
передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
возложение обязанности загладить причиненный вред;
ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего;
помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Первые четыре меры воздействия применяются в порядке освобождения как от уголовной ответственности, так и от уголовного наказания, и назначаются лицам, совершившим преступления небольшой и средней тяжести. Помещение в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа допускается только в рамках освобождения от уголовного наказания и применяется при совершении тяжких и средней тяжести преступлений, за исключением перечисленных в ч. 5 ст. 92 УК РФ.
Необходимо отметить, что в предупреждении преступности несовершеннолетних участвует несколько субъектов, представляющих собой особую единую систему, которую связывают общие цели и задачи. И одно из главных мест в этой системе отводится органам внутренних дел.
Профилактика преступности несовершеннолетних – это комплекс мероприятий, проводимых органами государственной власти, правоохранительными органами, органами образования и здравоохранения при содействии средств массовой информации и широких слоев общественности, направленных на выявление, предупреждение и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений детьми в возрасте до 18 лет, а также на их перевоспитание и помощь в социальной адаптации.
Многообразие мер профилактики предполагает перевоспитание несовершеннолетнего через формирование нравственных качеств и моральных взглядов, правовое воспитание, разъяснение смысла и назначения российских законов, привитие уважения к закону, государству, правоохранительным органам, морально-этическим устоям, выработку привычки соблюдать закон, воспитание убежденности в необходимости и целесообразности следовать нормам права.
Проблема состоит в том, что законодательно закрепленная практика профилактики преступности несовершеннолетних направлена на непосредственное предупреждение преступности и на предупреждение рецидива, но остаются без внимания меры, которые позволили бы предотвратить саму ситуацию появления несовершеннолетних правонарушителей.
Затрудняют процесс профилактики преступности несовершеннолетних как частные проблемы, присущие отдельным ведомствам, так и общие проблемы, присущие государственному регулированию в данной сфере отношений.
Среди ведомственных проблем считаем целесообразным выделить:
1) Незнание психологических особенностей подростков, совершающих преступления.
2) Отсутствие педагогических и психологических навыков профилактической работы.
3) Отсутствие заинтересованности в положительном исходе профилактики, ориентированность на выполнение плана.
4) Преобладание давления, устрашения, морализирования среди средств воздействия.
5) Недостаточная работа с ближайшим окружением несовершеннолетнего.
К глобальным проблемам, мешающим проведению качественной профилактики преступности несовершеннолетних, относим, главным образом, экономические, социальные, педагогические, медико-психологические, профессиональные. Решить их можно путем широкого реформирования и тесного взаимодействия между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями, при их максимальном участии в реализации государственной молодежной политики, в частности:
подготовки и внедрения кадров социальных педагогов, детских психологов, занимающихся коррекцией отклоняющегося поведения детей и подростков, оздоровлением условий их семейного и общественного воспитания;
усиления роли медико-психологической помощи детям и подросткам «группы риска»;
осуществления специальных мер материальной, социально-правовой, социально-педагогической, медико-психологической поддержки семьям;
организации досуговой и трудовой занятости молодежи, культурной деятельности доступной для каждого, возрождение молодежных общественных организаций, пропаганда общественно полезной деятельности для того, чтобы подростки сами стали активными участниками воспитательного процесса.
К мощным факторам, влияющим на формирование преступной ориентации и преступного поведения подростков относят семейно-бытовые конфликты, безнадзорность, беспризорность, преступное влияние взрослых, общение в кругу сверстников с асоциальной направленностью, недостатки систем воспитания, обучения, организации досуга.
Чаще всего преступления совершают так называемые «трудные подростки», «дезадаптированные», «трудновоспитуемые», которым присущи девиантные черты характера. Определенным периодам человеческого развития присущи свои особенности поведения, связанные с уровнем психофизиологического развития, наиболее важными для становления личности и правосознания являются периоды отрочества и юношества, которые как раз приходятся на 14-17 лет – пору, предшествующую совершеннолетию.
По нашему мнению, наиболее эффективными являются меры воспитательного воздействия, проводимые специализированными учреждениями, не только исправляющими и перевоспитывающими, но и предупреждающими преступления. Несовершеннолетний правонарушитель в большей степени нуждается в исправлении, перевоспитании, которое не всегда можно достичь с помощью уголовного наказания.
Уголовный закон предусматривает для несовершеннолетнего только несколько видов наказаний, таких, как: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свобод и лишение свободы на определенный срок. Отсутствие среди них самых суровых наказаний (пожизненное лишение свободы, смертная казнь) и уменьшение пределов назначаемых наказаний в отличие от предусмотренных для лиц, достигших 18 лет (штраф для несовершеннолетнего – от 1 до 50 тысяч рублей, для достигшего совершеннолетия – от 5000 до 5 000 000 рублей; обязательные работы для несовершеннолетнего – от 40 до 160 часов, для совершеннолетнего – от 60 до 480 часов; исправительные работы – для несовершеннолетнего до 1 года, для взрослого от 2 месяцев до 2 лет; ограничение свободы – для несовершеннолетнего от 2 месяцев до двух лет, для взрослого от 2 месяцев до 4 лет; лишение свободы – для несовершеннолетнего до 6 и до 10 лет, для взрослого – от 2 месяцев до 20 лет) говорит о гуманности законодателя к несовершеннолетнему лицу.
При формировании системы наказаний для несовершеннолетних, законом учтено, насколько она способна обеспечить достижение всех предусмотренных ст. 43 УК РФ целей уголовного наказания, то есть исправления осужденного, предупреждения совершения новых преступлений и восстановления социальной справедливости. Судами при избрании той или иной меры наказания принимаются во внимание условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень его психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.
В последнее время наблюдается тенденция более широкого применения к несовершеннолетним альтернативных уголовному наказанию мер, к которым относятся принудительные меры воспитательного воздействия. УК РФ предусмотрены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
предупреждение;
передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
возложение обязанности загладить причиненный вред;
ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего;
помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Первые четыре меры воздействия применяются в порядке освобождения как от уголовной ответственности, так и от уголовного наказания, и назначаются лицам, совершившим преступления небольшой и средней тяжести. Помещение в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа допускается только в рамках освобождения от уголовного наказания и применяется при совершении тяжких и средней тяжести преступлений, за исключением перечисленных в ч. 5 ст. 92 УК РФ.
Необходимо отметить, что в предупреждении преступности несовершеннолетних участвует несколько субъектов, представляющих собой особую единую систему, которую связывают общие цели и задачи. И одно из главных мест в этой системе отводится органам внутренних дел.
Профилактика преступности несовершеннолетних – это комплекс мероприятий, проводимых органами государственной власти, правоохранительными органами, органами образования и здравоохранения при содействии средств массовой информации и широких слоев общественности, направленных на выявление, предупреждение и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений детьми в возрасте до 18 лет, а также на их перевоспитание и помощь в социальной адаптации.
Многообразие мер профилактики предполагает перевоспитание несовершеннолетнего через формирование нравственных качеств и моральных взглядов, правовое воспитание, разъяснение смысла и назначения российских законов, привитие уважения к закону, государству, правоохранительным органам, морально-этическим устоям, выработку привычки соблюдать закон, воспитание убежденности в необходимости и целесообразности следовать нормам права.
Проблема состоит в том, что законодательно закрепленная практика профилактики преступности несовершеннолетних направлена на непосредственное предупреждение преступности и на предупреждение рецидива, но остаются без внимания меры, которые позволили бы предотвратить саму ситуацию появления несовершеннолетних правонарушителей.
Затрудняют процесс профилактики преступности несовершеннолетних как частные проблемы, присущие отдельным ведомствам, так и общие проблемы, присущие государственному регулированию в данной сфере отношений.
Среди ведомственных проблем считаем целесообразным выделить:
1) Незнание психологических особенностей подростков, совершающих преступления.
2) Отсутствие педагогических и психологических навыков профилактической работы.
3) Отсутствие заинтересованности в положительном исходе профилактики, ориентированность на выполнение плана.
4) Преобладание давления, устрашения, морализирования среди средств воздействия.
5) Недостаточная работа с ближайшим окружением несовершеннолетнего.
К глобальным проблемам, мешающим проведению качественной профилактики преступности несовершеннолетних, относим, главным образом, экономические, социальные, педагогические, медико-психологические, профессиональные. Решить их можно путем широкого реформирования и тесного взаимодействия между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями, при их максимальном участии в реализации государственной молодежной политики, в частности:
подготовки и внедрения кадров социальных педагогов, детских психологов, занимающихся коррекцией отклоняющегося поведения детей и подростков, оздоровлением условий их семейного и общественного воспитания;
усиления роли медико-психологической помощи детям и подросткам «группы риска»;
осуществления специальных мер материальной, социально-правовой, социально-педагогической, медико-психологической поддержки семьям;
организации досуговой и трудовой занятости молодежи, культурной деятельности доступной для каждого, возрождение молодежных общественных организаций, пропаганда общественно полезной деятельности для того, чтобы подростки сами стали активными участниками воспитательного процесса.
Подобные работы
- Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений
несовершеннолетних (на примере Александровского района Владимирской
области)
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Криминологическая характеристика корыстной преступности несовершеннолетних в Алтайском крае и ее предупреждение (Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС))
Курсовые работы, . Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Роль органов опеки и попечительства в предупреждении преступности несовершеннолетних (Профилактика безнадзорности и правонарушений у несовершеннолетних, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2019 - Криминологическая характеристика корыстной преступности несовершеннолетних в Алтайском крае и ее предупреждение (РАНХ и ГС)
Курсовые работы, . Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - ВЫЯВЛЕНИЕ, ПРЕСЕЧЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2021 - ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА:
ПОНЯТИЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Преступность несовершеннолетних: криминологическая характеристика, причины, меры воздействия (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2020 - Криминологическая характеристика и предупреждение
преступности несовершеннолетних
Бакалаврская работа, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Преступность несовершеннолетних и меры ее предупреждения
Дипломные работы, ВКР, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 750 р. Год сдачи: 2023



