Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТИХИЯ ВОДЫ В ЛИРИКЕ С.ЛИПКИНА

Работа №17622

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы51
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
450
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Валентность стихии воды в лирике Семена Липкина 6
§ 1. Семантика образа воды/ влаги 7
§ 2. Образы волны и дождя 14
§ 3. Океан, море 19
Глава II. Образ реки в лирике Семена Липкина 27
§ 1. Значение образа река/речка/ручей 28
§ 2. «Речная топография» С.Липкина 35
Заключение 43
Библиография 47

Жизненный путь Семена Липкина длинною в век. Как отмечают биографы его творчества, «Семен Израилевич Липкин был человеком сверхъестественного терпения. Это привлекало едва ли не сильней, чем его стихи. Он терпел советскую власть в худших ее проявлениях, терпел журналистов и начинающих поэтов, бессмысленную цензуру, собственное нездоровье... Терпел и не раздражался. Жизнь, почти равная двадцатому веку, не сделала из него страдальца и мизантропа и вообще, что называется, не сломала. Он не принимал героических поз, когда его не печатали, не диссидентствовал, но и на компромиссы не шел».
Сильный характер проявлен и в его поэзии. Он затрагивает многие темы: детство, история, родина, любовь. Но, пожалуй, ведущей темой в его лирике становится тема войны, которую Семен Липкин прошел вместе со своими фронтовыми товарищами. Возможно, именно это оказало значительное влияние на его поэзию, в которой звучит сильнейшая нота боли за сою родину, за людей, которым пришлось ее пережить.
Творчество Семена Липкина в историческом аспекте развития русской лирики принято относить к неоакмеистическому течению. Его лирика богата деталями, вписанными поэтом в систему мира. Поэтические произведения Семена Липкина отличаются своеобразной простотой, и в тоже время абсолютной философской направленностью. Он рисует картины реальности, в которых можно увидеть четкие контуры пространства, элементы культурной памяти, временны'е точки истории.
В целом следует отметить, что философская направленность текста
так или иначе связана и с особым типом мышления автора, с его попыткой
метафизически осмыслить окружающий мир. В связи с этим интересным
становится изучение художественных произведений поэта с позиции их
символического и мифопоэтического аспектов. В частности, отдельных
3
образов и явлений, которые давно вписаны в систему пространственно-временного континуума мифологического сознания человека, в систему архетипов и мифологем.
Таким образом, актуальность исследования определяется, во- первых, повысившимся интересом к творчеству русских/советских поэтов XX века, к которым относится и Семен Липкин, во-вторых, неугасающим интересом исследователей к философскому, мифопоэтическому, символическому, эмблематическому способу мышления поэтов и писателей.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что выпускная квалификационная работа являет собой попытку системно осмыслить стихию воды в лирике Семена Липкина.
Объект - лирика С. Липкина. Предмет исследования - образ воды и все его эквиваленты, которые возможно встретить в лирике С.И. Липкина. Материал исследования - сборник стихотворений С.И. Липкина «Очевидец» (2008) из серии «Поэтическая библиотека», в который вошли избранные стихотворения из поэтических сборников «Воля», «Кочевой огонь», «Посох», а так же стихи, не входившие в прижизненные издания.
Цель работы: осмыслить стихию воды в лирике Семена Липкина.
Поставленная цель выпускной квалификационной работы обусловила необходимость решения следующих задач:
• выявить образ воды в лирике поэта;
• определить его валентность и значение;
• классифицировать валентные образы воды в зависимости от конкретного значения.
Методологическая основа. Основным направлением исследования в данной выпускной квалификационной работе является рассмотрение стихии воды в тексте. В соответствии с поставленной проблемой в работе определяющими следует считать структурно-семантический метод и метод
филологического анализа текста, а так же сравнительно-сопоставительный
4
метод и прием мифопоэтического анализа текста.
Важную роль в определении системы работы сыграли труды В. Вейдле, М. Гейзера, Н.Л. Лейдермана, В. Мощенко, Р.С. Спивак, И.О. Шайтанова, Я. Шенкмана и др.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. В первой главе «Валентность стихии воды в лирике Семена Липкина» рассматриваются вопросы, связанные с семантикой таких образов как вода/влага, со значением и функцией валентных образов волны, дождя, океана и моря. Вторая глава «Образ реки в лирике Семена Липкина» посвящена интерпретации значения образа реки/речки/ручья, а также индивидуальной «речной топографии» поэта. В заключении представлены основные выводы исследования.
Научно-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при чтении вузовских курсов по «Истории русской литературы XX века», спецкурсов и спецсеминаров по творчеству Семена Липкина и поэтов неоакмеистов, а также в школьной практике на элективах по литературе.
Апробация работы. Основные результаты выпускной квалификационной работы были представлены в качестве стендового доклада на ежегодной студенческой конференции ТувГУ в 2016 году.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Стихия воды является значимым образом в лирике С.И. Липкина. Она представлена в его произведениях по-разному и имеет особое семантическое значение.
Образ воды/влаги достаточно распространен в лирике Липкина. Данный архетипический образ входит в сознание поэта органично, создавая пространство жизни. Именно вода становится циклизирующим принципом времени, когда потоп завершает предыдущие циклы сотворения, жизни и обновляет мир. Липкин связывает стихию воды со временем «начала всех начал». Точкой отсчета в этом времени становятся времена еще до Адама. Вода - это образ, который поэт соотносит с хаосом до человеческой вселенной. Она часто выступает в едином контексте с сакральными образами ветра и земли, поэтому является компонентом участвующих в формировании индивидуальной картины мира С.И. Липкина. У поэта вода - это образ оценочного характера. Она может быть не только застойной, но и пасхальной, ключевой, родниковой, смещая координаты с отрицательного момента к положительному. Вода/влага - традиционный образ в творчестве автора. Влага связана с мотивом покаяния и забвения, она способна изменяться и так же становится мерилом шкалы ценности. Влага связана с образом души в стихотворениях Семена Липкина.
Валентными образами стихии воды в лирике С.И. Липкина становятся волна и дождь, океан и море.
Волна - своеобразный символ кормилицы, который взращивает стихию моря. Она, как эквивалент воды, способна у С. Липкина стирать границы в макромире, объединять пространство в нечто единое. Образ «гребни волн» обладает у Липкина особой мифопоэтической символикой.
«Трепет света в гребнях волн» создает единый образ макромира, в нем

сохраняется идея того, что вода - это жидкий двойник света. Подобный рисунок возникает в стихотворении Липкина «В экипаже» (1941), где «рвется дождика тонкая пряжа». Этот образ - сложный сплав символов. С одной стороны, он связан с мотивами соединения и посредничества между небом и землей. С другой, Липкин создает «ткань» дождика - символ ткани судьбы, ткани мира, аллюзивно отправляя к образам еще античного мира - трем мойрам, создающим это полотно.
Образ дождя у С.И. Липкина стирает пространственные границы между небом и землей. Дождь - это и оплодотворяющая сила природы, и символ смерти (образ темных вод). Это образ, позволяющий лирическому герою отделиться от самого себя.
Океан - символ мира в лирике Семена Липкина. Это образ пространства, в котором можно увидеть и осмыслить горизонталь и вертикаль. Этот символ мира у поэта связан и с историко-культурным контекстом.
Море бывает разным в стихотворениях поэта. Это и родное Черное море возле Одессы, которое поэт мыслит как «ночное с коврами огня». Это и море, где сливается пространство и время. Если океан - мировое пространство, то море - это время и место. Море - это жизнь. Важной функцией образа моря становится выражение книги бытия, которую читает лирический герой Семена Липкина.
Специфичен образ реки в лирике С.И. Липкина, так как данный образ является самым распространенным в его стихотворениях. Он несет в себе сложную мифопоэтическую семантику, привязан к лирическому герою автора, и имеет топографическое значение. Река в лирике Семена Липкин - это движение и звук. Она тесно сплетена с философским мотивом времени, повторяя важный принцип Гераклита: «нельзя войти в одну реку дважды». Река - это одновременно сосредоточие всего и граница, где сходятся обыденность и бытие. Река, хоть и меняется, но именно она несет в себе потоки памяти между прошлым и настоящим. Ее речь становится тем важным характерным признаком, который сохраняя эту память, соединяет прошлое, настоящее и будущее в единое бесконечное. Образ реки в произведениях С. Липкина связан с реконструкцией горизонтального пространства мира. Это образ России. Семен Липкин использует иногда иную грамматическую форму слова река - речка. Это смещает акценты семантики данного валентного образа воды. Речка - пространство, над которым могут разыгрываться различные события. Иногда это не речка, а какая-нибудь реалия, которая имеет отношение к речке. Например, речное устье, речные коряги, речной туман. Ручей - это образ небольшого водного потока, который не частотен в лирике С.И. Липкина, но имеет сове особое значение. Ручей в данном случае представляет собой образ тайника, скрытого от всеобщего горя, это место - рай.
Одной из характеристик образа реки является ее привязка к конкретному месту в лирике С.И. Липкина. География рек в его стихотворениях разнообразна. С.И. Липкин во многих произведениях упоминает реки России. Особым топографическим гидронимом становится река Дон. Это сакральный образ в сознании поэта. Он становится символом жестокой правды для лирического героя Липкина. Дон - это граница, за которой находится сердце России. Помимо Дона Липкин упоминает и другие реки. Руза - эта река становится воплощением России. Истра - река, на которой стоит новый Иерусалим - Москва. Волга и Днепр. Обе эти реки связаны в сознании поэта с войной. Волга соединена у Липкина с мотивом памяти, она становится образом, вызывающим в сознании лирического героя поэта моменты войны. Днепр - сосредоточие кровавых событий в Бабьем яре.
В своем поэтическом контексте С. Липкин часто упоминает реки Кавказа. Терек так же становится одной из границ России. Поэт с помощью звука и образа передает не просто своеобразие кавказских рек, но и своеобразие отдельной местности и народа, который живет у этих рек.
Река Валерик - это горная чеченская река смерти, с которой в поэзии Липкина связан лермонтовский контекст.
В лирике С.И. Липкина встречается и образ реки, не относящейся к географии России, Нил. В стихотворении «На току» (1977) Нил - символ вечности.


1. АкваЭксперт [Электронный ресурс] // Энциклопедия воды. URL: http://www.aquaexpert.ru/. (Дата обращения: 23.09.2014).
2. Альфонсов В. Слова и краски. М.-Л., 1966.
3. Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. М.,
1986.
4. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. М., 1988.
5. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. М., 2003.
6. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
7. Башкова И.В. Портрет субъекта восприятия в русской языковой картине мира // Славянский мир на рубеже веков: материалы международного симпозиума / Красноярский государственный университет. Красноярск, 1998. С. 95- 97.
8. Белозеров С.М. Организация внутреннего мира человека и общества. Теория и метод композиций. М., 2002.
9. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики: Модели мира в литературе. М., 2000.
10. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1988.
11. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. М., 1999.
12. Вейдле В. Эмбриология поэзии: Статьи по поэтике и теории искусства. М., 2002.
13. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1997.
14. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира. М.: Прогресс-Культура,
1995.
15. Гейзер М. Тот, кто родился, - не умрет (размышления о поэзии с.
Липкина) [Электронный ресурс] // URL:
http: //www.lechaim.ru/ARHIV/121 /lipkin. htm. (Дата обращения: 23.09.2014).
16. Гейзер М. Тропою концентрационной... [Электронный ресурс] // URL: http://www.lechaim.ru/ARHIV/121 /lipkin.htm. (Дата обращения: 23.09.2014).
17. Гейзер М. Как само детство, сладко пахли акации... [Электронный ресурс] // URL: http://www.lechaim.ru/ARHIV/121 /lipkin.htm. (Дата обращения: 23.09.2014).
18. Гейзер М. Мои встречи с С. Липкиным [Электронный ресурс] // URL: http://www.lechaim.ru/ARHIV/121 /lipkin.htm. (Дата обращения: 23.09.2014).
19. Гейзер М. Рассказы о Михоэлсе [Электронный ресурс] // URL:
http: //www.lechaim.ru/ARHIV/121 /lipkin. htm. (Дата обращения:
23.09.2014).
20. Гинзбург Л. О лирике. Л., 1974.
2 1 .Гончаров Б.П. Анализ поэтического произведения. М., 1987.
22. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры [Текст] / А.Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1972. - 318 с.
23. Гуревич В.В. О «субъективном» компоненте языковой семантики // Вопр. Языкознания. 1998. № 1. С. 27-35.
24. Гудимова С.А. Символы культур. - М.: РАН ИНИОН, 2002.
25. Гуляницкая А.К. Художественное мышление в контексте картины мира: автореф. дисс... канд. филос. наук: 09.00.01. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. М., 1999.
26.Зубец М.В. Об индивидуальной в языковой картине мира // Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Сер. 5, Языкознание. 2003. С. 116- 121.
27. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие системы. М.: Наука, 1965.
28. Ковтун Н.В. К вопросу о космогонических образах славянской мифологии в творчестве писателей-традиционалистов // Славянский мир на рубеже веков: Материалы международного симпозиума / Красноярский государственный университет. Красноярск, 1998. С. 86- 91.
29. Кублановский Ю. Поэтическая Евразия Семена Липкина
[Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2000/7/lipkin.html. (дата обращения: 23.01.2014).
30. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: учеб. пособие для филологигич. спец. / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. В 2т. Т. 2: 1968-1990. М., 2003.
31. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М., 1987.
32. Липкин С. Искусство не знает старости... (беседу вела О.
Постникова) [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http: //magazines.russ. ru/voplit/1998/3/lipk. html. (дата обращения:
23.01.2014).
33. Липкин С. Очевидец. М., 2008.
34. Липкин Семен [Электронный ресурс] // Электронная еврейская энциклопедия. URL: http: //www.eleven.co. il/article/12463. (Дата обращения: 19.01.2014).
35. Лиснянская И. Аннотация к сборнику стихотворений С.И. Липкина // С.И. Липкин. Очевидец. М., 2008.
36. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972.
37. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996.
38. Маслова Ж.Н. Когнитивная концепция поэтической картины мира. М.: Флинта, 2012.
39. Маковский М.М. Язык - Миф - Культура. Символы жизни и жизнь символов. М.: Институт русского языка им. В.В. Виноградова, 1996.
40. Минаков С. «Что ты заводишь песню военную.» [Электронный
ресурс] // Журнальный зал. URL:
http: //magazines.russ. ru/neva/2009/5/mi 12. html. (дата обращения:
23.01.2014).
4 1 .Мощенко В. «На божественном уровне горя и слез» [Электронный ресурс] // URL: http://insocinf.com/vm06.htm. (Дата обращения: 15.01.2014).
42.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е. изд., доп. М., 1999.
43.Орлова Н.М. Прецедентный потенциал библейской ситуации // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2009. №6. С. 254-262.
44. Питина С.А. Концепты мифологического мышления как
составляющая концептосферы национальной картины мира: дисс. д- ра. филол. наук: 10.02.19. Челябинск, 2002.
45. Поспелов Г.Н. Теория литературы: учеб. для филологич. спец. М.: Высш. школа, 1978.
46. Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989.
47. Поцепня Д.М. Образ мира в слове писателя. СПб.: Санкт- Петербургский университет, 1997.
48. Пустовойт П.Г. Слово. Стиль. Образ. М., 1965.
49. Резник С. Татьяна Бек о Семене Липкине [Электронный ресурс] // URL: http://www.vestnik.com/issues/2003/0430/win/reznik.htm. (дата обращения: 23.01.2014).
50. Руднев В.П. Словарь культуры XX века: ключевые понятия и тексты. М., 1999.
51. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003.
52. Рыбальченко Т.Л. Поиск метафизической картины мира в русской литературе 1950-1980-х г.г. // Проблемы метода и жанра: сб. статей / Томский государственный университет. Томск, 1997. С. 280- 296.
53. Словарь литературоведческих терминов / Под ред. Л.И. Тимофеева, С.В. Тураева. М., 1974.
54. Спивак Р.С. Русская философская лирика. 1910-е годы. И. Бунин, А. Блок, В. Маяковский. М., 2005.
55. Степанов Е. Семен Липкин Очевидец. Составитель И. Лиснянская
[Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http: //magazines.russ. ru/znamia/2009/2/st27 .html. (дата обращения:
23.01.2014).
56. Топоров В.Н. Модель мира // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. Т. 2. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 2000. С. 161-163.
57. Тюпа В.И. Аналитика художественного (введение в
литературоведческий анализ). М., 2001.
58. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб., 2000.
59. Федотов О.И. Основы теории литературы. В 2 ч. Ч.1: Литературное творчество и литературное произведение. М., 2003.
60. Федотов О.И. Основы теории литературы. В 2 ч. Ч.2: Стихосложение и литературный процесс. М., 2003.
61. Философия / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2002.
62. Философский энциклопедический словарь / Редкол. С.С. Аверенцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев. М., 1989.
63. Форрестер Д. Мировая динамика / Пер. с англ. А. Ворощук, С. Пегова. М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 2003.
64. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.
65. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика. СПб., 2003.
66.Чухонцев О. Похвала Семену Липкину [Электронный ресурс] //
Журнальный зал. URL:
http: //magazines.russ. ru/novyi _mi/1995/10/chuhon.html. (дата
обращения: 23.01.2014).
67. Шайтанов И.О. Мыслящая муза: «Открытие природы» в поэзии XVIII века. М., 1989.
68. Шенкман Я. Семен Липкин. Преодоление века [Электронный ресурс] // URL: http: //www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporarv/lipkin/. (Дата обращения: 23.09.2014).
69.Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной»: система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990.
70. Якимов П.А. Некоторые особенности воплощения религиозной картины мира в поэзии Семена Липкина // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. №4. С. 74-78.
71. Якимов П.А. Концепт «Бог» в художественной картине мира Семена Липкина // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. №11. С. 145-147.
72. Якимов П.А. К вопросу о лексическом представлении концепта «грех» в поэзии Семена Липкина// Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. №11. С. 140-143.
73. Якимов П.А. Религиозная картина мира VS. Русская языковая картина мира// Мир науки, культуры, образования. 2014. №5. С. 130¬131.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ