СТИХИЯ ВОДЫ В ЛИРИКЕ С.ЛИПКИНА
|
Введение 3
Глава I. Валентность стихии воды в лирике Семена Липкина 6
§ 1. Семантика образа воды/ влаги 7
§ 2. Образы волны и дождя 14
§ 3. Океан, море 19
Глава II. Образ реки в лирике Семена Липкина 27
§ 1. Значение образа река/речка/ручей 28
§ 2. «Речная топография» С.Липкина 35
Заключение 43
Библиография 47
Глава I. Валентность стихии воды в лирике Семена Липкина 6
§ 1. Семантика образа воды/ влаги 7
§ 2. Образы волны и дождя 14
§ 3. Океан, море 19
Глава II. Образ реки в лирике Семена Липкина 27
§ 1. Значение образа река/речка/ручей 28
§ 2. «Речная топография» С.Липкина 35
Заключение 43
Библиография 47
Жизненный путь Семена Липкина длинною в век. Как отмечают биографы его творчества, «Семен Израилевич Липкин был человеком сверхъестественного терпения. Это привлекало едва ли не сильней, чем его стихи. Он терпел советскую власть в худших ее проявлениях, терпел журналистов и начинающих поэтов, бессмысленную цензуру, собственное нездоровье... Терпел и не раздражался. Жизнь, почти равная двадцатому веку, не сделала из него страдальца и мизантропа и вообще, что называется, не сломала. Он не принимал героических поз, когда его не печатали, не диссидентствовал, но и на компромиссы не шел».
Сильный характер проявлен и в его поэзии. Он затрагивает многие темы: детство, история, родина, любовь. Но, пожалуй, ведущей темой в его лирике становится тема войны, которую Семен Липкин прошел вместе со своими фронтовыми товарищами. Возможно, именно это оказало значительное влияние на его поэзию, в которой звучит сильнейшая нота боли за сою родину, за людей, которым пришлось ее пережить.
Творчество Семена Липкина в историческом аспекте развития русской лирики принято относить к неоакмеистическому течению. Его лирика богата деталями, вписанными поэтом в систему мира. Поэтические произведения Семена Липкина отличаются своеобразной простотой, и в тоже время абсолютной философской направленностью. Он рисует картины реальности, в которых можно увидеть четкие контуры пространства, элементы культурной памяти, временны'е точки истории.
В целом следует отметить, что философская направленность текста
так или иначе связана и с особым типом мышления автора, с его попыткой
метафизически осмыслить окружающий мир. В связи с этим интересным
становится изучение художественных произведений поэта с позиции их
символического и мифопоэтического аспектов. В частности, отдельных
3
образов и явлений, которые давно вписаны в систему пространственно-временного континуума мифологического сознания человека, в систему архетипов и мифологем.
Таким образом, актуальность исследования определяется, во- первых, повысившимся интересом к творчеству русских/советских поэтов XX века, к которым относится и Семен Липкин, во-вторых, неугасающим интересом исследователей к философскому, мифопоэтическому, символическому, эмблематическому способу мышления поэтов и писателей.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что выпускная квалификационная работа являет собой попытку системно осмыслить стихию воды в лирике Семена Липкина.
Объект - лирика С. Липкина. Предмет исследования - образ воды и все его эквиваленты, которые возможно встретить в лирике С.И. Липкина. Материал исследования - сборник стихотворений С.И. Липкина «Очевидец» (2008) из серии «Поэтическая библиотека», в который вошли избранные стихотворения из поэтических сборников «Воля», «Кочевой огонь», «Посох», а так же стихи, не входившие в прижизненные издания.
Цель работы: осмыслить стихию воды в лирике Семена Липкина.
Поставленная цель выпускной квалификационной работы обусловила необходимость решения следующих задач:
• выявить образ воды в лирике поэта;
• определить его валентность и значение;
• классифицировать валентные образы воды в зависимости от конкретного значения.
Методологическая основа. Основным направлением исследования в данной выпускной квалификационной работе является рассмотрение стихии воды в тексте. В соответствии с поставленной проблемой в работе определяющими следует считать структурно-семантический метод и метод
филологического анализа текста, а так же сравнительно-сопоставительный
4
метод и прием мифопоэтического анализа текста.
Важную роль в определении системы работы сыграли труды В. Вейдле, М. Гейзера, Н.Л. Лейдермана, В. Мощенко, Р.С. Спивак, И.О. Шайтанова, Я. Шенкмана и др.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. В первой главе «Валентность стихии воды в лирике Семена Липкина» рассматриваются вопросы, связанные с семантикой таких образов как вода/влага, со значением и функцией валентных образов волны, дождя, океана и моря. Вторая глава «Образ реки в лирике Семена Липкина» посвящена интерпретации значения образа реки/речки/ручья, а также индивидуальной «речной топографии» поэта. В заключении представлены основные выводы исследования.
Научно-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при чтении вузовских курсов по «Истории русской литературы XX века», спецкурсов и спецсеминаров по творчеству Семена Липкина и поэтов неоакмеистов, а также в школьной практике на элективах по литературе.
Апробация работы. Основные результаты выпускной квалификационной работы были представлены в качестве стендового доклада на ежегодной студенческой конференции ТувГУ в 2016 году.
Сильный характер проявлен и в его поэзии. Он затрагивает многие темы: детство, история, родина, любовь. Но, пожалуй, ведущей темой в его лирике становится тема войны, которую Семен Липкин прошел вместе со своими фронтовыми товарищами. Возможно, именно это оказало значительное влияние на его поэзию, в которой звучит сильнейшая нота боли за сою родину, за людей, которым пришлось ее пережить.
Творчество Семена Липкина в историческом аспекте развития русской лирики принято относить к неоакмеистическому течению. Его лирика богата деталями, вписанными поэтом в систему мира. Поэтические произведения Семена Липкина отличаются своеобразной простотой, и в тоже время абсолютной философской направленностью. Он рисует картины реальности, в которых можно увидеть четкие контуры пространства, элементы культурной памяти, временны'е точки истории.
В целом следует отметить, что философская направленность текста
так или иначе связана и с особым типом мышления автора, с его попыткой
метафизически осмыслить окружающий мир. В связи с этим интересным
становится изучение художественных произведений поэта с позиции их
символического и мифопоэтического аспектов. В частности, отдельных
3
образов и явлений, которые давно вписаны в систему пространственно-временного континуума мифологического сознания человека, в систему архетипов и мифологем.
Таким образом, актуальность исследования определяется, во- первых, повысившимся интересом к творчеству русских/советских поэтов XX века, к которым относится и Семен Липкин, во-вторых, неугасающим интересом исследователей к философскому, мифопоэтическому, символическому, эмблематическому способу мышления поэтов и писателей.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что выпускная квалификационная работа являет собой попытку системно осмыслить стихию воды в лирике Семена Липкина.
Объект - лирика С. Липкина. Предмет исследования - образ воды и все его эквиваленты, которые возможно встретить в лирике С.И. Липкина. Материал исследования - сборник стихотворений С.И. Липкина «Очевидец» (2008) из серии «Поэтическая библиотека», в который вошли избранные стихотворения из поэтических сборников «Воля», «Кочевой огонь», «Посох», а так же стихи, не входившие в прижизненные издания.
Цель работы: осмыслить стихию воды в лирике Семена Липкина.
Поставленная цель выпускной квалификационной работы обусловила необходимость решения следующих задач:
• выявить образ воды в лирике поэта;
• определить его валентность и значение;
• классифицировать валентные образы воды в зависимости от конкретного значения.
Методологическая основа. Основным направлением исследования в данной выпускной квалификационной работе является рассмотрение стихии воды в тексте. В соответствии с поставленной проблемой в работе определяющими следует считать структурно-семантический метод и метод
филологического анализа текста, а так же сравнительно-сопоставительный
4
метод и прием мифопоэтического анализа текста.
Важную роль в определении системы работы сыграли труды В. Вейдле, М. Гейзера, Н.Л. Лейдермана, В. Мощенко, Р.С. Спивак, И.О. Шайтанова, Я. Шенкмана и др.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. В первой главе «Валентность стихии воды в лирике Семена Липкина» рассматриваются вопросы, связанные с семантикой таких образов как вода/влага, со значением и функцией валентных образов волны, дождя, океана и моря. Вторая глава «Образ реки в лирике Семена Липкина» посвящена интерпретации значения образа реки/речки/ручья, а также индивидуальной «речной топографии» поэта. В заключении представлены основные выводы исследования.
Научно-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при чтении вузовских курсов по «Истории русской литературы XX века», спецкурсов и спецсеминаров по творчеству Семена Липкина и поэтов неоакмеистов, а также в школьной практике на элективах по литературе.
Апробация работы. Основные результаты выпускной квалификационной работы были представлены в качестве стендового доклада на ежегодной студенческой конференции ТувГУ в 2016 году.
Стихия воды является значимым образом в лирике С.И. Липкина. Она представлена в его произведениях по-разному и имеет особое семантическое значение.
Образ воды/влаги достаточно распространен в лирике Липкина. Данный архетипический образ входит в сознание поэта органично, создавая пространство жизни. Именно вода становится циклизирующим принципом времени, когда потоп завершает предыдущие циклы сотворения, жизни и обновляет мир. Липкин связывает стихию воды со временем «начала всех начал». Точкой отсчета в этом времени становятся времена еще до Адама. Вода - это образ, который поэт соотносит с хаосом до человеческой вселенной. Она часто выступает в едином контексте с сакральными образами ветра и земли, поэтому является компонентом участвующих в формировании индивидуальной картины мира С.И. Липкина. У поэта вода - это образ оценочного характера. Она может быть не только застойной, но и пасхальной, ключевой, родниковой, смещая координаты с отрицательного момента к положительному. Вода/влага - традиционный образ в творчестве автора. Влага связана с мотивом покаяния и забвения, она способна изменяться и так же становится мерилом шкалы ценности. Влага связана с образом души в стихотворениях Семена Липкина.
Валентными образами стихии воды в лирике С.И. Липкина становятся волна и дождь, океан и море.
Волна - своеобразный символ кормилицы, который взращивает стихию моря. Она, как эквивалент воды, способна у С. Липкина стирать границы в макромире, объединять пространство в нечто единое. Образ «гребни волн» обладает у Липкина особой мифопоэтической символикой.
«Трепет света в гребнях волн» создает единый образ макромира, в нем
сохраняется идея того, что вода - это жидкий двойник света. Подобный рисунок возникает в стихотворении Липкина «В экипаже» (1941), где «рвется дождика тонкая пряжа». Этот образ - сложный сплав символов. С одной стороны, он связан с мотивами соединения и посредничества между небом и землей. С другой, Липкин создает «ткань» дождика - символ ткани судьбы, ткани мира, аллюзивно отправляя к образам еще античного мира - трем мойрам, создающим это полотно.
Образ дождя у С.И. Липкина стирает пространственные границы между небом и землей. Дождь - это и оплодотворяющая сила природы, и символ смерти (образ темных вод). Это образ, позволяющий лирическому герою отделиться от самого себя.
Океан - символ мира в лирике Семена Липкина. Это образ пространства, в котором можно увидеть и осмыслить горизонталь и вертикаль. Этот символ мира у поэта связан и с историко-культурным контекстом.
Море бывает разным в стихотворениях поэта. Это и родное Черное море возле Одессы, которое поэт мыслит как «ночное с коврами огня». Это и море, где сливается пространство и время. Если океан - мировое пространство, то море - это время и место. Море - это жизнь. Важной функцией образа моря становится выражение книги бытия, которую читает лирический герой Семена Липкина.
Специфичен образ реки в лирике С.И. Липкина, так как данный образ является самым распространенным в его стихотворениях. Он несет в себе сложную мифопоэтическую семантику, привязан к лирическому герою автора, и имеет топографическое значение. Река в лирике Семена Липкин - это движение и звук. Она тесно сплетена с философским мотивом времени, повторяя важный принцип Гераклита: «нельзя войти в одну реку дважды». Река - это одновременно сосредоточие всего и граница, где сходятся обыденность и бытие. Река, хоть и меняется, но именно она несет в себе потоки памяти между прошлым и настоящим. Ее речь становится тем важным характерным признаком, который сохраняя эту память, соединяет прошлое, настоящее и будущее в единое бесконечное. Образ реки в произведениях С. Липкина связан с реконструкцией горизонтального пространства мира. Это образ России. Семен Липкин использует иногда иную грамматическую форму слова река - речка. Это смещает акценты семантики данного валентного образа воды. Речка - пространство, над которым могут разыгрываться различные события. Иногда это не речка, а какая-нибудь реалия, которая имеет отношение к речке. Например, речное устье, речные коряги, речной туман. Ручей - это образ небольшого водного потока, который не частотен в лирике С.И. Липкина, но имеет сове особое значение. Ручей в данном случае представляет собой образ тайника, скрытого от всеобщего горя, это место - рай.
Одной из характеристик образа реки является ее привязка к конкретному месту в лирике С.И. Липкина. География рек в его стихотворениях разнообразна. С.И. Липкин во многих произведениях упоминает реки России. Особым топографическим гидронимом становится река Дон. Это сакральный образ в сознании поэта. Он становится символом жестокой правды для лирического героя Липкина. Дон - это граница, за которой находится сердце России. Помимо Дона Липкин упоминает и другие реки. Руза - эта река становится воплощением России. Истра - река, на которой стоит новый Иерусалим - Москва. Волга и Днепр. Обе эти реки связаны в сознании поэта с войной. Волга соединена у Липкина с мотивом памяти, она становится образом, вызывающим в сознании лирического героя поэта моменты войны. Днепр - сосредоточие кровавых событий в Бабьем яре.
В своем поэтическом контексте С. Липкин часто упоминает реки Кавказа. Терек так же становится одной из границ России. Поэт с помощью звука и образа передает не просто своеобразие кавказских рек, но и своеобразие отдельной местности и народа, который живет у этих рек.
Река Валерик - это горная чеченская река смерти, с которой в поэзии Липкина связан лермонтовский контекст.
В лирике С.И. Липкина встречается и образ реки, не относящейся к географии России, Нил. В стихотворении «На току» (1977) Нил - символ вечности.
Образ воды/влаги достаточно распространен в лирике Липкина. Данный архетипический образ входит в сознание поэта органично, создавая пространство жизни. Именно вода становится циклизирующим принципом времени, когда потоп завершает предыдущие циклы сотворения, жизни и обновляет мир. Липкин связывает стихию воды со временем «начала всех начал». Точкой отсчета в этом времени становятся времена еще до Адама. Вода - это образ, который поэт соотносит с хаосом до человеческой вселенной. Она часто выступает в едином контексте с сакральными образами ветра и земли, поэтому является компонентом участвующих в формировании индивидуальной картины мира С.И. Липкина. У поэта вода - это образ оценочного характера. Она может быть не только застойной, но и пасхальной, ключевой, родниковой, смещая координаты с отрицательного момента к положительному. Вода/влага - традиционный образ в творчестве автора. Влага связана с мотивом покаяния и забвения, она способна изменяться и так же становится мерилом шкалы ценности. Влага связана с образом души в стихотворениях Семена Липкина.
Валентными образами стихии воды в лирике С.И. Липкина становятся волна и дождь, океан и море.
Волна - своеобразный символ кормилицы, который взращивает стихию моря. Она, как эквивалент воды, способна у С. Липкина стирать границы в макромире, объединять пространство в нечто единое. Образ «гребни волн» обладает у Липкина особой мифопоэтической символикой.
«Трепет света в гребнях волн» создает единый образ макромира, в нем
сохраняется идея того, что вода - это жидкий двойник света. Подобный рисунок возникает в стихотворении Липкина «В экипаже» (1941), где «рвется дождика тонкая пряжа». Этот образ - сложный сплав символов. С одной стороны, он связан с мотивами соединения и посредничества между небом и землей. С другой, Липкин создает «ткань» дождика - символ ткани судьбы, ткани мира, аллюзивно отправляя к образам еще античного мира - трем мойрам, создающим это полотно.
Образ дождя у С.И. Липкина стирает пространственные границы между небом и землей. Дождь - это и оплодотворяющая сила природы, и символ смерти (образ темных вод). Это образ, позволяющий лирическому герою отделиться от самого себя.
Океан - символ мира в лирике Семена Липкина. Это образ пространства, в котором можно увидеть и осмыслить горизонталь и вертикаль. Этот символ мира у поэта связан и с историко-культурным контекстом.
Море бывает разным в стихотворениях поэта. Это и родное Черное море возле Одессы, которое поэт мыслит как «ночное с коврами огня». Это и море, где сливается пространство и время. Если океан - мировое пространство, то море - это время и место. Море - это жизнь. Важной функцией образа моря становится выражение книги бытия, которую читает лирический герой Семена Липкина.
Специфичен образ реки в лирике С.И. Липкина, так как данный образ является самым распространенным в его стихотворениях. Он несет в себе сложную мифопоэтическую семантику, привязан к лирическому герою автора, и имеет топографическое значение. Река в лирике Семена Липкин - это движение и звук. Она тесно сплетена с философским мотивом времени, повторяя важный принцип Гераклита: «нельзя войти в одну реку дважды». Река - это одновременно сосредоточие всего и граница, где сходятся обыденность и бытие. Река, хоть и меняется, но именно она несет в себе потоки памяти между прошлым и настоящим. Ее речь становится тем важным характерным признаком, который сохраняя эту память, соединяет прошлое, настоящее и будущее в единое бесконечное. Образ реки в произведениях С. Липкина связан с реконструкцией горизонтального пространства мира. Это образ России. Семен Липкин использует иногда иную грамматическую форму слова река - речка. Это смещает акценты семантики данного валентного образа воды. Речка - пространство, над которым могут разыгрываться различные события. Иногда это не речка, а какая-нибудь реалия, которая имеет отношение к речке. Например, речное устье, речные коряги, речной туман. Ручей - это образ небольшого водного потока, который не частотен в лирике С.И. Липкина, но имеет сове особое значение. Ручей в данном случае представляет собой образ тайника, скрытого от всеобщего горя, это место - рай.
Одной из характеристик образа реки является ее привязка к конкретному месту в лирике С.И. Липкина. География рек в его стихотворениях разнообразна. С.И. Липкин во многих произведениях упоминает реки России. Особым топографическим гидронимом становится река Дон. Это сакральный образ в сознании поэта. Он становится символом жестокой правды для лирического героя Липкина. Дон - это граница, за которой находится сердце России. Помимо Дона Липкин упоминает и другие реки. Руза - эта река становится воплощением России. Истра - река, на которой стоит новый Иерусалим - Москва. Волга и Днепр. Обе эти реки связаны в сознании поэта с войной. Волга соединена у Липкина с мотивом памяти, она становится образом, вызывающим в сознании лирического героя поэта моменты войны. Днепр - сосредоточие кровавых событий в Бабьем яре.
В своем поэтическом контексте С. Липкин часто упоминает реки Кавказа. Терек так же становится одной из границ России. Поэт с помощью звука и образа передает не просто своеобразие кавказских рек, но и своеобразие отдельной местности и народа, который живет у этих рек.
Река Валерик - это горная чеченская река смерти, с которой в поэзии Липкина связан лермонтовский контекст.
В лирике С.И. Липкина встречается и образ реки, не относящейся к географии России, Нил. В стихотворении «На току» (1977) Нил - символ вечности.
Подобные работы
- Функция цвета в лирике С. Липкина
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ОБРАЗ ЗВЕЗДЫ В ЛИРИКЕ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР М. ЛОХВИЦКОЙ
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - “ПОЧВЕННОЕ” НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА: ТИПОЛОГИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



