Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы планирования и прогнозирования предпринимательской деятельности 8
1.1. Сущность и основные составляющие стратегического планирования и
прогнозирования в предпринимательстве 8
1.2. Механизм определения стратегии развития агропромышленного предприятия 25
1.3. Методы стратегического планирования и прогнозирования предпринимательской деятельности 34
Глава 2. Анализ планирования и прогнозирования предпринимательской деятельности Белгородской области 42
2.1. Состояние и тенденции развития агропромышленного комплекса 42
2.2. Анализ системы стратегического планирования предпринимательской
деятельности агропромышленных предприятий 60
2.3. Прогнозирование деятельности агропромышленного комплекса 73
Глава 3. Совершенствование стратегического планирования и прогнозирования развития агропромышленного комплекса Белгородской области 79
3.1. Проблемы стратегического планирования и прогнозирования предпринимательской деятельности агропромышленных предприятий 79
3.2. Рекомендации по совершенствованию стратегического планирования
предпринимательской деятельности агропромышленных предприятий 88
Заключение 99
Список используемых источников 104
Приложения 113
Актуальность темы исследования. Российская Федерация реализует стратегию инновационного развития страны, в которой основными приоритетами являются: стабилизация численности населения (снижение уровня смертности, рост к 2020 году средней продолжительности жизни до 75 лет) — обеспечение благосостояния, четырехкратное увеличение производительности труда. Государственная программа импортозамещения с рядом целевых отраслевых программ, разработанных в субъектах Российской Федерации гармонично вписывается в эту главную стратегию.
Как и другие секторы и сферы экономики, агропромышленный комплекс старается ставить и осуществлять стратегические цели и задачи, дополнять действующую систему планирования элементами и механизмами стратегического и индикативного планирования. Механизм стратегического планирования еще не вошел в повседневную практику управления и планирования большей части хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса.
Изменяющиеся внешние условия, растущая конкуренция агропродо- вольственных рынков, постоянно обновляющиеся и совершенствующиеся технологии, рождение более гибких управляющих организаций и структур, трудность решения управленческих задач, увеличение ожиданий конечных потребителей, разнообразие персонала, уменьшение срока жизни продукта, появление стратегических групп и множество иных факторов требуют от субъектов агропромышленного комплекса освоения инновационного уровня планирования долгосрочных целей и результативных стратегий. Все это делает тему исследования актуальной.
Степень научной разработанности проблематики. Основателями стратегического планирования считаются Чандлер А. («школа конфигураций»), Эндрюс К. (представитель «школы развития»), Ансофф И. (основатель «школы планирования»). Большой вклад в формирование теории стратегического планирования, внесли труды Амосова А., Афанасьева В., Бережного А., Боголюбова С., Волкова И., Кобелева Н., Кузнецова В., Пахомова А., Попова Н., Трегубова В. и др...
Планирование - это важнейший компонент надлежащего управления и руководства. Планирование помогает гарантировать, что предприятие остается актуальным и реагирует на потребности своего сообщества, а также способствует организационной стабильности и росту. Прогнозирование и планирование - это основы управленческой деятельности на каждом уровне управления. При стратегическом планировании находят решения задачи устойчивого экономического развития хозяйствующего субъекта и укрепления его экономической безопасности. Основная цель экономической стратегии - создание и поддержание конкурентного преимущества предприятия. Эффективная деятельность предприятий возможна лишь при условии разработки планов и стратегии развития.
Механизм формирования и оценки стратегии развития производственного предприятия требует постоянного анализа и совершенствования не только характера стратегий, типа организационных и производственных структур, процедур планирования и контроля, но и стиля руководства, квалификации персонала, их поведения, реакции на новшества. Стратегия развития должна быть поддержана механизмом формирования системы стратегических и оперативных показателей ее оценки, позволяющих контролировать конкретные действия по выполнению целей и стратегий развития. Основной задачей механизма управления является разработка стратегий развития предприятия до уровня основных стадий жизненного цикла и бизнес-процессов подразделений. Механизм реализации стратегии развития промышленного предприятия включает 5 этапов, которые в свою очередь подготавливают к проведению изменений; планируют мероприятия по проведению изменений - перепроектирование организационной структуры, изменение организационной культуры, мобилизация ресурсного потенциала; связаны с определением товаров, рынков сбыта, условий хозяйствования на новых рынках и потенциальных потребителей; позволяют наладить информационную систему, подкрепленную соответствующим программным обеспечением по всем видам ресурсов; позволяют оценить контрольные результаты и работу ответственных за реализацию стратегии развития предприятия. Использование данного механизма реализации стратегии развития на основе внедрения информационной системы позволит получить предприятия которым присущ органический тип хозяйствования.
Предпосылками эффективного осуществления любой продуктивной деятельности, в том числе предпринимательской, являются выявление и учет ее методологических основ. Методологию принято определять как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Выявление методологических основ предпринимательской, как и любой другой деятельности, означает определение ее основных характеристик, принципов, ресурсов, условий, факторов, норм, логической, процессной и временной структуры. Методология стратегического планирования и прогнозирования предпринимательской деятельности охватывает широкий спектр решения прогностических задач, которые необходимо решать для дальнейшего плодотворного функционирования предприятия, в том числе, агропромышленного...
1. Andrews K. R. The Concept of Corporate, 1971
2. Chandler A.D. Strategy and Structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises. Cambridge, Mass, MIT Press,1962, 463p.
3. Абалкин Л.И. Аграрная трагедия России // Вопросы экономики. - 2009. - №9. С. 4-14.
4. Абалкин Л.И. Новый тип экономического мышления. - М.: Экономика. - 1987. - 182 с.
5. Александров А. Управление агропромышленным производством нуждается в совершенствовании правовой основы // Экономист, 2001. №3. - С. 8389.
6. Алексанов Д.С. Бизнес-план инвестиционного проекта в АПК и оценка проекта с позиций национальной экономики // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2006. - № 4. - С. 38-42.
7. Алексахин С.В., Бадин А.В., Николаев А.В., Строганов В.Ю. Прикладной статистический анализ: Учеб. Пособие для вузов. М.: Издательство ПРИОР, 2001. - 224 с.
8. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. Учебно
методическое пособие. — М.: Финансы и статистика. - 1998. — 248 с.
9. Амосов А. Эволюция планирования // Экономист, 2002, - №12. - С. 39-45.
10. Андерсен Т. Статистический анализ временных рядов. - М.: Мир, 1976. - 756 с.
11. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - Спб.: Питер, 1999. 416 с.
12. Антошкин В. Стратегия устойчивого развития регионов на основе учета их социально-типологических характеристик // Экономика и управление.
- 2003. - №6. - С. 83-87.
13. Анчишкин А.И., Соловьев Н.С., Яременко Ю.В. Методы прогнозирования темпов, факторов и структуры развития народного хозяйства. - М.: Наука, 1979. - 402 с.
14. Афанасьев В.Н., Юзбашев М.М. Анализ временных рядов и прогнозирование: Учебник. - М.: Финансы и статистика. - 2001. - 228 с.
15. Баков Н.Х. Индикативное планирование безубыточного сельскохозяйственного производства в Кабардино-балкарской республике // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2003. - № 4. - С. 26-28...99