ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ СЛОВА В ПОЭТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ РЕГИОНА 7
1.1. Специфика поэтического словотворчества 7
1.2. Индивидуально-авторские слова в системе регионально маркированных
языковых средств 17
1.3. Изучение индивидуально-авторских новообразований на
факультативных занятиях по русской словесности в школе 29
Глава II. СЛОВОТВОРЧЕСТВО СОВРЕМЕННЫХ ПОЭТОВ БЕЛГОРОДЧИНЫ 39
2.1. Словотворчество В. Молчанова 39
2.2. Словотворчество Т. Огурцовой 49
2.3. Словотворчество Н. Дроздовой 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
Список использованной литературы 71
Словари 79
Источники 81
Основным элементом художественного текста является слово, следовательно, первостепенной задачей при создании произведения является выбор или конструирование автором единственно необходимого слова, способного наиболее точно, глубоко и ярко выразить его мысль.
Созданные автором слова - это результат его лингвокреативной деятельности, направленной на создание ярких словесных образов. Индивидуально-авторские слова являются важной составляющей художественного текста, так как несут, как правило, большую идейно-смысловую нагрузку и обладают особым изобразительно-выразительным потенциалом. Это обусловливает актуальность фиксации и изучения индивидуально-авторских новообразований, которые определяют особенности идиостиля автора и его идейно-художественных установок. Лексические новообразования отражают стремление поэтов к созданию ярких языковых образов, которые наиболее полно отражают авторскую поэтическую картину мира.
Индивидуально-авторские новообразования в данной работе определяются как созданные автором с определённой художественной целью слова, отсутствующие в языковой традиции. В качестве синонимичных данному термину используются термины авторские слова и лексические новообразования.
Актуальность настоящей работы определяется возросшим интересом лингвистов к проблемам новых слов. Это связано с непрерывным процессом словопроизводства, который отмечается в последние десятилетия. Активное создание новых слов в художественной литературе, в языке масс-медиа и живой разговорной речи обусловливают необходимость исследования новых языковых явлений и требуют их разноаспектного описания. При этом особое внимание уделяется поэтическим текстам, так как созданные поэтом слова являются одним из основных средств выражения образного представления индивидуальном использовании языковых средств, репрезентирующих особенности авторского миропонимания...
Поэтический язык определяется исследователями как особая система средств художественного мышления и эстетического освоения действительности. Основу поэтического текста составляет СЛОВО, которое нельзя рассматривать только как чисто логический знак: оно отличается многообразием смысловых оттенков, особым изобразительно-выразительным потенциалом, отражает индивидуальный тип мышления того или иного автора.
Между обычным языком и языком поэтическим отмечается функциональное различие, которое заключается в том, что для первого основной является коммуникативная функция, направленная на успешное общение, а для второго - эстетическая функция, которая детерминирована необходимостью создания ярких словесных образов, отражающих поэтическую картину автора.
Поэтический текст - организованная система, которая образована взаимосвязанными элементами, выступающими в его пределах как единое целое: это интонация, особый ритмический строй, звуковой образ,
грамматические формы, синтаксические построения. Каждый из перечисленных элементов в свою очередь испытывает влияние этой системы, в результате слово наполняется новым смыслом, предстаёт перед читателем в своём новом качестве.
Стремление к максимальному использованию выразительных возможностей слова приводит авторов к созданию лексических новообразований, с помощью которых поэт создаёт свежий словесный образ, отражающий специфическое видение мира. Анализ языковых особенностей поэтических текстов белгородских авторов выявил многообразие авторских средств, которые позволяют передать реальные картины Белгородчины и в то же время отражают индивидуальный тип поэтического мышления отдельного автора. При этом учитывается, что дискурсивно-региональное пространство образуется не только лингвистическими, но и экстралингвистическими знаниями, которые в целом создают целостный облик дискурсивного пространства белгородского поэтического словотворчества...
1. Александрова, О.И. Русское поэтическое словотворчество / О.И. Александрова // Традиции и новаторство в поэтическом языке. - Т. 218. - Куйбышев, 1978. - С. 3-73.
2. Алефиренко, Н.Ф. Поэтическая картина мира и её отражение в языковом знаке / Н.Ф. Алефиренко // Художественный текст и языковая личность: Материалы IV Всероссийской науч. конф. - Томск: ЦНТИ, 2005. - С. 67-72.
3. Арутюнова, Н.Д. Очерки по словообразованию в современном испанском языке / Н.Д. Арутюнова. - Москва: Наука, 1961. - 234 с.
4. Бабенко, Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. - Москва: Флинта: Наука, 2003. - 496 с.
5. Бабенко, Н.Г. Окказиональное в художественном тексте. Структурносемантический анализ: учеб. пособие / Н.Г. Бабенко. - Калининград: Калининградский университет, 1997. - 81 с.
6. Бакина, М.А. Новообразования в современной поэзии / М.А. Бакина // Русская речь. - 1975. - № 2 - С. 67-74.
7. Бахтин, М.М. Слово в поэзии и прозе / М. Бахтин // Вопросы литературы. - 1972. - № 6. - С. 55-85.
8. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - Москва: Искусство, 1993. - 445 с.
9. Бахтин, М.М. К философским основам гуманитарных наук / М.М. Бахтин // Собр. соч. в 7 т. Т. 5. - Москва, 1996.
10. Бобохидзе, Н.Г. Ответственность художника и словотворчество (на материале русской литературы ХХ века) / Н.Г. Бобохидзе, А.А. Чикваидзе // Семиозис и культура. Вып. 4: Сб. научн. ст. по материалам V Международной конференции «Семиозис и культура: методологические проблемы современного гуманитарного знания» (17-18 апреля 2008 г.). - Сыктывкар: Изд-во Коми пед. ин-та, 2008. - С. 93-97.
11. Богусловская В.В. Художественный и журналистский текст в аспекте
функционально-семантических категорий / В.В. Богусловская, Н.В. Малычева // Русский язык: исторические судьбы и
современность/Международный конгресс русистов-исследователей. Труды и материалы. - М., 2001. - С. 124-125.
12. Болотнова, Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и коммуникативный анализ единиц лексического уровня / Н.С. Болотнова. - Томск: Изд-во Томского университета, 1992. - 309 с.
13. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н.С. Болотнова. - Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2006. - 431 с.
14. Брайнина, Т.Д. Ассоциативные связи слова как основа создания образа в произведениях Саши Соколова: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т.Д. Брайнина. - Москва, 2006. - 24 с.
15. Брагина, А.А. Неологизмы в русском языке / А.А. Брагина. - Москва: Наука, 1973. - 224 с...124