Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная защита многодетных семей в современной России

Работа №176050

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

трудовое право, право соц.обеспечения

Объем работы46
Год сдачи2025
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Понятие многодетных семей в Российской Федерации 6
1.2 Правовое регулирование социальной защиты многодетных семей в РФ 13
2 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
2.1 Основные направления социальной защиты многодетных семей в Российской Федерации 18
2.2 Современное проблемы социальной защиты многодетных семей 21
2.3 Пути совершенствования социальной защиты многодетных семей 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 44

В 2020 г. убыль населения России составила 688,7 тыс. человек, в 2021 г. ‒ 1042,7 тыс. человек, в 2022 г. ‒ 599,6 тыс. человек, в 2023 г. около 600 тыс. человек [39]. Главная причина этих явлений ‒ низкая рождаемость, для обеспечения простого воспроизводства населения суммарный коэффициент рождаемости (СКР) должен составлять не менее 2,15 на каждую женщину 15-49 лет или 2,70 на каждую пару. Иными словами, стратегически устойчивое обеспечение народосбережения возможно только при кратном увеличении количества благополучных многодетных семей коренных народов России (что соответствует и образу будущего страны, обозначенного президентом В.В. Путиным [32]).
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что семьи сталкиваются с рядом трудностей: рождение каждого последующего ребенка увеличивает для семьи риски снижения качества жизни и бедности, социальная инфраструктура часто не ориентирована на большую семью, возникают сложности с использованием декларируемых со стороны государства для многодетных семей мер поддержки.
В то же время многодетные семьи в разных регионах Российской Федерации находятся в неравном положении, так как на уровне субъектов РФ по-разному определяется статус многодетной семьи и связанный с ним набор мер поддержки, в том числе, закрепленных на федеральном уровне (льготы на налог на имущество, на транспортный налог и другие).
Значительное число обращений граждан к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка связаны с вопросами определения семьи к числу многодетных и критериев к получению мер социальной поддержки [34].
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.01.2024 №63 [7] предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям, установленных, в том числе и на федеральном уровне, зависит от нормативного определения на региональном уровне. Иными словами, семьям идентичного состава по количеству и возрасту детей, но проживающим в разных субъектах РФ, предоставляется различный объем социальных мер поддержки и гарантий.
Семьям при посещении других регионов часто недоступны региональные льготы. При переезде даже в соседний регион семья часто теряет право на ряд льгот и иных мер поддержки. Отдельной проблемой является разность подходов к определению семьи в качестве многодетной применительно к различным мерам поддержки на уровне одного региона или муниципалитета.
Поддержка семей с детьми является важнейшей составляющей демографической и социальной политики государства. Семьи с детьми и дети, в частности, являются одной из основных целевых групп социальной политики. Это обусловлено как общегуманитарными задачами, так и важностью инвестиций в человеческий капитал с целью дальнейшего развития страны.
Одной из наиболее незащищенных категорий являются многодетные семьи. Учитывая сложности экономического характера в условиях напряженной международной ситуации, многодетные семьи особенно чувствительны к меняющимся условиям, которые не лучшим образом сказываются на благополучии последних.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере социальной защиты многодетных семей.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие социальную защиту многодетных семей, а также судебная практика.
Целью данной работы является комплексный анализ социальной защиты многодетных семей.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
‒ рассмотреть понятие многодетных семей;
‒ исследовать правовое регулирование социальной защиты многодетных семей в РФ;
‒ определить основные направления социальной защиты многодетных семей в Российской Федерации;
‒ проанализировать современные проблемы социальной защиты многодетных семей;
‒ определить пути совершенствования социальной защиты многодетных семей.
Среди авторов работ по исследуемой теме следует назвать таких ученных, как: Антоненко А.В., Бубнова Т.О., Волостнова Т.И., Гудманова Н.Р., Заварихина Э.А., Лубкова Ю.С., Матвеева Т.П., Сайфуллин Г.П. и другие.
Методология исследования включает в себя общенаучные, специальные и частные юридические методы. Применение автором совокупности этих методов, в частности, логического, сравнительно-правового и формально-юридического позволило осуществить решение задач, поставленных в курсовой работе.
Теоретическое и практическое значение работы заключается в том, что предложения, сформулированные в результате исследования, могут быть использованы при совершенствовании законодательства РФ.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, Кодексы РФ, законодательство в сфере социальной поддержки и другое российское законодательство имеющее отношение к теме исследования.
Эмпирическую основа исследования составили: статистические данные, материалы судебной практики, относящиеся к проблемам, исследуемым в работе.
Структура работы состоит из введения, двух глав, охватывающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
Многодетной семьей в Российской Федерации в данный момент признается семья постоянно или преимущественно проживающая на территории конкретного субъекта Российской Федерации, имеющая трех и более детей. Статус которой устанавливается бессрочно.
Хочется отметить, что несмотря на то, что для улучшения демографической ситуации в стране уже предпринято большинство мер, в частности, выплата дополнительных пособий и иных денежных поощрений, предоставление мест в детских, бесплатного питания в школах и т.д., все же, на наш взгляд, остается важным разработать единый подход к многодетным семьям, который исходил бы от федерального источника. Отсутствие этого приводит к различному подходу к поддержке многодетных семей и к различным возможностям в плане получения льгот и помощи. Из-за чего многие семьи стараются переехать в крупные города, что приводит к нарушению плотности населения того или иного субъекта РФ. Поэтому, закрепив все эти значимые моменты, социальный статус многодетных семей, льготы, права многодетных родителей на законодательном федеральном уровне, у многодетной семьи появится намного больше свободного времени для еще более достойного воспитания своих детей, не придется оббивать пороги муниципальных и региональных представителей власти, а также судов, а также не будет оттока граждан в крупные города
Проанализировав существующую проблематику социального обеспечения многодетных семей, необходимо модернизировать действующую всестороннюю деятельность государства в области государственной поддержки многодетных семей, а именно требуется достижение четкой гарантированности и адресности предоставляемой помощи. Также важным является формирование эффективных мер в части региональной семейной политики, целью которых необходимо обозначить непосредственный учет бюджетно-финансовых, рыночно-трудовых возможностей каждого субъекта Российской Федерации и его сопоставление с реальными потребностями многодетных семей.
Хотим отметить о необходимости установления единой социальной поддержки для многодетных семей на федеральном уровне, о чем свидетельствуют многочисленные обращения общественных организаций и граждан, речь об этом ведется уже давно.
Для модернизации мер социальной поддержки и приведения их в соответствие с вызовами, стоящими перед государством, на федеральном и региональном уровне нужно предпринять целый ряд шагов в области реформирования системы социального обеспечения семей, имеющих детей.
Направления реформирования системы:
‒ построение более сложной системы определения нуждаемости граждан в социальных адресных пособиях (в основу данной системы должна быть положена дифференциация получателей по возрасту детей, а также учет разных совокупных потребностей семей в зависимости от их состава);
‒ обеспечение гарантий равномерности оказания социальной поддержки в разрезе разных возрастных групп (учитывая объективно различающиеся потребности семей);
‒ обеспечение строгой адресности выплат и устранение реального дефицита доходов населения;
‒ предоставление адекватного размера социальных адресных выплат за счет инвентаризации существующих мер и перераспределения ресурсов, направляемых на их финансирование.
Законодатель предусмотрел высокий уровень гарантий, позволяющих родителям максимально совмещать свои трудовые обязанности с семейными. Для это разработаны и внедрены меры государственной социальной поддержки семей с детьми в различных областях.
На основе анализа существующих законодательных норм и научных исследований, для обеспечения достойного уровня жизни семей с детьми, повышения рождаемости и улучшения демографической ситуации в стране следует принять ряд мер.
Во-первых, рассмотреть вопрос об увеличении размера выплаты пособий по уходу за ребенком, который позволил бы в первый год нахождения в отпуске по уходу за ребенком получать не 40%, а 100% средней заработанной платы.
Во-вторых, продлить период выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора лет до достижения ребенком возраста трех лет, который соответствовал бы региональному прожиточному минимуму ребенка.
В-третьих, строительство новых дошкольных образовательных учреждений, которое снизило бы очередность на места в детские сады, а также позволило создать необходимые условия для раскрытия и развития способностей и талантов у детей. Благодаря этому, все больше семей смогут получать возможность обеспечения своих детей полноценным развитием в современных условиях.
В-четвертых, продолжить дальнейшее развитие системы социальной поддержки для одиноких родителей и многодетных семей.
Хотим отметить о необходимости установления единой социальной поддержки для многодетных семей на федеральном уровне, о чем свидетельствуют многочисленные обращения общественных организаций и граждан, речь об этом ведется уже давно.
Нормативно-правовое закрепление федеральной социальной поддержки многодетной семьи возможно следующими способами:
‒ посредством внесения поправок в Семейный Кодекс РФ;
‒ посредством принятия специального федерального закона (лучший вариант ‒ инициирование закона Президентом Российской Федерации);
‒ посредством внесения изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
‒ посредством внесения изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;
‒ посредством обновления указа Президента РФ № 63 от 23.01.2024.
В ходе исследования были выявлены проблемные области социального обеспечения многодетных семей и предложены пути преодоления пути их решения.
Анализируя изложенный материал, с очевидностью можно утверждать, что принятые меры государственной социальной поддержки семей с детьми безусловно скажутся на поддержании достаточного уровня жизни граждан. Политика государства, направленная на социальную поддержку семей с детьми, является действенным механизмом влияния на улучшение социально-демографической ситуации в стране и материального положения, сокращения уровня их бедности. А предлагаемые нововведения позволят сделать систему выплат более гибкой и справедливой, учитывая изменяющиеся потребности и реалии жизни родителей.



1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 14.03.2020) // Российская газета. ‒ 2020. – № 144.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 23.03.2024) // Собрание законодательства РФ. ‒ 1998. ‒ №31. ‒ ст. 3824.
3. Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ (ред. от 28.12.2024) // Собрание законодательства РФ. ‒ 2001. ‒ №44. ‒ ст.4147.
4. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон от 19.05.1995 №81-ФЗ (ред. от 25.12.2024) // Собрание законодательства РФ. ‒ 1995. ‒ №21. ‒ ст. 1929.
5. Об ипотеке (залоге недвижимости): Федеральный закон от 16.07.1998 №102-ФЗ (ред. от 25.12.2024) // Российская газета. ‒ 2005. ‒ №1.
6. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ (ред. от 28.02.2025) // Собрание законодательства РФ. ‒ 2007. ‒ №41. ‒ ст. 4849.
7. О мерах социальной поддержки многодетных семей: Указ Президента РФ от 23.01.2024 №63 // Собрание законодательства РФ. ‒ 2024. ‒ №5. ‒ ст. 665.
8. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р // Консультант Плюс: [сайт]. ‒ URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167897/ (дата обращения: 10.03.2025).
9. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2016 г. №1438: Постановление Правительства РФ от 24.08.2022 №1488 // Собрание законодательства РФ. ‒ 2022. ‒ №35. ‒ ст. 6118.
10. О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае: Закон Приморского края от 08.11.2011 № 837-КЗ (ред. от 02.04.2024) // Консорциум Кодекс: [сайт]. ‒ URL: https://docs.cntd.ru/document/494215687 (дата обращения: 10.03.2025).
11. О мерах по социальной поддержке многодетных семей: Указ губернатора Ивановской области от 27.03.2024 № 26-уг // Консорциум Кодекс: [сайт]. ‒ URL:https://docs.cntd.ru/document/906408190 (дата обращения: 10.03.2025).
12. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 №372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» // Консультант Плюс ‒ URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152925/ (дата обращения: 10.03.2025).
13. ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения // Консультант Плюс: [сайт]. ‒ URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135597/ (дата обращения: 10.03.2025).
14. О земельных отношениях в Томской области: Закон Томской области от 09.07.2015 №100-ОЗ (ред. от 18.03.2024) // http://kodeks.karelia.ru/api/show/467921799 (дата обращения: 10.03.2025).

Материалы судебной практики
15. Определение Конституционного Суда РФ от 09.11.2017 №2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Консультант Плюс ‒ URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_283087/ (дата обращения: 10.03.2025).
16. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Определение Верховного Суда РФ от 26.11.2009 №29-В09-6 // Гарант: [сайт]. ‒ URL: https://base.garant.ru/1795520/ (дата обращения: 10.03.2025).
17. Решение Санкт-Петербургского городского суда от 16.06.2022 № 2-6303/22 // Официальный сайт Санкт-Петербургского городского суда. – URL: http://sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru (дата обращения: 10.03.2025).
18. Решение Нижневартовского городского суда №2-1738/2022 от 20.09.2022 // Судебные и нормативные акты РФ: интернет-портал. ‒ URL: https://sudact.ru/regular/doc/SNWUqYDH (дата обращения: 10.03.2025).
19. Решение Няганского городского суда №21-1551/2023 от 15.08.2023 // Судебные и нормативные акты РФ: интернет-портал. ‒ URL: https://sudact.ru/regular/doc/hzSNWDUqYDdH/?regular-txt=®ular-case_doc=®ular-lawchunkinfo (дата обращения: 10.03.2025).

Учебная и научная литература
20. Бегиева Б.М. Социальная защита многодетных семей // Вопросы науки и образования. ‒ 2022. ‒ № 1 (157). ‒ С. 84-86.
21. Волостнова, Т.И. Орден «Родительская слава» как государственное поощрение многодетных родителей // ЮНОСТЬ. НАУКА. КУЛЬТУРА. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. ‒ 2022. ‒ С. 119-121.
22. Лубкова Ю.С. К вопросу о совершенствовании программы социальной поддержки многодетной семьи в России // В сборнике: Инновационный потенциал развития науки в контексте междисциплинарных исследований. Материалы XXXV Всероссийской научно-практической конференции.С Ростов-на-Дону, 2021. ‒ С. 255-258.
23. Миргалиева Д.А., Гареева З. Социальная защита многодетных семей // Наука через призму времени. ‒ 2022. ‒ № 1 (58). ‒ С. 102-103.
24. Павленко П.С. Социальная поддержка многодетных семей // NovaUm.Ru. ‒ 2022. ‒ № 40. ‒ С. 152-154.
25. Сайфуллин Г.П. Правовое положение (статус) многодетной семьи в Российской Федерации: текущее состояние и концептуальные предложения с позиции максимизации результативности семейно-демографической политики и интеграции лучших практик // Социально-политические науки. ‒ 2023. ‒ № 6. ‒ С. 119-129.
26. Саттарова Л.В. Государственная политика в области социальной поддержки семей с детьми в России // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. ‒ 2023. ‒ № 24. ‒ С. 151-155.
27. Труфанова К.А., Семерентьева М.А. Анализ проблем нормативно-правового регулирования реализации мер социального обеспечения многодетных семей // Интеллектуальные ресурсы ‒ региональному развитию. ‒ 2023. ‒ № 2. ‒ С. 243-250.
28. Фатнева М.А. Меры социальной поддержки многодетных семей // В сборнике: Фундаментальные научно-практические исследования: основные итоги ‒ 2020. Сборник научных трудов по материалам V Международной научно-практической конференции. ‒ 2020. ‒ С. 80-87.
29. Фофонова У.А. Получение статуса многодетной семьи в РФ: проблемные аспекты // Матрица научного познания. ‒ 2023. ‒ № 10-1. ‒ С. 491-496.
30. Царева И.В. Вопросы федерального регулирования социальной поддержки многодетных семей // Человек. Социум. Общество. ‒ 2023. ‒ № 4. ‒ С. 127-131.

Электронные ресурсы
31. Всероссийская перепись населения 2020 года // Росстат: [сайт]. ‒ URL: https://rosstat.gov.ru/vpn/2020 (дата обращения: 10.03.2025).
32. Выступление В.В. Путина на съезде партии «Единая Россия» 24.08.2021 // Российская газета: [сайт]. ‒ URL: https://rg.ru/2021/08/24/vladimir-putin-vystupil-na-sezde-partii-edinaia-rossiia-glavnoe.html (дата обращения: 10.03.2025).
33. Данные по переписям населения (ВПН-2010 и ВПН-2020) // Росстат: [сайт]. ‒ URL: https://rosstat.gov.ru/perepisi_naseleniya (дата обращения: 10.03.2025).
34. Доклад в Государственную Думу РФ заместителя председателя Правительства РФ по вопросам социальной политики // Государственная дума: [сайт]. ‒ URL: http://duma.gov.ru/multimedia/video/events/94173/ (дата обращения: 10.03.2025).
35. Информация о земельных участках, планируемых к предоставлению в 2024 году // Томский район: [сайт]. ‒ URL: https://www.tradm.ru/o-rayone/zemlya/peredacha-uchetnykh-del-lgotnykh-kategoriy-grazhdan-v-selskie-poseleniya-/ (дата обращения: 10.03.2025).
36. Информация о количестве многодетных семей в субъектах Российской Федерации // Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей: [сайт]. ‒ URL: https:// http://komitet2-6.km.duma.gov.ru/upload/site8/document_news/028/489/817/7.1.1._Prilozhenie_Mintrud_Rossii-tablitsa_o_kolichestve_mnogodetnykh_semey.pdf (дата обращения: 10.03.2025).
37. Семья, материнство и детство // Росстат: [сайт]. ‒ URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13807 (дата обращения: 10.03.2025)
38. Хартия «Калининград – большая семья» // Правительство Калининградской области: [сайт]. ‒ URL: https://gov39.ru/khartiya-kaliningrad-bolshaya-semya/ (дата обращения: 10.03.2025).
39. Численность населения // Росстат: [сайт]. ‒ URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 10.03.2025).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ