Введение
1. Теоретические основы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО ....
1.1 Понятие самостоятельности в педагогических исследованиях 8
1.2 Требования ФГОС ДО и программ дошкольного образования к
формированию самостоятельности дошкольников
1.3 Особенности формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. ...
2. Опытно - экспериментальная работа по изучению уровня
сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в детском саду
2.1 Описание методов и методик исследования 21
2.2 Программа формирования самостоятельности у детей старшего 29
дошкольного возраста
2.3 Методические рекомендации по формированию самостоятельности 45
у детей старшего дошкольного возраста
Заключение 49
Список использованных источников 52
В настоящее время проблема формирования самостоятельности поднимается на различных уровнях. Словосочетание «формирование самостоятельности» все чаще встречается в документах, отражающих ведущие направления развития отечественной системы образования. Так, в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования обнаруживается неоднократное обращения к этому качеству: «формирование инициативности, самостоятельности и ответственности» детей [33]. Все это говорит о том,что формирование самостоятельности у детей становится одной из приоритетных задач для дошкольной педагогики.
Цель исследования: изучение в теоретическом и практическом аспектах формирования самостоятельности в старшем дошкольном возрасте в условиях детского сада.
Объект исследования: формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Гипотеза: процесс формирования самостоятельности старших дошкольников может стать успешнее если:
1. Определена сущность самостоятельности дошкольников в единстве когнитивный, эмоционально - волевой, деятельностный компонентов.
2. Разработана и апробирована программа формирования самостоятельности дошкольников в игровой,художественно¬изобразительной и трудовой деятельности.
3. Разработаны программы диагностики уровня сформированности самостоятельности дошкольников, определены критерии и уровни сформированности самостоятельности дошкольников.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать понятие самостоятельности в педагогических исследованиях.
2. Рассмотреть требования ФГОС ДО и программ дошкольного образования к формированию самостоятельности дошкольников.
3. Выделить особенности формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
4. Провести опытно - экспериментальную работу по изучению уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в детском саду.
5. Составить методические рекомендации по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании применялись методы: Теоретические - составление библиографии, анализ психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования, реферирование, тезирование; эмпирические - изучение опыта педагогов, педагогическое наблюдение, экспериментальная работа.
К исследованию проблемы формирования самостоятельности детей дошкольного возраста обращались Л.В. Жарова, М.А. Котова, Н.Я. Михайленко, О.В. Солнцева.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы могут использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений в практической деятельности и студентами в вузах при подготовке к практическим занятиям.
Экспериментальное исследование было проведено на базе МБДОУ №31 «Аленушка» г. Лесосибирска, выборка исследования представлена детьми старшего дошкольного возраста в количестве 19 человек.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикации статей «Формирование самостоятельности у старших дошкольников в условиях ДОУ» и «Методические рекомендации по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста» [32].
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, который включает 52 наименований, 5 таблиц, приложений. Общий объем работы составляет 59 страниц.
В результате нашего исследования, мы пришли к следующим выводам.
Мы проанализировали понятие «самостоятельность» в педагогических исследованиях, и в контексте нашего исследования под понятием «самостоятельность детей старшего дошкольного возраста» мы будем понимать готовность дошкольника совершать действия без помощи других, вносить элементы новизны и творчества в свою деятельность, иметь собственные (независимые) суждения; контролировать и корректировать свою деятельность; объективно оценивать ее результаты; прогнозировать (планировать) свою деятельность.
Мы рассмотрели требования ФГОС ДО и программ дошкольного образования к формированию самостоятельности дошкольников, и пришли к выводу, что формирование самостоятельности является необходимой предпосылкой готовности дошкольника к школьному обучению.
Мы выделили особенности формирования самостоятельности детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении в игровой, трудовой и художественно-эстетической деятельностях, такие как: умение планировать и выполнять поставленные задачи без указаний и помощи со стороны взрослого; умение находить новые знания, опираясь на полученный опыт; умение преодолевать трудности при выполнении заданий; умение вносить элементы творчества в самостоятельную деятельность. Мы также можем отметить, что формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста осуществляется педагогом через систему методов (наблюдение, объяснение, поручение, постановка дошкольников в позицию «взрослых», формирование у дошкольников обширного кругозора).
Мы провели опытно - экспериментальную работу по формированию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в игровой, трудовой и художественно-изобразительной деятельности в старшей группе МБДОУ № 31 «Аленушка» г. Лесосибирска. В исследовании принимали участие 19 детей старшего дошкольного возраста.
Первым этапом опытно-экспериментальной работы мы провели диагностику самостоятельности детей старшей группы. Для этого мы использовали требования диагностики самостоятельности из образовательной Программы МБДОУ №31 «Аленушка», ориентируясь на требования ФГОС ДО. Нами были предложены методы наблюдения за игровой, трудовой и художественно-изобразительной деятельностью детей старшего дошкольного возраста и методика: «Дорисовывание кругов» Т.С. Комаровой.
В результате мы получили такие данные: на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы низкий уровень самостоятельности у 5 дошкольников (26%); средний уровень самостоятельности у 11 дошкольников (57,2%); высокий уровень самостоятельности имеют 3 дошкольника (15,6%).
Дальнейшим этапом опытно-экспериментальной части работы явилась разработка программы формирования самостоятельности старших дошкольников через систему методов (беседа, игра, поручения, наблюдения), направленных на формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в игровой, трудовой, художественно-изобразительной деятельности.
По окончании формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, мы провели повторную диагностику самостоятельности, используя методику и методы констатирующего этапа работы, анализ результатов показал, что произошла значительная динамика уровней развития самостоятельности: низкий уровень самостоятельности не показал ни один дошкольник; средний уровень самостоятельности у 13 дошкольников (67,6%); высокий уровень самостоятельности продемонстрировали 6 дошкольника (31,2%).
Исходя из того, что произошла положительная динамика в развитии самостоятельности дошкольников, можно утверждать, что предложенные нами формы и методы работы в ходе опытно-экспериментальной работы способствуют развитию их самостоятельности в игровой, трудовой, художественно-изобразительной деятельности. Наиболее эффективными приемами, по нашему мнению, являются поручения, положительный пример, игра, эксперимент, наблюдение. Следовательно, использование их в образовательном процессе ДОУ формирование самостоятельности старших дошкольников будет проходить более эффективно.
Таким образом, задачи исследования нами решены, гипотеза подтверждена, цель достигнута.
1. Акулова, Е.Ф. Формирование индивидуальности, самостоятельности и ответственности у дошкольников посредством подвижных игр / Е.Ф. Акулова // Наука, образование, общество. - 2015. - № 4. - С. 38-52.
2. Алекинова, О.В. Развитие самостоятельности у дошкольников в процессе создания учебно - дидактического материала / О.В. Алекинова // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы V Международной научной конференции. - Санкт-Петербург, 2014. - С. 47 - 48.
3. Атарова, А.Н. Психолого - педагогическая диагностика самостоятельности старших дошкольников в детских видах деятельности / А.Н. Атарова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6. - С. 392¬398.
4. Бакаева, О.Н. Социальные ситуации развития как средство формирования самостоятельности у старших дошкольников / О.Н. Бакаева // Детский сад от А до Я. - 2014. - № 6. - С. 96-100.
5. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учебник / А.С. Белкин. - Москва: Академия, 2000. - 142 с.
6. Белоусова, Л.В. Развитие самостоятельности дошкольников в экспериментально - поисковой деятельности / Л.В. Белоусова, Н.Н. Ставринова // Актуальные вопросы современной науки. - 2009. - № 7. - С. 6 -14.
7. Беляева, В.П. Развитие самостоятельности дошкольников в художественном творчестве / В.П. Беляева // В сборнике: Наука и образование Материалы III Международной научно-практической конференции. Научно-образовательное учреждение «Вектор науки». -Таганрог, 2015. - С. 14 - 17
8. Болотникова, О.П. Психолого - педагогические условия формирования самостоятельности у детей 6 - 7 лет / О.П. Болотникова, О.А. Еник, А.А. Ошкина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№4. - С. 22.
9. Бутенко, Н.В. Формирование основ творческой самостоятельности дошкольника в процессе продуктивной деятельности / Н.В. Бутенко // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 2. - С. 76-77.
10. Ветлугина, Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников: науч. изд. / Н.А. Ветлугина. - Москва: Педагогика, 1980. - 208 с.
11. Габай, Т.В. Научные идеи П.Я. Гальперина и их развитие в современной деятельностной теории учения / Т.В. Габай // Культурно - историческая психология. - 2012. - № 4. - С. 28-37.
12. Гурина, И.А. Проблема развития познавательной самостоятельности как качества личности в отечественной психологии / И.А. Гурина, О.В. Шпак // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№ 5. - С. 644.
13. Гусарова, Е.Н. Формирование самостоятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения / Е.Н. Гусарова, Е.А. Соколова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 1. - С. 110-112.
14. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - Санкт - Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
15. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - Санкт - Петербург: Питер, 2016. - 464 с.
16. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности: науч. изд. / Л.В. Жарова. - Москва, 1992. - 98 с.
17. Зверев, И.Д. Проблема самостоятельности учащихся в учебной работе / И.Д. Зверев // Народное образование. - 1976. - № 3. - С. 118.
18. Зебзеева В.А. Развитие самостоятельности детей дошкольного возраста // В сборнике: Наука сегодня: теория, практика, инновации сборник XI Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 332-339.
19. Каримов, В.Р. Структура и компоненты двигательной самостоятельности старших дошкольников / В.Р. Каримов // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 6. - С. 220-224.
20. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество: учеб. пособие / Т.С. Комарова. - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 72 с.
21. Котова, М.А. Изучение уровня сформированности самостоятельности дошкольников шестого года жизни / М.А. Котова // Новая наука: От идеи к результату. - 2016. - № 12-2. - С. 91-93.
22. Котова, М.А. К вопросу о формировании самостоятельности дошкольников / М.А. Котова // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2015. - № 6-2. - С. 51-53.
23. Красникова, А.Н. Воспитание инициативы и самостоятельности детей / А.Н. Красникова, А.К. Князькина, К.М. Огонькова // В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Отв. ред. Яковлева Т.В. - Чебоксары, 2015. - С. 153-156.
24. Лапаева, И.В. Формирование самостоятельности дошкольников посредством продуктивной деятельности / И.В. Лапаева // В сборнике: Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы Сборник статей Международной научно-практической конференции. Отв. ред. Сукиасян А.А. - Уфа, 2015. - С. 175 - 177.
25. Лернер, И.Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся: новые исследования в педагогике: науч. изд. / И.Я. Лернер. - Москва, 1971. - 45 с.
26. Липунова, М.В. Становление самостоятельности дошкольников как условие дальнейшего обучения в школе / М.В. Липунова, А.А. Романов // В сборнике: Детство, открытое миру Сборник материалов Всероссийской научно - практической конференции. Омский государственный педагогический университет. - Омск, 2016. - С. 23-27.
27. Мазур, Н.А. Самостоятельность дошкольников в рамках компетентностного подхода / Н.А. Мазур // В сборнике: Новые технологии в образовании Материалы XXI Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. - Таганрог, 2015. - С. 20-23.
28. Машковцева, Л.М. К вопросу проявления самостоятельности у дошкольников / Л.М. Машковцева // В сборнике: Наука и образование в социокультурном пространстве современного общества Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. - Смоленск, 2016. - С. 80-81.
29. Микерина, А.С. Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста / А.С. Микерина // Детский сад: теория и практика. -2016. - № 6 (66). - С. 54-61.
30. Минина, А.В. Компетентность современных родителей в воспитании самостоятельности у дошкольников / А.В. Минина // Дискуссия. - 2014. - № 1. - С. 131-137.
31. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: учеб. пособие / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - Москва: ГНОМ и Д, 2000. - 142 с.
32. Михайлова, С.М. https://znanio.ru/media/formirovanie_
samostoyatelnosti_u_starshih_doshkolnikov_v_usloviyah_dou-92139
https://znanio.ru/media/metodicheskie_rekomendatsii_po_formirovaniyu_samostoyatelnosti_u_doshkolnikov-92140
33. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнаука России от 17.10.2013 №1155 // Официальные документы в образовании. - 2013. - №36. - С. 22.
34. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. - Москва: Оникс, 2008. - 412 с.
35. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - Москва: Издательство МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. - 361 с.
36. Охулкова, И.В. Формирование самостоятельности дошкольников в обучении: актуальность и проблемы / И.В. Охулкова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - № 30. - С. 189-191.
37. Педагогика: Большая современная энциклопедия / под ред. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2005. - 452 с.
38. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика: учебник / Н.О. Пичугина, С.В. Ассаулова, Г.А. Айдашева. - Москва: Феникс, 2015. - 342 с.
39. Примерная образовательная программа дошкольного образования / О.А. Мистрюкова, О.В. Сагдеева, О.А. Говорущенко и др. - 2016. - 86 с.
40. Прудякова, Л.Л. Педагогические условия развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе трудового воспитания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 10. - С. 251-255.
41. Радуга: Примерная образовательная программа дошкольного образования / С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова и др. - Москва: Просвещение, 2014. - 232 с.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. Санкт-Петербург, 2002. - 720 с.
43. Рыбак, Е.В. Самостоятельность как вектор коммуникативного и творческого развития дошкольника / Е.В. Рыбак // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 10. - С. 18-27.
44. Савченко, М.В. К проблеме определения критериев и показателей самостоятельности в игровой деятельности детей дошкольного возраста /М.В. Савченко // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1. - с. 41 - 49.
45. Смолева, Т.О. К исследованию вопроса о формировании самостоятельности у старших дошкольников в художественно - трудовой деятельности / Т.О. Смолева, С.А. Радченко // В сборнике: Современные концепции развития науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Отв. ред. Сукиасян А.А. - Уфа, 2015. - С. 154 - 157.
46. Сухачева, Е.Н. Воспитание самостоятельности у старших дошкольников / Е.Н. Сухачева, Т.Е. Гребенщикова, Н.Е. Проскурина // В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика III Международная научно-практическая конференция. - 2015. - С. 170-172.
47. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие / Н.Ф. Талызина. - Москва, 1998. - 288 с.
48. Токарева, Т.А. Изменение содержания образовательной деятельности в условиях нового федерального государственного стандарта дошкольного образования / Т.А. Токарева // Научно-педагогическое обозрение. - 2016. - № 2. - С. 118-123.
49. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Москва: Омега - Л., 2014. - 134 с.
50. Цукерман, Г.А. Развитие учебной самостоятельности: учебник / Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер. - Москва: ОИРО, 2010. - 432 с.
51. Чебровская, С.В. Психологические аспекты самостоятельности дошкольников / С.В. Чебровская //Амурский научный вестник. - 2014. - № 4.- С. 183-189.
52. Щукина, Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике: науч. изд. / Г.И. Щукина. - Москва, 1971. - 351 с.