ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
|
Введение
1. Теоретические основы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО ....
1.1 Понятие самостоятельности в педагогических исследованиях 8
1.2 Требования ФГОС ДО и программ дошкольного образования к
формированию самостоятельности дошкольников
1.3 Особенности формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. ...
2. Опытно - экспериментальная работа по изучению уровня
сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в детском саду
2.1 Описание методов и методик исследования 21
2.2 Программа формирования самостоятельности у детей старшего 29
дошкольного возраста
2.3 Методические рекомендации по формированию самостоятельности 45
у детей старшего дошкольного возраста
Заключение 49
Список использованных источников 52
1. Теоретические основы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО ....
1.1 Понятие самостоятельности в педагогических исследованиях 8
1.2 Требования ФГОС ДО и программ дошкольного образования к
формированию самостоятельности дошкольников
1.3 Особенности формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. ...
2. Опытно - экспериментальная работа по изучению уровня
сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в детском саду
2.1 Описание методов и методик исследования 21
2.2 Программа формирования самостоятельности у детей старшего 29
дошкольного возраста
2.3 Методические рекомендации по формированию самостоятельности 45
у детей старшего дошкольного возраста
Заключение 49
Список использованных источников 52
В настоящее время проблема формирования самостоятельности поднимается на различных уровнях. Словосочетание «формирование самостоятельности» все чаще встречается в документах, отражающих ведущие направления развития отечественной системы образования. Так, в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования обнаруживается неоднократное обращения к этому качеству: «формирование инициативности, самостоятельности и ответственности» детей [33]. Все это говорит о том,что формирование самостоятельности у детей становится одной из приоритетных задач для дошкольной педагогики.
Цель исследования: изучение в теоретическом и практическом аспектах формирования самостоятельности в старшем дошкольном возрасте в условиях детского сада.
Объект исследования: формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Гипотеза: процесс формирования самостоятельности старших дошкольников может стать успешнее если:
1. Определена сущность самостоятельности дошкольников в единстве когнитивный, эмоционально - волевой, деятельностный компонентов.
2. Разработана и апробирована программа формирования самостоятельности дошкольников в игровой,художественно¬изобразительной и трудовой деятельности.
3. Разработаны программы диагностики уровня сформированности самостоятельности дошкольников, определены критерии и уровни сформированности самостоятельности дошкольников.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать понятие самостоятельности в педагогических исследованиях.
2. Рассмотреть требования ФГОС ДО и программ дошкольного образования к формированию самостоятельности дошкольников.
3. Выделить особенности формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
4. Провести опытно - экспериментальную работу по изучению уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в детском саду.
5. Составить методические рекомендации по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании применялись методы: Теоретические - составление библиографии, анализ психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования, реферирование, тезирование; эмпирические - изучение опыта педагогов, педагогическое наблюдение, экспериментальная работа.
К исследованию проблемы формирования самостоятельности детей дошкольного возраста обращались Л.В. Жарова, М.А. Котова, Н.Я. Михайленко, О.В. Солнцева.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы могут использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений в практической деятельности и студентами в вузах при подготовке к практическим занятиям.
Экспериментальное исследование было проведено на базе МБДОУ №31 «Аленушка» г. Лесосибирска, выборка исследования представлена детьми старшего дошкольного возраста в количестве 19 человек.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикации статей «Формирование самостоятельности у старших дошкольников в условиях ДОУ» и «Методические рекомендации по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста» [32].
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, который включает 52 наименований, 5 таблиц, приложений. Общий объем работы составляет 59 страниц.
Цель исследования: изучение в теоретическом и практическом аспектах формирования самостоятельности в старшем дошкольном возрасте в условиях детского сада.
Объект исследования: формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Гипотеза: процесс формирования самостоятельности старших дошкольников может стать успешнее если:
1. Определена сущность самостоятельности дошкольников в единстве когнитивный, эмоционально - волевой, деятельностный компонентов.
2. Разработана и апробирована программа формирования самостоятельности дошкольников в игровой,художественно¬изобразительной и трудовой деятельности.
3. Разработаны программы диагностики уровня сформированности самостоятельности дошкольников, определены критерии и уровни сформированности самостоятельности дошкольников.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать понятие самостоятельности в педагогических исследованиях.
2. Рассмотреть требования ФГОС ДО и программ дошкольного образования к формированию самостоятельности дошкольников.
3. Выделить особенности формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
4. Провести опытно - экспериментальную работу по изучению уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в детском саду.
5. Составить методические рекомендации по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании применялись методы: Теоретические - составление библиографии, анализ психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования, реферирование, тезирование; эмпирические - изучение опыта педагогов, педагогическое наблюдение, экспериментальная работа.
К исследованию проблемы формирования самостоятельности детей дошкольного возраста обращались Л.В. Жарова, М.А. Котова, Н.Я. Михайленко, О.В. Солнцева.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы могут использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений в практической деятельности и студентами в вузах при подготовке к практическим занятиям.
Экспериментальное исследование было проведено на базе МБДОУ №31 «Аленушка» г. Лесосибирска, выборка исследования представлена детьми старшего дошкольного возраста в количестве 19 человек.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикации статей «Формирование самостоятельности у старших дошкольников в условиях ДОУ» и «Методические рекомендации по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста» [32].
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, который включает 52 наименований, 5 таблиц, приложений. Общий объем работы составляет 59 страниц.
В результате нашего исследования, мы пришли к следующим выводам.
Мы проанализировали понятие «самостоятельность» в педагогических исследованиях, и в контексте нашего исследования под понятием «самостоятельность детей старшего дошкольного возраста» мы будем понимать готовность дошкольника совершать действия без помощи других, вносить элементы новизны и творчества в свою деятельность, иметь собственные (независимые) суждения; контролировать и корректировать свою деятельность; объективно оценивать ее результаты; прогнозировать (планировать) свою деятельность.
Мы рассмотрели требования ФГОС ДО и программ дошкольного образования к формированию самостоятельности дошкольников, и пришли к выводу, что формирование самостоятельности является необходимой предпосылкой готовности дошкольника к школьному обучению.
Мы выделили особенности формирования самостоятельности детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении в игровой, трудовой и художественно-эстетической деятельностях, такие как: умение планировать и выполнять поставленные задачи без указаний и помощи со стороны взрослого; умение находить новые знания, опираясь на полученный опыт; умение преодолевать трудности при выполнении заданий; умение вносить элементы творчества в самостоятельную деятельность. Мы также можем отметить, что формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста осуществляется педагогом через систему методов (наблюдение, объяснение, поручение, постановка дошкольников в позицию «взрослых», формирование у дошкольников обширного кругозора).
Мы провели опытно - экспериментальную работу по формированию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в игровой, трудовой и художественно-изобразительной деятельности в старшей группе МБДОУ № 31 «Аленушка» г. Лесосибирска. В исследовании принимали участие 19 детей старшего дошкольного возраста.
Первым этапом опытно-экспериментальной работы мы провели диагностику самостоятельности детей старшей группы. Для этого мы использовали требования диагностики самостоятельности из образовательной Программы МБДОУ №31 «Аленушка», ориентируясь на требования ФГОС ДО. Нами были предложены методы наблюдения за игровой, трудовой и художественно-изобразительной деятельностью детей старшего дошкольного возраста и методика: «Дорисовывание кругов» Т.С. Комаровой.
В результате мы получили такие данные: на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы низкий уровень самостоятельности у 5 дошкольников (26%); средний уровень самостоятельности у 11 дошкольников (57,2%); высокий уровень самостоятельности имеют 3 дошкольника (15,6%).
Дальнейшим этапом опытно-экспериментальной части работы явилась разработка программы формирования самостоятельности старших дошкольников через систему методов (беседа, игра, поручения, наблюдения), направленных на формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в игровой, трудовой, художественно-изобразительной деятельности.
По окончании формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, мы провели повторную диагностику самостоятельности, используя методику и методы констатирующего этапа работы, анализ результатов показал, что произошла значительная динамика уровней развития самостоятельности: низкий уровень самостоятельности не показал ни один дошкольник; средний уровень самостоятельности у 13 дошкольников (67,6%); высокий уровень самостоятельности продемонстрировали 6 дошкольника (31,2%).
Исходя из того, что произошла положительная динамика в развитии самостоятельности дошкольников, можно утверждать, что предложенные нами формы и методы работы в ходе опытно-экспериментальной работы способствуют развитию их самостоятельности в игровой, трудовой, художественно-изобразительной деятельности. Наиболее эффективными приемами, по нашему мнению, являются поручения, положительный пример, игра, эксперимент, наблюдение. Следовательно, использование их в образовательном процессе ДОУ формирование самостоятельности старших дошкольников будет проходить более эффективно.
Таким образом, задачи исследования нами решены, гипотеза подтверждена, цель достигнута.
Мы проанализировали понятие «самостоятельность» в педагогических исследованиях, и в контексте нашего исследования под понятием «самостоятельность детей старшего дошкольного возраста» мы будем понимать готовность дошкольника совершать действия без помощи других, вносить элементы новизны и творчества в свою деятельность, иметь собственные (независимые) суждения; контролировать и корректировать свою деятельность; объективно оценивать ее результаты; прогнозировать (планировать) свою деятельность.
Мы рассмотрели требования ФГОС ДО и программ дошкольного образования к формированию самостоятельности дошкольников, и пришли к выводу, что формирование самостоятельности является необходимой предпосылкой готовности дошкольника к школьному обучению.
Мы выделили особенности формирования самостоятельности детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении в игровой, трудовой и художественно-эстетической деятельностях, такие как: умение планировать и выполнять поставленные задачи без указаний и помощи со стороны взрослого; умение находить новые знания, опираясь на полученный опыт; умение преодолевать трудности при выполнении заданий; умение вносить элементы творчества в самостоятельную деятельность. Мы также можем отметить, что формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста осуществляется педагогом через систему методов (наблюдение, объяснение, поручение, постановка дошкольников в позицию «взрослых», формирование у дошкольников обширного кругозора).
Мы провели опытно - экспериментальную работу по формированию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в игровой, трудовой и художественно-изобразительной деятельности в старшей группе МБДОУ № 31 «Аленушка» г. Лесосибирска. В исследовании принимали участие 19 детей старшего дошкольного возраста.
Первым этапом опытно-экспериментальной работы мы провели диагностику самостоятельности детей старшей группы. Для этого мы использовали требования диагностики самостоятельности из образовательной Программы МБДОУ №31 «Аленушка», ориентируясь на требования ФГОС ДО. Нами были предложены методы наблюдения за игровой, трудовой и художественно-изобразительной деятельностью детей старшего дошкольного возраста и методика: «Дорисовывание кругов» Т.С. Комаровой.
В результате мы получили такие данные: на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы низкий уровень самостоятельности у 5 дошкольников (26%); средний уровень самостоятельности у 11 дошкольников (57,2%); высокий уровень самостоятельности имеют 3 дошкольника (15,6%).
Дальнейшим этапом опытно-экспериментальной части работы явилась разработка программы формирования самостоятельности старших дошкольников через систему методов (беседа, игра, поручения, наблюдения), направленных на формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в игровой, трудовой, художественно-изобразительной деятельности.
По окончании формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, мы провели повторную диагностику самостоятельности, используя методику и методы констатирующего этапа работы, анализ результатов показал, что произошла значительная динамика уровней развития самостоятельности: низкий уровень самостоятельности не показал ни один дошкольник; средний уровень самостоятельности у 13 дошкольников (67,6%); высокий уровень самостоятельности продемонстрировали 6 дошкольника (31,2%).
Исходя из того, что произошла положительная динамика в развитии самостоятельности дошкольников, можно утверждать, что предложенные нами формы и методы работы в ходе опытно-экспериментальной работы способствуют развитию их самостоятельности в игровой, трудовой, художественно-изобразительной деятельности. Наиболее эффективными приемами, по нашему мнению, являются поручения, положительный пример, игра, эксперимент, наблюдение. Следовательно, использование их в образовательном процессе ДОУ формирование самостоятельности старших дошкольников будет проходить более эффективно.
Таким образом, задачи исследования нами решены, гипотеза подтверждена, цель достигнута.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Разработка программы по направлению "Музыкальная деятельность" для
формирования музыкального воображения старших дошкольников (на примере детского сада №294 г.Красноярска)
Бакалаврская работа, программирование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Формирование самостоятельности у старших дошкольников (Педагогика и психология дошкольного образования, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Формирование нравственных качеств старших дошкольников в условиях ДОО
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОГО
ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дипломные работы, ВКР, этика и эстетика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОГО
ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагогов ДОУ по развитию социальной активности старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023



