Социальные сети как средство развития коммуникативных навыков при изучении русского языка тайскими студентами
|
ВВЕДЕНИЕ 1
1 Теоретические основы использования социальной сети в
образовательных целях 6
1.1 Понятие социальной сети и ее использование в образовательной сфере 6
1.2 Популярные социальные сети в Таиланде в контексте отношения к
ним тайских обучающихся 12
1.3. Условия использования социальных сетей для целей обучения ... 20
2 Экспериментальная проверка результативности использования социальных сетей как средства развития коммуникативных навыков при изучении русского языка тайскими студентами 29
2.1 Обучение русскому языку в тайском вузе 29
2.2 Модель развития коммуникативных навыков при изучении
русского языка тайскими студентами посредством Line и Facebook 36
2.3 Результат педагогического эксперимента 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А 72
1 Теоретические основы использования социальной сети в
образовательных целях 6
1.1 Понятие социальной сети и ее использование в образовательной сфере 6
1.2 Популярные социальные сети в Таиланде в контексте отношения к
ним тайских обучающихся 12
1.3. Условия использования социальных сетей для целей обучения ... 20
2 Экспериментальная проверка результативности использования социальных сетей как средства развития коммуникативных навыков при изучении русского языка тайскими студентами 29
2.1 Обучение русскому языку в тайском вузе 29
2.2 Модель развития коммуникативных навыков при изучении
русского языка тайскими студентами посредством Line и Facebook 36
2.3 Результат педагогического эксперимента 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А 72
Актуальность.Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) играет важную роль в модернизации образования, личностном и профессиональном развитии человека. Эффективное использование ИКТ способствует успешному достижению образовательных целей. Социальные сети (Online Social Networking) завоевывают лидирующие позиции в современном мире. Однако, по мнению ученых, социальные сети «не могут быть однозначно оценены как позитивное или негативное явление в силу ряда взаимоисключающих факторов» [9].
Тайское общество не является исключением в «увлеченности» социальными сетями, особенно они популярны в молодежной среде. Технологии социальных сетей быстро развиваются и становятся доступными, а цены на мобильные устройства снижаются. Смартфоны позволяют быстро и удобно осуществлять доступ к социальным сетям.
По данным опроса 2016 года «We Are Social» Цифрового агентства в Сингапуре следует, что в Таиланде 56 % граждан пользуются социальными сетями. При этом 86 % граждан Таиланда используют социальные сети ежедневно не менее четырех часов в день. Таким образом, тайцы находятся на четвертом месте в мире по количеству времени, проведенному в социальных сетях (на первом месте - Бразилия).
По данным Цифрового агентства, наиболее популярные среди тайцев социальные сети (около 41 млн.) - это Facebook. Таиланд находится на восьмом месте в мире по его использованию. Кроме Facebook тайские граждане предпочитают приложение Line для ежедневного общения друг с другом.
В диссертации Амика Хейммин - магистранта Национального института администрационного развития (National Institute of Development Administration) на тему «Поведение пользователей социальных медиа по результатам опроса в социальных медиа в Метрополии Бангкок» (Social Media consumption Behaviors and Opinion towards Results of Experiencing Social Media in Bangkok Metropolitan) отмечается, что больше 75 % тайских студентов имеют смартфон с круглосуточным доступом к интернету. Таким образом, студенты готовы пользоваться социальными сетями в любое время в любом месте.
Ария Паном-йонг - главный исполнительный директор компании Line Corporation (Thailand) отмечает, что на данный момент во всем мире существует более 200 млн. пользователей приложения Line, в том числе не менее 40 млн. - тайцев [76].
Согласно данным медийного агентства Dentsu (Thailand), 83 % жителей Таиланда используют приложение Line. В их числе, люди в возрасте 25 - 34 лет составляют почти 30 % всех пользователей. Доля молодых людей 16 - 24 лет, пользующихся сервисом, составляет 28 % [77].
Приведенные статистические данные позволяют сделать вывод о том, что существует возможность использования социальных сетей, таких как Facebook и Line, в образовательных целях для обучения и повышения уровня знаний русского языка у тайских студентов в вузе.
В последние пять лет русский язык в Таиланде стал популярным среди тайских обучающихся за счет стремительного развития туризма. Однако изучают его только в трех университетах. В программе «Россиеведение» (Russian Studies Program) Таммасатского университета каждый год выделяется сто мест для поступления новых студентов. В соответствии с учебным планом русский язык (основы русской грамматики) изучают не более шести часов в неделю. Студенты проходят обучение в течение восьми семестров, что позволяет фактически освоить только основы русской грамматики, исключая разговорную языковую практику. Ввиду недостаточности учебных часов для изучения русского языка тайскими студентами, преподаватель проводит дополнительные занятия, которые направлены на повышение уровня знаний и самостоятельное обучение студентами в удобное для них время. В этой связи видится возможным использовать ресурсы социальных сетей Facebook и Line (наиболее популярных среди тайских студентов) для расширения образовательного контента, организации самостоятельной работы,представления дополнительного материала для повышения уровня знаний русского языка у тайских студентов.
Анализ научно-методических источников по теме диссертации, результаты статистических данных социологических исследований, а также определение особенностей и практик использования социальных сетей обосновывает актуальность выделения и описания необходимых условий для использования социальных сетей в рамках обучения тайских студентов русскому языку в вузе.
Кроме того, необходима разработка методических рекомендаций для эффективного использования социальных сетей в обучении русскому языку и развитию коммуникативных навыков тайских студентов. Это определило выбор темы диссертационного исследования: «Социальные сети как средство развития коммуникативных навыков при изучении русского языка тайскими студентами».
Объект исследования: развитие коммуникативных навыков при изучении русского языка тайскими студентами.
Предмет исследования: социальная сеть Line как средство развития коммуникативных навыков при изучении русского языка.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать модель использования социальной сети Facebook и Line как средства развития коммуникативных навыков для повышения уровня владения русским языком у тайских студентов.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных навыков при изучении русского языка тайскими студентами будет результативным, если:
1) будет обоснован выбор социальных сетей наиболее популярных и доступных среди тайских студентов;
2) будут учитываться этнопсихологические характеристики и особенности коммуникативного поведения тайских студентов;
3) будет разработан курс развития коммуникативных навыков русского языка средствами социальных сетей, проверена и доказана его востребованность тайскими студентам;
4) модель обучения, реализуемая в университетах, будет поддержана системой упражнений электронного курса «По-русски», представленного в социальной сети Line, что обеспечит развитие коммуникативных навыков.
Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить возможности социальных сетей и проблему развития коммуникативных навыков при изучении русского языка тайскими студентами.
2. Выявить и теоретически обосновать необходимые условия для использования социальных сетей как средства развития коммуникативных навыков при изучении русского языка тайскими студентами.
3. Разработать модель и содержание образовательного курса (уроки русского языка для тайских студентов в социальных сетях) для размещения в социальных сетях Facebook и Line.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанного образовательного курса как средства развития коммуникативных навыков при изучении русского языка тайскими студентами на примере студентов университета Таммасат.
Методология: культурно-исторический, гуманистический, личностно-ориентированный подходы в обучении, развивающие ИКТ-технологии, интерактивное обучение на основе социальных сетей.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки разработанных положений были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ российской и зарубежной научно-методической, педагогической и технической литературы по проблеме диссертационного исследования;
2) эмпирические: включенное наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что сформированы и обоснованы требования, условия к использованию социальных сетей в обучении русскому языку для развития коммуникативных навыков у учащихся в условиях Таиланда.
Практическая значимость работы состоит в том, что в приложении Line и социальной сети Facebook созданы методические материалы по изучению русского языка и проверена их востребованность тайскими студентами.
Экспериментальная база
Исследование проводилось на базе университета Таммасат (Пратумтани, Таиланд) и в пространстве интернета (Facebook Page) и предусматривало три этапа. Всего в исследовании официально принимали участия 50 студентов, в том числе 8 студентов первого курса, 12 студентов второго курса, 15 студентов третьего курса и 15 студентов четвертого курса программы «Россиеведение» (Russian Studies Program) факультета свободных искусств. Кроме официальных участников педагогического эксперимента, на разработанный ресурс в Facebook подписалось более 700 пользователей.
Тайское общество не является исключением в «увлеченности» социальными сетями, особенно они популярны в молодежной среде. Технологии социальных сетей быстро развиваются и становятся доступными, а цены на мобильные устройства снижаются. Смартфоны позволяют быстро и удобно осуществлять доступ к социальным сетям.
По данным опроса 2016 года «We Are Social» Цифрового агентства в Сингапуре следует, что в Таиланде 56 % граждан пользуются социальными сетями. При этом 86 % граждан Таиланда используют социальные сети ежедневно не менее четырех часов в день. Таким образом, тайцы находятся на четвертом месте в мире по количеству времени, проведенному в социальных сетях (на первом месте - Бразилия).
По данным Цифрового агентства, наиболее популярные среди тайцев социальные сети (около 41 млн.) - это Facebook. Таиланд находится на восьмом месте в мире по его использованию. Кроме Facebook тайские граждане предпочитают приложение Line для ежедневного общения друг с другом.
В диссертации Амика Хейммин - магистранта Национального института администрационного развития (National Institute of Development Administration) на тему «Поведение пользователей социальных медиа по результатам опроса в социальных медиа в Метрополии Бангкок» (Social Media consumption Behaviors and Opinion towards Results of Experiencing Social Media in Bangkok Metropolitan) отмечается, что больше 75 % тайских студентов имеют смартфон с круглосуточным доступом к интернету. Таким образом, студенты готовы пользоваться социальными сетями в любое время в любом месте.
Ария Паном-йонг - главный исполнительный директор компании Line Corporation (Thailand) отмечает, что на данный момент во всем мире существует более 200 млн. пользователей приложения Line, в том числе не менее 40 млн. - тайцев [76].
Согласно данным медийного агентства Dentsu (Thailand), 83 % жителей Таиланда используют приложение Line. В их числе, люди в возрасте 25 - 34 лет составляют почти 30 % всех пользователей. Доля молодых людей 16 - 24 лет, пользующихся сервисом, составляет 28 % [77].
Приведенные статистические данные позволяют сделать вывод о том, что существует возможность использования социальных сетей, таких как Facebook и Line, в образовательных целях для обучения и повышения уровня знаний русского языка у тайских студентов в вузе.
В последние пять лет русский язык в Таиланде стал популярным среди тайских обучающихся за счет стремительного развития туризма. Однако изучают его только в трех университетах. В программе «Россиеведение» (Russian Studies Program) Таммасатского университета каждый год выделяется сто мест для поступления новых студентов. В соответствии с учебным планом русский язык (основы русской грамматики) изучают не более шести часов в неделю. Студенты проходят обучение в течение восьми семестров, что позволяет фактически освоить только основы русской грамматики, исключая разговорную языковую практику. Ввиду недостаточности учебных часов для изучения русского языка тайскими студентами, преподаватель проводит дополнительные занятия, которые направлены на повышение уровня знаний и самостоятельное обучение студентами в удобное для них время. В этой связи видится возможным использовать ресурсы социальных сетей Facebook и Line (наиболее популярных среди тайских студентов) для расширения образовательного контента, организации самостоятельной работы,представления дополнительного материала для повышения уровня знаний русского языка у тайских студентов.
Анализ научно-методических источников по теме диссертации, результаты статистических данных социологических исследований, а также определение особенностей и практик использования социальных сетей обосновывает актуальность выделения и описания необходимых условий для использования социальных сетей в рамках обучения тайских студентов русскому языку в вузе.
Кроме того, необходима разработка методических рекомендаций для эффективного использования социальных сетей в обучении русскому языку и развитию коммуникативных навыков тайских студентов. Это определило выбор темы диссертационного исследования: «Социальные сети как средство развития коммуникативных навыков при изучении русского языка тайскими студентами».
Объект исследования: развитие коммуникативных навыков при изучении русского языка тайскими студентами.
Предмет исследования: социальная сеть Line как средство развития коммуникативных навыков при изучении русского языка.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать модель использования социальной сети Facebook и Line как средства развития коммуникативных навыков для повышения уровня владения русским языком у тайских студентов.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных навыков при изучении русского языка тайскими студентами будет результативным, если:
1) будет обоснован выбор социальных сетей наиболее популярных и доступных среди тайских студентов;
2) будут учитываться этнопсихологические характеристики и особенности коммуникативного поведения тайских студентов;
3) будет разработан курс развития коммуникативных навыков русского языка средствами социальных сетей, проверена и доказана его востребованность тайскими студентам;
4) модель обучения, реализуемая в университетах, будет поддержана системой упражнений электронного курса «По-русски», представленного в социальной сети Line, что обеспечит развитие коммуникативных навыков.
Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить возможности социальных сетей и проблему развития коммуникативных навыков при изучении русского языка тайскими студентами.
2. Выявить и теоретически обосновать необходимые условия для использования социальных сетей как средства развития коммуникативных навыков при изучении русского языка тайскими студентами.
3. Разработать модель и содержание образовательного курса (уроки русского языка для тайских студентов в социальных сетях) для размещения в социальных сетях Facebook и Line.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанного образовательного курса как средства развития коммуникативных навыков при изучении русского языка тайскими студентами на примере студентов университета Таммасат.
Методология: культурно-исторический, гуманистический, личностно-ориентированный подходы в обучении, развивающие ИКТ-технологии, интерактивное обучение на основе социальных сетей.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки разработанных положений были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ российской и зарубежной научно-методической, педагогической и технической литературы по проблеме диссертационного исследования;
2) эмпирические: включенное наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что сформированы и обоснованы требования, условия к использованию социальных сетей в обучении русскому языку для развития коммуникативных навыков у учащихся в условиях Таиланда.
Практическая значимость работы состоит в том, что в приложении Line и социальной сети Facebook созданы методические материалы по изучению русского языка и проверена их востребованность тайскими студентами.
Экспериментальная база
Исследование проводилось на базе университета Таммасат (Пратумтани, Таиланд) и в пространстве интернета (Facebook Page) и предусматривало три этапа. Всего в исследовании официально принимали участия 50 студентов, в том числе 8 студентов первого курса, 12 студентов второго курса, 15 студентов третьего курса и 15 студентов четвертого курса программы «Россиеведение» (Russian Studies Program) факультета свободных искусств. Кроме официальных участников педагогического эксперимента, на разработанный ресурс в Facebook подписалось более 700 пользователей.
В современном образовании образовательный тренд и даже методики преподавания чаще изменяются. Для повышений знаний обучаемого, учитель старается находить и применять современные и эффективные методики обучения. Социальная сеть, как вид массовой коммуникации, позволяет организовать социальные взаимоотношения с людьми с похожими интересами. Благодаря доступности и популярности среди молодежи, существует возможность использовать социальные сети как средства обучения.
В ходе проведенного исследования были решены следующие задачи:
1) изучены возможности социальных сетей и проблема развития коммуникативных навыков при изучении русского языка тайскими студентами;
2) обоснованы необходимые условия для использования социальных сетей как средств развития коммуникативных навыков при изучении русского языка тайскими студентами;
3) разработаны онлайн-курс и модель развития коммуникативных навыков при изучении иностранного языка посредством социальных сетей;
4) выполнена педагогическая экспериментальная проверка эффективности разработанных модели и онлайн-курса.
В диссертационном исследовании были рассмотрены и проанализированы отношения тайских студентов к социальным сетям, основные проблемы изучения русского языка в тайских вузах. Проанализированы условия применения и использования социальных сетей в учебном процессе, определен ряд этнопсихологических, культурологических факторов, которые должны учитываться при разработке онлайн-курса «По- Русски», разработанного автором исследования, особенно для тайских обучающихся.
Были определены структурные элементы модели развития коммуникативных навыков при изучении русского языка тайскими студентами посредством социальных сетей, которая, по нашему мнению, должна включать в себя шесть аспектов: визуальный, рефлексирующе-сравнительный, учебный, коммуникативный, мотивирующий и развивающий аспекты.
В педагогическом эксперименте приняли участие 50 студентов, изучающих русский язык, факультета свободных искусств университета Таммасат. В завершающей части экспериментального исследования было проведено анкетирование, в котором приняли участие все студенты.
Результаты экспериментального исследования не подтвердили гипотезу исследования, так как развитие коммуникативных навыков посредством социальной сети Facebook и приложения Line оказалось недостаточно результативным. Мы почти не отметили значимых, к тому же, умение обратиться к сверстнику с просьбой (просьба к преподавателю объяснить непонятное содержание и т. д.) повысилось лишь на 2 % (до курса 8 %, после курса 10 %).
В ходе исследования было доказано, что развивать коммуникативные навыки тайских студентов в принципе возможно, но это не простое дело, так как коммуникативное поведение тайских студентов крепко связно с национальными, этнопсихологическими характеристиками, воспитанностью и культурой, которые имеют свою особенную культурологическую уникальность. Для развития иного коммуникативного поведения необходимо больше времени. Однако, даже неактивно действуя в коммуникации, тайские студенты были хорошо мотивированы и готовы к самостоятельной работе с учебным материалом. В большинстве случаев студенты предпочитали самообучение. Они делились и сохраняли учебные материалы, чтобы читать их и заниматься самостоятельно.
Таким образом, использование социальных сетей для развития коммуникативных навыков тайских студентов явилось неэффективным способом из-за культурологических факторов. Однако, социальная сеть - это одна из современных коммуникационных технологий, которая совершенно может использоваться как средство обучения, повышения знаний иностранных языков.
В ходе проведенного исследования были решены следующие задачи:
1) изучены возможности социальных сетей и проблема развития коммуникативных навыков при изучении русского языка тайскими студентами;
2) обоснованы необходимые условия для использования социальных сетей как средств развития коммуникативных навыков при изучении русского языка тайскими студентами;
3) разработаны онлайн-курс и модель развития коммуникативных навыков при изучении иностранного языка посредством социальных сетей;
4) выполнена педагогическая экспериментальная проверка эффективности разработанных модели и онлайн-курса.
В диссертационном исследовании были рассмотрены и проанализированы отношения тайских студентов к социальным сетям, основные проблемы изучения русского языка в тайских вузах. Проанализированы условия применения и использования социальных сетей в учебном процессе, определен ряд этнопсихологических, культурологических факторов, которые должны учитываться при разработке онлайн-курса «По- Русски», разработанного автором исследования, особенно для тайских обучающихся.
Были определены структурные элементы модели развития коммуникативных навыков при изучении русского языка тайскими студентами посредством социальных сетей, которая, по нашему мнению, должна включать в себя шесть аспектов: визуальный, рефлексирующе-сравнительный, учебный, коммуникативный, мотивирующий и развивающий аспекты.
В педагогическом эксперименте приняли участие 50 студентов, изучающих русский язык, факультета свободных искусств университета Таммасат. В завершающей части экспериментального исследования было проведено анкетирование, в котором приняли участие все студенты.
Результаты экспериментального исследования не подтвердили гипотезу исследования, так как развитие коммуникативных навыков посредством социальной сети Facebook и приложения Line оказалось недостаточно результативным. Мы почти не отметили значимых, к тому же, умение обратиться к сверстнику с просьбой (просьба к преподавателю объяснить непонятное содержание и т. д.) повысилось лишь на 2 % (до курса 8 %, после курса 10 %).
В ходе исследования было доказано, что развивать коммуникативные навыки тайских студентов в принципе возможно, но это не простое дело, так как коммуникативное поведение тайских студентов крепко связно с национальными, этнопсихологическими характеристиками, воспитанностью и культурой, которые имеют свою особенную культурологическую уникальность. Для развития иного коммуникативного поведения необходимо больше времени. Однако, даже неактивно действуя в коммуникации, тайские студенты были хорошо мотивированы и готовы к самостоятельной работе с учебным материалом. В большинстве случаев студенты предпочитали самообучение. Они делились и сохраняли учебные материалы, чтобы читать их и заниматься самостоятельно.
Таким образом, использование социальных сетей для развития коммуникативных навыков тайских студентов явилось неэффективным способом из-за культурологических факторов. Однако, социальная сеть - это одна из современных коммуникационных технологий, которая совершенно может использоваться как средство обучения, повышения знаний иностранных языков.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ИНОСТРАНЦЕВ, ИЗУЧАЮЩИХ РУССКИЙ ЯЗЫК В НЕЯЗЫКОВОЙ СРЕДЕ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2018



