Введение
1 Спортивная журналистика: миссия, функции и позиции 8
1.1 Миссия спортивной журналистики 8
1.2 Функции спортивной журналистики 19
1.3 Позиции спортивной журналистики 25
2 Газета «Спорт-Экспресс»: взгляд сквозь время 37
2.1 История газеты 37
2.2 Динамика развития функций и миссии газеты «Спорт-Экспресс»: от
десятилетия к десятилетию 40
2.3 Функции, миссия и позиции газеты в XXI веке 58
Заключение 65
Список использованных источников 71
Тема данной работы - Газета «Спорт-Экспресс»: функции и миссия. На сегодняшний день в современном мире наблюдается устойчивая и сложная тенденция: а именно, общее повышение социальной значимости и роли медиа, журналистики, бизнеса и спорта. Медиа, журналистика, бизнес и спорт сегодня больше чем просто медиа, журналистика, бизнес и спорт.
Так, спорт в XXI веке - это конечно прежде всего спорт как таковой. Но это и бизнес в мире спорта. Это многочисленные спортивные информационные каналы, включая спортивную прессу. Это и политика высших достижений в мире спорта и в мире отдельных спортивных институтов, ассоциаций и команд. Это также высокие технологии в мире спортивной индустрии, медицины и организации спортивных состязаний.
Спорт сегодня - это существенный элемент в структуре экономики, где важным является производство спортивной одежды и атрибутики, спортивных снарядов. Это также массовые зрелища, конкуренция и допинговые скандалы. Сформировались и оформились сегодня спортивный менеджмент и маркетинг, спортивная реклама и спортивный PR.
Неоспоримым фактом является возросший интерес на рубеже веков и в новом веке к спорту высоких достижений и к крупным спортивным событиям. Таким как олимпиады и универсиады, к различным чемпионатам мира и Европы, к спортивным СМИ и спортивной журналистике, которая обрела сегодня свои учебные площадки, учебники и методические материалы.
Необходимо отметить значительный рост самих спортивных достижений и внимания к ним. Связано это с целым рядом факторов.
Во-первых, спорт в условиях глобализации оказывает сегодня существенное влияние на имидж страны и региона. Влияет спорт и на имидж современного человека, на стиль его жизни. Сегодня заниматься спортом модно. И Б.Н. Ельцин, и В.В. Путин - это президенты нашей страны. И спорт безусловно был важен для укрепления их имиджа.
Во-вторых, спорт не развивается изолированно от других областей. Уже развилась и окрепла мощная индустрия производства спортивных товаров и услуг. Спорт создает вокруг себя определенную социокультурную среду: спортивные сооружения оказывают влияние на планировку и перепланировку городов. Спорт, являясь неотрывной частью культуры, несет в себе особые культурные коды, вырабатывает свою систему культурных символов и знаков, отражающих характер ценностных ориентаций, идеологических установок, типичных для сферы спорта в каждую социально-историческую эпоху [Лубышева, 2005, с. 143].
В-третьих, существенно и то, что на спорте сегодня зарабатывают многие. И не только спортсмены и тренеры. Так, в частности, все больше становится букмекерских контор, призывающих людей делать ставки на ту или иную спортивную победу, на того или иного спортсмена. Появились такие конторы и в нашем городе.
В-четвёртых, можно сказать, что спорт - это социокультурный институт, особая культура. Это и соревнования, игры, и специфический вид общественного производства, в рамках которого воспроизводится определенный тип социальных взаимодействий, складываются нормы и стереотипы, создаются и воспроизводятся идеалы, а нередко и своего рода «идолы» [Люлевич, 2006, с. 85].
В-пятых, сегодня спорт как сфера социальной и культурной деятельности людей оказывается в отношениях взаимозависимости и взаимовлияния с такими важнейшими сферами человеческой жизнедеятельности, как политика, идеология, бизнес (в том числе, шоу-бизнес), здравоохранение, образование и искусство. Так, реальное образовательно-воспитательное значение спорта зависит от того, кто и как его трактует. В спорте, в частности, обнаруживаются и негативные: всё чаще звучит тема допинговых скандалов, буйствующих болельщиков. Существуют и тенденции, способствующие возникновению «звездной болезни», стремлению добиваться победы любой ценой. Заметен и переход отдельных спортсменов в ряды рэкетиров и др.
В целом же спорт является сегодня прежде всего мощным фактором социализации личности, социальной интеграции. При этом высокий уровень спортивных достижений в современном спорте требует все большей специализированной адаптации юного спортсмена и «оставляет мало возможностей для общей закалки и всестороннего укрепления его физического здоровья».
В-шестых, более существенно для нашей работы то, что большое значение в развитии спорта имеют сегодня СМИ. Благодаря СМИ становится заметным для общества состояние современного спорта, его изменение. Сегодня меняются идеология, психология и этика современного спорта, что также находит широкое отражение в современных СМИ. Важно и то, что спортивных трансляциях и праздниках оттачиваются новые способы привлечения внимания аудитории. Благодаря спорту интенсивно развиваются и конкурируют между собой, отдельные спортивные СМИ и программы.
Всё вышеназванное в целом определяет актуальность нашей работы, связанной с миром спортивной российской прессы.
Объект нашего исследования - газета «Спорт-экспресс».
Предмет исследования: функции и миссия данной газеты в мире российской прессы.
Цель работы - проследить по страницам газеты, обозначить и охарактеризовать функции и социокультурную миссию этой газеты.
Основная гипотеза, выдвинутая для обоснованного утверждения: газета «Спорт-Экспресс» - это больше чем российское спортивное печатное СМИ.
Задачи:
- подобрать и изучить научные и учебно-научные источники, необходимые для достижения поставленной цели;
- отследить по подобранным источникам и в целом охарактеризовать состояние современного спорта и спортивных СМИ;
- подобрать по материалам газеты «Спорт-Экспресс» исходный эмпирический материал дипломной работы;
- определить методы и методики работы, соответствующие поставленной цели и задачам;
- используя опорные методы и методики работы, выявить и охарактеризовать по отобранным материалам функции, позиции и миссию нашей газеты.
Степень изученности темы. В своей работе мы опирались на материалы научных статей и учебных материалов, поскольку современная спортивная журналистика в условиях рынка сформировалась как отдельный тип относительно недавно, четверть века назад.
Что касается других источников, то опорными в данной работе стали работа Е.П. Прохорова «Исследуя журналистику». Рассматривая движущие факторы развития журналистики, он подчеркивает, что для создания максимально полной, объемной, всесторонней картины окружающей действительности, существует множество изданий и программ, а внутри них - рубрик, страниц, которые обращены к различным сферам действительности, а, в свою очередь, «разнообразие особенностей и нужд аудитории порождает огромное количество строго ориентированных изданий и программ, специально обращенных к конкретной аудиторной группе». Таким издание и является наша газета «Спорт-экспресс» [Прохоров, 2006, с. 60].
Полезным было в нашей работе и исследование Н.И. Пономарева. Отмечая неуклонное развитие профессионального спорта в рыночных условиях, Н.И. Пономарев справедливо указывает, что профессиональный спорт не должен нарушать морально-этические нормы и законы, поэтому ответственной задачей общества выступает создание системы социального управления профессиональным спортом в рамках действующего законодательства и с учетом требований нравственности и морали.
руководители поощряют тренировки и спортсменов в их деятельности, направленной на достижение победы; потеря здоровья - ущерб личности спортсмена - принимается как необходимая жертва. «Профессионализированный спорт - социальное бедствие, поскольку его продукт - не только победы и рекорды, прославляющие страну, но и потерявшие здоровье люди», - заключает М.М. Боген. Эти работы стали опорными при характеристике миссии нашей газеты, поскольку специальных работ на эту тему нам найти не удалось [Боген, 2013, с. 82].
Эмпирической базой данной газеты стали, соответственно, публикации газеты «Спорт-Экспресс» с самого начала её существования, а именно, с 1991 г. При этом просматривались и анализировались первые страницы этой газеты по каждому десятилетию. Последним был один из выпусков за 2016 г. Такой подход к выборке эмпирических материалов не противоречит задачам нашей работы, поскольку функции и миссия газеты - это понятия и категории, которые отличаются медленными изменениями под влиянием внешней среды, которая меняется постепенно или же в результате революционных факторов. Так, для нашей газеты таким фактором была перестройка.
Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования эмпирических материалов данной работы при проведении учебных занятий по функциям СМИ и современной прессы, а также при изучении актуальных процессов и состояния современной спортивной прессы.
Целью дипломной работы было проследить и наметить по материалам газеты «Спорт-Экспресс» актуальное состояние современной российской спортивной прессы.
Основная научная база нашей работы представлена двумя типами источников, а именно, по журналистике (Е.Л Вартанова «О современном понимании СМИ и журналистики», Е.А Ермолин «Журналист: профессия и миссия», Е.П. Прохоров «Исследуя журналистику» и др.), а также работами по спортивной журналистике (К.А. Алексеев, С. Н. Ильченко «Спортивная журналистика», Е.А. Войтик «Спортивная медиакоммуникация в России в начале XXI в.», Л.И. Лубышева «Социология физической культуры и спорта» и др.). Эмпирическая база представлена, соответственно материалами газеты «Спорт-Экспресс».
Введение содержит основные положения и характеристики нашей работы. По структуре выдержано в рамках общепринятых требований, отражая её общее содержание, актуальность, цели, задач и другие общепринятые параметры. В первой главе мы сосредоточили своё внимание на ключевых понятиях и терминах нашей работы, уточнив суть таких о понятиях, как «журналистика, миссия журналистики в целом и спортивной журналистики, в частности. Также мы показали функции, реализуемые спортивной прессой и позиции, которая она занимает. Далее в этом разделе называются и рассматриваются функции спортивной прессы, ее миссия, позиции по отношению к другим типам прессы. Особое внимание в этом разделе уделяется связям и отношениям между спортом и СМИ, спортивной прессой. В работе уточняется, что эти связи важны и необходимы каждой из сторон.
огромное влияние на все сферы жизни человека. Спорт, в отличие от физической культуры, это не только развлечение, зрелище и форма досуга.
Современный мировой спорт превратился в динамично развивающуюся индустрию, активным субъектом которой, в отличие от физической культуры,стал бизнес. В работе было подчёркнуто, что физическая культура и спорт - это две разные социокультурные сферы, но обе они играют важную роль в развитии и формировании человека личности.
Мы выяснили и охарактеризовали также основы взаимодействия спорта и спортивной прессы, их отношения и зависимость друг от друга. Нами были представлены три модели взаимоотношений спорта с прессой: партнёрская модель, инструментальная и коммерческая модели. Опора на эти модели позволяет представить и понять, что отношения спорта с журналистикой и прессой напрямую зависели и зависят от политического и экономического устройства, состояния нашего государства.
Выделены в этой главе и причины взаимодействия средств массовой информации и спорта. Нужно подчеркнуть, что связи спорта с общественностью, с обществом, со СМИ в целом и с прессой в настоящее время очень сильные. Эти отношения и связи очень актуальны и необходимы, важны для каждой из сторон. Так, СМИ, воздействуя на миллионы людей, имеют огромные возможности вести воспитательную работу, формировать интерес и ценностные ориентации личности, влиять на характер отношений человека и общества к спорту. СМИ популяризирует спорт, формирует целевую аудиторию.
Для развития спорта необходимым условием является постоянное освещение спортивных событий в СМИ, а также интерес различных категорий населения к получению информации о спорте. А для СМИ эти отношения выгодны тем, что у них есть, о чем писать, есть ресурс, благодаря которому ежедневно обновляется информационное пространство. Многим людям интересно читать о спортивных событиях. Это делает их обсуждаемыми в
обществе, после чего интерес к подобным мероприятиям и к самому спорту, а также к физической культуре растет.
Большим плюсом для прессы является и то, что она играет важнейшую роль в развитии и функционировании спорта, воздействуя на его позиции в обществе, формируя интерес к спортсменам и событиям у разных слоёв населения и у разных социокультурных институтов, включая науку, экономику, историю, лингвистику и другие сферы.
Пресса также предоставляет и обеспечивает возможности для коммуникации между субъектами спортивной деятельности, что очень важно. Примером такой коммуникации являются различные пресс-конференции, на которых присутствуют спортсмены, так как очень важно узнать мнение спортсмена, связанного с какой-либо проблемой. Выступая в роли субъектов спортивной деятельности, спортсмены тем самым полнее реализуют себя в социуме, а также в рамках спорта как корпоративной культуры.
Спорт в настоящее время уже не только лишь спорт, сейчас спорт - это важный элемент в системе общества, структуре государства и в экономике. Но важно и то, что сегодня, дистанция между физической культурой и спортом очень большая. Это связано с тем, что спорт утрачивает те ценности, которые присуще физической культуре. Спорт с каждым днем всё больше превращается в бизнес, в некое зрелище.
В первой главе работы прослеживается и то, как менялся спорт и отношение к нему. Если раньше спортом занимались и интересовались из-за любви к нему, желания быть сильным и здоровым, то сейчас спорт рассматривают в большинстве своем как средство заработка. Необходимо отметить, что после того как в спорт стали вкладывать огромные суммы денег, спорт стал профессиональным, отдалившись ещё больше от физической культуры.
На сегодняшний день, а также полноценным сектором не только экономики нашего государства, но и сектором в составе политического и медиапространства.
Во второй главе по материалам нашей газеты утверждается, что в жизни каждого человека спорт играет важную роль, что современный спорт чрезвычайно многообразен, как и рынок спортивной журналистики в России. В этой части нашей работы названы и охарактеризованы основные субъекты отдельных подсистем СМИ, информирующие о спорте. Помимо этого, мы представили небольшую историю развития газеты «Спорт-Экспресс» как одного из главных представителей спортивного СМИ и дали этому изданию конкретную характеристику, опираясь на с эмпирические материалы нашей работы. Рассмотрели проблемы газеты и попытались наметить перспективы её дальнейшего существования.
В практическом разделе главы мы проанализировали отдельные выпуски нашей газеты, имеющих одну дату, но разных десятилетий, то есть за 1991, 2001, и за 2016 года. Такая выборка соответствует особенностям и содержанию ключевых слов нашей работы. Ни миссии, ни функции прессы и журналистики в условиях текущей жизни не меняются быстро. Их изменения соответствует коренным переменам в жизни общества, таким как война, революция и перестройка. Наша же газета появилась в 1991 г.
Суть анализа состояла в том, что мы анализировали все материалы, размещенные на первых полосах в отобранных нами номерах. Благодаря данному анализу мы смогли выявить темы и проблемы просмотренных и проанализированных материалов. Так, например, мы выявили, что в газете «Спорт-Экспресс» поднимаются и освещаются спортивные темы широкого тематического круга.
поднимаются вопросы о покупке или продаже какого - либо игрока или даже команды.
Благодаря анализу материалов, размещенных на первых страницах издания, мы выявили, как под влиянием времени реализовывались отношения между функциями, как набирали силу одни и слабели другие. Также мы выявили и охарактеризовали миссию, которую несёт наша газета. Во-первых, с начала своего существования у газеты «СЭ» до сих пор в приоритете информативная функция. Следующими главными функциями являются функции эмоциональной мены, рекламные, социально-организаторские и пропагандистские.
Помимо функций, мы определили то, что газета «СЭ» выполняет свою главную миссию - это полномасштабное, объективное информирование аудитории об основных и важных событиях в мире спорта, формирование положительного общественного мнения по отношению к спорту через раскрытие и популяризацию гуманистических идеалов и ценностей. Также это активное участие в управлении спортом, в разработке и организации спортивных мероприятий разного уровня и значения.
Наше исследование показало, какие виды спорта являются наиболее сильными и популярными для нашей газеты. И какие виды спорта освещаются намного меньше. В самой сильной позиции среди всех видов спорта находится безусловно футбол. Данному виду спорту посвящено большинство материалов.
Наше исследование показало и то, что спорт устойчиво представлен в нашей газете как часть современного бизнеса, потому что в нашей газете поднимаются новости о покупке или продаже какого - либо игрока. Спорт представлен в газете и как непростой социокультурный институт, где имеют место свои конфликты и проблемы.
Образ спорта в газете «Спорт-Экспресс» представлен по-разному. Спорт представлен как интересная и разнообразная, проблемная сфера жизни людей, связанных с этим миром. У спорта свой календарь своих событий.
Вышесказанное позволяет заключить: основные задачи нашей дипломной работы решены. В будущем можно было бы изучить жанровую палитру газеты «Спорт-Экспресс», что позволило бы выявить, как с течением времени менялись проблемно-тематические и жанровые приоритеты спортивной журналистики, обратить внимание на особенности целевой аудитории нашей газеты.
Как будущему журналисту, данная работа дала мне уверенность в собственном выборе, потому что я хотел и хочу работать именно в мире спортивной журналистики. Кем - пока не знаю. Мир спорта динамичен: он имеет свой календарь событий. И эти события требуют участия разных специалистов. В этом специализированном ряду я пока ещё не определился.
1 Алексеев, К. А. Спортивная журналистика: учебник / К. А. Алексеев, С. Н. Ильченко. - Москва: Юрайт, 2013. - 427с.
2 Барабанова, В. Б. Имидж Современного спорта. Вектор Развития / В. Б. Барабанова // Международный журнал экспериментального образования. -2011. - № 6. - С. 127-129.
3 Баранов, В. В. Спортивная печать Российской Федерации. Формирование новой системы: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Баранов Вячеслав Владимирович. - Москва, 2001. - 200 с.
4 Барт, Р. Нулевая степень письма / Р. Барт. - Москва: Радуга, 1983. -306—349 с.
5 Беспалова, А. Г. История мировой журналистики / А. Г. Беспалова, Е. А Корнилов, А. П. Короченский. - Москва - Ростов-на-Дону: МарТ, 2003. -432 с.
6 Боген, М. М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям: Теория и методика / М. М. Боген. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва: Либроком, 2013. - 224 с.
7 Вакурова, Н. В. Миссия журналистики как социально-психологический феномен / Н. В. Вакурова // Вестник университета. - 2012. - № 9. - С. 250-255.
8 Вартанова, Е. Л. Профессия в контексте индустрии: о современном понимании СМИ и журналистики / Е. Л. Вартанова // Меди@льманах. - 2009. - № 6. - С. 6-15
9 Виноградов, П.А. О состоянии и тенденциях развития физической культуры и массового спорта в Российской Федерации (по результатам социологических исследований) / П. А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. — Москва: Советский спорт, 2013. - 144 с.
10 Войтик, Е.А. Спортивная медиакоммуникация в России в начале XXI в. / Е.А. Войтик; науч. ред. Б.Я. Мисонжников; Мин-во образования и науки РФ, Том. гос. ун-т. - Томск: ТГУ, 2013. - 239 с.
11 Войтик, Е. А. О спортивной журналистике и не только / Е. А. Войтик, С. Симонов // Медиатор. - 2006. - № 3. - С. 5.
12 Воронков, П. Спортивная пресса как тип [Электронный ресурс] / П. Воронков // Электронный журнал «Самиздат». - Режим доступа: http://zhumal.lib.ru.
13 Ворошилов, В. В. Журналистика: учебник / В. В. Ворошилов. — 7-е изд. - Москва: КНОРУС, 2010. - 496 с.
14 Газета «Спорт-Экспресс» за 14 сентября 1991 года
15 Газета «Спорт-Экспресс» за 14 сентября 2001 года
16 Газета «Спорт-Экспресс» за 14 сентября 2011 года
17 Газета «Спорт-Экспресс» за 11 января 2016 года
18 Галкин, В. В. Экономика физической культуры и спорта: учебное пособие / В. В Галкин, В. И. Сысоев. - Воронеж, 2003. - 252 с.
19 Гаспаров, М. Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. / М. Л. Гаспаров. - 5-е изд. — Москва: Новое литературное обозрение, 2013. - 416 с.
20 Гуськов, С. И. Спорт и американская школа / С. И. Гуськов, Л. Б. Кофман. - Москва: МЦНТИ, 1995. - 160 с.
21 Донской, Д. Б. Роль и место спортивной журналистики в системе СМИ США: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Донской Дмитрий Борисович. - Москва, 2005. - 276 с.
22 Дубровин, И. А. Спортивный маркетинг / И. А. Дубровин, А. Г. Харчук // Российское предпринимательство. - 2000. - № 3. - С. 27-35.
23 Ермолин, Е. А. Журналист: профессия и миссия: введение в профессию. Введение в специальность. Основы журналистики: учебно-методическое пособие / Е. А. Ермолин. - Ярославль: ЯГПУ, 2012. - 119 с.
24 Захаров, М. А. Социология спорта: учебно-методическое пособие / М. А. Захаров. - 2-е изд., перераб. и доп. - Смоленск: СГАФКСТ, 2008. - 216 с.
25 Кенарева, Л. Ф. Специфические ценности физической культуры и спорта и их влияние на здоровье и образ жизни людей [Электронный ресурс] / Л. Ф. Кенарева // Научно-издательский центр «Социосфера». - Режим доступа: http: //sociosphera.com/publication/conference/2012/143/specifiches kie_cennosti_fizicheskoj_kultury_i_sporta_i_ih_vliyanie_na_zdorove_i_obraz_zhizn
i_lyudej/.
26 Кикнадзе, В. А. Лекция «Спортивная журналистика, освещение спортивных мероприятий» [Электронный ресурс] / В. А. Кикнадзе // Официаль ный сайт СФУ. - Режим доступа: http: //tube.sfu-kras .ru/video/1926.
27 Корконосенко, С.Г. Основы журналистики: учебник для вузов / С. Г. Корконосенко. - Москва: Аспект Пресс, 2004. - 287 с.
28 Кузин, В.В. Возможности финансирования спорта / В.В. Кузин, М. Е. Кутепов // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 4. - С. 2-5.
29 Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов. - Москва: Аспект Пресс, 2006. - 240 с.
30 Леднев, В. Роль бизнеса в индустрии спорта / В. Леднев // Спорт и право. - 2011. - №3. - С. 7-9.
31 Люлевич, А. А. Образ спорта в отечественных СМИ: социокультурный анализ: дис. ... канд. культурологических наук: 10.01.10 / Люлевич Александр Александрович. - Москва, 2006. - 168 с.
32 Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие / Л. И. Лубышева. - Москва: Академия, 2005. - 240 с.
33 Муратов, С. А. Я думаю, ты думаешь / С. А. Муратов. - Москва: МедиаМир, 2012. - 176 с.
34 Пономарев, Н. И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека / Н. И. Пономарев. - Санкт-Петербург: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. - 280 с.
35 Прохоров, Е. П. Исследуя журналистику / Е. П. Прохоров. - Москва: РИП-Холдинг, 2006. - 202 с.
36 Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики: учебник / Е. П. Прохоров. - Москва: Аспект Пресс, 2003. - 253 с.
37 Распространение газеты «Спорт-Экспресс» [Электронный ресурс] // Официальный сайт газеты «Спорт-Экспресс». - Режим доступа:
http: //www.sport-express.ru/company/sale/.
38 Рождественский, Ю. В. Введение в культуроведение / Ю. В. Рождественский. — Москва: Добросвет, 2000. - 288 с.
39 Савинова, О. Н. Миссия журналистики и журналистская профессия в современном трансформирующемся мире / О. Н. Савинова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - № 2. - С. 478¬480.
40 Свитич, Л. Г. Введение в специальность: Профессия: журналист: учебное пособие / Л. Г. Свитич - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Аспект Пресс, 2011. - 255 с.
41 Слюсаренко, Е. А. Специализированные журналы о спорте: типологические и профильные характеристики: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Слюсаренко Евгений Александрович. - Москва, 2003. - 28 с.
42 Столяров, В. И. Социология физической культуры и спорта: учебник / В. И. Столяров. - Москва: Флинта: Наука, 2004. - 400 с.
43 Спортивная публицистика и спортивная журналистика особенности специализированного направления [Электронный ресурс] // Web-ресурс спортивного журналиста Дмитрия Туленкова. - Режим доступа: http://sport- d.narod.ru/nauka/stat 1 .htm.
44 СМИ спортивной отрасли [Электронный ресурс] // Сайт компании «Медиалогия». Режим доступа: http: //www. ml g. ru/search_re sult/?text=%D 1%EF % EE%F0%F2+%DD%EA%F1%EF%F0%E5%F1%F1.
45 Туленков, Д. А. Спортивная публицистика и спортивная журналистика: особенности специализированного направления / Д. А. Туленков // Журналистика: молодые исследователи. Межвузовский сборник научных работ студентов и аспирантов. - 2004.- № 3. - С.173-180.
46 Фомичева, И. Д. Социология СМИ: учебное пособие для студентов вузов / И. Д. Фомичева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Аспект Пресс, 2012. - 360 с.
47 Худенко, К. Интервью. Алексей Венедиктов: «Первый раз мы такую массовую пропаганду видели во времена Третьего рейха» [Электронный ресурс] / К. Худенко // Интернет-журнал «Спектр.Пресс». - Режим доступа: http://spektr.press/aleksej-venediktov-perwj-raz-my-takuyu-massovuyu-propagandu-
videli-vo-vremena-tretego-rejha.
48 Цвик, В. Л. Введение в журналистику: учебное пособие / В. Л. Цвик. - Москва: МНЭПУ, 2000. - 77 с.