ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РУССКИЙ СЕВЕР КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1. Север в историко-культурных и этнографических исследованиях 7
1.2 Русский Север в исследованиях краеведов и литературоведов 15
ГЛАВА 2. АРХАНГЕЛЬСКИЙ КРАЙ: ПОЭТИКА СЕВЕРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. АБРАМОВА И К. ГЕМП 26
2.1. Природа и море Архангельского края в пространстве произведений
Ф. Абрамова и К. Г емп 26
2.2 Жизнь русской деревни в изображении К. Гемп и Ф. Абрамова 37
2.3 Образ женщины в произведениях К. Гемп и Ф. Абрамова 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Творчество Федора Абрамова (1920-1983) хорошо известно русскому читателю. Его произведения давно обрели своего читателя. Среди наиболее известных романы «Братья и сестры» (1958), «Сосновые дети» (1962), «Две зимы и три лета» (1968), «Пути-перепутья» (1973», вошедшие в цикл «Пряслины», затем роман «Дом» (1978), а также многочисленные повести и рассказы, как например, «Безотцовщина» (1961), «Жила-была сёмужка» (1962), «Пелагея» (1969), «Деревянные кони» (1970), «Алька» (1972), «Мамониха» (1973) и др.
За особый интерес писателя к сельской жизни, к судьбам простых людей критики назвали его представителем «деревенской прозы». В биографии писателя И. П. Золотусский точно обозначил основные темы и мотивы в его произведениях: «Федор Абрамов родился за один год до смерти Блока. Но эпоху Блока и эпоху Абрамова разделяет пропасть.
Абрамов принадлежал к той ветви русской литературы, которая создавалась уже не дворянами, а крестьянами. Ее создавала люди, еще не оторвавшиеся от крестьянского быта и крестьянского труда, еще не залечившие на своих руках «порубы и порезы» от сохи, от косы, от топора. Это было первое поколение новой интеллигенции, вышедшей из народа, но иначе, чем поколение Блока, смотревшее на народ... мотив защиты, помощи, жалости стал главенствующим мотивом в прозе о деревне» [38, с. 115].
Главной темой Ф. Абрамова стала тема Русского Севера, а любимыми героями - крестьяне, традиции и обычаи которых писатель хорошо знал и правдиво изображал на страницах своих книг. Важное место в них занимает и образ северной земли с ее скромными пейзажами, суровыми буднями и холодной завораживающей красотой. Много строк писатель посвятит Архангельской области и Верколе, в которой родился и с которой многие годы был неразрывно связан.
Имя другого автора, также прославившего архангелогородцев, их традиции, человека, который был дружен с Ф. Абрамовым, но никогда не был в тени писателя, имел свой взгляд на мир, была К. Гемп (1894¬1998). О дружбе К. Гемп и Ф. Абрамова рассказано на страницах «Пинежской правды» от 14 мая 1988 года в статье Е. А. Зориной и других краеведческих источниках. Ф. Абрамов высоко ценил «Сказ о Беломорье» (1983) К. Гемп.
Однако К. Гемп не была профессиональным писателем. Она хорошо известна как историк, этнограф, альголог (водорослевед).
К. Гепм была известным краеведом, увлеченным историей и культурой Архангельского края. Ее коллекция устных и письменных памятников Поморской культуры в составе книги «Сказ о Беломорье» неоднократно издавались и переиздавались.
У Ф. Абрамова и К. Гемп много общего в изображении картин северного края, его традиций, нравов, обычаев. Однако в литературной критике эти авторы никогда не рассматривались вместе. И этим определяется актуальность работы, в которой впервые будет проведен сравнительный анализ образа Севера в произведениях Ф. Абрамова и К. Гемп.
Образ Севера давно привлекал писателей разных периодов. Одним из первых в 1834 году А.А. Бестужев-Марлинский выступил одним из основоположников северного литературного мифа в повести «Мореход Никитин» (1834).
Тема Севера привлекала Ф. М. Достоевского. Об этом свидетельствуют его «Записки из Мертвого дома» (1860-1862), «Бесы» (1871-1872) и «Братья Карамазовы» (1880). Существует достаточно много работ, посвященных «Сибирском тексту» писателя, а в статье В. И. Габдуллиной отмечается: «В описании Сибири как «благословенной земли» проявляется желание автора опровергнуть сложившиеся в сознании современников стереотипы о Сибири как о суровом крае, месте каторги и ссылки, и как о диком, не освоенном человеком пространстве» [22, с. 98].
Уже в ХХ веке в любви к Русскому Северу признавался М. Пришвин, а его книга «В краю непуганых птиц» (1907), посвященная Карелии, получила заслуженное признание читателей и критиков.
В 1934 году вышла книга известного ученого И. В. Карнауховой «Сказки и предания Северного края». Собирательница сказок, известный фольклорист, в последствие детский писатель, она способствовала организации первых фольклорных экспедиций на Север, материалы которых и составили содержание названной книги. Под влиянием собранных текстов сказок и легенд И. Карнауховой были написаны ее авторские сказки для детей «Скок-поскок» (1965), «Внученька» (1980), «Жихарка» (1989) и др.
Не менее интересен «Северный дневник» (1973) Ю. П. Казакова, в котором в форме северного травелога рассказано о Карелии, Архангельске, Мурманске и их жителях.
В связи с особым интересом к теме Севера в критике долгое время оставался открытым вопрос - что понимать под Севером, Русским Севером? Опираясь на исследования по истории, географии, культуре, мы будем рассматривать Север как устойчивый топонимический маркер, не всегда определенный конкретными географическими границами. В культуре и литературе - это прежде всего художественный «топос» «значимое для художественного текста <...> “место разворачивания смыслов”, которое может коррелировать с каким-либо фрагментом (или фрагментами) реального пространства»[52, с. 4; 87, с. 89].
Объект исследования- произведения Ф. Абрамова и К. Гемп.
Предмет исследования - образ Севера в цикле рассказов «Трава- Мурава», рассказе «Сосновые дети», повести «Деревянные кони» Ф. Абрамова и книге «Сказ о Бломорье» К. Гемп.
Цель исследования - определить художественное своеобразие образа Севера в произведениях Ф. Абрамова и К. Гемп.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Изучить понятие Русский Север в историко-культурных и этнографических исследованиях и уточнить понятие Север в контексте темы исследования.
2. Рассмотреть особенности изучения северной темы в работах краеведов и литературоведов.
3. Проанализировать образ Архангельского края в художественном пространстве текстов Ф. Абрамова и К. Гемп.
4. Дать сравнительный анализ произведений Ф.Абрамова «Сосновые дети» и «Сказ о Беломорье» К. Гемп.
Материал исследования составили произведения:
- повесть Ф. Абрамова «Деревянные кони» (1970), рассказ «Сосновые дети» (1962), цикл рассказов «Трава-Мурава» (1980);
- книга К. Гемп «Сказ о Беломорье» (1983).
Методы исследования - системный и типологический на основе культурологического подходов.
Научная новизна обусловлена тем, что впервые даётся сравнительный анализ особенностей изображения русского Севера в произведении Ксении Гемп.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия Север в русской литературе ХХ века как Север как устойчивого топонимического маркера, как художественного «топоса».
Практическая значимость определяется возможностью использования материалов исследования в процессе изучения отечественной литературы, в том числе в рамках знакомства с историко¬культурным наследием архангельского края.
В качестве результатов исследования отметим достижение цели и выполнение всех поставленных задач.
В первой главе были рассмотрены теоретические вопросы, прежде всего само понятие Север и Русский Север в исследованиях ученых разных направлений. Опираясь на исследования А. Б. Пермиловской, Ю. П. Шабаева, А. С. Власова и Г. Н. Элькина мы сформулировали свое определение Севера, под которым понимаем устойчивый топонимический маркер, не всегда определенный конкретными географическими границами. В культуре и литературе - это прежде всего художественный «топос», «значимое для художественного текста <...> “место разворачивания смыслов”, которое может коррелировать с каким-либо фрагментом (или фрагментами) реального пространства».
Было обнаружено, что ряд исследователей считают понятие территориально не ограничивающимся бывшей Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерний, а расширяют его до северной части бывшей Санкт-Петербургской губернии, бывшей Новгородской, Тверской и северной частью Костромской губернии, а также Республик Коми и Карелии. В ходе работы обнаружена важность водоразделов в определении пространства Русского Севера. Выявлено, что термин имеет в большей мере историко-культурное значение, чем административное, его географические границы могут варьироваться. Рассмотрен процесс освоения края новгородцами, перечислены его экономические факторы, способствовавшие этому, а также проанализированы причины торговых отношений с другими странами. Говоря о поморах, были изучены история развития данного субэтноса и проанализированы особенности его быта, отличающие их от жителей центральной России. Далее рассмотрен сельскохозяйственный вопрос хлебозаменителей в выпечке хлеба.
Важный материал по истории Севера как историко-литературной проблемы и литературно-краеведческого вопроса Русского Севера имеет материал Литературной экспедиции (1855-1861 гг.), проведённой сыном Николая I, князем Константином Николаевичем. Далее обозначена проблема уничтожения фольклорных материалов Русского Севера после революции 1917 года, упомянуты проводимые краеведческими обществами работы по спасению документов по устному народному творчеству. Перечислены писатели и поэты, познакомившиеся с этим краем в ходе царской или советской ссылки: Ф.Н. Глинка, Б.В. Шергин, Б.Н. Ширяев.
Во второй главе мы впервые рассмотрели образ Севера в произведениях К. Гемп и Ф. Абрамова. Важными оказались личные связи между авторами, подтвержденные в публицистических и биографических материалах. Анализ позволяет заключить, что оба автора интересовались поморским менталитетом как важной региональной составляющей. Проведено сравнение специфики деятельности авторов (Ф. Абрамов - художественная, К. Гемп - научная) и обозначены схожие и различные образы малой родины в их работах, с учётом места рождения, при этом отмечена общая направленность на жизнь поморской деревни.
Значительное место в образе природы Севера поморов занимает море -сакральное, живое пространство, которое вмещает в себя как начало, так и конец. Оно способно испытать человека, кормить, «забирать». Архетипические мотивы смерти как возвращения в материнское лоно моря переплетаются с религиозным осознанием бессмертия человека. Это характеризует северного человека как зависимого от водной стихии, но уверенного в своём бессмертии. Море олицетворяется, оно «дышит», и его дыхание становится для местных жителей таким же необходимым, как и своё собственное. Море также служит Судьёй.
Отдельное место в работе отведено книге Ксении Гемп «Сказ о Беломорье», в которой зафиксированы сказания, легенды о северных ремеслах, северном фольклоре, о Севере как таковом, о мужественных и простых северных людях, никогда не испытавших на себе гнетущей унизительности крепостного права и сохранивших во всей своей манере держаться, работать, уважать друг друга, общаться друг с другом достоинство Человека.
Ф. Абрамов и К. Гемп, являясь городскими жителями, выстраивают повествование от лица героев, которые лишь посетили и временно окунулись в нелюдимые края Пинежья. У Ф. Абрамова создаётся такая система образов, где городские люди являются динамическими персонажами, а жители деревни статистическими, что создаёт между ними оппозицию, а у Ксении Гемп ведётся повествование непосредственно от её лица.
Во второй главе работы более подробно раскрываются образы моря, природы и простых людей, обитателей Русского Севера в трудах Гемп и Абрамова. От доминирующего образа моря, которое, являясь кормильцем, никогда не обвиняется в том, что «забирает» людей, как и Бог, анализ смещается к образам жизни русской деревни, женщины, хлеба и избы. В работе С.В. Жарниковой «Истоки фольклора Русского Севера», этнограф пишет: «Печь и хлеб - два символа человеческой общины, семьи». При этом не менее важен для культуры поморов сам дом и быт, автор приводит поговорку: «В каждой избушке свои погремушки, в каждой избе свой погремок, в каждой деревне свой обиход, а везде все наше - поморско». Другими словами, каждый дом индивидуален, выражает творческое настроение хозяина.
У Ф. Абрамова, как у К. Гемп, также и встречается акцентированность именно на женской фигуре в общей художественной картине Русского Севера. Наиболее полно он раскрыт в «Сказе о Беломорье» - «Жизнь поморской семьи протекала в ее замкнутом кругу. Помор не обсуждал свои семейные дела на людях, поморки тоже считали: семейные дела - свои дела.». Если попытаться провести параллели, то писатели показали тяжелейшую судьбу русской женщины- крестьянки, «сохранившей человеческое достоинство в трудном поединке с судьбой, но лишенной жестокой волей обстоятельств многих заслуженных радостей жизни. Мотив вины не только общества, но и мужчины перед женщиной по-разному реализуется в их концепциях».
Таким образом, работа позволила расширить не только понимание особенностей текстов К. Гемп и Ф. Абрамова, но и Севера в целом, констатировать, что ряд исследователей считают понятие территориально не ограничивающимся бывшей Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерний, а расширяют его.
В ходе решения задач исследования были определены взаимоотношения между Гемп и Абрамовым, проведено сравнение специфики деятельности (Абрамов - художественная, Гемп - научная). Выявлено, что в произведении Ксении Гемп «Сказ о Беломорье» преобладает архетип моря, тем временем в работах Ф. Абрамова мы обнаружили отсутствие морской тематики и только одно её упоминание в сказке «Жила-была Сёмужка», где тем не менее прослеживалась приверженность автора к идеологическому уходу от морской темы. В рассказе «Сосновые дети» и «Деревянные кони» прослеживается озёрная, лесная и речная темы, что обусловлено малой родиной писателей. Проведена художественная параллель сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и Ф. Абрамова «Жила-была Сёмужка», в них найден схожий образ волшебного существа в рыбном обличье. К. Гемп детально фиксирует фольклорные элементы и выстраивает логику быта помора. В произведениях авторов выделены особенности сакрального образа хлеба и использование хлебозаменителей в цикле рассказов Ф. Абрамова «Трава-Мурава». Одним из ключевых выводом работы заключается в том, что представленные рассказ «Сосновые дети» и повесть «Деревянные кони» Ф. Абрамова базируются на образе трудящейся и смиренной женщины, что мы встречаем и у К. Гемп в «Сказе о Беломорье». Сделан вывод, что в поморском менталитете в целом не принято делиться проблемами семьи, а также обнаружены несколько примеров, когда жена могла подвергаться рукоприкладству.
Художественный мир Ф. Абрамова и мир легенд и сказаний в книге К. Гемп бывает как трагичен, так и комичен, но, несомненно, их отличает особое настроение чистоты и исконности, которую можно легко ощутить в фольклорных и документальных материалах.
1. Абрамов, Ф. А. Сочинения. Повести и рассказы. В 2 т. Т. 1.Деревянные кони / Ф. А. Абрамов - М.: РУССКИЙ ОСТРОВ, 2010. - C.13-41.
2. Абрамов, Ф. А. Сосновые дети / Ф. А. Абрамов / Деревянные кони. Повести. Рассказы - Москва : Эксмо, 2011. - 258-280 с.-ISBN 978-5-699-52445-7.
3. Абрамов, Ф. А. Сочинения. Повести и рассказы. В 2 т. Т. 1.Трава-мурава / Ф. А. Абрамов. - М.: РУССКИЙ ОСТРОВ, 2010. - C. 373-380.
4. Гемп, К. П. Сказ о Беломорье / К. П. Гемп. - Архангельск : Северо-западное книжное издательство, 1983. - 240 с.
Основные источники
5. Абрамов, Ф. А. «2 часа у Гемпов», датированных 27-28 марта 1976 // Двина, 2013. -№2. - С. 14-16.
6. Абрамов, Ф.А. Жила-была Сёмужка / Ф.А. Абрамов - Ленинград : Детская литература- 1980. - 224 с.
7. Абрамов, Ф. А. Сочинения. Публицистика В 2 т. Т. 2. О Пушкине / Ф.А. Абрамов.-М.: РУССКИЙ ОСТРОВ, 2010. - С. 217-224.
8. Абрамов Ф.А. Сочинения. Повести и рассказы. В 2 т. Т. 1. Я всегда взываю к активности... / Ф. А. Абрамов. - М.: РУССКИЙ ОСТРОВ, 2010. -С. 43-58.
9. Абрамов, Ф. А. Сочинения. Публицистика В 2 т. Т. 2. О хлебе насущном и духовном / Ф.А. Абрамов. - М.: РУССКИЙ ОСТРОВ, 2010. - С. 5-10.
10. Абрамов, Ф.А. Сочинения. Публицистика. В 2 т. Т. 2. Самый надёжный судья- совесть / Ф.А Абрамов.-М.: РУССКИЙ ОСТРОВ, 2010.- C. 58-96.
11. Абрамов, Ф. А Слово в ядерный век / Ф. А. Абрамов. - Ленинградская область: Советский писатель, 1996. - 447 с.
12. Абрамов, Ф. А. К. П. Гемп и её «Сказ о Беломорье» / Ф. А. Абрамов // Советская Россия. - 1983. - 12 июня.
13. Аввакумова, М. Н. Бабушкина дорога / М.Н. Аввакумова // Двина - 2013. - № 2 (50) - C. 42-52
14. Антипина, А.С. Архангельск в «Северном дневнике» Ю. П. Казакова: идеология и мифопоэтика / А.С. Антипина // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2015. -№ 10 (163)- C. 190-194.
15. Антипина, А.С. Архангелогородской субтекст Северного текста / /сост., отв. ред. Е. Ш. Галимова, А. Г. Лошаков // Северный текст как логосная форма бытия Русского Севера: монография. - Архангельск: ИМИДЖ-ПРЕСС, 2017. - С. 276-282.
16. Ануфриев, В.В. Русские поморы. Культурно-историческая идентичность / В.В. Ануфриев - Москва : Солти, 2008. - 159 с.
17. Бернштам, Т. АРоль Верхневоложской колонизации в освоении Русского Севера (IX—XV вв.) / Т. А. Бернштам // Фольклор и этнография Русского Севера / ред. Путилов Б.Н., Чистов К.В. - Ленинград : Издательство «Наука», 1973. - С. 5-29.
18. Бернштам, Т. А. Поморы / Т.А. Бернштам - Ленинград : Издательство «Наука», 1978. - 176с.
19. Бойко, С.С. «Лагерная проза» как этап формирования литературы нового типа // Новый филологический вестник.- 2015. - №3(34).-C. 65-8.
20. Большакова, А. В. Федор Абрамов и феномен «задержанной» литературы / А. В. Большакова // Характеры и судьбы. Проза Федора Абрамова : [сборник научных статей] : 90-летию писателя посвящается- Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет, 2010. - 154 с. - С. 3-46.
21. Власов, А.С. Природа, экономика и рубежи Русского Севера / А. С. Власов, Г. Н. Элькин // Древнерусские города Севера - Санкт- Петербург : Паритет, 2012. - 494 с.
22. Габдуллина, В.И. «Сибирский текст» Достоевского: образ провинции / В. И. Габдуллина // Культура и текст.- 2016.- №3 (26).- С. 93-106.
23. Галимова, Е. Ш. Образ-архетип моря в художественном пространстве Северного текста русской литературы / Е. Ш. Галимова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета.Серия: Гуманитарные и социальные науки-2012. - № 3. - С. 80-87.
24. Галочкина, С. Ю. Ф. Абрамовв воспоминаниях земляков / ред.- сост. Е. Ш. Галимова// Фёдор Абрамов и Север- Архангельск : Правда Севера, 1992 г. -С. 119-127.
25. Гемп, К.П., «Возжечь человеческое...» / К.П. Гемп // Федор Абрамов и Север / Ред.-сост. Е. Ш. Галимова// Фёдор Абрамов и Север- Архангельск : Правда Севера,1992 г. - С. 134-137
26. Глазырина, Г.В. Исландские викингские саги о Северной Руси / Г. В. Глазырина. - Москва : Научно-издательский центр «Ладомир», 1996. - 235 с. - ISBN 5-86218-257-8.
27. Груша, С. А.Русский национальный характер в малой прозе Ф. А. Абрамова : автореферат дис. кандидата филологических наук : 10.01.01 / С. А. Груша. - Тверь:Твер. гос. ун-т, 2011. - 18 с.
28. Гудков А. Г. Рацион крестьян Русского Севера в конце XVIII - первой половине XIX века / А. Г. Гудков // ШАГИ / STEPS.-2022. - Т. 1 - №3 - С. 259-274.
29. Гура В. В. Связь времен /И. В. Евдокимов, В. В. Гура - Архангельск : Колокола, 1983. - 46 с.
30. Дмитриева С. И. Русские поморы / С. Дмитриева // Живописная Россия.- 2006. - № 1. - С. 10-16.
31. Размолодин, М.Л. О разности фундаментальных основ черносотенной и националистической доктрин в России начала ХХ века // Клио.-2011. -№ 2 (53).- C. 151-155
32. Дмитриев Л.А. Жанр севернорусских житий //История жанров в русской литературе X-XVII вв. /Ин-т рус. лит-ры. - Ленинград : Наука, 1972. - 464 с.
33. Дмитриева, С. И. Очерк этнокультурной истории Архангельского Поморья / С. И. Дмитриева // Мировоззрение и культура севернорусского населения - Москва : Наука, 2006.- 387 с.
34. Ермишина, Н.Д. Первые годы советской власти и судьба памятников культуры в России / Н.Д.Ермишина // Евразийский Союз Ученых. - 2018.- С. 20-22
35. Жарникова, С. В. Истоки фольклора Русского Севера / С. В. Жарникова / ред. А. Г. Виноградов. - Екатеринбург : Интеллектуальная издательская среда Ridero, 2018. - 232 с.- ISBN 978-5¬4490-6255-0.
36. Журов, А.В. Василий Белов: опыт разлома / А.В. Журов // Новый мир. - 2013. - № 9. - С. 179-190.
37. Захарова, Н. Н. Архангельский Север в древнескандинавской литературе / Н. Н. Захарова // САФУ имени М. В. Ломоносова - 2012 г. - № 1. - С. 88-95.
38. Золотусский И. П. Ф. Абрамов: Личность, книги, судьба / И. П. Золотусский. - М.: Советская Россия, 1968. - 160 с.
39. Зорина Е.А. Встречи радости, веры и света : [о дружбе К. П. Гемп с Ф. А. Абрамовым] / Е. А. Зорина // Пинежская правда - 1988. - 14 мая.
40. Ильин, В.И. Старый Русский Север как пространство жизненных шансов: история и современность / В.И. Ильин // Журнал Фронтирных Исследований - 2019. - №4(2).- С. 310-330.
41. Калуцков, В. Н. Русский Север как культурно-географический регион / В. Н. Калуцков // Поморские чтения по семиотике культуры. Геокультурное пространство Европейского Севера: генезис, структура, семантика - 2019. - Вып. 4 - С. 27-37.
42. Клавдий, К. А. Частушки северных деревень / К. А. Клавдий. - Москва : Сказочная дорога, 2015. - 222 с.
43. Красовская, Т.М. Образ Русского Севера: особенности формирования в современной географии и искусстве / Т.М Красовская. - МГУ :Изд-во Московского университета -2013. - №3(11) - C. 42-46.
44. Криничная, Н.А. Предания русского Севера / Н.А. Криничная. - Санкт-Петербург : Наука - 1991. - 328 с.
45. Крутикова-Абрамова, Л.В. Жива Россия. Федор Абрамов: его книги, прозрения и предостережения / Л.В. Крутикова-Абрамова. - СПб. : АТОН, 2003 г.- 415 с.
46. Куратов, А.А. История и историки Архангельского Севера /
A. A. Куратов.- Архангельск: Издательство
Поморскогогосударственного университета, 1999г. - 270 с. - ISBN 5¬88086-190-2
47. Ларин, О. И. В ритме Пинеги / О. И. Ларин.- Москва : Мысль, 1975. - 143 с.
48. Лихачев, Д. С. Русский Север // Гемп К. Сказ о Беломорье. 2-е изд. -Архангельск : Поморский университет, 2004. - 637 с.
49. Лыткина, Т.С., Фаузер, В.В. Государственное управление принудительной миграцией как способ освоения Севера России в 1930¬1950-е гг. // Журнал социологии и социальной антропологии.- 2016. - Т. XIX. № 1 (84) -С. 90-109.
50. Макаров, Н. А.Русский Север: таинственное средневековье / Н. А. Макаров - М. : Институт археологии РАН, 1993. -192с.
51. Мартынов, Г. Г. Летопись жизни и творчества Федора Абрамова, 1920-1983 / Г. Г. Мартынов. - Санкт-Петербург: Издательство «М1ръ», 2015. - 635 с.- ISBN 978-5-98846-116-6.
52. Мокрушина, О. А. Топос постсоветской школы в русской литературе рубежа ХХ - XXI веков : автореферат дис. на соискание уч. степ. канд. филол. наук, 10.01.01 - русская литература. - Пермь : ПГНИУ, 2014. - 23 с.
53. Пашков, А.М. Политическая ссылка и развитие краеведения на Русском Севере В XIX - начале XX В.: опыт переосмысления / А. М. Пашков // Вестник РУДН, сер. История России. -2011. - № 2. - С. 112-126.
54. Пермиловская, А. Б. Народная архитектура Русского Севера в пространстве современной культуры А. Б. Пермиловская // Человек. Культура. Образование - 2013. -№2 (8).- С. 17-27.-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnaya-arhitektura-russkogo-severa-v- prostranstve-sovremennoy-kultury(дата обращения: 26.05.2023).
55. Пермиловская, А. Б. Русский Север - специфический код культурной памяти / А. Б. Пермиловская // Историческая и социально-образовательная мысль- 2016 г. - № 2 (32). - С. 155-163- DOI: 10.7256/2222-1956.2016.2.18345.
56. Пермиловская, А.Б Русский Север в пространстве культуры / А. Б. Пермиловская- Тамбов: Грамота, 2011 г. - № 3 (9): в 3-х ч. Ч. III. -C. 121-124.
57. Пермиловская, А. Б. Проблема сохранения культурных ландшафтов сельских исторических поселений Русского Севера / А. Б. Пермиловская// Регионология.- 2011.- № 2 (75). - С. 313-324.
58. Потанин, Г.Н. Никольский уезд и его жители /Г.Н. Потанин // Древняя и новая Россия.- 1876. - № 10 (3). - С. 136-156.
59. Пришвин, М.М. В стране непуганных птиц / М.М. Пришвин. - М. : Вече, 2019. - 352 с.
60. Романова, Т.В.Топоним Соловки как социокультурный знак в национальной картине мира / Т.В. Романова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. -2011. - № 6 (2).- C. 584-588.
61. Русский Север: ареалы и культурные традиции: Российская акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого и др / ред.-сост. Т. А. Бернштам, К. В. Чистов. - Санкт-Петербург : Наука, 1992. - 270 c.-ISBN 5-02-027353-8.
62. Рыжова, Е. А., Жития праведников в агиографической традиции Русского Севера / Е. А. Рыжикова // Материалы VI конференции по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера. — Карельский научный центр РАН. - Петрозаводск : 2011 г.- 565 с.
63. Салтыков, Е.Е. Фёдор Абрамов: «Как там К.П.?» // Правда Севера - 1989. -17 дек.-C. 17-21.
64. Смирнова, М. А. Краеведческое движение на Европейском Севере России в 1921-1937 гг.: диссертация кандидата исторических наук: 07.00.02 / М. А. Смирнова. - Архангельск : Сев. (Арктический) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова,2011 г. - 253 с.
65. Соловьева, А.Н. «Русский Север»: смысловые горизонты этничности в культурном пространстве / А. Н. Соловьева, Ю.П. Шабаев, П. С. Соловьева // Геокультурное пространство Европейского Севера: генезис, структура, семантика: сборник научных статей.- Архангельск : Соломбальская типография, 2011 г.-Вып. 4. -С. 215-226.
66. Тимофеев, А.Г. Я видел в нём человека, который не разделяет те взгляды, которые он демонстрирует. Интервью / подг. А.Г. Тимофеев, Л. М. Аринштейн // Летопись жизни и творчества Федора Абрамова, 1920-1983 / Г. Г. Мартынов. - Санкт-Петербург: Издательство «М1ръ», 2015. -С. 623-632 -ISBN 978-5-98846-116-6
67. Тимофеева, А. Е. Пространство моря на Русском Севере / А. Е. Тимофеева // Русский Север-2021: проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия: Рубцовский сборник : Сборник работ V Всероссийской научной конференции с международным участием, Вологда, 01 января - 31 2021 года. - Вологда: Полиграф-Периодика, 2021. - С. 512-516.
68. Трушин, О.Д. Фёдор Абрамов / О.Д. Трушин. - Москва: Икар, 2021 г. - 448 с.
69. Турубанов, А. Н. История Коми с древнейших времен до современности / под общ. ред. И. Л. Жеребцова, А. А. Попова, А. Ф. Сметанина. - 2-е изд., испр. и доп. - Сыктывкар : Издательство Анбур, 2011. - 687 с.- ISBN 978-5-91669-052-1
70. Ревякина, А.А. Характеры и судьбы: проза Федора Абрамова : [сборник научных статей] : 90-летию писателя посвящается /А. А. Ревякина // С.-Петерб. гос. ун-т, Фак. филологии и искусств; [отв. ред. - д.ф.н. О.В. Богданова, д.ф.н. А.О. Большев]. - Санкт-Петербург : Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2010. - 155 с.
71. Хорькова, М.В. Своеобразие сказок Бориса Шергина : научное издание / М. В. Хорькова // Филология и человек.- 2010. - № 2 -С. 157¬162.
72. ЦейтлинГ. Знахарства и поверья в Поморье (очерк из быта поморов) / Г. Цейтлин // Известия Архангельского общества изучения русского Севера. -1912.- № 4. - C. 8-16.
73. Шабаев Ю.П. Русский Север и Поморье в символическом и культурном ландшафте Европейского Севера РФ и в этнополитике / Ю. П. Шабаев // Человек. Культура. Образование, 2016. - №2 (20).- 170¬193 с.
74. Шабаев, Ю. П. «Русский Север»: культурные границы и культурные смыслы / Ю. П. Шабаев, И.Л.Жеребцов, П.С. Журавлев // Мир России. Социология. Этнология, 2012.- №4. - C.134-154.
75. Русский Север в исторической динамике: разрушение проекта культурной кладовой русского народа и современный кризис этнического национализма / Ю.П. Шабаев, А.П. Садохин, А.Ю. Кузнецова, Н. В. Шилов// Мониторинг общественного мнения.Серия:Экономические и социальные перемены, 2017. - № 6.- C.125-148.-DOI: 10.14515/monitoring.2017.6.07.
76. Шабаев, Ю. П. Российская идентичность Русского Севера / А. П. Садохин, А. Ю. Кузнецова //Вестник СПбГУ, 2016. -№1 (12). - C. 127-140.
77. Шергин, Б.В. Двинская земля / Б. В. Шергин - Архангельск : Министерство культуры Архангельской области, 2020. - 71 с.
78. Шергин, Б.В. Древние памяти / Поморские были и сказания / Б. В. Шергин - Москва : Художественная литература, 1989.- 464 с.
79. Ширяев, Б. Н. Неугасимая лампада / Б. Н. Ширяев. - Москва: Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 2018. - 431 с.
80. Щербак, А.П. Водоросли Белого моря и перспективы их использования / Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. - 2015. -№4. - С. 62-69.
81. Энгельгардт, А. П. Русский Север. Путевые записки / А. П. Энгельгардт. - Москва : Объединенное Гуманитарное Издательство, 2009. -256 с. - ISBN: 978-5-94282-558-4.
Справочные электронные ресурсы
82. Головкин, Н. На Руси никогда не переводились праведники.../ Н. Головкин // Прихожанин. Православный интернет-журнал.- URL:https://prihozhanin.msdm.ru/home/podumat/ob-otechestve/2656-na- rusi-nikogda-ne-perevodilis-pravedniki.html(дата обращения 14.05.2023).
83. ЦВИА, ВУА, ед. хр. № 18652. Военно-статистическое описание Вологодской губернииТ.2 ч.3 - 447 с.- URL: https://www.booksite.ru/fulltext/voen/text.pdf(дата обращения 12.05.2023).
84. BigCountry //Портал «Русский Север» - URL: http://bigcountry.ru/page1.php?idm=231(gaTa обращения 16.04.2023).
85. Православный церковный календарь //Преподобный Варлаам Керетский, Архангельский, иеромонах- URL: https://azbyka.ru/days/sv- уаг1аат-кеге1дк11(дата обращения 03.02.2023).
86. Статистика домашнего насилия в России и в мире // Портал «Про насилие». - URL:https://nasi1iu.net/pronasi1ie/statistika-domashnego- nasi1iya-v-rossii-i-v-mire/(дaтa обращения 03.02.2023).
87. Прокофьева, В. Ю. Категория пространство в художественном преломлении: локусы и топосы / В. Ю. Прокофьева // Вестник ОГУ. 2005 № 11.URL: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/kategoriya-prostranstvo-v- hudozhestvennom-pre1om1enii-1okusy-i-toposy(дaтa обращения 23.04.2023).
88. Dvina29 / И дольше века длится день...-URL: https://dvina29.ru/sozvezdie-po-imeni-gemp/(дaтa обращения 03.02.2023)
89. Русский Север / Большая страна. - URL: http://bigcountry.ru/page1.php?idm=231(дата обращения 27.05.2023)
90. Правда Севера // архив от 14.03.2019 // Культура и искусство
2(32), 2016.
URL: https://pravdasevera.ru/2019/03/14/60b0a047b43ef52e7c660513.htm1(дата обращения 05.04.2023).
91. Архив ФИРИ РАН (СПб.). Ф. 36. Оп. 1. № 497. Л. 146-147.
Указ. по: Милов, Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998. С. 359.URL:
https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/99-02-006-mi1ov-1-v-ve1ikorusskiy-pahar-i- osobennosti-rossiyskogo-istoricheskogo-protsessa-m-rosspen-1998-573- ^(дата обращения 07.05.2023).
92. Православный церковный календарь //azbyka.ru.URL: https://azbyka.ru/days/sv-artemij-verko1skij(дата обращения 06.04.2023).
93. Фёдор Абрамов: «Я пишу не о деревне, я пишу о России» //
https://gazeta-1icey.ru/URL: https://gazeta-1icey.ru/cu1ture/1iterature/87373- fyodor-abramov-ya-pishu-ne-o-derevne-ya-pishu-o-rossii(gaTa обращения 13.05.2023).