Образ Севера в произведениях Ф. Абрамова и К. Темп
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РУССКИЙ СЕВЕР КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1. Север в историко-культурных и этнографических исследованиях 7
1.2 Русский Север в исследованиях краеведов и литературоведов 15
ГЛАВА 2. АРХАНГЕЛЬСКИЙ КРАЙ: ПОЭТИКА СЕВЕРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. АБРАМОВА И К. ГЕМП 26
2.1. Природа и море Архангельского края в пространстве произведений
Ф. Абрамова и К. Г емп 26
2.2 Жизнь русской деревни в изображении К. Гемп и Ф. Абрамова 37
2.3 Образ женщины в произведениях К. Гемп и Ф. Абрамова 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. РУССКИЙ СЕВЕР КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1. Север в историко-культурных и этнографических исследованиях 7
1.2 Русский Север в исследованиях краеведов и литературоведов 15
ГЛАВА 2. АРХАНГЕЛЬСКИЙ КРАЙ: ПОЭТИКА СЕВЕРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. АБРАМОВА И К. ГЕМП 26
2.1. Природа и море Архангельского края в пространстве произведений
Ф. Абрамова и К. Г емп 26
2.2 Жизнь русской деревни в изображении К. Гемп и Ф. Абрамова 37
2.3 Образ женщины в произведениях К. Гемп и Ф. Абрамова 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Творчество Федора Абрамова (1920-1983) хорошо известно русскому читателю. Его произведения давно обрели своего читателя. Среди наиболее известных романы «Братья и сестры» (1958), «Сосновые дети» (1962), «Две зимы и три лета» (1968), «Пути-перепутья» (1973», вошедшие в цикл «Пряслины», затем роман «Дом» (1978), а также многочисленные повести и рассказы, как например, «Безотцовщина» (1961), «Жила-была сёмужка» (1962), «Пелагея» (1969), «Деревянные кони» (1970), «Алька» (1972), «Мамониха» (1973) и др.
За особый интерес писателя к сельской жизни, к судьбам простых людей критики назвали его представителем «деревенской прозы». В биографии писателя И. П. Золотусский точно обозначил основные темы и мотивы в его произведениях: «Федор Абрамов родился за один год до смерти Блока. Но эпоху Блока и эпоху Абрамова разделяет пропасть.
Абрамов принадлежал к той ветви русской литературы, которая создавалась уже не дворянами, а крестьянами. Ее создавала люди, еще не оторвавшиеся от крестьянского быта и крестьянского труда, еще не залечившие на своих руках «порубы и порезы» от сохи, от косы, от топора. Это было первое поколение новой интеллигенции, вышедшей из народа, но иначе, чем поколение Блока, смотревшее на народ... мотив защиты, помощи, жалости стал главенствующим мотивом в прозе о деревне» [38, с. 115].
Главной темой Ф. Абрамова стала тема Русского Севера, а любимыми героями - крестьяне, традиции и обычаи которых писатель хорошо знал и правдиво изображал на страницах своих книг. Важное место в них занимает и образ северной земли с ее скромными пейзажами, суровыми буднями и холодной завораживающей красотой. Много строк писатель посвятит Архангельской области и Верколе, в которой родился и с которой многие годы был неразрывно связан.
Имя другого автора, также прославившего архангелогородцев, их традиции, человека, который был дружен с Ф. Абрамовым, но никогда не был в тени писателя, имел свой взгляд на мир, была К. Гемп (1894¬1998). О дружбе К. Гемп и Ф. Абрамова рассказано на страницах «Пинежской правды» от 14 мая 1988 года в статье Е. А. Зориной и других краеведческих источниках. Ф. Абрамов высоко ценил «Сказ о Беломорье» (1983) К. Гемп.
Однако К. Гемп не была профессиональным писателем. Она хорошо известна как историк, этнограф, альголог (водорослевед).
К. Гепм была известным краеведом, увлеченным историей и культурой Архангельского края. Ее коллекция устных и письменных памятников Поморской культуры в составе книги «Сказ о Беломорье» неоднократно издавались и переиздавались.
У Ф. Абрамова и К. Гемп много общего в изображении картин северного края, его традиций, нравов, обычаев. Однако в литературной критике эти авторы никогда не рассматривались вместе. И этим определяется актуальность работы, в которой впервые будет проведен сравнительный анализ образа Севера в произведениях Ф. Абрамова и К. Гемп.
Образ Севера давно привлекал писателей разных периодов. Одним из первых в 1834 году А.А. Бестужев-Марлинский выступил одним из основоположников северного литературного мифа в повести «Мореход Никитин» (1834).
Тема Севера привлекала Ф. М. Достоевского. Об этом свидетельствуют его «Записки из Мертвого дома» (1860-1862), «Бесы» (1871-1872) и «Братья Карамазовы» (1880). Существует достаточно много работ, посвященных «Сибирском тексту» писателя, а в статье В. И. Габдуллиной отмечается: «В описании Сибири как «благословенной земли» проявляется желание автора опровергнуть сложившиеся в сознании современников стереотипы о Сибири как о суровом крае, месте каторги и ссылки, и как о диком, не освоенном человеком пространстве» [22, с. 98].
Уже в ХХ веке в любви к Русскому Северу признавался М. Пришвин, а его книга «В краю непуганых птиц» (1907), посвященная Карелии, получила заслуженное признание читателей и критиков.
В 1934 году вышла книга известного ученого И. В. Карнауховой «Сказки и предания Северного края». Собирательница сказок, известный фольклорист, в последствие детский писатель, она способствовала организации первых фольклорных экспедиций на Север, материалы которых и составили содержание названной книги. Под влиянием собранных текстов сказок и легенд И. Карнауховой были написаны ее авторские сказки для детей «Скок-поскок» (1965), «Внученька» (1980), «Жихарка» (1989) и др.
Не менее интересен «Северный дневник» (1973) Ю. П. Казакова, в котором в форме северного травелога рассказано о Карелии, Архангельске, Мурманске и их жителях.
В связи с особым интересом к теме Севера в критике долгое время оставался открытым вопрос - что понимать под Севером, Русским Севером? Опираясь на исследования по истории, географии, культуре, мы будем рассматривать Север как устойчивый топонимический маркер, не всегда определенный конкретными географическими границами. В культуре и литературе - это прежде всего художественный «топос» «значимое для художественного текста <...> “место разворачивания смыслов”, которое может коррелировать с каким-либо фрагментом (или фрагментами) реального пространства»[52, с. 4; 87, с. 89].
Объект исследования- произведения Ф. Абрамова и К. Гемп.
Предмет исследования - образ Севера в цикле рассказов «Трава- Мурава», рассказе «Сосновые дети», повести «Деревянные кони» Ф. Абрамова и книге «Сказ о Бломорье» К. Гемп.
Цель исследования - определить художественное своеобразие образа Севера в произведениях Ф. Абрамова и К. Гемп.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Изучить понятие Русский Север в историко-культурных и этнографических исследованиях и уточнить понятие Север в контексте темы исследования.
2. Рассмотреть особенности изучения северной темы в работах краеведов и литературоведов.
3. Проанализировать образ Архангельского края в художественном пространстве текстов Ф. Абрамова и К. Гемп.
4. Дать сравнительный анализ произведений Ф.Абрамова «Сосновые дети» и «Сказ о Беломорье» К. Гемп.
Материал исследования составили произведения:
- повесть Ф. Абрамова «Деревянные кони» (1970), рассказ «Сосновые дети» (1962), цикл рассказов «Трава-Мурава» (1980);
- книга К. Гемп «Сказ о Беломорье» (1983).
Методы исследования - системный и типологический на основе культурологического подходов.
Научная новизна обусловлена тем, что впервые даётся сравнительный анализ особенностей изображения русского Севера в произведении Ксении Гемп.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия Север в русской литературе ХХ века как Север как устойчивого топонимического маркера, как художественного «топоса».
Практическая значимость определяется возможностью использования материалов исследования в процессе изучения отечественной литературы, в том числе в рамках знакомства с историко¬культурным наследием архангельского края.
За особый интерес писателя к сельской жизни, к судьбам простых людей критики назвали его представителем «деревенской прозы». В биографии писателя И. П. Золотусский точно обозначил основные темы и мотивы в его произведениях: «Федор Абрамов родился за один год до смерти Блока. Но эпоху Блока и эпоху Абрамова разделяет пропасть.
Абрамов принадлежал к той ветви русской литературы, которая создавалась уже не дворянами, а крестьянами. Ее создавала люди, еще не оторвавшиеся от крестьянского быта и крестьянского труда, еще не залечившие на своих руках «порубы и порезы» от сохи, от косы, от топора. Это было первое поколение новой интеллигенции, вышедшей из народа, но иначе, чем поколение Блока, смотревшее на народ... мотив защиты, помощи, жалости стал главенствующим мотивом в прозе о деревне» [38, с. 115].
Главной темой Ф. Абрамова стала тема Русского Севера, а любимыми героями - крестьяне, традиции и обычаи которых писатель хорошо знал и правдиво изображал на страницах своих книг. Важное место в них занимает и образ северной земли с ее скромными пейзажами, суровыми буднями и холодной завораживающей красотой. Много строк писатель посвятит Архангельской области и Верколе, в которой родился и с которой многие годы был неразрывно связан.
Имя другого автора, также прославившего архангелогородцев, их традиции, человека, который был дружен с Ф. Абрамовым, но никогда не был в тени писателя, имел свой взгляд на мир, была К. Гемп (1894¬1998). О дружбе К. Гемп и Ф. Абрамова рассказано на страницах «Пинежской правды» от 14 мая 1988 года в статье Е. А. Зориной и других краеведческих источниках. Ф. Абрамов высоко ценил «Сказ о Беломорье» (1983) К. Гемп.
Однако К. Гемп не была профессиональным писателем. Она хорошо известна как историк, этнограф, альголог (водорослевед).
К. Гепм была известным краеведом, увлеченным историей и культурой Архангельского края. Ее коллекция устных и письменных памятников Поморской культуры в составе книги «Сказ о Беломорье» неоднократно издавались и переиздавались.
У Ф. Абрамова и К. Гемп много общего в изображении картин северного края, его традиций, нравов, обычаев. Однако в литературной критике эти авторы никогда не рассматривались вместе. И этим определяется актуальность работы, в которой впервые будет проведен сравнительный анализ образа Севера в произведениях Ф. Абрамова и К. Гемп.
Образ Севера давно привлекал писателей разных периодов. Одним из первых в 1834 году А.А. Бестужев-Марлинский выступил одним из основоположников северного литературного мифа в повести «Мореход Никитин» (1834).
Тема Севера привлекала Ф. М. Достоевского. Об этом свидетельствуют его «Записки из Мертвого дома» (1860-1862), «Бесы» (1871-1872) и «Братья Карамазовы» (1880). Существует достаточно много работ, посвященных «Сибирском тексту» писателя, а в статье В. И. Габдуллиной отмечается: «В описании Сибири как «благословенной земли» проявляется желание автора опровергнуть сложившиеся в сознании современников стереотипы о Сибири как о суровом крае, месте каторги и ссылки, и как о диком, не освоенном человеком пространстве» [22, с. 98].
Уже в ХХ веке в любви к Русскому Северу признавался М. Пришвин, а его книга «В краю непуганых птиц» (1907), посвященная Карелии, получила заслуженное признание читателей и критиков.
В 1934 году вышла книга известного ученого И. В. Карнауховой «Сказки и предания Северного края». Собирательница сказок, известный фольклорист, в последствие детский писатель, она способствовала организации первых фольклорных экспедиций на Север, материалы которых и составили содержание названной книги. Под влиянием собранных текстов сказок и легенд И. Карнауховой были написаны ее авторские сказки для детей «Скок-поскок» (1965), «Внученька» (1980), «Жихарка» (1989) и др.
Не менее интересен «Северный дневник» (1973) Ю. П. Казакова, в котором в форме северного травелога рассказано о Карелии, Архангельске, Мурманске и их жителях.
В связи с особым интересом к теме Севера в критике долгое время оставался открытым вопрос - что понимать под Севером, Русским Севером? Опираясь на исследования по истории, географии, культуре, мы будем рассматривать Север как устойчивый топонимический маркер, не всегда определенный конкретными географическими границами. В культуре и литературе - это прежде всего художественный «топос» «значимое для художественного текста <...> “место разворачивания смыслов”, которое может коррелировать с каким-либо фрагментом (или фрагментами) реального пространства»[52, с. 4; 87, с. 89].
Объект исследования- произведения Ф. Абрамова и К. Гемп.
Предмет исследования - образ Севера в цикле рассказов «Трава- Мурава», рассказе «Сосновые дети», повести «Деревянные кони» Ф. Абрамова и книге «Сказ о Бломорье» К. Гемп.
Цель исследования - определить художественное своеобразие образа Севера в произведениях Ф. Абрамова и К. Гемп.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Изучить понятие Русский Север в историко-культурных и этнографических исследованиях и уточнить понятие Север в контексте темы исследования.
2. Рассмотреть особенности изучения северной темы в работах краеведов и литературоведов.
3. Проанализировать образ Архангельского края в художественном пространстве текстов Ф. Абрамова и К. Гемп.
4. Дать сравнительный анализ произведений Ф.Абрамова «Сосновые дети» и «Сказ о Беломорье» К. Гемп.
Материал исследования составили произведения:
- повесть Ф. Абрамова «Деревянные кони» (1970), рассказ «Сосновые дети» (1962), цикл рассказов «Трава-Мурава» (1980);
- книга К. Гемп «Сказ о Беломорье» (1983).
Методы исследования - системный и типологический на основе культурологического подходов.
Научная новизна обусловлена тем, что впервые даётся сравнительный анализ особенностей изображения русского Севера в произведении Ксении Гемп.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия Север в русской литературе ХХ века как Север как устойчивого топонимического маркера, как художественного «топоса».
Практическая значимость определяется возможностью использования материалов исследования в процессе изучения отечественной литературы, в том числе в рамках знакомства с историко¬культурным наследием архангельского края.
В качестве результатов исследования отметим достижение цели и выполнение всех поставленных задач.
В первой главе были рассмотрены теоретические вопросы, прежде всего само понятие Север и Русский Север в исследованиях ученых разных направлений. Опираясь на исследования А. Б. Пермиловской, Ю. П. Шабаева, А. С. Власова и Г. Н. Элькина мы сформулировали свое определение Севера, под которым понимаем устойчивый топонимический маркер, не всегда определенный конкретными географическими границами. В культуре и литературе - это прежде всего художественный «топос», «значимое для художественного текста <...> “место разворачивания смыслов”, которое может коррелировать с каким-либо фрагментом (или фрагментами) реального пространства».
Было обнаружено, что ряд исследователей считают понятие территориально не ограничивающимся бывшей Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерний, а расширяют его до северной части бывшей Санкт-Петербургской губернии, бывшей Новгородской, Тверской и северной частью Костромской губернии, а также Республик Коми и Карелии. В ходе работы обнаружена важность водоразделов в определении пространства Русского Севера. Выявлено, что термин имеет в большей мере историко-культурное значение, чем административное, его географические границы могут варьироваться. Рассмотрен процесс освоения края новгородцами, перечислены его экономические факторы, способствовавшие этому, а также проанализированы причины торговых отношений с другими странами. Говоря о поморах, были изучены история развития данного субэтноса и проанализированы особенности его быта, отличающие их от жителей центральной России. Далее рассмотрен сельскохозяйственный вопрос хлебозаменителей в выпечке хлеба.
Важный материал по истории Севера как историко-литературной проблемы и литературно-краеведческого вопроса Русского Севера имеет материал Литературной экспедиции (1855-1861 гг.), проведённой сыном Николая I, князем Константином Николаевичем. Далее обозначена проблема уничтожения фольклорных материалов Русского Севера после революции 1917 года, упомянуты проводимые краеведческими обществами работы по спасению документов по устному народному творчеству. Перечислены писатели и поэты, познакомившиеся с этим краем в ходе царской или советской ссылки: Ф.Н. Глинка, Б.В. Шергин, Б.Н. Ширяев.
Во второй главе мы впервые рассмотрели образ Севера в произведениях К. Гемп и Ф. Абрамова. Важными оказались личные связи между авторами, подтвержденные в публицистических и биографических материалах. Анализ позволяет заключить, что оба автора интересовались поморским менталитетом как важной региональной составляющей. Проведено сравнение специфики деятельности авторов (Ф. Абрамов - художественная, К. Гемп - научная) и обозначены схожие и различные образы малой родины в их работах, с учётом места рождения, при этом отмечена общая направленность на жизнь поморской деревни.
Значительное место в образе природы Севера поморов занимает море -сакральное, живое пространство, которое вмещает в себя как начало, так и конец. Оно способно испытать человека, кормить, «забирать». Архетипические мотивы смерти как возвращения в материнское лоно моря переплетаются с религиозным осознанием бессмертия человека. Это характеризует северного человека как зависимого от водной стихии, но уверенного в своём бессмертии. Море олицетворяется, оно «дышит», и его дыхание становится для местных жителей таким же необходимым, как и своё собственное. Море также служит Судьёй.
Отдельное место в работе отведено книге Ксении Гемп «Сказ о Беломорье», в которой зафиксированы сказания, легенды о северных ремеслах, северном фольклоре, о Севере как таковом, о мужественных и простых северных людях, никогда не испытавших на себе гнетущей унизительности крепостного права и сохранивших во всей своей манере держаться, работать, уважать друг друга, общаться друг с другом достоинство Человека.
Ф. Абрамов и К. Гемп, являясь городскими жителями, выстраивают повествование от лица героев, которые лишь посетили и временно окунулись в нелюдимые края Пинежья. У Ф. Абрамова создаётся такая система образов, где городские люди являются динамическими персонажами, а жители деревни статистическими, что создаёт между ними оппозицию, а у Ксении Гемп ведётся повествование непосредственно от её лица.
Во второй главе работы более подробно раскрываются образы моря, природы и простых людей, обитателей Русского Севера в трудах Гемп и Абрамова. От доминирующего образа моря, которое, являясь кормильцем, никогда не обвиняется в том, что «забирает» людей, как и Бог, анализ смещается к образам жизни русской деревни, женщины, хлеба и избы. В работе С.В. Жарниковой «Истоки фольклора Русского Севера», этнограф пишет: «Печь и хлеб - два символа человеческой общины, семьи». При этом не менее важен для культуры поморов сам дом и быт, автор приводит поговорку: «В каждой избушке свои погремушки, в каждой избе свой погремок, в каждой деревне свой обиход, а везде все наше - поморско». Другими словами, каждый дом индивидуален, выражает творческое настроение хозяина.
У Ф. Абрамова, как у К. Гемп, также и встречается акцентированность именно на женской фигуре в общей художественной картине Русского Севера. Наиболее полно он раскрыт в «Сказе о Беломорье» - «Жизнь поморской семьи протекала в ее замкнутом кругу. Помор не обсуждал свои семейные дела на людях, поморки тоже считали: семейные дела - свои дела.». Если попытаться провести параллели, то писатели показали тяжелейшую судьбу русской женщины- крестьянки, «сохранившей человеческое достоинство в трудном поединке с судьбой, но лишенной жестокой волей обстоятельств многих заслуженных радостей жизни. Мотив вины не только общества, но и мужчины перед женщиной по-разному реализуется в их концепциях».
Таким образом, работа позволила расширить не только понимание особенностей текстов К. Гемп и Ф. Абрамова, но и Севера в целом, констатировать, что ряд исследователей считают понятие территориально не ограничивающимся бывшей Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерний, а расширяют его.
В ходе решения задач исследования были определены взаимоотношения между Гемп и Абрамовым, проведено сравнение специфики деятельности (Абрамов - художественная, Гемп - научная). Выявлено, что в произведении Ксении Гемп «Сказ о Беломорье» преобладает архетип моря, тем временем в работах Ф. Абрамова мы обнаружили отсутствие морской тематики и только одно её упоминание в сказке «Жила-была Сёмужка», где тем не менее прослеживалась приверженность автора к идеологическому уходу от морской темы. В рассказе «Сосновые дети» и «Деревянные кони» прослеживается озёрная, лесная и речная темы, что обусловлено малой родиной писателей. Проведена художественная параллель сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и Ф. Абрамова «Жила-была Сёмужка», в них найден схожий образ волшебного существа в рыбном обличье. К. Гемп детально фиксирует фольклорные элементы и выстраивает логику быта помора. В произведениях авторов выделены особенности сакрального образа хлеба и использование хлебозаменителей в цикле рассказов Ф. Абрамова «Трава-Мурава». Одним из ключевых выводом работы заключается в том, что представленные рассказ «Сосновые дети» и повесть «Деревянные кони» Ф. Абрамова базируются на образе трудящейся и смиренной женщины, что мы встречаем и у К. Гемп в «Сказе о Беломорье». Сделан вывод, что в поморском менталитете в целом не принято делиться проблемами семьи, а также обнаружены несколько примеров, когда жена могла подвергаться рукоприкладству.
Художественный мир Ф. Абрамова и мир легенд и сказаний в книге К. Гемп бывает как трагичен, так и комичен, но, несомненно, их отличает особое настроение чистоты и исконности, которую можно легко ощутить в фольклорных и документальных материалах.
В первой главе были рассмотрены теоретические вопросы, прежде всего само понятие Север и Русский Север в исследованиях ученых разных направлений. Опираясь на исследования А. Б. Пермиловской, Ю. П. Шабаева, А. С. Власова и Г. Н. Элькина мы сформулировали свое определение Севера, под которым понимаем устойчивый топонимический маркер, не всегда определенный конкретными географическими границами. В культуре и литературе - это прежде всего художественный «топос», «значимое для художественного текста <...> “место разворачивания смыслов”, которое может коррелировать с каким-либо фрагментом (или фрагментами) реального пространства».
Было обнаружено, что ряд исследователей считают понятие территориально не ограничивающимся бывшей Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерний, а расширяют его до северной части бывшей Санкт-Петербургской губернии, бывшей Новгородской, Тверской и северной частью Костромской губернии, а также Республик Коми и Карелии. В ходе работы обнаружена важность водоразделов в определении пространства Русского Севера. Выявлено, что термин имеет в большей мере историко-культурное значение, чем административное, его географические границы могут варьироваться. Рассмотрен процесс освоения края новгородцами, перечислены его экономические факторы, способствовавшие этому, а также проанализированы причины торговых отношений с другими странами. Говоря о поморах, были изучены история развития данного субэтноса и проанализированы особенности его быта, отличающие их от жителей центральной России. Далее рассмотрен сельскохозяйственный вопрос хлебозаменителей в выпечке хлеба.
Важный материал по истории Севера как историко-литературной проблемы и литературно-краеведческого вопроса Русского Севера имеет материал Литературной экспедиции (1855-1861 гг.), проведённой сыном Николая I, князем Константином Николаевичем. Далее обозначена проблема уничтожения фольклорных материалов Русского Севера после революции 1917 года, упомянуты проводимые краеведческими обществами работы по спасению документов по устному народному творчеству. Перечислены писатели и поэты, познакомившиеся с этим краем в ходе царской или советской ссылки: Ф.Н. Глинка, Б.В. Шергин, Б.Н. Ширяев.
Во второй главе мы впервые рассмотрели образ Севера в произведениях К. Гемп и Ф. Абрамова. Важными оказались личные связи между авторами, подтвержденные в публицистических и биографических материалах. Анализ позволяет заключить, что оба автора интересовались поморским менталитетом как важной региональной составляющей. Проведено сравнение специфики деятельности авторов (Ф. Абрамов - художественная, К. Гемп - научная) и обозначены схожие и различные образы малой родины в их работах, с учётом места рождения, при этом отмечена общая направленность на жизнь поморской деревни.
Значительное место в образе природы Севера поморов занимает море -сакральное, живое пространство, которое вмещает в себя как начало, так и конец. Оно способно испытать человека, кормить, «забирать». Архетипические мотивы смерти как возвращения в материнское лоно моря переплетаются с религиозным осознанием бессмертия человека. Это характеризует северного человека как зависимого от водной стихии, но уверенного в своём бессмертии. Море олицетворяется, оно «дышит», и его дыхание становится для местных жителей таким же необходимым, как и своё собственное. Море также служит Судьёй.
Отдельное место в работе отведено книге Ксении Гемп «Сказ о Беломорье», в которой зафиксированы сказания, легенды о северных ремеслах, северном фольклоре, о Севере как таковом, о мужественных и простых северных людях, никогда не испытавших на себе гнетущей унизительности крепостного права и сохранивших во всей своей манере держаться, работать, уважать друг друга, общаться друг с другом достоинство Человека.
Ф. Абрамов и К. Гемп, являясь городскими жителями, выстраивают повествование от лица героев, которые лишь посетили и временно окунулись в нелюдимые края Пинежья. У Ф. Абрамова создаётся такая система образов, где городские люди являются динамическими персонажами, а жители деревни статистическими, что создаёт между ними оппозицию, а у Ксении Гемп ведётся повествование непосредственно от её лица.
Во второй главе работы более подробно раскрываются образы моря, природы и простых людей, обитателей Русского Севера в трудах Гемп и Абрамова. От доминирующего образа моря, которое, являясь кормильцем, никогда не обвиняется в том, что «забирает» людей, как и Бог, анализ смещается к образам жизни русской деревни, женщины, хлеба и избы. В работе С.В. Жарниковой «Истоки фольклора Русского Севера», этнограф пишет: «Печь и хлеб - два символа человеческой общины, семьи». При этом не менее важен для культуры поморов сам дом и быт, автор приводит поговорку: «В каждой избушке свои погремушки, в каждой избе свой погремок, в каждой деревне свой обиход, а везде все наше - поморско». Другими словами, каждый дом индивидуален, выражает творческое настроение хозяина.
У Ф. Абрамова, как у К. Гемп, также и встречается акцентированность именно на женской фигуре в общей художественной картине Русского Севера. Наиболее полно он раскрыт в «Сказе о Беломорье» - «Жизнь поморской семьи протекала в ее замкнутом кругу. Помор не обсуждал свои семейные дела на людях, поморки тоже считали: семейные дела - свои дела.». Если попытаться провести параллели, то писатели показали тяжелейшую судьбу русской женщины- крестьянки, «сохранившей человеческое достоинство в трудном поединке с судьбой, но лишенной жестокой волей обстоятельств многих заслуженных радостей жизни. Мотив вины не только общества, но и мужчины перед женщиной по-разному реализуется в их концепциях».
Таким образом, работа позволила расширить не только понимание особенностей текстов К. Гемп и Ф. Абрамова, но и Севера в целом, констатировать, что ряд исследователей считают понятие территориально не ограничивающимся бывшей Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерний, а расширяют его.
В ходе решения задач исследования были определены взаимоотношения между Гемп и Абрамовым, проведено сравнение специфики деятельности (Абрамов - художественная, Гемп - научная). Выявлено, что в произведении Ксении Гемп «Сказ о Беломорье» преобладает архетип моря, тем временем в работах Ф. Абрамова мы обнаружили отсутствие морской тематики и только одно её упоминание в сказке «Жила-была Сёмужка», где тем не менее прослеживалась приверженность автора к идеологическому уходу от морской темы. В рассказе «Сосновые дети» и «Деревянные кони» прослеживается озёрная, лесная и речная темы, что обусловлено малой родиной писателей. Проведена художественная параллель сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и Ф. Абрамова «Жила-была Сёмужка», в них найден схожий образ волшебного существа в рыбном обличье. К. Гемп детально фиксирует фольклорные элементы и выстраивает логику быта помора. В произведениях авторов выделены особенности сакрального образа хлеба и использование хлебозаменителей в цикле рассказов Ф. Абрамова «Трава-Мурава». Одним из ключевых выводом работы заключается в том, что представленные рассказ «Сосновые дети» и повесть «Деревянные кони» Ф. Абрамова базируются на образе трудящейся и смиренной женщины, что мы встречаем и у К. Гемп в «Сказе о Беломорье». Сделан вывод, что в поморском менталитете в целом не принято делиться проблемами семьи, а также обнаружены несколько примеров, когда жена могла подвергаться рукоприкладству.
Художественный мир Ф. Абрамова и мир легенд и сказаний в книге К. Гемп бывает как трагичен, так и комичен, но, несомненно, их отличает особое настроение чистоты и исконности, которую можно легко ощутить в фольклорных и документальных материалах.
Подобные работы
- ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ
В.С. ВЫСОЦКОГО (10.01.01)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Проблема свободы в поэтическом творчестве В.С.Высоцкого
Диссертации (РГБ), филология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Каменный век в археологии
Дипломные работы, ВКР, археология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ В.С. ВЫСОЦКОГО
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ
Дипломные работы, ВКР, музыка. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Эко-дизайн как учебная дисциплина
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5640 р. Год сдачи: 2020 - Становление и развитие библиотечного дела в СССР-РФ во второй половине XX - начале XXI вв. (на примере библиотеки «Культурный центр «Автоград»)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021



