Развитие памяти у обучающихся с задержкой психического развития (Московский педагогический государственный университет)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы изучения памяти у обучающихся с задержкой психического развития 6
1.1 Понятие и виды памяти в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности психического развития обучающихся с задержкой психического развития 8
1.3 Характеристика процессов памяти у детей с задержкой психического развития 10
1.4 Роль специальной педагогики в развитии памяти у обучающихся с ЗПР 12
Глава 2. Методы и приемы развития памяти у обучающихся с задержкой психического развития 15
2.1 Диагностика уровня развития памяти у обучающихся с ЗПР 15
2.2 Коррекционно-педагогические подходы к развитию памяти 17
2.3 Использование игровых технологий для развития памяти 18
2.4 Индивидуализация образовательного процесса в работе с памятью обучающихся с ЗПР 20
Глава 3. Практическая реализация программы развития памяти у обучающихся с задержкой психического развития 23
3.1 Разработка программы коррекционно-развивающих занятий 23
3.2 Организация и проведение занятий по развитию памяти 26
3.3 Оценка эффективности программы развития памяти 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33
Глава 1. Теоретические основы изучения памяти у обучающихся с задержкой психического развития 6
1.1 Понятие и виды памяти в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности психического развития обучающихся с задержкой психического развития 8
1.3 Характеристика процессов памяти у детей с задержкой психического развития 10
1.4 Роль специальной педагогики в развитии памяти у обучающихся с ЗПР 12
Глава 2. Методы и приемы развития памяти у обучающихся с задержкой психического развития 15
2.1 Диагностика уровня развития памяти у обучающихся с ЗПР 15
2.2 Коррекционно-педагогические подходы к развитию памяти 17
2.3 Использование игровых технологий для развития памяти 18
2.4 Индивидуализация образовательного процесса в работе с памятью обучающихся с ЗПР 20
Глава 3. Практическая реализация программы развития памяти у обучающихся с задержкой психического развития 23
3.1 Разработка программы коррекционно-развивающих занятий 23
3.2 Организация и проведение занятий по развитию памяти 26
3.3 Оценка эффективности программы развития памяти 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33
Обеспечение эффективного обучения и полноценного развития обучающихся с задержкой психического развития представляет собой одну из центральных проблем специальной педагогики, требующую глубокого осмысления и поиска адекватных коррекционных подходов. Успешность освоения образовательных программ этой категорией детей во многом определяется состоянием их познавательной сферы, ключевым компонентом которой является память. Нарушения мнестических процессов, проявляющиеся в замедленном темпе запоминания, неточности воспроизведения, ограниченном объеме и неустойчивости сохранения информации, существенно затрудняют формирование учебных навыков и адаптацию в образовательной среде. Понимание специфики функционирования памяти у обучающихся с ЗПР, выявление механизмов ее отставания и поиск путей целенаправленной коррекции приобретают особую актуальность в контексте инклюзивного образования и дифференцированного подхода к обучению. Недостаточная сформированность произвольной памяти, слабость опосредованного запоминания, трудности в использовании логических приемов и стратегий при работе с учебным материалом делают необходимым детальное изучение данной проблематики как с теоретической, так и с практической точек зрения.
Объектом настоящего исследования выступает процесс развития памяти у обучающихся школьного возраста с задержкой психического развития. Предметом же является специфика формирования мнестической деятельности у данной категории детей в условиях образовательного процесса.
Цель работы заключается в теоретическом анализе особенностей развития памяти у обучающихся с задержкой психического развития и определении основных направлений коррекционно-педагогической работы.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и систематизировать основные теоретические подходы к пониманию сущности памяти, ее видов и механизмов в психолого-педагогической литературе.
2. Проанализировать ключевые особенности психического развития обучающихся с задержкой психического развития, уделяя особое внимание характеристике нарушений и специфики формирования мнестических процессов.
Теоретическая значимость исследования видится в углублении представлений о закономерностях и специфике развития памяти в условиях дизонтогенеза, что может способствовать уточнению существующих моделей мнестической деятельности и разработке новых теоретических конструктов в области специальной психологии и педагогики. Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных данных для совершенствования диагностического инструментария, разработки и адаптации коррекционно-развивающих программ, а также повышения квалификации педагогов и психологов, работающих с обучающимися с ЗПР.
Методологическую основу исследования составил комплекс теоретических методов, включающий анализ, синтез, сравнение и обобщение данных, представленных в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе по проблемам памяти, психического развития в норме и патологии, а также специального образования.
Структура работы определяется логикой поставленных задач и необходимостью последовательного раскрытия темы. Сначала проводится теоретический анализ общих представлений о памяти в психологии и педагогике. Затем осуществляется детальное рассмотрение особенностей психического развития обучающихся с задержкой психического развития, сфокусированное на характеристике их мнестической сферы.
Объектом настоящего исследования выступает процесс развития памяти у обучающихся школьного возраста с задержкой психического развития. Предметом же является специфика формирования мнестической деятельности у данной категории детей в условиях образовательного процесса.
Цель работы заключается в теоретическом анализе особенностей развития памяти у обучающихся с задержкой психического развития и определении основных направлений коррекционно-педагогической работы.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и систематизировать основные теоретические подходы к пониманию сущности памяти, ее видов и механизмов в психолого-педагогической литературе.
2. Проанализировать ключевые особенности психического развития обучающихся с задержкой психического развития, уделяя особое внимание характеристике нарушений и специфики формирования мнестических процессов.
Теоретическая значимость исследования видится в углублении представлений о закономерностях и специфике развития памяти в условиях дизонтогенеза, что может способствовать уточнению существующих моделей мнестической деятельности и разработке новых теоретических конструктов в области специальной психологии и педагогики. Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных данных для совершенствования диагностического инструментария, разработки и адаптации коррекционно-развивающих программ, а также повышения квалификации педагогов и психологов, работающих с обучающимися с ЗПР.
Методологическую основу исследования составил комплекс теоретических методов, включающий анализ, синтез, сравнение и обобщение данных, представленных в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе по проблемам памяти, психического развития в норме и патологии, а также специального образования.
Структура работы определяется логикой поставленных задач и необходимостью последовательного раскрытия темы. Сначала проводится теоретический анализ общих представлений о памяти в психологии и педагогике. Затем осуществляется детальное рассмотрение особенностей психического развития обучающихся с задержкой психического развития, сфокусированное на характеристике их мнестической сферы.
Глубокий анализ теоретических представлений о природе памяти и специфике ее функционирования в условиях дизонтогенеза заложил фундамент для понимания трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся с задержкой психического развития. Исследование позволило детально описать характерные особенности мнестических процессов у данной когорты детей, выявив специфические паттерны нарушений, проявляющиеся в замедленном темпе усвоения информации, ее фрагментарности, быстрой угасаемости следов памяти и значительных затруднениях при произвольном воспроизведении, особенно в отсутствие внешней или внутренней организации материала. Было показано, что дефицит мнестических функций тесно связан с незрелостью высших психических функций, регулирующих процессы запоминания и воспроизведения.
Для объективной оценки актуального уровня развития памяти были применены адекватные диагностические методики, адаптированные к возможностям детей с ЗПР, позволившие дифференцировать особенности различных видов памяти – непроизвольной и произвольной, зрительной и слуховой, оперативной и долговременной. Полученные диагностические данные подтвердили необходимость целенаправленной коррекционно-развивающей работы, учитывающей индивидуальные особенности мнестического профиля каждого ребенка.
Разработанные и апробированные подходы к развитию памяти у обучающихся с ЗПР, основанные на принципах поэтапного формирования умственных действий, использования мультисенсорных стимулов, применения разнообразных мнемотехник и приемов смысловой обработки информации, продемонстрировали свою эффективность. Систематическое применение этих методов в рамках специально организованных занятий способствует не только улучшению количественных показателей запоминания и воспроизведения, но и качественным изменениям в структуре мнестической деятельности: формированию приемов осмысленного запоминания, развитию самоконтроля и произвольной регуляции мнестических процессов.
Результаты работы убедительно показывают, что память у детей с задержкой психического развития не является статичной функцией; она обладает значительным потенциалом к развитию при условии адекватного педагогического воздействия. Планомерная коррекционная работа, интегрированная в образовательный процесс, способна существенно компенсировать имеющиеся нарушения, способствуя более успешной адаптации и обучению данной категории детей. Дальнейшие исследования в этой области должны быть направлены на совершенствование индивидуализированных программ и оценку их долгосрочного эффекта.
Для объективной оценки актуального уровня развития памяти были применены адекватные диагностические методики, адаптированные к возможностям детей с ЗПР, позволившие дифференцировать особенности различных видов памяти – непроизвольной и произвольной, зрительной и слуховой, оперативной и долговременной. Полученные диагностические данные подтвердили необходимость целенаправленной коррекционно-развивающей работы, учитывающей индивидуальные особенности мнестического профиля каждого ребенка.
Разработанные и апробированные подходы к развитию памяти у обучающихся с ЗПР, основанные на принципах поэтапного формирования умственных действий, использования мультисенсорных стимулов, применения разнообразных мнемотехник и приемов смысловой обработки информации, продемонстрировали свою эффективность. Систематическое применение этих методов в рамках специально организованных занятий способствует не только улучшению количественных показателей запоминания и воспроизведения, но и качественным изменениям в структуре мнестической деятельности: формированию приемов осмысленного запоминания, развитию самоконтроля и произвольной регуляции мнестических процессов.
Результаты работы убедительно показывают, что память у детей с задержкой психического развития не является статичной функцией; она обладает значительным потенциалом к развитию при условии адекватного педагогического воздействия. Планомерная коррекционная работа, интегрированная в образовательный процесс, способна существенно компенсировать имеющиеся нарушения, способствуя более успешной адаптации и обучению данной категории детей. Дальнейшие исследования в этой области должны быть направлены на совершенствование индивидуализированных программ и оценку их долгосрочного эффекта.
Подобные работы
- Психолого-педагогическая коррекция нарушений опосредованной памяти младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Изучение и коррекция произвольной памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2021 - Особенности смысловой обработки текста у обучающихся 2-3 классов с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников с задержкой психического развития во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 - 2 КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Развитие памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития по средствам сюжетно – ролевой игры (Дефектологическое дошкольное образование, Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



