Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль налогов в экономической системе общества

Работа №175868

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономическая теория

Объем работы81
Год сдачи2025
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Объект исследования - УФНС России по Сахалинской области.
Проведен анализ данных по январь – март 2025 год включительно.
Есть приложение.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ЕГО РОЛИ В ЭКОНОМИКЕ 6
1.1. Сущность и функции налогов в рыночной экономике 6
1.2. Классификация налогов и их характеристика 13
1.3.Принципы построения налоговой системы24
1.4. Роль налогов в регулировании экономических процессов 30
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ УФНС РОССИИ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ (Г. ЮЖНО-САХАЛИНСК) 38
2.1. Организационно-экономическая характеристика УФНС России по Сахалинской области 38
2.2. Анализ налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации по г. Южно-Сахалинску 48
2.3.Проблемы и направления совершенствования налогового администрирования на региональном уровне 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 75

Современная экономическая система любого государства немыслима без эффективной налоговой политики. Налоги являются ключевым механизмом финансового обеспечения деятельности государства, источником пополнения бюджета и важнейшим инструментом воздействия на экономику. Они обеспечивают перераспределение доходов, регулируют предпринимательскую активность, способствуют социально-экономической стабилизации общества. В условиях нестабильной макроэкономической ситуации, санкционного давления, региональных диспропорций и бюджетного дефицита особенно возрастает значение налогов как инструмента регулирования экономических процессов.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена необходимостью повышения эффективности налоговой политики, улучшения налогового администрирования, снижения теневой экономики и налоговой нагрузки на добросовестных налогоплательщиков. Вопросы оптимального соотношения фискальной и регулирующей функций налогов приобретают особую значимость на региональном уровне, в том числе в Сахалинской области, где особая экономическая специфика требует гибкого подхода к вопросам налогообложения.
Научная разработанность темы подтверждается широким кругом исследований, посвящённых экономической природе налогов и их роли в развитии государства. Основы налоговой теории были заложены А. Смитом, сформулировавшим принципы справедливого налогообложения. Экономическую сущность налогов исследовал Д. Рикардо. Ф. Нитти раскрыл стимулирующую роль налогов. Российские экономисты И. Х. Озеров и А. А. Тривус уделяли внимание бюджетному процессу, функциям налогов и их роли в экономике. В ХХ веке Дж. Кейнс обосновал использование налогов как инструмента антициклического регулирования, а А. Лаффер показал зависимость экономического роста от уровня налоговой нагрузки. П. Самуэльсон дополнил теоретическую базу, указав на регулирующее влияние налогов в распределении ресурсов в экономике.
Целью настоящей работы является исследование роли налогов в экономической системе общества и анализ функционирования налоговой системы на примере Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области (г. Южно-Сахалинск).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить экономическую сущность, функции и принципы налогообложения;
2. рассмотреть классификацию налогов и их значение в рыночной экономике;
3. проанализировать структуру налоговой системы Российской Федерации;
4. провести анализ налоговых поступлений в бюджетную систему по г. Южно-Сахалинску;
5. выявить основные проблемы налогового администрирования на региональном уровне;
6. разработать предложения по совершенствованию налоговой политики в регионе.
Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации.
Предметом исследования выступают экономические отношения, складывающиеся в процессе реализации налоговой политики и их влияние на социально-экономическое развитие общества.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специальные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, статистическое наблюдение и группировка, а также метод структурно-функционального анализа.
Теоретическую базу работы составили труды российских и зарубежных экономистов в области теории и практики налогообложения, нормативно-правовые акты Российской Федерации, официальные статистические материалы ФНС и региональных органов власти.
Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности использования её выводов и рекомендаций для повышения эффективности налогового администрирования в УФНС России по Сахалинской области и в выработке предложений, направленных на совершенствование налоговой политики на региональном уровне.
Структура дипломной работы включает: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги данной выпускной квалификационной работы, посвящённой исследованию роли налогов в экономической системе общества и анализу налоговой системы на примере УФНС России по Сахалинской области (г. Южно-Сахалинск), следует отметить несколько важных моментов, которые были детально рассмотрены в ходе исследования и позволяют оценить степень достижения цели и задач, поставленных во введении.
Во-первых, в рамках теоретического блока мы изучили сущность налогов, их классификацию и принципы построения налоговой системы. В параграфе 1.1 была выделена фундаментальная роль налогов как инструмента государственного регулирования, который позволяет перераспределять ресурсы, формировать доходы бюджета и воздействовать на экономические агенты. Особый акцент сделан на том, что налоги — это не только фискальный инструмент, но и регулятор с ярко выраженными функциями стимуляции или сдерживания тех или иных видов хозяйственной деятельности.
Далее, в параграфе 1.2 мы рассмотрели классификации налогов, опираясь на разные критерии: способ изъятия (прямые и косвенные), способ воздействия (пропорциональные, прогрессивные, регрессивные и т. д.), субъект налогообложения (физические лица, юридические лица, смешанные), территориальный уровень (федеральные, региональные, местные) и другие. Выявлено, что столь многообразная систематизация необходима для комплексного анализа налогообложения, поскольку даёт возможность охватить различные аспекты взаимодействия между государством, предприятиями и гражданами. Чем подробнее проработаны критерии классификации, тем точнее можно настраивать налоговую политику, отвечающую нуждам как бюджета, так и экономики в целом.
В параграфе 1.3 были проанализированы принципы построения налоговой системы: обязательность, справедливость, определённость, удобство для плательщика, экономичность, пропорциональность, эластичность, однократность, стабильность, оптимальность, стоимостное выражение и единство. Каждый из них призван обеспечивать баланс интересов государства и общества. Принцип справедливости, к примеру, требует пропорционального распределения налогового бремени; принцип экономичности подразумевает, что затраты на сбор налогов не должны превышать пользу, которую получает бюджет; а принцип стабильности даёт плательщикам возможность долгосрочного планирования. Важно, что принципы иногда могут конфликтовать между собой (например, между стабильностью и эластичностью), и в такой ситуации от законодательных и исполнительных органов власти зависит взвешенное сочетание данных норм.
Параграф 1.4 был посвящён роли налогов в регулировании экономических процессов. На примере классической и кейнсианской теории, а также с учётом современных работ по экономическому росту, показано, что налоги могут как стимулировать, так и замедлять развитие конкретных отраслей или экономики в целом. Если государство повышает ставки, оно снижает мотивацию к инвестированию и потреблению, но зато укрепляет бюджет и может финансировать масштабные социальные программы. Если государство снижает налоговое бремя, то расширяются возможности для предпринимательской активности, однако возникает риск недофинансирования публичных расходов. Таким образом, ключевой задачей политиков становится достижение того самого «золотого сечения», где фискальная нагрузка достаточна для выполнения государственных функций, но не губительна для деловой среды.
Во-вторых, в аналитической части работы мы перешли к более прикладному уровню, взяв в качестве примера УФНС России по Сахалинской области в г. Южно-Сахалинске, чтобы продемонстрировать, как общетеоретические положения проявляются в реальной практике налогового администрирования. В параграфе 2.1 была представлена организационно-экономическая характеристика данного Управления: его правовой статус, структуру, полномочия и основные направления деятельности. Мы отметили, что в силу географической удалённости Сахалинской области и специфики шельфовых проектов большая часть поступлений формируется за счёт налога на прибыль организаций, связанных с нефтегазовой добычей, тогда как вклад среднего и малого предпринимательства постепенно набирает обороты, но пока не сравнится с гигантскими ресурсами крупного бизнеса. Руководство Управления, со своей стороны, осуществляет контрольные и профилактические функции, проводит выездные и камеральные проверки, активно внедряет электронные сервисы и взаимодействует с местными органами власти для улучшения собираемости налогов.
В параграфе 2.2 мы провели анализ налоговых поступлений в Южно-Сахалинске, основываясь на официальных показателях. Выяснилось, что за отчётные периоды поступления по области достигают сотен миллиардов рублей, в основном благодаря деятельности нефтегазовых операторов. Примечательным фактом является рост налоговых сборов от малого и среднего предпринимательства в масштабах городского округа: в 2024 году эти поступления превысили 5,5 млрд рублей, что на 45% больше предыдущего периода. Такой скачок объясняется, в частности, увеличением числа индивидуальных предпринимателей и самозанятых, для которых местные и региональные власти создают льготные условия. Всё это говорит о начале диверсификации экономики и попытках сформировать устойчивую систему, не зависящую исключительно от сырьевого сектора.
В параграфе 2.3 были выявлены проблемы и обозначены направления совершенствования налогового администрирования на региональном уровне. К числу основных проблем мы отнесли сильную зависимость от сырьевого сектора, недостаточное межведомственное взаимодействие, сохраняющийся уровень теневой экономики, административные барьеры для малого бизнеса и ограниченные кадровые ресурсы УФНС. Предложенные направления улучшения — это дальнейшая диверсификация налоговой базы (поддержка IT-сферы, сельского хозяйства, туризма и т.д.), цифровизация и внедрение передовых аналитических инструментов, упрощение процедур для предпринимателей, развитие системы профилактики и консультирования. Особо подчёркивалась необходимость гармонизации фискальных интересов с интересами бизнеса, чтобы не отпугнуть инвесторов чрезмерным налоговым давлением.
Если говорить о целях и задачах, поставленных во введении, то можно заключить, что они были достигнуты:
1. Мы систематизировали теоретические знания о налогах, их экономической сущности и функциях, опираясь на труды зарубежных и отечественных авторов.
2. Классификация налогов была подробно рассмотрена, что позволило учесть многообразие форм обложения (прямое, косвенное, федеральное, региональное и др.) и их специфику.
3. Роль налогов в экономическом регулировании была раскрыта как на макроуровне (через государственную фискальную политику), так и на уровне отдельных отраслей и предприятий.
4. Был осуществлён анализ налоговых поступлений в Сахалинской области, детализированный на примере Южно-Сахалинска, что позволило выявить позитивную динамику, а также уязвимые точки действующей системы.
5. Проблемы и предложения по совершенствованию налогового администрирования в регионе были сформулированы, учитывая российскую законодательную базу и специфику местной экономики.
В ходе исследования мы также столкнулись с несколькими сложностями. Во-первых, часть статистических данных, связанных с нефтегазовой отраслью и шельфовыми проектами, может иметь ограниченный доступ или представляться в обобщённом виде, что затрудняет более точный отраслевой анализ. Во-вторых, при обилии нормативной информации нередко обнаруживается несогласованность между федеральными и региональными актами, особенно в части льгот и особых режимов, что требует дополнительного времени на верификацию сведений. В-третьих, в условиях изменяющейся макроэкономической среды (колебания цен на нефть, изменения налоговых ставок на федеральном уровне) сложно делать долгосрочные прогнозы по отдельным видам платежей.
Несмотря на эти затруднения, итоговый результат выглядит достаточно полноценным и демонстрирует, что цель работы-исследовать роль налогов в экономической системе общества на примере конкретного регионального органа ФНС, а также определить проблемы и перспективы улучшения администрирования, можно считать достигнутой. Материалы, приведённые в главах, указывают на то, что налоги, будучи базовым элементом государственной финансовой системы, имеют огромное влияние на экономическую активность и социальную стабильность. Особенность Сахалинской области заключается в многообразии хозяйственной деятельности: от добычи нефти и газа до услуг для населения, от строительства до сельского хозяйства. Таким образом, эффективность регионального УФНС непосредственно влияет на бюджетную безопасность и возможности дальнейшего развития территории.
В перспективе продолжение данного исследования может быть связано с более глубоким сравнительным анализом деятельности налоговых служб в других регионах, на примере которых можно было бы выработать лучшие практики. Также возможным направлением является изучение специфики налогообложения в сфере экологических проектов, учитывая, что Сахалинская область всё чаще позиционируется как площадка для новых энергоэффективных технологий. Кроме того, потенциально интересным будет анализ временных рядов налоговых поступлений по ключевым отраслям, чтобы оценить стабильность и чувствительность экономики региона к внешним шокам.
Таким образом, результаты работы подчёркивают важность грамотного сочетания фискальных и стимулирующих элементов в налогообложении, а также необходимость постоянного совершенствования администрирования на региональном уровне. Это содействует более полному использованию экономического потенциала, повышению прозрачности и добровольности уплаты налогов, а также созданию надёжной финансовой базы для реализации социальных и инфраструктурных проектов. В конечном итоге, успех налоговой системы в значительной степени определяет качество жизни граждан и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, что и подтверждает актуальность и практическую значимость представленной работы.



1. Российская Федерация. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая и часть вторая). — Официальный текст с изм. и доп. — СПб.: Питер, 2025. — 576 с.
2. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). Официальный текст. — М.: Юстицинформ, 2025. — 512 с.
II. Официальные ресурсы:
3. Минфин России. Официальный сайт. URL: https://minfin.gov.ru (дата обращения: 13.04.2025).
4. Официальный портал Правительства Сахалинской области. URL: https://sakhalin.gov.ru (дата обращения: 10.04.2025).
5. Совет Федерации РФ. Роль и значение налогообложения в формировании доходной базы субъектов РФ: материалы парламентских слушаний. — М.: Совет Федерации, 2022. — 112 с.
6. Управление ФНС России по Сахалинской области. Официальный сайт. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn65 (дата обращения: 04.04.2025).
7. Федеральная налоговая служба. Официальный сайт. URL: https://www.nalog.gov.ru (дата обращения: 13.04.2025).
III. Литература:
8. Балабанов И. Т. Налоги и социальная политика регионов: вопросы взаимодействия // Социально-экономические проблемы развития регионов. — 2019. — №2. — С. 21–27.
9. Белозёрова А. П. Оценка эффективности бюджетной политики в субъектах РФ: налоговые аспекты // Финансы и управление. — 2022. — №8. — С. 66–72.
10. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. — М.: Дело ЛТД, 2008. — 720 с.
11. Глазьев С. Ю. Проблемы и перспективы развития российской экономики: налоги как инструмент регуляции. — М.: Наука, 2021. — 336 c.
12. Губанова Е. А. Региональные аспекты налогообложения в России: проблемы и пути решения // Финансы и управление. — 2017. — №4 (52). — С. 19–25.
13. Гусев А. Р. Налоговая политика и инвестиционный климат в регионах Дальнего Востока: оценка и перспективы развития // Территория развития. — 2021. — №2. — С. 73–80.
14. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: Прогресс, 1978. — 365 с.
15. Клейн Л. С. Сравнительный анализ прямых и косвенных налогов в контексте их влияния на социально-экономическое развитие регионов // Финансовая аналитика. — 2020. — №12. — С. 85–92.
16. Кузнецова С. В. Анализ системы налогообложения в РФ и ее роль в экономической политике государства // Экономические исследования. — 2019. — №8. — С. 44–51.
17. Кутузова К. Ю. Понятие налогов, их виды и функции на современном этапе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2015. — №2 (7).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-nalogov-ih-vidy-i-funktsii-na-sovremennom-etape (дата обращения: 13.04.2025).
18. Лаффер А. Экономическая политика предложения и налогообложение // Сб. переводных статей. — М.: ИД «Экономика», 1991. — С. 45–59.
19. Малис Н. И. Совершенствование налоговой политики на региональном уровне: основные направления // Финансовый журнал. — 2018. — №1 (41).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-nalogovoy-politiki-na-regionalnom-urovne-osnovnye-napravleniya (дата обращения: 13.04.2025).
20. Масленников В. В. Перспективы реформирования налога на прибыль организаций в РФ // Вестник налоговой службы. — 2022. — №7. — С. 33–39.
21. Миронов С. П. Налоговая система и бюджетная безопасность регионов // Регион: экономика и социология. — 2020. — №3. — С. 78–84.
22. Михайлова Е. А. Организация и методы налогового контроля на современном этапе // Вестник финансовой академии. — 2021. — №6. — С. 47–52.
23. Михалёва О. Н. Социально-экономические эффекты стимулирующей налоговой политики // Вестник СПбГУ. — 2020. — Сер. 5. — Вып. 4. — С. 19–28.
24. Монтескье Ш. О духе законов. — М.: Мысль, 1999. — 836 c.
25. Напсо М. Б. Теоретические подходы к определению налога и сбора: экономико-правовой аспект // Журнал российского права. — 2017. — №4 (244).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-opredeleniyu-naloga-i-sbora-ekonomiko-pravovoy-aspekt (дата обращения: 13.04.2025).
26. Нечаев А. С., Антипина О. В. Налогообложение в России: анализ и тенденции развития // Финансы и кредит. — 2014. — №1. — С. 73–77.
27. Нитти Ф. Основные принципы налогообложения. — СПб.: Экономпресс, 1903 (переизд. 2020). — 312 с.
28. Ноймарк Ф. Принципы налогообложения: концепция 1970 года // Международные финансы. — 1970. — №7 (28). — С. 52–59.
29. Ночевкина Т. А. Место и роль налогов в экономических отношениях // Территория новых возможностей. — 2010. — №5 (9).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-nalogov-v-ekonomicheskih-otnosheniyah (дата обращения: 01.04.2025).
30. Озеров И. Х. Финансовое право. — М.: Типография Т. Рисса, 1910. — 528 с.
31. Перов А. В., Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. — М.: Юрайт-Издат, 2012. — 362 с.
32. Петрова Т. Г. Механизмы взаимодействия федерального и регионального уровней в налоговой системе Российской Федерации // Финансовое право. — 2019. — №5. — С. 18–24.
33. Привалова С. Г. О сущности налогов // Journal of new economy. — 2006. — №5 (17).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-suschnosti-nalogov (дата обращения: 13.04.2025).
34. Пушкарева В. История финансовой мысли и политики налогов. — М.: Инфра-М, 2008. — 352 с.
35. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогообложения / пер. с англ. — М.: Прогресс, 1955. — 416 с.
36. Сабанти Б. М., Горский И. В. Налоги и налоговая система РФ. — М.: Эксмо, 2018.
37. Савина О. Н. Формирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в условиях моратория на повышение налоговой нагрузки: региональный аспект // Региональная экономика: теория и практика. — 2016. — №3 (426).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-dohodov-byudzhetov-byudzhetnoy-sistemy-rossiyskoy-federatsii-v-usloviyah-moratoriya-na-povyshenie-nalogovoy-nagruzki
(дата обращения: 03.03.2025).
38. Самуэльсон П. Экономика / пер. с англ. — М.: Прогресс, 1964. — 832 с.
39. Семёнов А. П. Механизмы повышения эффективности администрирования региональных налогов // Финансы и кредит. — 2022. — №10. — С. 101–107.
40. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Социально-экономическая литература, 1962. — 784 с.
41. Тривус А. А. Налоги как орудие экономической политики. — Л.: Научфинагропром, 1925. — 80 с.
42. Петти У. Трактат о налогах и сборах. — М.: Наука, 1990. — 112 с.
43. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. — М.: Дело, 1993. — 864 c.
44. Черник Д. (ред.) Налоги: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 416 с.
45. Шумпетер Й. А. История экономического анализа. В 3 т. Т. 1. — СПб.: Экономическая школа, 2004. — 480 с.
IV. Интернет-источники
46. РБК. Деловые новости и аналитика. URL: https://www.rbc.ru (дата обращения: 10.04.2025).
47. ФАТРП «КонсультантПлюс». Правовая база РФ. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.04.2025).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ