Введение 3
Глава 1. Общая характеристика антимонопольного регулирования в
Российской Федерации 7
1.1. Защита конкуренции как предмет антимонопольного регулирования 7
1.2. Правовая природа антимонопольного регулирования 13
1.3. Внутренний контроль как эффективная мера по обеспечению реализации
антимонопольных требований 18
Глава 2. Отдельные антимонопольные требования к хозяйствующим
субъектам и публичным органам 24
2.1. Правовая характеристика антиконкурентных соглашений 24
2.2. Запрет создания дискриминационных условий как одно из требований к
хозяйствующим субъектам 35
2.3. Антимонопольные требования к действиям государственных и
муниципальных органов 44
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Основа любой рыночной экономики - это конкуренция, т.е. «честное соревнование» хозяйствующих субъектов на различных рынках за наиболее полное удовлетворение потребностей общества и его членов. Антиконкурентные практики сводят на нет работу естественных рыночных регуляторов и влекут за собой негативные последствия для экономики и потребителей.
Антимонопольное законодательство традиционно исходит из того, что если позволить участникам рынка использовать свою рыночную власть исключительно в их экономических интересах, то это приведет к утрате общественно значимых результатов, которые были бы возможны при условиях свободной конкуренции. В связи с указанным возникает необходимость государственного вмешательства в рыночные процессы в целях защиты конкуренции, что предполагает установление базовых запретов на антиконкурентное поведение хозяйствующих субъектов.
Несмотря на относительную «молодость» антимонопольного законодательства, в отечественном правовом пространстве накоплен богатый опыт правоприменительной и судебной практики. Антимонопольное регулирование не стоит на месте и подвергается непрерывным изменениям вслед за изменениями экономической жизни.
Актуальность эффективного антимонопольного регулирования понимает и государство. Президент Российской Федерации Указом от 21 декабря 2017 г. N 618 подчеркнул необходимость исполнения конституционных принципов, связанных с поддержкой конкуренции, и утвердил Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, в котором значительное внимание уделено реформированию правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов...
В заключение исследования антимонопольного регулирования по законодательству Российской Федерации можно прийти к определенным выводам и сформулировать следующие предложения и рекомендации.
1. Предметом антимонопольного регулирования следует считать отношения, обеспечивающие защиту конкуренции как экономико-правового явления. При этом с одной стороны конкуренция лежит в основе рыночных механизмов, поэтому выражает публичный интерес. С другой стороны конкуренция носит и частноправовой характер, который выражается в поведении конкретных хозяйствующих субъектов, направленном на получение конкурентных преимуществ и затрагивающем интересы также вполне конкретных конкурентов.
Такому двойственному характеру конкуренции, в свою очередь, корреспондирует дуализм правового регулирования конкурентных отношений, основанный на сочетании публично-правовых и частноправовых средств.
Для достижения упомянутых общественно полезных целей государство воздействует на общественные отношения, возникающие в сфере частного интереса. Иными словами, применение положений антимонопольного права осуществляется путем непосредственного воздействия на реализацию хозяйствующим субъектом своего частного интереса.
2. Комплексная природа антимонопольного регулирования делает невозможным строгую дифференциацию частноправовых и публично-правовых его элементов. Напротив, следует отметить высокую степень взаимозависимости и взаимообусловленности указанных элементов, но не их противопоставление.
3. Представляется, что одной из стратегических задач современного антимонопольного регулирования является реализация системы внутреннего обеспечения соответствия деятельности хозяйствующего субъекта требованиям антимонопольного законодательства. Мировая практика показывает, что такой контроль является эффективным способом снижения рисков нарушения антимонопольных требований для хозяйствующих субъектов.
4. Дискуссионный вопрос об относимости антиконкурентных соглашений к разновидности гражданско-правовых сделок следует решить так: по смыслу антимонопольного законодательства «соглашение» - это не договор, но разновидность некоего коллективного действия, имеющего значение для антимонопольного правоприменения, то есть юридический факт конкурентного, административного и уголовного права. Так как антиконкурентное соглашение представляет собой неправомерное действие, то, в отличие от сделок, не может вызывать гражданско-правовые юридические последствия (т.е. выступать в роли гражданско-правового юридического факта)...
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
5. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском
учете» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 50. Ст. 7344.
6. Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии
неправомерному использованию инсайдерской информации и
манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. N 31. Ст. 4193.
7. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.
8. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите
конкуренции» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3434.
9. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах
государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. N 1. Ст. 2.
10. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3418.
11. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
12. Указ Президента РФ от 21.12.2017 N 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (вместе с «Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы») // Собрание законодательства РФ. 2017. N 52 (Часть I). Ст. 8111.
13. Приказ ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» // http: //www.pravo .gov .ru
14. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // URL: http://regulation.gov.ru
15. Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2016. N 9... 77