ВВЕДЕНИЕ 4
I. ВЛАСТЬ МАСС И ЕЁ ПРОИСХОЖДЕНИЕ 20
§ 1. Эволюция представлений о массе в западной философии XX века 20
1.1 Источники возникновение массы: перелом эпох, атомизация и 20 отчуждение
1.2 Масса как индикатор кризиса традиционной модели общества 34
1.3 Масса как целенаправленно формируемая антропологическая 41 сущность
§ 2. Антропология массы в постмарксистских классовых концепциях А. 49 Грамши и Х. Арендт
2.1 Тенденции ревизии марксистской концепции массы постмарксистами 49
2.2 Теория культурной гегемонии А. Грамши как способ характеристики 53 массы
2.3 Базовые условия возникновения массы согласно концепциям, Х. 60 Арендт
§ 3. Антропология массы и глобальная Империя в постмарскистской 81 концепции М. Хардта и А. Негри
II. МАССА КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ 97
2.1 Место, статус и значение массы в организации мир-системы в 97 постмарксисткой экономической концепции Валлерстайна.
2.2 Факторы, определяющие формирование массы, и её качественные 110
характеристики в постмарксистской концепции Х. Арендт
2.3 Факторы, определяющие формирование массы, и её качественные 120
характеристики в постмарскистской концепции М. Хардта и А. Негри
III. ДИАЛЕКТИКА РАЗВИТИЯ МАССЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 135
3.1 Масса как среда, порождающая сопротивление власти масс, в 135 постмарксистской теории Множества и множеств М. Хардта и А. Негри
3.2 Евреи как модельный образец множества и модель группового 146 сопротивления власти массы в постмарксистской классовой концепции Х. Арендт
3.3 Масса как источник перманентного кризиса и трансформации 152 современного общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 160
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 175
Актуальность темы исследования.
Актуальность темы определяется, прежде всего, статусом массы в современном обществе. Введённое Ортегой-и-Гассетом определение «власть масс» вполне конкретно его характеризует этот статус. Широко признанным в современных общественно-гуманитарных исследованиях фактом является то, что именно масса определяет антропологическое содержание по многим базовым признакам совершенно новой, невиданной ранее формации человеческой цивилизации. Той самой цивилизации, не имеющей пока своего имени и определяемой в первую очередь в термине «пост»- - и «постиндустриализма», и «пост-капитализма», и «постмодерна», которая складывается на наших глазах в ходе уже происшедших, но одновременно идущих на наших глазах научно-технической и информационно¬коммуникационной революций.
По определению философов постмарскистских школ, именно масса является «живой плотью» современного общества, а состояние массового сознания и массовой культуры задаёт, детерминирует и предопределяет базовые принципы всей системы социальных взаимоотношений во всемирном, глобальном человечестве. Масса, как антропологическая сущность, определяемая особенностями уникальных сознания и характера, в современном - «ультраиндустриальном» - обществе, сложившемся, в том числе, и в результате научно-технической революции в XIX и в XX веке, определяет содержание подавляющего большинства экономических, политических и культурных процессов, идущих в развитых и развивающихся странах, складывающихся в больших нациях и народах-цивилизациях. В экономике именно массовый спрос, запросы и потребности человека масс определяют цели и задачи экономического развития. Мировоззренческие стереотипы массы, её желания создают новые политические движения, определяющие политическое лицо мира. А «массовая культура», вкусы массы определяет лейтмотивы, формы и содержание практически всех, сколь-нибудь заметных явлений современной культуры, оказывает решающее значение на формирование и её этики, и её эстетики...
Подводя итоги проведённого исследования, следует подчеркнуть, что для исследователя оказалось потрясающей глубина реального влияния массы на процессы, сейчас происходящие в современном нам мире, на исторические процессы, определившие судьбу нашей страны и мира. Выводы, сделанные в ходе исследования, показывают, насколько масса, её сознание и её культура детерминируют, предопределяют нынешние системные изменения в бытие и сознании и каждого человека, и всей человеческой цивилизации.
При этом ключевым вопросом, принципиальным для установления её природы стало выявление того, что же такое масса. То есть является ли она своеобразной, разовой и случайной суммой человеческих личностей, побочным продуктом сложностей антропологической эволюции или, всё- таки, устойчивой антропологической сущностью, складывающейся, существующей и эволюционирующей закономерно и логично, согласно естеству всей человеческой природы, по алгоритмам и законам, возникающим из непрерывного социального взаимодействия «антропосов», людей, племён, классов человеческой цивилизации.
Основный вывод, который следует из всей работы, посвящённой своеобразному тематическому перекрестному допросу философов- постмарксистов, состоит в утверждении того, что масса - это одна из базовых для человечества устойчивых антропологических сущностей, который свойственны, во-первых, происходящее в конкретных и циклически повторяющихся условиях существования человеческого общества рождение, во-вторых, единые уникальные сознание и поведение, проистекающие из человеческой природы соединяющихся в массу людей, в-третьих, диктуемая уникальным характером массы единая эволюция единой сущности, приводящая её к трансформации в другие, новые и порождённые ею, антропологические сущности...
1. Антонио Грамши Тюремные Тетради. М.: Издательство
политической литературы, 1991. 560 с.
2. Антропологический синтез: религия, философия, образование. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.
3. Антропология Власти, т.т.1-2 — СПб.: изд-во СПбГУ, 2006.
4. Арендт X. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. Борисовой И.В. и др.; послесл. Давыдова Ю.Н.; под ред. Ковалевой М.С., Носова Д.М. — М.: ЦентрКом, 1996. 672 с.
5. Арендт X Люди в темные времена: Очерки. / Пер. с англ. и нем.
Г. Дашевского, Б. Дубина. М.: Московская школа политических
исследований, 2003. 312 с.
6. Арендт X Хайдеггеру восемьдесят лет // Вопросы философии. - 1998. — № 1. — С. 126 -134.
7. Арендт X. Ситуация человека. Разделы 24-26 главы V // Вопр. философии. 1998. — № 11. — С. 131-141.
8. Арендт X. Vita activa, или О деятельной жизни / Пер. с нем. и англ. В.В. Бибихина. СПб.: Алетейя, 2000. 437 с.
9. Аристотель. Никомахова Этика / Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т4/ Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А.И. Доватура. М.: Мысль, 1984. С. 53 - 295.
10. Аристотель. Политика / Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. 457 с.
11. Асмус В. Ф. Иммануил Кант. М.: Наука, 1973. - 444 с.
12. Бакшутов В.К. Философская антропология: Смена парадигм. — Екатеринбург, 1998.
13. Бибихин В.В. Новый ренессанс. — М.: Наука. Прогресс-
Традиция, 1998.
14. Блинов, А.С. Национальное государство в условиях
глобализации: контуры построения политико-правовой модели
формирующегося глобального порядка /А.С.Блинов. М.: МАКС Пресс, 2003. 149 с.
15. Богатуров, А.Д. Великие державы на Тихом океане: история и теория международных отношений в Восточной Азии после Второй мировой войны (1945-1995) / А.Д.Богатуров. М.: Конверт — МОНФ, 1997. - 349 с... 100