Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ РАЗНЫХ ВИДОВ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №17584

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1542
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Теоретические основы проведения диктантов разных видов в системе
обучения правописания младших школьников
1.1 Понятие об орфографии и ее разделы
1.2 Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка..
1.3 Основные типы орфографических ошибок и причины их появления у
младших школьников
1.4 Диктант как средство формирования орфографических навыков
обучающихся и его виды
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию орфографических
навыков при написании диктантов обучающихся 3 класса
2.1 Выявление исходного уровня развития орфографических навыков при
написании диктантов у обучающихся 3 класса
2.2 Методика использования диктантов для формирования
орфографических навыков обучающихся 3 класса
2.3 Контрольный эксперимент
2.4 Методические рекомендации по исправлению и предупреждению
орфографических ошибок при написании диктанта в начальной школе
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Текст диктанта для констатирующего этапа эксперимента Приложение Б. Текст диктанта для контрольного этапа эксперимента


Актуальность исследования. Проблема предупреждения орфографических ошибок всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа - это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.
Говоря и задачах преподавания русского языка в школе нужно подразумевать овладение нормами литературного языка. Как известно, характерной чертой любого литературного языка, в отличие от других разновидностей общенародного языка, является наличие определенных норм. А что такое литературный язык? Что такое норма?
Литературный язык - это высшая, образцовая, обработанная и нормированная форма общенародного языка. Общенародный язык - это необработанный, сырой язык, частью которого являются и литературный язык, и диалекты, и жаргонизмы, и профессионализмы, и индивидуальная речь каждого.
Выразительные возможности русского литературного языка как одного из могущественных языков мира почти безграничны: его грамматическая система сложна и многогранна, его лексический и фразеологический состав неисчерпаем, его жанрово-стилистические разновидности многочисленны, тонко разработаны, многие орфографические и пунктуационные правила его трудны и сложны для усвоения.
Формирование орфографической грамотности у учащихся является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. Важность этой задачи обусловлена тем, что:
1. орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении; 
2. письменная форма литературного языка отличается от устной большей сложностью в своей структуре.
Общепризнанным является то, что хорошо развитые речевые навыки, точная и грамотная устная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо воспринимают как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека. Считается, культура речи «одежда мысли, по которой сразу определяют уровень образованности человека».
Действительно, теоретический материал курса русского языка представляет для школьников некоторые трудности, так как представлен в большем объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике. Объем этот определен официальной программой и составленными на ее основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило, не могут применять его на практике. Поэтом}' и ученые и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над предупреждением орфографических ошибок.
Итак, проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особо важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применении орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление или определение наиболее эффективных методов и приемов, направленных на формирование орфографического навыка младших школьников.
Исходя из цели работы, следует ряд задач, которые необходимо решить:
- проанализировать педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования;
- определить основные типы орфографических ошибок и причины их появления у младших школьников;
- выявить наиболее эффективных методов и приемов, направленных на формирование орфографического навыка младших школьников;
- рассмотреть диктанткаксредствоформированияорфографическихнавыковобучающихся и его виды;
- провести педагогический эксперимент;
- разработать методические рекомендации по исправлению и предупреждению орфографических ошибок при написании диктанта в начальной школе.
Объектом исследования стали уроки русского языка в начальной школе.
Предметом исследования явились современные методы и приемы, предупреждающие орфографические ошибки у учащихся 1 ступени обучения.
В ходе исследования выдвинули гипотезу: своевременное, грамотное, методически нацеленное предупреждение орфографических ошибок повышает правописную компетенцию младших школьников.
Полученная информация поможет сформировать четкое представление о процессе обучения орфографии в начальной школе, методических приемах, способствующих борьбе с орфографическими ошибками.
В работе использовались методы: наблюдения, сравнения,педагогический эксперимент.
Данная ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование и развитие орфографических навыков обучающихся имеет первостепенное значение, поскольку орфографическая грамотность школьников не является достаточной. Достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач в обучении русскому языку. Как известно, характерной чертой любого литературного языка, в отличие от других разновидностей общенародного языка, является наличие определенных норм. Говоря о задачах преподавания русского языка в начальной школе, нужно подразумевать овладение нормами литературного языка. Соблюдение норм ведёт к точности и ясности, способствует лучшему восприятию содержания речи. Выразительные возможности русского литературного языка как одного из могущественных языков мира почти безграничны: его грамматическая система сложна и многогранна, его лексический и фразеологический состав неисчерпаем, его жанрово-стилистические разновидности многочисленны, тонко разработаны, многие пунктуационные и орфографические правила его трудны и сложны для усвоения.
Теоретический материал курса русского языка сопряжен для обучающихся с некоторыми трудностями, так как представлен в большом объеме, который необходимо не только усвоить, но и уметь применять на практике. Этот объем определен официальной программой и составленными на ее основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого объема обучающиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же. Как известно, есть обучающиеся, которые, зная правило, не могут применить его на практике. Поэтому в течение долгого времени ученые и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации учебного процесса, результатом которого было бы прочное усвоение орфографических навыков.
Формирование орфографических навыков -сложный и длительный процесс, поэтому необходима строгая взаимосвязь между всеми компонентами, образующими фундамент любого навыка. Только при этом условии обучающиеся могут использовать теоретические знания для обоснования написания слова, то есть действовать сознательно.
Основные приемы формирования орфографических навыков обучающихся в школе следующие: орфографический разбор, различные виды списывания и диктантов, орфографические задания с элементами развития речи. Работа над каждым новым видом написаний начинается с выделения, нахождения новых орфограмм и их обоснования. Затем следует письмо: с текста и под диктовку.
Диктанты рассчитаны на развитие моторно-слуховых ассоциаций обучающихся. Этот вид работы учит воспринимать слово на слух, сопоставлять его звуковой и буквенный состав, дополнительно вырабатывает у обучающихся орфоэпические нормы и умение пользоваться правилами. В зависимости от цели проведения -проконтролировать или научить -выделяют контрольные и обучающие диктанты. В методической науке выработано целая система обучающих диктантов, которая направлена не только на выработку орфографических навыков обучающихся, но и развитие их речевых умений. При этом необходимо четко осознавать место каждого обучающего диктанта в системе развития орфографических навыков, понимать роль, которую он выполняет, знать, когда более целесообразно применять тот или иной вид обучающего диктанта, чтобы обучающийся шел от знания правила к выработке умений его применять в новых условиях и дальше к автоматическому формированию навыка правильного написания.
В рамках проблемы исследования вМБОУ «Средняя Школа №7» г. Енисейска Красноярского края был проведен педагогический эксперимент по использованию диктантов для формирования орфографических знаний, умений и навыков школьников. В исследовании приняли участие обучающиеся 3 «А» и 3 «Б» классов в количестве 40 человек. Результаты опытной работы показали, что использование на каждом уроке словарных и различных видов обучающих диктантов позволяет организовать эффективную работу по развитию орфографических навыков младших школьников. В результате использования на каждом уроке русского языка различных видов диктантов, повысился уровень грамотности школьников. Данную работу необходимо проводить и в дальнейшем для полноценного формирования орфографических навыков третьеклассников.



1. Арсирий А.Т, Дмитриева Г.М. Занимательная грамматика. - Ужгород,2012.
2. Арямова, О.С. Обучение решению орфографических задач / О.С. Абрямова. - Начальная школа, 2015. - №4.
3. Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка. - М.: Русский язык, 2014. - 103 с.
4. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. - М., Педагогика, 2013.
5. Бельдина, Е.В. Развитие орфографической зоркости. Работа со слабоуспевающими учениками. // Начальная школа. - 2014 - №3 - с. 35 -40.
6. Богоявленский, Д.Н. Очерки психологии усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. - М., 2014.- 146 с.
7. Богоявленский, Д.Н.Психология усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. - М., 2013.- 126 с.
8. Бондаренко, С.М. Беседы о грамотности / С.М. Бондаренко. - М.: Знание,2013. -96 с.
9. Борисенко, И.В. Обучение младших школьников на коммуникативной основе. // Начальная школа. - 2014. - №6.
10. Брагинский В. Почему не каждому дается грамота? И Начальная школа. - 2015. - №4.
11 .Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев. - М., 2013,- 116с.
12. Ворончиев, О.Е. Какие заблуждения ждут их искоренения, или Что нам препятствует пока понять законы языка. // Начальная школа. - 2015. - №8.
13. Вишнякова, Л.И. К вопросу о приемах обучения орфографии И Учен. зап. МГПИ. -М„ 2013.- 136 с.
14. Евсюкова, Г.А. «Секреты грамоты» // Начальная школа. - 2014. - № 11.
15. Граник,Г.Г. Психология усвоения орфографии / Г.Г.Граник. - М.: Просвещение, 2015.
16. Гальперин П.Я. и др. Проблемы формирования знаний и умений у школьников. -М.: Вопросы психологии, 2013. - №5.
П.Грабчикова, Е.С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка. - Начальная школа, 2013. - №3.
18. Ераткина, В.В. Работа над непроверяемыми написаниями. - Начальная школа, 2014. - №6.
19. Жуйков, С.А. Методика обучения орфографии. Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах // Под ред. М.С.Соловейчик. - М.: Просвещение, 2014.
20. Иванов, В.В. Историческая грамматика русского языка / В.В. Иванов. - М.: Просвещение, 2014.
21. Иванова В.Ф. Современная русская орфография / В.Ф. Иванова. - М.: Просвещение, 2014.
22. Карякина, Н.А. Орфограммы в загадках / Н.А. карякина. - 2013. - №2,- 96 с.
23. Костенко, Ф.Д. Сборник диктантов для начальных классов / Ф.Д. Костенко. - М., Просвещение, 2013. - 156 с.
24. Кузьменко, А.С. С чего начинать орфографическую работу в 1 классе? - Начальная школа, 2012. - №№ 9-10.
25. Кустарева, В.А. Активизация учебной деятельности школьников и их речевая культура. - Начальная школа, 2013. - №5.
26. Лайло, В.В. Развитие памяти и повышение грамотности / В.В. Лайло. - М.: Дрофа, 2016.
27. Лопатин, В.В. О новом своде правил русского правописания / В.В. Лопатин И Русский язык в школе. - 2014. - №3 — с. 55-60.
28. Парубченко, Л.Б. «Почему дети делают ошибки и как их научить писать правильно» / Л.Б. Парубченко. - М.: Реал 2013. - 158 с.
29. Пешковский, А.М. Избранные труды / А.М. Пешковский. - М.: Дрофа, 2013.-235 с.
30. Поздняков, Н.С. К вопросу о мерах борьбы с малограмотностью обучающихся / Н.С. Поздянков. - Родной язык в школе. - 2016. - с. 192.
31. Рамзаева, Т.Г. Учебник для 1 класса. - М.: Дрофа, 2015.
32. Рамзаева, Т.Г. Русский язык в начальной школе. Справочник к учебнику. - М.: Дрофа, 2015.
33. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь - справочник лингвистических терминов. - М.: Астрель, 2014.
34. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс 2012. - 832 с.
35. Рождественский, Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. 2-езд. / Н.С. Рождественский. - М., 2013.
36. Селезнева, М.С. Работа по развитию орфографической зоркости. - Начальная школа, 2013. - № 1.
37. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. - М.: Линка-Пресс, 2014.
38. Смирнова, В.В. Приемы повышения орфографической грамотности //Начальная школа. Плюс до и после. - 2013 - №6. - с.52-54.
39. Трубицына, Г.Д. Орфографическая пропедевтика на уроках обучения грамоте. - Начальная школа, 2012. - №3.
40. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. -М.: APT, 2015.
41. Ушаков, М.В. К вопросу о так называемой «какографии». - Русский язык
в школе, 2014. - №1.
42. Ширшова, Ю.В. Орфография в загадках. - Начальная школа, 2013. - №2.- с.96-100


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ