Введение 3
1 Теоретические основы разработки методов обучения кадров 4
1.1 Ключевые цели и задачи обучения кадров 4
1.2 Этапы разработки методов обучения кадров на предприятии и критерии их
эффективности 12
2. Анализ методов обучения кадров в организациях 22
2.1. Отечественный и зарубежный опыт обучения кадров 22
2.2. Анализ текущих методов обучения и их эффективности в компании
«Самокат» 30
3 Разработка методов обучения кадров для компании «Самокат» и оценка их эффективности 40
3.1 Обоснование предлагаемых мероприятий 40
3.2 Расчет эффективности предлагаемых мероприятий 50
Заключение 58
Список использованной литературы
На сегодняшний день организация обучения персонала является одним из важнейших критериев для достижения успеха в хозяйственно-экономической деятельности. Глобализация, цифровизация многих бизнес-процессов, требуют от компаний постоянного развития и приспособления к новым условиям функционирования. В связи с этим, ключевым ресурсом, способствующим организационным изменениям являются люди, которые имеют профессиональную компетентность и интеллектуальный капитал.
Если квалификация кадров не соответствует потребностям предприятия, это может грозить недостаточно высокими показателями деятельности и снижением конкурентоспособности. Исходя из опыта отечественных предприятий, наиболее преуспевших на рынке, инвестиции в человеческий капитал в настоящее время дают отдачу больше в несколько раз, нежели вложения в решение производственных задач.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что без совершенствования методов обучения персонала, бизнес не сможет эффективно расти и развиваться. Исходя из этого, грамотный подход к обучению кадров является важной задачей для менеджмента любой организации.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка методов обучения кадров и оценка его эффективности на примере деятельности компании «Самокат». Данная компания является одним из лидеров на рынке доставки продуктов в России.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
— изучить теоретические основы разработки методов обучения кадров;
— проанализировать методы обучения кадров в организации;
— разработать мероприятия по совершенствованию методов обучения кадров в «Самокате» и оценить их эффективность.
Объект исследования — компания «Самокат».
Предмет исследования — методы обучения кадров на данном предприятии.
В процессе написания выпускной квалификационной работы были изучены теоретические основы разработки методов обучения кадров. Основные из них, которые наиболее часто встречаются в компаниях, это такие методы как наставничество, лекции, тренинги, геймификация и симуляторы. Все они пользуются популярностью и активно применяются в обучении персонала различных компаний. Также в процессе работы были исследованы отечественный и зарубежный опыт разработки методов обучения. В ходе исследования было обнаружено, что многие отечественные методы совпадают с зарубежными, но все же еще не имеют столь широкого применения. Кроме того, в работе также проанализированы методы обучения компании «Самокат» и была оценена их эффективность. В ходе анализа было выявлено, что использование данных методов требует доработки и поэтому в дальнейшей работе были не только разработаны мероприятия по совершенствованию этих методов обучения, но также и оценена их экономическая эффективность. В результате проделанного исследования можно сделать следующий вывод: разработка методов обучения персонала — это комплексный процесс, который объединяет многоэтапные решения по выбору соответствующих методов и форм обучения, целей обучения, соответствующей организации и проведения оценки эффективности.
Ключевые этапы разработки включают:
1. Анализ потребностей. Необходимо анализировать требования компании и цели обучения персонала. Какие навыки и знания необходимы сотрудникам для выполнения своих задач? Какие проблемы существуют в данный момент и какие решения и навыки могут помочь их решить?
2. Проектирование. На этом этапе разрабатывается детальное проектирование системы обучения, включая выбор методов и форм обучения, разработку учебных программ, тестов и других материалов.
3. Разработка учебных материалов. Этот этап связан с разработкой специализированных материалов, таких как электронные курсы, вебинары, тренинги, видео и текстовые материалы, которые сотрудники будут использовать в обучении.
4. Проведение обучения персонала. На этом этапе реализуется обучение, выбранные ранее методы и формы. Например, это может быть проведение лекций, семинаров, практических занятий, тестирование, а также использование онлайн-обучения, мастер-классов, ролевых игр и других методов.
5. Оценка эффективности. На последнем этапе происходит оценка эффективности обучения, которая может быть проведена на основе тестов, анкетирования или других методов. На этом этапе также решается, обеспечен ли удаленный уровень коммуникации сотрудники правильными материалами, как это отмечают работодатели.
Разработка методов обучения персонала — это процесс, который требует внимательного подхода и детального планирования со стороны компаний. Компаниям следует принимать участие в разработке и улучшении техники, используемой для обучения персонала. Наиболее эффективными методами являются симуляционные обучения, групповые и обратные обходы, а также онлайн-обучения.
Внедрение новых методов обучения является важным шагом в развитии организации и управлении персоналом. Это важно, как минимум по двум причинам:
1. улучшается качество обучения — новые методы обучения помогут улучшить способность сотрудников решать сложные задачи;
2. ускоряется адаптация новых сотрудников — персонал быстрее получает новые знания и не боится самостоятельной работы.
Используя новые методы обучения, организации могут значительно усилить свои шансы на развитие и процветание, выгодно затратив свои ресурсы на обучение своих сотрудников и новых претендентов на должности.
1. Магура М.И. Организация обучения персонала компании: учебное пособие М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2002 . 192 с.
2. Егоршин А.П. Управление персоналом. Нижний Новгород: НИМБ, 2008. 352 с
3. Бедяева Т.В., Захаров А.С. Управление персоналом на предприятии туризма:учебник / под ред. проф. Е.И. Богданова. М.: ИНФРА-М, 2013. 180 с
4. Обучение персонала организаций : учеб. пособие / А.Л. Слободской. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2013. — 124 с.
5. Лопатников, Л. И. Экономико-математический словарь. Словарь современной экономической науки / Л. И. Лопатников. — М.: Дело, 2003. — 520 с.
6. Профессиональный стандарт. Специалист по управлению персоналом (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 октября 2015 г. N 691н)
7. Анисимов, А. Ю. Управление персоналом организации : учебник для вузов / А. Ю. Анисимов, О. А. Пятаева, Е. П. Грабская. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 278 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14305-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519897(дата обращения: 17.05.2023).
8. Журавлев В. Т Руководство персоналом России: Учеб. пособие / Под ред. В. И. Добренькова - М.: МУБиУ, 2014
9. Уэйн, Дж. П. Обучение и развитие персонала: лучшие примеры в мировой практике / Дж. П. Уэйн. - М.: Дело, 2015. - 205 с
10. Цаплина, О. Бенчмаркинг: книга рецептов по обучению и развитию персонала/ О. Цаплина - М.: Альфа-Пресс, 2008. - 382 с
11. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации: учебно-практическое пособие/ С.В. Шекшня - М.: ЗАО « Бизнес - школа «Интел - Синтез», 2000. - 368 с
12. Треть заказов российского рынка e-grocery доставляет «Самокат»
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://new-
retail.ru/novosti/retail/tret zakazov rossiyskogo rynka e grocery dostavlyaet samokat8725/,свободный. - Загл. с экрана.
13. Российский рынок e-grocery может вырасти на 48% в 2023 году
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://new-
retail.ru/novosti/retail/rossiyskiy rynok e grocery mozhet vyrasti na 48 v 2023godu/,свободный. - Загл. с экрана.
14. Рынок доставки после бурного роста рискует столкнуться с
мрачным будущим [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://www.dp.rU/a/2023/02/06/Dostavka na uzhin,свободный. — Загл. с экрана.
15. «Самокат»: в 2022 году оборот сервиса достиг 82,5 миллиардов
рублей [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://www.retail.ru/news/samokat-v-2022-godu-oborot-servisa-dostig-82-5-milliardov-rubley-22-fevralya-2023-226065/,свободный. - Загл. с экрана.
16. История Самоката и чем занимается поддержка [Электронный
ресурс]. — Режим доступа:
https://space.samokat.ru/pages/viewpage.action?pageId=3781183309.
17. Поддержка для операторf [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://space.samokat.ru/pages/viewpage.action?pageId=3718227355.
18. -Проверка качества ответов [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://space.samokat.ru/pages/viewpage.action?pageId=3118694471.
19. Анализ системы управления обучением персонала ПАО «Сбербанк»
[Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https: //elar. urfu.ru/bitstream/10995/65666/1/m th i .a. oleksun 2018 .pdf.
20. Инновационные методы обучения персонала: зарубежный и отечественный опыт [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://applied- research.ru/article/view?id=12311.
21. Методы обучения персонала [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://friend.work/blog/articles/metodi obuchenia personala 10 metodov.
22. Формы и методы обучения персонала: особенности, преимущества,
недостатки [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://testwork.io/blog/metody-obucheniya-personala/.
23. KPI: что это такое и как рассчитать показатели эффективности [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://www.calltouch.ru/blog/chto-takoe-kpi-i-kak-rasschitat-pokazatel/.
24. 8 лучших практик дистанционного обучения в компании
[Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://hreducation.ru/blog/2021/03/05/8-luchshih-praktik-distanczionnogo-obucheniya-v-kompanii/.
25. Отчет Power Bi [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://app.powerbi.com/groups/f38f7023-4af1-456e-a6ec-6e308d398317/reports/4bce5ba2-8ca7-4c80-9c7f-e0ab7aba37fc/ReportSectionb3ec7cd100e121c70c6a?clientSideAuth=0.
26. Walmart: виртуальная реальность для обучения сотрудников действительно работает [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://holographica.space/news/walmart-vr-hr-17537/.
27. Возможности и риски наставничества и баддинга как методов обучения и развития персонала [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-i-riski-nastavnichestva-i-baddinga-kak-metodov-obucheniya-i-razvitiya-personala.
28. Методы обучения и развития персонала в России и за рубежом [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://hr-portal.ru/article/metody-obucheniya-i-razvitiya-personala-v-rossii-i-za-rubezhom.
29. Обучение персонала в 2021 году: методы, инструменты и примеры [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://va-promotion.ru/obuchenie-personala-v-2019-godu-metody-instrumenty-i-primery/.
30. Кейс-метод [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sberuniversity.ru/edutech-club/glossary/934/.