Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМАНД ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ

Работа №17579

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы22
Год сдачи2011
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
413
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность исследования. В настоящее время одним из ведущих направлений развития российского государства является модернизация образования, в рамках которой намечено решение ряда приоритетных и взаимосвязанных задач: обеспечение государственных гарантий доступности и равных
возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
формирование в системе образования новых нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов;
развитие образования как открытой государственно-общественной системы на
основе распределения ответственности между субъектами образовательной
политики и повышения роли всех участников образовательного процесса –
обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.
Модернизация отечественной системы образования затрагивает все ее
уровни и типы образовательных учреждений. Важное место в данной связи
принадлежит сельской общеобразовательной школе.
Ведущей организационной моделью сельских школ России является малокомплектное общеобразовательное учреждение. Их число в среднем по
стране составляет, по данным статистики, почти 50 % всех общеобразовательных учреждений и 70 % от всех сельских. Сегодня для модернизации сельских
малокомплектных общеобразовательных учреждений поставлены принципиально новые, инновационные, структурные задачи, к числу которых можно отнести развитие дидактической системы в рамках разновозрастного обучения,
воспитательной системы путем создания разновозрастных коллективов, введение новой системы оплаты труда в условиях нормативно-подушевого финансирования и др. В связи с этим возрастает роль и значение системы управления данным типом образовательных учреждений, способность субъектов
управления своевременно принимать адекватные решения и создавать все необходимые условия (ресурсные, финансовые, кадровые, информационные,
имиджиевые и т.п.) для их реализации.
Специфика малокомплектных школ заключается в малочисленности педагогического коллектива, полифункциональности деятельности специалистов, в
их взаимозаменяемости не только в рамках педагогической, но и управленческой деятельности. Поэтому создание в малокомплектной школе управленческо-педагогических команд для решения проблем модернизации данного типа
общеобразовательных учреждений является отражением объективных процессов, происходящих в образовательном менеджменте на современном этапе.
Соответственно, в целях формирования профессиональных компетенций
кадрового ресурса в малокомплектных школах необходимо охарактеризовать
сам феномен управленческо-педагогических кадров школы и разработать на
научной основе механизмы командообразования. Следует отметить крайне низкий уровень изученности данного вопроса в
педагогической науке, в том числе применение понятия команды в педагогической инноватике. Оно было введено в научный оборот в начале ХХI в. руководителем проектной группы Томского государственного педагогического
университета профессором В.В. Обуховым. Необходимость введения этого
понятия была связана с появлением и деятельностью таких команд в малокомплектных школах при недостаточном уровне обоснования самого понятия, а
также технологий его применения.
В то же время в рамках педагогической теории достаточно изучены вопросы подготовки специалистов для решения задач модернизации образования
в сельских малокомплектных общеобразовательных учреждениях. В работах
В.Н. Аверкина, В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой, Т.Г. Зеленовой,
Л.П. Корнеевой, А.В. Морозова, Н.Г. Наумова и др. были разработаны комплексные характеристики сельской школы, что позволило определить инновационные задачи модернизации малокомплектных школ.
Модели подготовки специалиста для работы в сельской малокомплектной
школе разработаны В.Ф. Авдеевым, Л.Н. Байбородовой, В.Г. Бочаровой,
М.П. Гурьяновой, Л.С. Дровалевой, A.E. Кондратенковым, Н.Д. Неустроевым,
М.М. Плоткиным, Г.Ф. Суворовой, Р.М. Шерайзиной и др.
В рамках историко-педагогического анализа работ, направленных на изучение проблем развития малокомплектных школ в России, можно выделить
несколько направлений:
- социально-педагогические проблемы деятельности малокомплектных
школ (В.Н. Егоров, Т.Г. Зеленова);
- способы формирования содержания образования (М.М. Батербиев,
Т.Н. Леонтьева, В.В. Сальникова, О.Н. Тюленева);
- организация учебного процесса (М.И. Зайкин, Л.С. Дровалева,
Л.Ф. Колесников, А.Е. Кондратенков и др.);
- технологии обучения в разновозрастных классах-комплектах
(А.А. Остапенко);
- специфика организации воспитательной системы в разновозрастных детских коллективах (Л.Н. Байбородова, Е.В. Киселева, Е.И. Павлова,
С.П. Плюшкина, А.А. Смирнова, С.В. Трусов).
Вместе с тем анализ научных исследований, диссертационных работ и потребностей реальной образовательной практики позволяет констатировать недостаточность разработанности концептуальных оснований подготовки управленческо-педагогических команд для модернизации сельских малокомплектных общеобразовательных учреждений.
Таким образом, можно утверждать, что модернизация сельских малокомплектных общеобразовательных учреждений объективно сдерживается наличием противоречий между:
объективными процессами, происходящими в образовательном менеджменте на современном этапе и связанными с поиском способов повышения эффективности управленческого потенциала для модернизации образовательных учреждений, и недостаточным уровнем разработанности теоретико-методологических оснований командного менеджмента в педагогической науке;
- потребностью системы образования в мобильных управленческо-педагогических организационных структурах, готовых в рамках взаимозаменяемости учителей и менеджеров оказывать высококачественные вариативные, доступные образовательные услуги в условиях реализации
разновозрастного обучения, и недостаточной научной разработанностью
содержания подготовки таких кадров и формирования из них управленческо-педагогических команд для малокомплектных школ.
Наличие этих противоречий обусловило проблему исследования: каковы
концептуальные основания формирования профессиональных компетенций
управленческо-педагогических кадров для модернизации сельских малокомплектных общеобразовательных учреждений? Это определило выбор темы
диссертации: «Формирование профессиональных компетенций управленческо-педагогических команд для модернизации сельских малокомплектных школ».
Цель работы – обоснование, разработка и апробация концептуальных оснований формирования профессиональных компетенций управленческо-педагогических команд для модернизации сельских малокомплектных школ.
Объект исследования – процесс подготовки управленческо-педагогических команд для модернизации сельских малокомплектных школ.
Предмет исследования – научное обоснование концепции подготовки
управленческо-педагогических команд для модернизации сельских малокомплектных школ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование и полученные результаты опытноэкспериментальной работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволили сделать выводы, нашедшие отражение в заключении диссертации:
1. Предпосылки формирования профессиональных компетенций управленческо-педагогических команд для модернизации малокомплектных школ
представлены тремя группами: «Развитие сельских малокомплектных
школ», «Формирование профессиональной компетентности учителя
сельского малокомплектного общеобразовательного учреждения для
модернизации малокомплектной школы», «Разработка и внедрение моделей подготовки специалистов для малокомплектных школ». Управленческо-педагогическая команда есть специально созданная рабочая группа педагогов и управленцев малокомплектной школы, подготовленная к решению задач модернизации дидактической, воспитательной, научно-методической, управленческой, ресурсной подсистем данного вида общеобразовательных учреждений; совмещению административно-управленческой, профессионально-педагогической деятельности в
рамках многопредметности, разновозрастности; социальнопедагогической деятельности в условиях сельского социума.
3. Концептуальные основания подготовки управленческо-педагогических
команд к модернизации малокомплектных школ включают:
- цель формирования управленческо-педагогической команды – комплексные структурные изменения дидактической, воспитательной, научнометодической, управленческой, ресурсной подсистем данного вида общеобразовательных учреждений;
- этапы формирования следующие: образование интенсивное формирование; нормализация деятельности; исполнение планов по модернизации
малокомплектной школы; трансформация команды;
- программа формирования управленческо-педагогической команды малокомплектной школы состоит из следующего алгоритма деятельности: анализ деятельности малокомплектной школы и ее педагогического коллектива; проектирование и реализация курсов повышения квалификации,
включая тренинг командообразования; тьюторское сопровождение дальнейшей деятельности малокомплектной школы;
- содержание процесса командообразования связано с курсом «Формирование управленческо-педагогической команды», который включал следующие модули: технологии формирования и деятельности команды, методика преподавания в малокомплектной школе, использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе малокомплектных школ, формирование образовательных программ малокомплектной школы, педагогика сельской малокомплектной школы, разработка элементов образовательной программы малокомплектной школы в
рамках перехода на ФГОС начального общего образования 2009 года;
- критерии эффективной управленческо-педагогической команды: наличие
согласованных и принятых (интериоризированных) целей, ценностей и
норм работы каждым членом команды; социально-психологическая сплоченность и гибкость, адаптивность профессионального поведения; развитая коммуникативность и гибкость членов команды; гибкая ролевая
структура; высокий уровень самоконтроля деятельности и гибкое распределение ответственности; сформированность совокупности базовых, специальных, общекомандных и управленческих компетенций; признание
человека как личности. Выполненное исследование не исчерпывает всего многообразия аспектов
обозначенной проблемы. Его теоретические выводы позволяют наметить перспективы дальнейших исследований в этой области. К их числу можно отнести
исследования аспектов функционирования и взаимодействия управленческопедагогических команд на муниципальном и региональном уровнях.


Санникова И.Г. Формирование информативной культуры студентов
педагогического университета как актуальная педагогическая проблема //
Вестник ТГПУ. – 2009. – Вып. 6 (84). – С. 14-18.
2. Санникова И.Г. Формирование информационной культуры студента в
условиях дистанционного обучения // Вестник ТГПУ. – 2007. – Вып. 7. –
С.73-76.
3. Санникова И.Г. Организация профильного обучения в сельских
малокомплектных школах через средства дистанционных технологий //
Вестник ТГПУ. – 2009. – Вып. 12. – С.27-29.
4. Санникова И.Г. Профильная подготовка в условиях сельской школы //
Вестник ТГПУ. – 2009. – Вып. 12. – С.60-61.
5. Санникова И.Г. Командный метод управления общеобразовательным
учреждением как методологическая база концепции дополнительного
профессионального образования учителей малокомплектных школ //
Вестник ТГПУ. – 2010. – Вып. 11 (101). – С.13-18.
6. Санникова И.Г. Организация профильного обучения в сельских
малокомплектных школах // Вестник ТГПУ. – 2010. – Вып. 11 (101). – С.
61-63.
7. Санникова И.Г. Тьюторство как ведущая модель подготовки специалиста
для малокомплектной школы // Вестник ТГПУ. – 2010. – Вып. 11 (101). –
С.104-105.
Монография:
8. Санникова И.Г., Обухов В.В., Войтеховская М.П. Основные направления
создания инновационной среды педагогического университета. – Томск:
Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2010.
– 124 с.22
Публикации в других научных изданиях:
9. Санникова И.Г. Влияние субъектной позиции студента на становление
личностно-профессиональной готовности к педагогической
деятельности // Устойчивое развитие непрерывного образования в
условиях его модернизации: Мат-лы международной научнопрактической конференции. – Том 2. – Томск, 2003. – С.194-196.
10.Санникова И.Г. Дистанционное обучение как средство непрерывного
профессионального образования педагогических кадров // Непрерывное
образование специалистов как стратегия развития профессиональной
карьеры: Мат-лы Всероссийской научно-практической конференции с
международным участием. – Ч. 1. – Кемерово, 2006. – С.119-121.
11.Санникова И.Г. Проблемы организации дистанционного обучения //
Модернизация системы профессионального образования на основе
регулируемого эволюционирования: Мат-лы V Всероссийской научнопрактической конференции. – Ч. 6. – Челябинск, 2006. – С.130-133.
12.Санникова И.Г. Методологические проблемы гуманизации современного
образования в контексте формирования информационной культуры
личности // Вестник Иркутского педуниверситета. – Иркутск, 2007. –
Вып. 8. – С. 23-27.
13.Санникова И.Г. Учеба на расстоянии качеств не теряет // Территория
интеллекта. – 2007. – №1. – С.26-27.
14.Санникова И.Г. Современные подходы к понятию информационной
культуры личности // Наследие С.А. Сбитнева: ученого, педагога,
новатора: Сборник материалов научно-практической конференции,
посвященной 90-летию со дня рождения С.А. Сбитнева (Кемерово,
Новокузнецк, 14-19 марта 2008 г.). – Кемерово, 2008. – С.112-119.
15.Санникова И.Г. Проблемы формирования информационной культуры
студентов педагогического университета // Вестник Иркутского
педуниверситета. – Иркутск, 2008. – Вып. 9. – С. 280-284.
16.Санникова И.Г. Роль дистанционных технологий в организации
профильного обучения в малокомплектных школах // Директор сельской
школы. – 2010. – №2. – С.77-80.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ