ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ - СИРОТ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
|
Актуальность исследования. Проблема сиротства в России за прошедшее 20-е столетие трижды вставала перед нашим обществом и государством во всей ее остроте. На начало 2010 г., по данным различных Министерств и ведомств, социологических исследований, детей-сирот в Российской Федерации насчитывалось около 790 тысяч, что превышает их количество на всей территории СССР после Великой Отечественной войны. Современные сироты, главным образом, дети, оказавшиеся без попечения при живых родителях.
Исторически детей, оставшихся без попечения взрослых, передавали в государственные учреждения для воспитания и последующей интеграции в жизнь общества. Однако со временем институциональная форма защиты таких детей доказала свою неэффективность и с точки зрения успешности их социализации, и с позиции затратности на содержание. Поэтому со второй половины 90-х годов в стране с целью преодоления у данной категории детей социальной неадаптивности, профилактики их виктимизации складывается тенденция к деинституализации. Последнее обстоятельство означает смену системы ценностей и убеждений в сфере жизнеустройства детей-сирот, требует установления новых принципов работы с ними, ведущим среди которых становится безусловное признание приоритета семейного воспитания.
Решение проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семейного воспитания потребовало разработки научно-методического обеспечения данного процесса. Исторический аспект этой проблемы анализировался в работах Л. Н. Большаковой, М. В. Ивановой, И. В. Матвеенко и др. Опыт деятельности советского государства в области борьбы с беспризорностью, социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, изучали В. В. Беляков, Н. Ф. Сморгунова. Научно-педагогическим исследованием вопросов воспитания приемных детей в СССР занимались А. И. Довгалевская и Н. Д. Павлова. В своих трудах они обобщили опыт семейного воспитания детей-сирот на определенных этапах развития страны. Изучением проблем воспитания детей в условиях детских домов семейного типа (форма воспитания, предшествовавшая институту приемной семьи) занимались В. В. Барабанова, Л. В. Кузнецова, Е. М. Рыбинский и др.
Педагогические аспекты работы с современными приемными семьями рассматривались И. Ф. Дементьевой, О. В. Заводилкиной, Н. П. Ивановой, Л. Я. Олиференко.
Правовую природу различных форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, исследовали Ю. Ф. Беспалов, A. M. Нечаева и др. Важные методологические аспекты изучения семейных правоотношений представлены в работах М. В. Антокольской, Л. М. Пчелинцевой и др.
Работы перечисленных ученых охватывают вопросы социальной защиты, правовой охраны и воспитания детей-сирот в целом на определенных этапах исторического процесса. Вместе с тем вопросам педагогического сопровождения социализации детей-сирот в приемной семье в педагогической литературе, особенно отечественной, не уделяется должного внимания. Работы таких авторов, как Л. Л. Митяев, Г. С. Красницкая, А. Н. Васильева, В. Н. Ослон, затрагивают лишь отдельные аспекты формирования у приемных родителей комплекса личностно-профессиональных качеств, необходимых для работы с детьми в условиях семейных форм воспитания. Практически отсутствует научная литература по социализации, адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях приёмной семьи. Таким образом, несмотря на фундаментальность целого ряда обозначенных выше исследований, эти разработки не затрагивали научного обоснования педагогических аспектов социализации детей-сирот в приемной семье. Поэтому процесс их социализации в приемной семье в значительной мере сдерживается наличием противоречия между потребностью педагогической практики в эффективном педагогическом сопровождении социализации детей-сирот в приемной семье и недостаточной теоретической разработанностью вопросов его научного обоснования.
Преодолению данного противоречия будет способствовать решение следующей научной проблемы: каковы содержание, структура и функции педагогического сопровождения социализации детей-сирот в приемной семье?
Возрастающая актуальность, теоретическая и практическая значимость решения этой проблемы определили выбор темы диссертационного исследования: «Педагогическое сопровождение социализации детей-сирот в приемной семье».
Цель исследования: разработать концептуальную модель педагогического сопровождения социализации детей-сирот в приемной семье.
Объект исследования: процесс педагогического сопровождения
социализации детей-сирот в приемной семье.
Предмет исследования: модель педагогического сопровождения
социализации детей-сирот в приемной семье.
Исторически детей, оставшихся без попечения взрослых, передавали в государственные учреждения для воспитания и последующей интеграции в жизнь общества. Однако со временем институциональная форма защиты таких детей доказала свою неэффективность и с точки зрения успешности их социализации, и с позиции затратности на содержание. Поэтому со второй половины 90-х годов в стране с целью преодоления у данной категории детей социальной неадаптивности, профилактики их виктимизации складывается тенденция к деинституализации. Последнее обстоятельство означает смену системы ценностей и убеждений в сфере жизнеустройства детей-сирот, требует установления новых принципов работы с ними, ведущим среди которых становится безусловное признание приоритета семейного воспитания.
Решение проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семейного воспитания потребовало разработки научно-методического обеспечения данного процесса. Исторический аспект этой проблемы анализировался в работах Л. Н. Большаковой, М. В. Ивановой, И. В. Матвеенко и др. Опыт деятельности советского государства в области борьбы с беспризорностью, социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, изучали В. В. Беляков, Н. Ф. Сморгунова. Научно-педагогическим исследованием вопросов воспитания приемных детей в СССР занимались А. И. Довгалевская и Н. Д. Павлова. В своих трудах они обобщили опыт семейного воспитания детей-сирот на определенных этапах развития страны. Изучением проблем воспитания детей в условиях детских домов семейного типа (форма воспитания, предшествовавшая институту приемной семьи) занимались В. В. Барабанова, Л. В. Кузнецова, Е. М. Рыбинский и др.
Педагогические аспекты работы с современными приемными семьями рассматривались И. Ф. Дементьевой, О. В. Заводилкиной, Н. П. Ивановой, Л. Я. Олиференко.
Правовую природу различных форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, исследовали Ю. Ф. Беспалов, A. M. Нечаева и др. Важные методологические аспекты изучения семейных правоотношений представлены в работах М. В. Антокольской, Л. М. Пчелинцевой и др.
Работы перечисленных ученых охватывают вопросы социальной защиты, правовой охраны и воспитания детей-сирот в целом на определенных этапах исторического процесса. Вместе с тем вопросам педагогического сопровождения социализации детей-сирот в приемной семье в педагогической литературе, особенно отечественной, не уделяется должного внимания. Работы таких авторов, как Л. Л. Митяев, Г. С. Красницкая, А. Н. Васильева, В. Н. Ослон, затрагивают лишь отдельные аспекты формирования у приемных родителей комплекса личностно-профессиональных качеств, необходимых для работы с детьми в условиях семейных форм воспитания. Практически отсутствует научная литература по социализации, адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях приёмной семьи. Таким образом, несмотря на фундаментальность целого ряда обозначенных выше исследований, эти разработки не затрагивали научного обоснования педагогических аспектов социализации детей-сирот в приемной семье. Поэтому процесс их социализации в приемной семье в значительной мере сдерживается наличием противоречия между потребностью педагогической практики в эффективном педагогическом сопровождении социализации детей-сирот в приемной семье и недостаточной теоретической разработанностью вопросов его научного обоснования.
Преодолению данного противоречия будет способствовать решение следующей научной проблемы: каковы содержание, структура и функции педагогического сопровождения социализации детей-сирот в приемной семье?
Возрастающая актуальность, теоретическая и практическая значимость решения этой проблемы определили выбор темы диссертационного исследования: «Педагогическое сопровождение социализации детей-сирот в приемной семье».
Цель исследования: разработать концептуальную модель педагогического сопровождения социализации детей-сирот в приемной семье.
Объект исследования: процесс педагогического сопровождения
социализации детей-сирот в приемной семье.
Предмет исследования: модель педагогического сопровождения
социализации детей-сирот в приемной семье.
Выполненное теоретическое и экспериментальное исследование сформулированной проблемы подтвердило гипотезу и позволяет сделать следующие выводы:
1. Наиболее эффективным институтом социального и личностного становления ребенка, оставшегося без попечения родителей, является приемная семья.
2. Успешному педагогическому сопровождению социализации детей-сирот в приемной семье способствует реализация выявленной автором совокупности педагогических условий и разработанной на их основе педагогической модели.
Основными результатами исследования являются:
1. Теоретическое обоснование подходов к организации процесса
социализации детей-сирот в приемной семье.
2. Выявление особенностей и проблем социализации ребенка в зависимости от исследуемых факторов приемной семьи.
3. Уточнение и обоснование критериев и показателей социализации детей-сирот в приемной семье.
4. Создание модели педагогического сопровождения социализации детей- сирот в приемной семье.
5. Разработка методических рекомендаций по вопросам социализации детей-сирот в приемных семьях.
Результаты исследования выявляют «проблемные» зоны, на которых приемная семья испытывает повышенные трудности и не справляется с возникающими проблемами без помощи специалиста. Такими моментами, на наш взгляд, являются:
- начальный период подготовки родителей к выбору ребенка;
- этап адаптации ребенка в семье и формирования его вторичной привязанности;
- этап развития познавательной активности ребенка в процессе игровой и трудовой деятельности и создания ситуаций успешности такой деятельности;
- этап формирования устойчивой мотивации ребенка к учебной деятельности в общеобразовательной школе.
Проведенное исследование не претендует на окончательное решение поставленной проблемы, но создает предпосылки для ее дальнейших исследований. На наш взгляд, требуют дальнейшего исследования вопросы обеспечения более тесного взаимодействия приемных родителей, педагогов системы общего и дополнительного образования детей, специалистов служб сопровождения детей-сирот.
1. Наиболее эффективным институтом социального и личностного становления ребенка, оставшегося без попечения родителей, является приемная семья.
2. Успешному педагогическому сопровождению социализации детей-сирот в приемной семье способствует реализация выявленной автором совокупности педагогических условий и разработанной на их основе педагогической модели.
Основными результатами исследования являются:
1. Теоретическое обоснование подходов к организации процесса
социализации детей-сирот в приемной семье.
2. Выявление особенностей и проблем социализации ребенка в зависимости от исследуемых факторов приемной семьи.
3. Уточнение и обоснование критериев и показателей социализации детей-сирот в приемной семье.
4. Создание модели педагогического сопровождения социализации детей- сирот в приемной семье.
5. Разработка методических рекомендаций по вопросам социализации детей-сирот в приемных семьях.
Результаты исследования выявляют «проблемные» зоны, на которых приемная семья испытывает повышенные трудности и не справляется с возникающими проблемами без помощи специалиста. Такими моментами, на наш взгляд, являются:
- начальный период подготовки родителей к выбору ребенка;
- этап адаптации ребенка в семье и формирования его вторичной привязанности;
- этап развития познавательной активности ребенка в процессе игровой и трудовой деятельности и создания ситуаций успешности такой деятельности;
- этап формирования устойчивой мотивации ребенка к учебной деятельности в общеобразовательной школе.
Проведенное исследование не претендует на окончательное решение поставленной проблемы, но создает предпосылки для ее дальнейших исследований. На наш взгляд, требуют дальнейшего исследования вопросы обеспечения более тесного взаимодействия приемных родителей, педагогов системы общего и дополнительного образования детей, специалистов служб сопровождения детей-сирот.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Социальная адаптация детей-сирот в приемных семьях
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, К ПЕРЕДАЧЕ В СЕМЬЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПОДГОТОВКА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ К АДАПТАЦИИ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическая поддержка детей, находящихся на воспитании в приемной семье (Ставропольский государственный педагогический институт)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СЕМЕЙНОГО
ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ
ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - Социально-психологическая и социально-педагогическая помощь приемным семьям в РФ (Приамурский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Жестокое обращение с детьми-сиротами в замещающих семьях
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕЛЬСКИХ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



