Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ

Работа №175745

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАУЧНОГО 8
СТИЛЯ
1.1. Специфика функционирования научного стиля 8
1.2. Лингвистические и экстралингвистические факторы
функционирования научных текстов 16
1.3. Коммуникативная направленность научной речи 31
ГЛАВА 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ 37
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ
2.1. Специфика научного текста А.А. Потебни 37
2.2. Специфика научного текста В.В. Виноградова 44
2.3. Специфика научного текста М.М. Бахтина 53
2.4. Специфика научного текста С.А. Аскольдова 62
2.5. Методические аспекты изучения научного стиля 69
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Источники 92


В российской лингвистике стилистика стала центром научной дискуссии ещё в середине 50-х годов XX века, но не потеряла своей актуальности и сегодня, особенно в свете новых направлений лингвистических исследований (когнитивистики, социолингвистики и др.), развития междисциплинарных связей и многоаспектных подходов к изучению научного текста. Это касается как стилистики в целом, так и отдельных функциональных стилей в частности.
Для современного общества характерно постоянное увеличение объёма научных знаний, значительно отличающихся от обиходно-бытовой манеры общения и характеризующихся определённым набором языковых и внеязыковых средств, которые реализуют функцию сообщения научной информации. По мнению В.В. Виноградова, «каждый стиль языка является более или менее устойчивой системой на данном этапе развития литературного языка. Стили языка - категория историческая; они изменяются в зависимости от того, на что нацелено общество» [Виноградов, 1955: 17].
Научный стиль, являясь функционально-стилевой разновидностью литературного языка, обслуживающей разнообразные научные отрасли (гуманитарные, естественные науки), также претерпевает изменения, которые находят отражение в его подтипах (подстилях). Поэтому мы считаем важным обращение к трудам известных учёных-лингвистов, работы которых формируют представление о классическом научном стиле. Их особенности мы будем рассматривать в нашей работе, сопоставляя собственно научный и научно-популярный подстиль. Главной идеей работы является не только изучение и сравнение специфики научного стиля в работах ведущих ученых (В.В. Виноградова, М.М. Бахтина, А.А. Потебни, С.А. Аскольдова), но и описание методических аспектов знакомства с научным стилем в средней школе на уроках русского языка. Если говорить о степени изученности темы, следует отметить, что изучением специфики научного стиля отдельного учёного-лингвиста занимались С.И. Сухих, Л.Н. Кузнецова...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основу речевой культуры составляет правильность речи, достигаемая во многом благодаря изучению стилистики. Объём научных знаний постоянно растет, ввиду влияние научного стиля активно распространяется.
В проведённом исследовании мы обратились к детальному изучению научного текста и сделали в работе два главных акцента: на специфике научного стиля ведущих учёных (В.В. Виноградова, М.М. Бахтина,
А.А. Потебни, С.А. Аскольдова), а также на методике формирования коммуникативных умений в ходе работы по стилистике на уроках русского языка в современной школе. Мы выявили стилеобразующие черты текстов ведущих учёных (В.В. Виноградова, М.М. Бахтина, А.А. Потебни, С.А. Аскольдова), а также охарактеризовали специфику обучения научному стилю в средней школе.
В первой главе мы выявили лингвистические и экстралингвистические факторы функционирования научного стиля речи, выделили и описали подстили научного стиля (собственно научный, научно-учебный и научно-популярный). Отметим, что основными лингвистическими факторами являются лексические, морфологические и синтаксические особенности научного стиля речи: присутствие большого количества терминов, отсутствие личных местоимений первого лица, наличие предложений с обособленными элементами (вводными словами, причастными и деепричастными оборотами), обилие сложных предложений. Среди экстралингвистических факторов функционирования научного текста мы выделяем точность, логичность речи, абстрактность суждений.
В проведённом исследовании мы выявили, в чём проявляются особенности коммуникативной направленности научной речи. Отметим, что самыми распространенными формами общения с читателем оказались диалогичность научной речи и вопросно-ответная форма повествования.
Кроме того, во второй главе мы детально изучили и описали специфику научного стиля речи в трудах учёных (В.В. Виноградова, М.М. Бахтина, А.А. Потебни, С.А. Аскольдова), сопоставили полученные данные, сделав акцент на том, какие черты являются общими для всех авторов, а какие проявляются только у одного автора. Именно индивидуальные особенности, на наш взгляд, репрезентируют идиостиль автора. Нами рассмотрены особенности научных текстов на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровне, проанализированы экстралингвистические факторы: исследованным нами текстам свойственны такие экстралингвистические категории, как точность, логичность, абстрактность и объективность...


1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д.Арутюнова. 2-е изд., испр. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 895 с.
2. Атласова А.Н., Уварова В.Ю. Стилистические упражнения на уроках русского языка / А.Н. Атласова, В.Ю. Уварова // Актуальные проблемы методики преподавания русского языка и литературы в системе школьного образования / Сб.статей. - Якутск, 2003. - С. 65-69.
3. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы / Е.Д. Божович // Вопросы психологии. - М., 1997 - № 1. -
С. 25-38.
4. Бонецкая Н. К. О стиле философствования М.М.Бахтина / Н.К. Бонецкая // Диалог. Карнавал. Хронотоп. - Витебск, 1996. № 1. - С. 6-43.
5. Будагов Р.А. Литературные языки и языковые стили / Р.А. Будагов. - М., 1967. - 375 с.
6. Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка: Научный стиль речи. Изд.2. / А.Н. Васильева. - М., 2005. - 240 с.
7. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика /
В.В. Виноградов. - М.: Изд-во Акад.наук СССР, 1963. - 255 с.
8. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку / Г.О. Винокур. - М.: Учпедгиз, 1959. - 429 с.
9. Волкова Л.Б. Научный текст как объект изучения и обучения / Л.Б. Волкова // Основы научной речи: Учеб. пособие для студ. нефилол. высш. учеб. Заведений / Н.А. Буре, М.В.Быстрых, С.А. Вишнякова и др.; Под ред. В.В. Химика, Л.Б. Волковой. - СПб.:Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. - С. 10-49.
10. Геллер Э.С. Экспрессивные стилистические средства:
реализация прагматической функции абзаца (Научный регистр) / Э.С.
Геллер // Известия Дагестанского государственного педагогического университета, № 1 - Дагестан, 2007. - С.19.
11. Глушко М.М. Организация научного текста в свете системности его прагматических, семантических и синтаксических характеристик / М.М. Грушко // Лингвостилистические исследования научной речи. - М.: Наука, 1979, - С.224-244.
12. Гойхман О.Я., Гончарова Л.М. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА- М, 2017. - 240 с.
13. Головин Б.Н. О стилях языка и их изучении / Б.Н. Головин // Русский язык в школе, 1968, № 4, - С. 2- 19.
14. Голуб К.Б. Стилистика русского языка. Изд. 7-е / К.Б. Голуб. - М.: Айрис-пресс ,2006. - 442 с.
15. Гордеева О.И., Пономарёва Е.Н. Научный стиль русского языка: учебное пособие / О.И. Гордеева, Е.Н. Пономарева. - М., 2012. - 147 с... 62


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ