ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы формирования осознанного чтения у младших школьников 5
1.2. Психологические и возрастные особенности младших школьников, влияющие на восприятие текста 7
1.3. Компоненты, уровни и современные подходы к формированию осознанного чтения у младших школьников 9
Глава 2. Методические основы формирования осознанного чтения у младших школьников 12
2.1. Методы и приёмы развития осознанного чтения на уроках литературного чтения 12
2.2. Формирование осознанного чтения во внеурочной деятельности и проектной работе младших школьников 15
2.3. Методические рекомендации по формированию осознанного чтения: роль учителя и среды обучения 18
2.4. Диагностика уровня сформированности осознанного чтения у младших школьников 22
Заключение 25ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы формирования осознанного чтения у младших школьников 5
1.2. Психологические и возрастные особенности младших школьников, влияющие на восприятие текста 7
1.3. Компоненты, уровни и современные подходы к формированию осознанного чтения у младших школьников 9
Глава 2. Методические основы формирования осознанного чтения у младших школьников 12
2.1. Методы и приёмы развития осознанного чтения на уроках литературного чтения 12
2.2. Формирование осознанного чтения во внеурочной деятельности и проектной работе младших школьников 15
2.3. Методические рекомендации по формированию осознанного чтения: роль учителя и среды обучения 18
2.4. Диагностика уровня сформированности осознанного чтения у младших школьников 22
Заключение 25
Список использованных источников 27
Современные образовательные приоритеты подчеркивают необходимость формирования у младших школьников не просто навыков чтения, а именно осознанного чтения - то есть способности вдумчиво воспринимать, понимать и интерпретировать прочитанное. В условиях информационного общества данное умение становится ключевым инструментом учебной деятельности, успешной социализации и дальнейшего самообразования ребенка. Именно в начальной школе закладывается основа для развития этой способности, и от эффективности методического подхода учителя на данном этапе зависит уровень сформированности читательской культуры ученика.
Актуальность исследования обусловлена тем, что несмотря на наличие обширной методической базы по обучению чтению, наблюдаются существенные затруднения в достижении полноценного понимания текста у многих младших школьников. Эти трудности во многом связаны с недостаточной сформированностью умений анализировать, обобщать, делать выводы, а также высказывать свое отношение к прочитанному. Осознанное чтение требует не только технической беглости, но и развитых мыслительных операций, внимания, памяти и мотивации к чтению.
Цель настоящей курсовой работы является изучение психолого-педагогических и методических условий, способствующих формированию и развитию навыков осознанного чтения у младших школьников.
Объект исследования - процесс обучения чтению в начальной школе.
Предмет исследования - особенности развития навыков осознанного чтения у младших школьников в условиях начального общего образования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы понятия «осознанное чтение» и его составляющих.
2. Изучить возрастные и психологические особенности младших школьников, влияющие на восприятие текста.
3. Проанализировать методические подходы к обучению осознанному чтению в начальной школе.
4. Выявить эффективные методики и приемы, способствующие развитию осознанного чтения на уроках литературного чтения и внеурочной деятельности.
Методы исследования включают анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта, а также сравнительный анализ методик обучения чтению.
Осознанное чтение в условиях современного образования приобретает особую значимость, являясь одним из центральных компонентов учебной деятельности младших школьников. В процессе изучения данной темы было установлено, что осознанное чтение - это сложный интегративный навык, включающий не только техническую сторону восприятия текста, но и когнитивную, эмоционально-ценностную, речевую и рефлексивную составляющие.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что успешное формирование навыков осознанного чтения зависит от возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, включая уровень развития мышления, памяти, речи, а также мотивации и личностного отношения к чтению. Эти особенности должны учитываться при построении методической системы обучения.
В теоретической главе работы были выделены основные компоненты осознанного чтения, а также уровни его развития - от буквального к интерпретативному, критическому и творческому. Понимание этих этапов важно для организации поэтапного обучения, соответствующего возрастным возможностям ребенка.
В методической части работы рассмотрены эффективные приёмы и методы, способствующие формированию осознанного чтения как на уроках литературного чтения, так и во внеурочной и проектной деятельности. Показано, что наибольшего результата удаётся достичь при использовании комплексного подхода: сочетания смыслового чтения, работы в парах и группах, творческих заданий, постановки проблемных вопросов и организации рефлексии.
Особое внимание уделено роли учителя и образовательной среды. Именно педагог, как фасилитатор учебной деятельности, способен создать условия для полноценного осмысления прочитанного. Эффективное развитие навыков осознанного чтения возможно лишь в обстановке доверия, поддержки, сотрудничества и читательского интереса.
Таким образом, осознанное чтение - это не только важная учебная цель, но и средство развития личности ребенка, его мышления, речи и познавательной активности. Заложенные в начальной школе основы осмысленного чтения оказывают влияние на всю дальнейшую образовательную траекторию ученика, а потому требуют внимательного, целенаправленного и методически продуманного педагогического сопровождения.
1. Воюшина, М. П., Кислинская, С. А., Лебедева, Е. В., Николаева, И. Р. Методика обучения литературному чтению: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2013. – 288 с.
2. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2000. – 464 с.
3. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. – М.: МПСИ, 2004. – 535 с.
4. Литвинова, А. В., Мойсеенко, М. Н. Особенности формирования мотивации чтения у младших школьников // Молодой ученый. – 2015. – №1 (81). – С. 21–23.
5. Сальникова, Т. П. Методика обучения чтению: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение, 2007. – 154 с.
6. Заир-Бек, С. И., Муллатинская, И. Б. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
7. Мита, И. Н., Коростелева, Е. Ю. Дидактические средства формирования умений и навыков по развитию речи младших школьников // Вектор науки Гальяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2012. – №4 (11). – С. 196–198.
8. Васильева, М. С., Оморокова, М. И., Светловская, Н. Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 2007. – 215 с.
9. Сосновская, О. В., Горецкий, В. Г., Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Академия, 2000. – 464 с.
10. Обухова, Л. Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. – М.: ТРИПОЛЬ, 2001. – 198 с.
11. Редозубов, С. П. Методика обучения чтению и письму в начальной школе: избранные труды. – М.: АПН РСФСР, 2003. – 427 с.
12. Трошин, А. Я. Психология детского чтения. – СПб.: Синодальная типография, 2004. – 203 с.
13. Яковлева, В. И. Учить вдумчивому чтению // Начальная школа. – 2005. – №1.
14. Морозова, Н. Г. Психологические предпосылки понимания прочитанного младшими школьниками. – М.: Просвещение, 2006. – 64 с.
15. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения. – М.: Изд-во Ин-та психологии АПН РСФСР, 2002. – 264 с.
16. Рамзаева, Т. Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. – СПб.: Специальная литература, 2003. – 168 с.
17. Лагони, Б. А. Методика преподавания литературы: учебная хрестоматия-практикум для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Эксмо, 2007. – 312 с.
18. Егоров, Т. Г. Очерки психологии обучения детей чтению. – М.: Учпедгиз, 2001. – 144 с.
19. Нитина, Л. В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы // Начальная школа. – 2011. – №5. – С. 102–104.
20. Сальникова, Т. П. Методика обучения чтению: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение, 2007. – 154 с.
21. Тихомирова, И. И. Школа творческого чтения: методическое пособие для библиотекарей. – М.: ВЦХТ, 2003. – 160 с.
22. Кушнир, А. М. Уроки чтения и письма в первом классе: учебное пособие на основе сказок А. С. Пушкина. – М.: Школьные технологии, 2001. – 121 с.
23. Король, А. Д. Обучение через открытие: в поисках ученика. Книга для учителя и родителя. – Минск: Вышэйшая школа, 2017. – 217 с.
24. Дьяченко, В. К. Новая дидактика. – М.: Народное образование, 2001. – 496 с.
25. Хуторской, А. В. Современная дидактика: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Высшая школа, 2007. – 639 с.
26. Конышева, Н. М. Методика преподавания курса "Технология" в начальной школе. – М.: Академия, 2005. – 320 с.
27. Литвинова, С. Г. Формирование навыка чтения у детей младшего школьного возраста. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
28. Арбузова, Г. Г. Формирование навыков осознанного чтения у учащихся начальных классов. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2016. – 112 с.
29. Завьялова, Т. Б. Развитие интереса к чтению у младших школьников. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2015. – 98 с.
30. Кадочникова, Н. М., Уразова, Е. А. Пробуждение и развитие интереса к чтению у младших школьников. – Майкоп: Адыгейский республиканский институт повышения квалификации, 2018. – 64 с.
31. Силченкова, Л. С. Методика обучения младших школьников чтению: учебное пособие. – М.: Академия, 2009. – 278 с.
32. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться. – М.: Педагогический центр «Эксперимент», 2010. – 165 с.
33. Савинов, Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2010. – 278 с.
34. Шаграева, О. А. Детская психология: теоретический и практический курс. – М.: Академия, 2011. – 311 с.
35. Эльконин, Д. Б., Драгунова, Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. – М.: Просвещение, 2007. – 233 с.