Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры здоровья у младших школьников 7
1.1. Сущность воспитания культуры здоровья у младших
школьников 7
1.2. Здоровьесберегающе технологии, их виды 15
1.3. Физкультурно-оздоровительные технологии во внеурочной
деятельности начальной школ 21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию
культуры здоровья у младших школьников в процессе реализации физкультурно-оздоровительной технологии во внеурочной деятельности 29
2.1. Региональный опыт по воспитанию культуры здоровья у
младших школьников 29
2.2. Диагностика уровней сформированности культуры здоровья у
младших школьников 34
2.3. Экспериментальная работа по воспитанию культуры здоровья
у младших школьников 41
2.4. Динамика уровней сформированности культуры здоровья у
младших школьников 51
Заключение 58
Библиографический список 61
Приложения 70
Актуальность исследования. Здоровый образ жизни в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе пока не занимает первого места. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения - одна из наиболее важных и сложных задач современности. В настоящее время только незначительная часть выпускников школ является полностью здоровыми, поэтому воспитание детей и подростков приобретает социальную значимость. В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. Дети теряют здоровье за годы обучения в школе. Научив ребенка с самого раннего возраста ценить, укреплять и беречь своё здоровье, можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развитыми физически.
В современной школе важную роль отводят реализации здоровьесберегающих технологий. Среди них особое место занимает физкультурно-оздоровительная технология, которая формирует у детей активный образ жизни, позволяют укреплять их здоровье, добиваться физического совершенства, формировать у детей позиции признания ценностей здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья. Вопросами реализации физкультурно-оздоровительных технологий занимались многие авторы, такие как Антипова Л.П., Белонович Е.И., Бузунов В.П., Грец Г.Н., Венедиктов Д.Д., Гараева Е.А., Гебекова А. Н., Глущенко О. Н., Дзятковская Е. Н., Короткова О.В., Кофанова Л.В., Кулагина Л.И., Лисицын Ю.П., Харисов Ф.Ф.
Мотивация школьников к здоровому образу жизни играет очень большую роль. В последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды и формированию культуры здоровья у младших школьников, но недостаточно изученными остаются вопросы реализации физкультурно-оздоровительной технологии во внеурочной деятельности. Поэтому выбранная нами тема является актуальной...
Актуальной проблемой в современной школе является воспитание культуры здоровья. Этот вопрос рассматривается в работах многих ученых.
На основе анализа педагогической литературы мы выделили следующие противоречия:
- между требованиями к формированию культуры здоровья у младших школьников во внеурочной деятельности и недостаточным применением эффективных форм работы учителя по формированию культуры здоровья ученика начальной школы.
- глубокое методологическое обоснование необходимости формирования культуры здоровья у младших школьников и недостаточное использование разработанных технологий по формированию культуры здоровья учителями начальной школы.
В соответствии с поставленной проблемой и противоречиями мы определили тему исследования: «Воспитание культуры здоровья у младших школьников в процессе реализации физкультурно-оздоровительной технологии во внеурочной деятельности».
По результатам анализа педагогической литературы мы рассмотрели различные подходы к понятию «культура здоровья» и остановились на определении М. Митяева: «Культура здоровья - индивидуальное и социальное качество человека, отражающее характер заинтересованности личного отношения к здоровому образу жизни и окружающей среде и проявляющееся в процессе индивидуального участия в духовно¬практической деятельности по познанию, освоению, преобразованию и сохранению собственного здоровья, как личного энергокапитала успешной жизнедеятельности»...
1. Алиева М. П. Модель формирования родительской компетентности в сфере здоровьесбережения младших школьников // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. — Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2016. — Вып. 38. — С. 6—14.
2. Андреева И. Г. Здоровье человека в содержании образования / И. Г.
Андреева // Педагогика. - 2011. - № 10. - С. 26 — 33.
3. Андрианов М.В. Анализ структуры подготовленности современных выпускников начальной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Научно-методический журнал Российской Академии Образования Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - 2014.- № 5. - С. 75-77.
4. Андрианов М.В. Спортивная специализация как современный подход к совершенствованию физкультурного образования школьников // Теория и практика физической культуры: Научно-методический журнал Российской Академии Образования Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - 2014. - № 2.- С. 9.
5. Анисимов В.В Общие основы педагогики: учебное пособие для вузов /
B. В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. - М.: Просвещение, 2006. - 375 с.
6. Антипова, Л.П. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе /Л.П. Антипова //Начальная школа. - 2016. - №8. -
C. 102-104.
7. Багнетова, Е.А., Шарифуллина, Е.Р. Профессиональные риски педагогической среды /Е.А.Багнетова, Е.Р. Шарифуллина //Фундаментальные исследования. - 2013. - № 1-1. - С. 27-31.
8. Базарный В.Ф.Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005.- 176 с.
9. Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни / Л. В. Баль. - М.: Просвещение, 2013. - 102 с.
10. Бахрах И. И., Грец Г. Н. Физическое воспитание детей школьного возраста / И. И. Бахрах, Г. Н. Грец. // - М.: СГАФКСТ, 2017 .— 38 с.
11. Бахтин Ю. К. Валеология — наука о здоровье: тридцать пять лет на трудном пути становления // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 37.
12. Белонович Е.И. Здоровьесбережение младших школьников /Е.И.Белонович, И.Д.Климина //Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. / - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 3(4). - С.402-403.
13. Богословский Е.В. Основа здоровья нации: обучающая программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни / Е.В. Богословская. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. - 212 с.
14. Бузунов В.П. Принципы здоровьесберегающего образования /
В.П.Бузунов - Электрон. ст. - Режим доступа:
http: //www.ipk. alien .ru/education/vospit
15. Ваторапина С.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017.- №59- Электрон. ст. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/470112.htm...76