ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ
1.1. Основные подходы к определению понятий «эмоции», «эмоциональное
развитие» 7
1.2. Особенности развития эмоциональной сферы старших
дошкольников 11
1.3. Педагогические условия развития эмоциональной сферы старших
дошкольников в процессе общения со сверстниками 17
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ
2.1. Анализ уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников в
процессе общения со сверстниками 25
2.2. Методическое обоснование педагогических условий развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со
сверстниками 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Актуальность исследования. Актуальным направлением в современной теории и практике дошкольного образования является эмоциональное и коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Подтверждение этому мы находим в тексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и в исследованиях отечественных педагогов и психологов Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, К.Э. Изард, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой и др., в которых дошкольный возраст определяется, как сензитивный в развитии эмоциональной сферы.
Эмоции оказывают влияние на взаимоотношения детей друг с другом, накопившийся эмоциональный опыт определяет характер общения с окружающим социальным миром.
Одним из средств развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста является его общение со сверстниками.
Ученые отмечают, что такие компоненты эмоциональной сферы, как - адекватность эмоциональных реакций, развитие саморегуляции, эмпатии - формируются в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Кроме того в последние годы количество детей с нарушением в психоэмоциональном развитии увеличилось. Институт возрастной физиологии РАО дает следующие данные, что около у 20% дошкольников наблюдается недоразвитие в эмоциональной сфере, а к концу 1-го класса численность таких детей увеличивается до 60-70%. Среди основных нарушений эмоциональной сферы называются агрессивность, тревожность, эмоциональное напряжение, депрессия, неадекватность эмоционального реагирования.
В тоже время, можно отметить, что в психолого-педагогической литературе и в практически в работе дошкольный образовательных организаций, недостаточное внимание уделяется работе воспитателя по развитию эмоционально сферы детей дошкольного возраста в процессе общения со сверстникаими...
Анализ психолого-педагогической, методико-математической литературы по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы:
Проблема эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, на современном этапе, все чаще привлекает внимание педагогов и психологов. В психолого-педагогической науке раскрываются различные особенности, механизмы развития и факторы, влияющие на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста. Так, в психолого-педагогических исследованиях отмечается, что связь социальных эмоций и специфики взаимодействия детей (А.В. Запорожец, Ю.А. Лаптева, И.С. Морозова, Л.П. Стрелкова, Т.А. Сухорукова); специфика проявлений гуманных взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности (В.В. Абраменкова, Л.В. Артемова, А.М. Гончаренко, А.А. Козлюк, А.А. Смирнова), в общении со сверстниками у детей происходит обогащение образа себя, формируется способность к сопереживанию (В.В. Абраменкова, С.Г. Якобсон); критичность суждений и действий, независимость (Е.В. Субботский); происходит усвоение норм поведения, формирование ценностных ориентаций, адекватной самооценки, корректировка влияний неблагополучия в семье (А.А. Рояк); самоутверждение, признание другими своей собственной значимости (Е.О. Смирнова); речь (А.Г. Рузская); моральная саморегуляция (С.Г. Якобсон, В.М. Холмогорова); самосознание и самооценка (М.И. Лисина). Общение со сверстниками является школой социальных отношений (B.C. Мухина).
Эмоции - это феномен межличностного взаимодействия, регулирующий взаимоотношения людей и определяющий нравственные качества личности. В настоящее время существует несколько подходов к исследованию эмоций: психофизиологический, психологический, физиологический. Эмоциональное развитие представляет собой серию взаимосвязанных областей, каждая из которых имеет свои специфические способы воздействия на эмоциональную сферу и, соответственно, механизмы включения эмоций. В развитии эмоциональной сферы важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучения...
1. Анохин, П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности / Российская государственная библиотека [электронный ресурс] - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007619900 (дата обращения 22.10.2018)
2. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства [Текст] / В.В. Абраменкова. - Инфра - М, 2017. - 512 с.
3. Белобрыкина, О.А. Особенности эмоционального развития дошкольников в современных условиях [Текст] / О.А. Белобрыкина. // СМАЛЬТА. - 2016. - № 1. - 9-15 с.
4. Белобрыкина, О.А. Эмпатия и ее развитие в детском возрасте [Текст] / О.А. Белобрыкина. // В сборнике: Поддержка семьи в условиях кризиса. - 2010. - 22-29 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - Питер, 2010. - 464 с.
6. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Эксмо, 2004. - 512 с.
7. Гущина, У.В. Развитие эмпатии у дошкольников 5-6 лет [Текст] / У.В. Гущина. // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 10. - 256-260 с.
8. Долгова, В.И. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника [Текст] / В.И. Долгова, Р.В. Овчарова. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 6. - 40-48 с.
9. Доронина, Н.А. Социально - эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / Н.А. Доронина, Н.Н. Коваленко. // В сборнике: Современное социально-гуманитарное знание в России и за рубежом. - 2013. - 198-201 с.
10. Дубина, Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений [Текст] / Л.А. Дубина. - М. : Книголюб, 2010. - 158 с.
11. Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка:
Психофизиологические основы детской валеологии [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений./Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких - М.: ВЛАДОС, 2000. - 144 с.
12. Дьяченко, О.М. Психологические особенности развития дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева - М.: Эксмо, 2013. - 176 с.
13. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов [Текст] / Автор-составитель И.А. Пазухина - СПб: «Детство-пресс», 2004. - 272с.
14. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Учебно-метододическое пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] /Н.С. Ежкова - М.: ВЛАДОС, 2010 г. - 91 с.
15. Запорожец, А.В. Психическое развитие ребенка. [Текст] /А.В. Запорожец - М.: Педагогика, 2006. - 318с...64