ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
РАЗНЫМ УРОВНЕМ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА 7
1.1. Сущность понятия и классификация ценностных ориентаций 7
1.2. Особенности ценностных ориентаций старшеклассников 17
1.3. Характеристика и уровни мотивации достижения успеха 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ
ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ
МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Анализ результатов проведенного исследования 36
2.3. Рекомендации по повышению мотивации достижения успеха у
старшеклассников 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ ОТСУТСТВУЮТ
Актуальность проблемы исследования. Одним из значимых элементов внутренней структуры личности являются ценностные ориентации. Они выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию поступков и действий человека. Являясь внутренним компонентом самосознания личности, ценностные ориентации влияют на мотивы, интересы, установки, потребности личности. Ценностные ориентации отражают внутреннюю готовность личности к совершению определенной деятельности по удовлетворению своих потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
Проблемой исследования ценностных ориентаций занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Среди них: Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, М. Рокич, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, Ш. Шварц и др.
Сфера ценностей старшего школьника тесно связана c мотивацией достижения успеха. Мотивация достижения старшеклассников также является очень важной проблемой в настоящее время, т.к. многие старшеклассники не могут найти себе такую сферу активности, где смогли бы реализовать свои возможности, следовательно, они ориентированы на мотивацию неудач (Н.В. Афанасьева, И.А. Батурин, А.Н. Леонтьев, А.Маслоу, Г. Мюррей, М.Ш. Магомед-Эминов, Х. Хекхаузен и др.). Однако мотивация успеха имеет важное значение для любого вида деятельности. Человеку, ориентированному на успех, проще найти сферу самореализации, кроме того, сделать это самостоятельно. Если школьник ориентирован на избегание неудач, то ему будет сложно самому найти такую сферу деятельности, где бы он смог реализовать свои возможности и способности. В сложных жизненных ситуациях активизировать человека на целенаправленную деятельность также можно мотивацией достижения успеха. Преобразовывая деятельность через образование ситуации успеха, возможно обеспечить изменение внутриличностной мотивации, что будет содействовать определенной перестройке на уровне личности. Такая личность сама способна включиться в деятельность, стремясь добиться успеха. Все вышесказанное побудило нас к выбору темы данного исследования: «Ценностные ориентации старших школьников с разным уровнем мотивации достижения успеха»...
Данное исследование подтверждает значимость проблемы ценностных ориентаций старших школьников. Сфера ценностей старшего школьника тесно связана c мотивацией достижения успеха. Мотивация достижения старшеклассников также является очень важной проблемой в настоящее время, т.к. многие старшеклассники не могут найти себе такую сферу активности, где смогли бы реализовать свои возможности, следовательно, они ориентированы на мотивацию неудач.
В ходе теоретического исследования проблемы ценностных ориентаций школьников c разным уровнем мотивации достижения были получены следующие выводы. Под ценностными ориентациями следует понимать отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценности можно разделить на два класса: терминальные и инструментальные. Особую значимость проблема ценностей приобретает в переходные периоды общественного развития, когда социальные преобразования ведут к резкой смене систем ценностей, тем самым, ставя людей перед выбором: либо сохранять устоявшиеся ценности, либо приспосабливаться к новым, которые предлагаются или порой даже навязываются различными представителями организаций, движений, средств массовой информации.
Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, играют огромную роль при выборе дальнейшего жизненного пути. Наряду с другими социально-психологическими образованиями ценности выполняют функции регуляторов поступков и поведения индивида и проявляются во всех областях человеческой деятельности.
Каждый человек в своей жизни руководствуется одной из следующих тенденций - мотивом достижения либо мотивом избегания неудач, что определяет некоторые личностные особенности человека. Мотивация достижения успеха - это стремление к высоким результатам в деятельности...
1. Абишева, А.К. О понятии «ценность» / А.К. Абишева // Вопросы философии. - 2002. - №3. - С. 139-146.
2. Алексеев, В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования / В.Г. Алексеев. - М.: Академия, 2009. - 409 с.
3. Анцыферова, Л.И. Психология формирования и развития личности / Л.И. Анцыферова / в сб. Человек в системе наук. - М., 1989. - С. 426-433
4. Архипова, И.В. Ценностные ориентации старших школьников как детерминанта социального самоопределения / И.В. Архипова // Социально-экономические явления и процессы, 2010. - №5 (21). - С. 183-188
5. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2007. - 528 с.
6. Багдасарьян, Н.Г. Инновации в ценностных ориентациях студентов / Н.Г. Багдасарьян, Л.В. Кансузян, А.А. Немцов // Социологические исследования. - 1995. - № 4. - С. 126.
7. Безрукова, А.Н. Взаимосвязь ценностных ориентаций с уровнем притязаний и мотивацией достижения успеха / А.Н. Безрукова, Т.С. Тимофеева, С.Н. Коваленко // Инновации в науке: сб. ст. по матер. LXIV междунар. науч.-практ. конф. № 12(61). Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2016. - С. 17-21.
8. Белинская, Е.П. Социальная психология личности : учебное пособие / Е.П. Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2001 - 301 с.
9. Белова, С.С. Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований / С.С. Белова. - М.: Институт психологии РАН, 2015. - 243 с.
10. Бодалев, А. А. Восприятие человека человеком / А.А. Бодалев. - 2-е изд. М.: Издательский дом «Энциклопедист-Максимум», 2015. - 240 с.
11. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 447 с.
12. Буравлева, Н.А. Ценностные ориентации студенческих групп / Н.А. Буравлева // Вестник ТГПУ. - 2011. - № 6 (108). - С. 129.
13. Большой психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с.
14. Вартанова, И.И. Ценностные ориентации старших школьников / И.И. Вартанова // Личность в пространстве и времени, 2015. - №5. - С. 48-56
15. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. М., 2003. - с. 78-80...55