Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования готовности младших школьников к охране природы в процессе внеурочной деятельности 9
1.1. Сущность готовности младших школьников к охране
природы 9
1.2. Формы организация природоохранной деятельности младших
школьников в процессе внеурочной
деятельности 18
1.3. Педагогические условия формирования готовности младших
школьников к охране природы во внеурочной деятельности 30
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию готовности младших школьников к охране природы в процессе внеурочной деятельности 40
2.1. Опыт учителей по формированию готовности младших школьников к охране природы в процессе внеурочной деятельности 40
2.2. Диагностика уровня готовности младших школьников к охране
природы 50
Содержание экспериментальной работы и динамика
2.3. формирования готовности младших школьников к охране
природы 57
Заключение 69
Библиографический список 71
Приложение 80
Для человека, как и для любого другого биологического вида, природа — среда жизни и источник существования. Вносимые человеком изменения в природную среду сейчас приобрели настолько крупные масштабы, что превратились в угрозу нарушения существующего в природе равновесия. Именно поэтому природоохранное образование подрастающего поколения в настоящее время приобрело особую актуальность. Его целью является заложение основ экологических знаний, превращение их в практические навыки рационального природопользования, стимулирования творческого интереса к познанию природы, формирование нравственно-эстетического отношения к ней. Природоохранное образование младших школьников - это сложный многоплановый процесс, обеспечиваемый согласованным влиянием на учащихся всех изучаемых предметов и внеурочной работы. В ФГОС НОО предлагаются различные направления внеурочной деятельности младших школьников, способствующие формированию у учащихся готовности к охране природы, представлений о гражданственности и патриотизме, пониманию самоценности природы, развитию нравственных, этических и эстетических чувств по отношению к ней. Важная задача природоохранного образования младших школьников состоит в том, чтобы наиболее полно преобразовать общественную необходимость сохранения природы во внутренние потребности и интересы учащихся, вооружить их знаниями, умениями и навыками экономного использования природных ресурсов. Любовь младших школьников к природе, бережное отношение к её богатствам - это результат целенаправленной и кропотливой работы учителя не только по организации процесса изучения природы, но и вовлечению учащихся в посильное участие во внеурочной природоохранной деятельности.
В теоретическое осмысление проблемы экологического воспитания младших школьников значительный вклад внесли Т.А. Бабакова, Т.С. Дежникова, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверева, П.В. Иванова, И.С. Матрусова, А.П. Сидельковский, И.Т. Суровегина, А.Е. Тихонова и др.
Проблема природоохранного образования младших школьников рассматривалась в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Л.П. Симоновой, Л.И. Василенко, Ф.И. Гиренка, А.А. Горелова, В.Д. Комарова, Б.Т. Лихачёва, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др...
Проведенное исследование показало, что рассматриваемая проблема является актуальной для современной школы. Залогом успеха
формирования готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир» является использование инновационных и традиционных форм и методов учебного взаимодействия учащихся с учителем, а также с объектами природы.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы нами выявлена сущность готовности младших школьников к охране природы. Готовность к охране природы - это установка на нравственное поведение по отношению к природе, это активно-действенное состояние личности, мобилизованность сил для выполнения природоохранных задач. Основными компонентами готовности младших школьников к охране природы являются: природоохранные знания, мотивация к охране природы, природоохранные умения.
Для того, чтобы правильно организовать природоохранную деятельность младших школьников, необходимо:
• учитывать их возрастные особенности и подбирать доступные виды деятельности (изготовление кормушек и домиков для птиц, борьба с мусором, посадка растений и т.д.);
• привлекать родителей младших школьников к совместной природоохранной деятельности;
• организовывать природоохранную деятельность посредством экскурсии, исследовательской деятельности, коллективного творческого дела, «мозгового штурма».
Анализ опыта учителей показал, что от уважительного и внимательного отношения учителя к стараниям ребенка защитить природу, создание ситуаций успеха для каждого ученика, помогая ребенку преодолеть сомнение, неуверенность в собственных силах значительно мотивирует младших школьников к охране природы...
1. Алексеев С.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников / С.В. Алексеев, Л.В. Симонова. // Начальная школа. - 1999. - №1. - С. 19-22.
2. Арустамов Э.А. Природопользование / Э.А. Арустамов. - М.: Дашков и Ко, 2002. - 278 с.
3. Афанасьева Е.А. Экология не знает границ/ Е.А. Афанасьева. // Юный натуралист. - 1990. - № 1. - С. 11.
4. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками / Т.А. Бабанова. - М.: Просвещение, 1993. - 251 с.
5. Байбородова Л.В. Изучение эффективности воспитательной системы школы / Л.В. Байбородова, С.Л. Паладьев, Е.Н. Степанов. - Псков: ПОИПКРО, 2003. - 115с.
6. Барышева Ю.А. Из опыта организации экологической работы / Ю.А. Барышева. // Начальная школа. - 1998. - №6. - С. 92-94.
7. Бахтибенов А.Ш. Экологическое воспитание младших школьников: автореф.дис. : канд. пед. наук / А.Ш. Бахтибенов.- Москва, 1993. - 89 с.
8. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания / Л.Д. Бобылева.// Биология в школе. - 2008. - №3. - С. 57-59.
9. Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников / Л.Д. Бобылева. // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. Сб. науч. Тр. - Владимир: ВПГУ, - 2000. - С. 77-83.
10. Боголюбов С.А. Природа: что мы можем / С.А. Боголюбов. - М.: Моск. рабочий, 1987. - 144 с.
11. Бодрова Л.А. Формирование экологической культуры школьников в условиях реализации современных образовательных программ / Л.А. Бодрова //Ярославский педагогический вестник. - 2011. - №3. - С. 24-28.
12. Бондаренко В.Д. Культура общения с природой / В.Д. Бондаренко. - М.: Агропромизат, 1987. - 174 с.
13. Боровская Л.А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города / Л.А. Боровская. - М.: Просвещение, 1991. - 250 с.
14. Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа. - 2011. - №6. - С. 53-55.
15. Вербицкий А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования / А.А. Вербицкий, О.А. Ларионова // ALLMA MATER. - 2006. - №5. - С. 19-26...84