ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЬЮТОРСТВА КАК ВИДА СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ
1.1. Тьюторство как социально-образовательная услуга: сущность,
структура, специфика
1.2. Организация тьюторства в образовательном учреждении
2. ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСТВА КАК ВИДА
СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5» Г. ШЕБЕКИНО)
2.1. Анализ опыта и проблемы организации тьюторства как вида социально-образовательной услуги в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Шебекино
2.2. Модель тьюторства обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Тьюторство в российском образовании представляет собой инновационную структуру. Приоритетные ценности среднего образования, с учетом проводимых реформ, также претерпели изменения: развитие интересов и способностей обучающихся, развитие социальных компетенций предполагает индивидуализацию образования, помощь в составлении образовательного маршрута.
Практический опыт образовательных организаций доказывает, что для разрешения возникшего противоречия между целями и средствами современного образования необходимо построить педагогическую технологию сопровождения, позволяющую не только выявлять познавательные интересы, но и сопровождать их развитие, использовать их в процессе обучения. Особой формой сопровождения индивидуализации процесса образования является тьюторство, спецификой которого становится построение индивидуальной образовательной траектории обучающегося.
В современной России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Одним из необходимых условий качественного образования для данных категорий детей является наличие системы тьюторства в образовательной организации, реализующей инклюзивную практику.
Перед тьютором в инклюзивном образовании стоит важная задача: помочь детям с ограниченными возможностями стать успешными в обществе. А это значит, что «объектом сопровождения становится сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства» [3, 20]. Тьютор может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и его семью, сформировать вокруг ребенка толерантную к нему социокультурную среду...
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности
обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией,
приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению
опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у
обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни [1].
Тьюторство в российском образовании представляет собой
инновационную структуру. Приоритетные ценности среднего образования, с
учетом проводимых реформ, также претерпели изменения: развитие
интересов и способностей обучающихся, развитие социальных компетенций
предполагает индивидуализацию образования, помощь в составлении
образовательного маршрута.
Тьютор помогает оформлению образовательной инициативы,
осуществляет сопровождение реализации индивидуальных образовательных
программ, оказывает помощь в определении эффективности обучения через
развёрнутое оценивание: каковы результаты деятельности учащихся, их
значение, к каким изменениям они ведут, в чем причины успеха или неудачи.
Тьютор работает с уникальным инструментом: рефлексией опыта
самообразования учащихся, используя методы рефлексивного обсуждения с
учеником приоритетности для него тех или иных проектов, их границ,
возможного расширения собственных задач.
Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод, что цель работы
тьютора – научить подопечного планировать собственную деятельность, осуществлять её анализ, самостоятельно ставить вопросы личностного роста.
тьютор – это позиция взрослого, который помогает учащемуся строить
индивидуальную образовательную траекторию. В отличие от учителя,
знающего конечную точку пути, путь и ведущего по нему, это тот, «кто
знает, как искать путь», предметом его заботы становится процесс
формирования знания о способе образования...
1. Об образовании в Российской Федерации: [федер. закон от
29.12.2012 №273-ФЗ] / [Электронный ресурс]:
http://www.rg.ru/gazeta/rg/2012/12/31.html
2. Адольф, В.А. Тьюторское сопровождение студентов:
практический опыт / В.А. Адольф, Н.В. Пилипчевская // Высшее
образование в России. – 2011. – №4. – С.143-148.
3. Акопян, М.А. Ресурс тьюторства для реализации ФГОС в
современной школе / М.А. Акопян, И.В. Кириченко // Таврический научный
обозреватель. – 2015. – №4. – С.20-25.
4. Александрова, Е.А. Педагогическое сопровождение
самоопределения старших школьников / Е.А. Александрова. – М.: НИИ
школьных технологий, 2010. – 336 с.
5. Александрова, Е.А. Теория и практика тьюторской деятельности
в России / Е.А. Александрова, Е.А. Андреева // Известия Саратовского
университета. – 2012. – Серия: Акмеология образования. Психология
развития. – Вып.2. – С.223-233.
6. Алёшкина, Т.В. Тьюторское сопровождение исследовательской
деятельности младших школьников / Т.В. Алёшкина // Вестник Пермского
государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2017. –
№2. – С.166-169.
7. Андреева, Е.А. Внедрение тьюторских моделей обучения как
одно из условий реализации индивидуализации при модернизации
российского образования / Е.А. Андреева // Вектор науки Томского
государственного университета. – 2011. – №1(4). – С. 14-17.
8. Введение в тьюторство [Электронный ресурс] / URL:
http://www.mioo.ru/podrazdinfpage.php?prjid=::303&id=89 (дата обращения:
06.05.2019).
9. Байбородова, Л.В. Педагогическое сопровождение
предпрофильной подготовки школьников / Л.В. Байбородова, Е.В. Новикова
// Ярославский педагогический вестник. – 2016. – №4. – С.26-32.
10. Белицкая, Е.В. Тьюторская система обучения в современном
образовании Англии: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /
Е.В. Белицкая. – Волгоград, 2012. – 24 с.
11. Беспалова, Г.М. Тьюторское сопровождение школьника:
организационные формы и образовательные эффекты [Электронный ресурс] /
Г.М. Беспалова. – Режим доступа: http://www.mioo.ru/. Дата обращения:
23.02.2019.
12. Бондаревская, Е.Е. Ценностные основания личностноориентированного воспитания / Е.Е. Бондаревская// Педагогика. – 1995. –
№ 4. – С. 17–29.
13. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностноориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов на Дону, 2000. –
216 с.
14. Боровкова, Т.И. Технология тьюторского сопровождения как
практика индивидуализации / Т.И. Боровкова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – №4(14). – С.81-84.
15. Бочкарева, С.М. Модель тьюторской деятельности как средство
сопровождения индивидуальной траектории развития студентов /
С.М. Бочкарева // Высшее образование сегодня. – 2011. – №2. – С.71-72... 62