Кризис ОДКБ и проблема её эффективности в обеспечении региональной безопасности
|
ВВЕДЕНИЕ….……………………...…………………………………………….3
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ОДКБ)…………..8
1.1. Становление системы Договора о коллективной безопасности……………8
1.2. Функции и задачи ОДКБ………15
1.3. Значение деятельности ОДКБ в системе международных отношений…..18
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОДКБ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ25
2.1. Правовая база и формы сотрудничества ОДКБ и Организации Объединенных Наций…25
2.2. Взаимодействие ОДКБ с другими международными организациями…...31
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ПРАВА ОДКБ И ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ…35
3.1.Сравнительный анализ точек зрения отечественных и зарубежных исследователей на кризис в ОДКБ………………………………………………35
3.2. Перспективы преодоления кризиса в ОДКБ……………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..…………………………….…58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……60
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ОДКБ)…………..8
1.1. Становление системы Договора о коллективной безопасности……………8
1.2. Функции и задачи ОДКБ………15
1.3. Значение деятельности ОДКБ в системе международных отношений…..18
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОДКБ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ25
2.1. Правовая база и формы сотрудничества ОДКБ и Организации Объединенных Наций…25
2.2. Взаимодействие ОДКБ с другими международными организациями…...31
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ПРАВА ОДКБ И ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ…35
3.1.Сравнительный анализ точек зрения отечественных и зарубежных исследователей на кризис в ОДКБ………………………………………………35
3.2. Перспективы преодоления кризиса в ОДКБ……………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..…………………………….…58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……60
Современная внешняя политика многих государств, независимо от их политического строя, активно строится по принципам блокового и двустороннего сотрудничества. Военнополитические блоки, став наследием прошлого века, нисколько не теряют свой вес и ведущую роль в решении международных вопросов. При этом определенные государства, входящие в такие блоки, демонстрируют эксклюзивность своих подходов к разрешению политических проблем других государств. Осознание того, что «блоковое мышление» способствует нарастанию противоречий и очевидных проблем, когда-нибудь озадачит человечество, однако в настоящий период к признанию данного факта все мировое сообщество не готово. В условиях «разорвавшегося» после распада СССР двухполюсного политического мироустройства западные государства начали активную консолидацию собственных милитаризированных сил на приближенных позициях к постсоветскому пространству в форматах военнополитических и экономических блоков.
Но и Россия, будучи правопреемницей СССР, занимавшего одно из ведущих мест на международной арене, пошла по пути блоковой интеграции со многими азиатскими государствами. И действительно, у Российской Федерации нет иного пути, как путь интеграции, дабы восстановить давно потерянную биполярность международного сообщества и усилить свою роль на международной арене. В мае 1992 г. формируется структура ДКБ с подписанием Договора о коллективной безопасности, в октябре 2002 г. принимается Устав ОДКБ, позволяющий в полной мере говорить о самостоятельности объединения. В прошлом десятилетии эффективность ОДКБ не вызывала ни малейшего сомнения, так как де-факто государства-участники провели консолидацию своих сил и навели порядок в военной и общественных сферах на территории своих государств.
Результатами деятельности ОДКБ стали в разное время: развитие и совершенствование систем ПВО, противодействие незаконному обороту оружия, наркотических и иных запрещенных веществ, утилизация излишков и запрещенных средств ведения боя в соответствии с постепенно развивающимися нормами международного права в различные временные промежутки, развитие военного кадрового состава и формирование специализированных боевых сил. Интеграционные процессы отразили уровень развития военно-технического сотрудничества и потенциал государств-членов ОДКБ.
С началом распада СССР его бывшее геополитическое пространство стало стремительно меняться. Вместо былой целостности оно стало представлять собой совокупность разрозненных государств, которые стали постепенно сплачиваться в новые политические союзы. Параллельно с этим процессом происходит возникновение центров, которыми являются отдельные государства и которые собирают вокруг себя разрозненные элементы, являясь ядром новых политических союзов. Именно таковым центром стала Россия, которая заняла лидерское положение среди других государств, ставших частью постсоветского пространства.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что взаимодействие со странами-участницами ОДКБ и обеспечение коллективной безопасности всех стран-участниц, в которое входит предоставление военной помощи, по-прежнему остается для России одним из важнейших направлений внешней политики. Взаимодействие со странами-участницами ОДКБ, помимо этого, позволяет налаживать друг между другом политические, экономические и культурные связи, сохраняя при этом свой суверенитет. Не стоит забывать и о том, что в рамках ОДКБ созданы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) и Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР), которые направлены на ликвидацию внезапных внешних военных угроз и позволяют своевременно принять меры для ликвидации возникающих военных конфликтов.
Цель – изучить основу деятельности ОДКБ и определить актуальные проблемы в дальнейшем развитии.
Задачи, способствующие достижению поставленной цели:
– раскрыть становление системы Договора о коллективной безопасности;
– определить функции и задачи ОДКБ;
– раскрыть значение деятельности ОДКБ в системе международных отношений;
– рассмотреть формы сотрудничества ОДКБ и Организации Объединенных Наций;
– раскрыть взаимодействие ОДКБ с другими международными организациями;
– провести сравнительный анализ точек зрения отечественных и зарубежных исследователей на кризис в ОДКБ;
– проанализировать перспективы преодоления кризиса в ОДКБ.
Объектом исследования является ОДКБ как независимая международная организация, предметом исследования –международно-правовые нормы, регулирующие статус и деятельность ОДКБ, ее взаимодействие с организациями по вопросам обеспечения международной» безопасности, а также нормы внутреннего права Организации.
Степень научной разработанности темы. В ходе исследования в качестве теоретической основы были использованы общие работы по международному праву, работы по праву международной безопасности и работы по праву международных организаций таких авторов, как: Г.М.Вельяминов, Р.А. Каламкарян, А .Я. Капустин, А.А-. Ковалев; Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова, И.И. Лукашук, Ю.Н. Малеев, С.А. Малинин, В.И. Маргиев, Ю.И. Мигачёв, Ю.В. Мишальченко, Е.Г. Моисеев, Г.И. Морозов, Т.Н. Нешатаева, Э.И. Скакунов, В.К. Собакин, Г.С. Стародубцев, Б.Р. Тузмухамедов, Г.И. Тункин, Е.Т. Усенко, В.Н. Федоров, О.Н. Хлестов, И.О. Хлестова, С.В. Черниченко, Е.А. Шибаева, Г.Г. Шинкарецкая и др.
Теоретическую основу составили также публикации и труды таких авторов, как Ю. А. Никитиной , В. А. Алешина , В. Д. Николаенко , А. И. Никитина и др.
К источниковой базе относятся тексты документов, являющихся основополагающими для деятельности ОДКБ, а также тексты деклараций, резолюций и заявлений, которые были составлены в ходе деятельности ОДКБ и находятся в открытом доступе на официальном сайте ОДКБ – https://www.odkb-csto.org/. Не менее важными источниками являются публикации в СМИ, которые позволяют оценить современное положение ОДКБ .
Методологической основой исследования является совокупность общенаучных и специальных способов познания правовой реальности. При проведении исследования использовались общие методы научного познания: эмпирический, метод анализа и синтеза, метод дедукции и индукции.
Научная новизна исследования определяется постановкой проблемы и рассмотрением вопросов, ранее не являвшихся предметом целостного научного анализа, а также содержанием основных положений и выводов. Представленная научно-квалификационная работа является первым комплексным международно-правовым исследованием статуса и деятельности ОДКБ как международной организации.
Практическая значимость результатов исследования. Содержащиеся выводы и предложения могут быть использованы государствами-членами и органами ОДКБ при совершенствовании международно-правовых норм и механизмов правового регулирования в области обеспечения международной безопасности, применены в ходе выработки внешнеполитических инициатив Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности и институционального развития ОДКБ.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы
Но и Россия, будучи правопреемницей СССР, занимавшего одно из ведущих мест на международной арене, пошла по пути блоковой интеграции со многими азиатскими государствами. И действительно, у Российской Федерации нет иного пути, как путь интеграции, дабы восстановить давно потерянную биполярность международного сообщества и усилить свою роль на международной арене. В мае 1992 г. формируется структура ДКБ с подписанием Договора о коллективной безопасности, в октябре 2002 г. принимается Устав ОДКБ, позволяющий в полной мере говорить о самостоятельности объединения. В прошлом десятилетии эффективность ОДКБ не вызывала ни малейшего сомнения, так как де-факто государства-участники провели консолидацию своих сил и навели порядок в военной и общественных сферах на территории своих государств.
Результатами деятельности ОДКБ стали в разное время: развитие и совершенствование систем ПВО, противодействие незаконному обороту оружия, наркотических и иных запрещенных веществ, утилизация излишков и запрещенных средств ведения боя в соответствии с постепенно развивающимися нормами международного права в различные временные промежутки, развитие военного кадрового состава и формирование специализированных боевых сил. Интеграционные процессы отразили уровень развития военно-технического сотрудничества и потенциал государств-членов ОДКБ.
С началом распада СССР его бывшее геополитическое пространство стало стремительно меняться. Вместо былой целостности оно стало представлять собой совокупность разрозненных государств, которые стали постепенно сплачиваться в новые политические союзы. Параллельно с этим процессом происходит возникновение центров, которыми являются отдельные государства и которые собирают вокруг себя разрозненные элементы, являясь ядром новых политических союзов. Именно таковым центром стала Россия, которая заняла лидерское положение среди других государств, ставших частью постсоветского пространства.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что взаимодействие со странами-участницами ОДКБ и обеспечение коллективной безопасности всех стран-участниц, в которое входит предоставление военной помощи, по-прежнему остается для России одним из важнейших направлений внешней политики. Взаимодействие со странами-участницами ОДКБ, помимо этого, позволяет налаживать друг между другом политические, экономические и культурные связи, сохраняя при этом свой суверенитет. Не стоит забывать и о том, что в рамках ОДКБ созданы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) и Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР), которые направлены на ликвидацию внезапных внешних военных угроз и позволяют своевременно принять меры для ликвидации возникающих военных конфликтов.
Цель – изучить основу деятельности ОДКБ и определить актуальные проблемы в дальнейшем развитии.
Задачи, способствующие достижению поставленной цели:
– раскрыть становление системы Договора о коллективной безопасности;
– определить функции и задачи ОДКБ;
– раскрыть значение деятельности ОДКБ в системе международных отношений;
– рассмотреть формы сотрудничества ОДКБ и Организации Объединенных Наций;
– раскрыть взаимодействие ОДКБ с другими международными организациями;
– провести сравнительный анализ точек зрения отечественных и зарубежных исследователей на кризис в ОДКБ;
– проанализировать перспективы преодоления кризиса в ОДКБ.
Объектом исследования является ОДКБ как независимая международная организация, предметом исследования –международно-правовые нормы, регулирующие статус и деятельность ОДКБ, ее взаимодействие с организациями по вопросам обеспечения международной» безопасности, а также нормы внутреннего права Организации.
Степень научной разработанности темы. В ходе исследования в качестве теоретической основы были использованы общие работы по международному праву, работы по праву международной безопасности и работы по праву международных организаций таких авторов, как: Г.М.Вельяминов, Р.А. Каламкарян, А .Я. Капустин, А.А-. Ковалев; Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова, И.И. Лукашук, Ю.Н. Малеев, С.А. Малинин, В.И. Маргиев, Ю.И. Мигачёв, Ю.В. Мишальченко, Е.Г. Моисеев, Г.И. Морозов, Т.Н. Нешатаева, Э.И. Скакунов, В.К. Собакин, Г.С. Стародубцев, Б.Р. Тузмухамедов, Г.И. Тункин, Е.Т. Усенко, В.Н. Федоров, О.Н. Хлестов, И.О. Хлестова, С.В. Черниченко, Е.А. Шибаева, Г.Г. Шинкарецкая и др.
Теоретическую основу составили также публикации и труды таких авторов, как Ю. А. Никитиной , В. А. Алешина , В. Д. Николаенко , А. И. Никитина и др.
К источниковой базе относятся тексты документов, являющихся основополагающими для деятельности ОДКБ, а также тексты деклараций, резолюций и заявлений, которые были составлены в ходе деятельности ОДКБ и находятся в открытом доступе на официальном сайте ОДКБ – https://www.odkb-csto.org/. Не менее важными источниками являются публикации в СМИ, которые позволяют оценить современное положение ОДКБ .
Методологической основой исследования является совокупность общенаучных и специальных способов познания правовой реальности. При проведении исследования использовались общие методы научного познания: эмпирический, метод анализа и синтеза, метод дедукции и индукции.
Научная новизна исследования определяется постановкой проблемы и рассмотрением вопросов, ранее не являвшихся предметом целостного научного анализа, а также содержанием основных положений и выводов. Представленная научно-квалификационная работа является первым комплексным международно-правовым исследованием статуса и деятельности ОДКБ как международной организации.
Практическая значимость результатов исследования. Содержащиеся выводы и предложения могут быть использованы государствами-членами и органами ОДКБ при совершенствовании международно-правовых норм и механизмов правового регулирования в области обеспечения международной безопасности, применены в ходе выработки внешнеполитических инициатив Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности и институционального развития ОДКБ.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы
ОДКБ – организация, которая объединяет страны постсоветского пространства, гарантируя им поддержку в сфере обеспечения безопасности, независимости и их территориальной целостности. Данная организация имеет собственную структуру, состоящую не только из уставных органов, но и из отдельных должностных лиц, главным из которых является Генеральный секретарь организации. ОДКБ ориентирована не только на сотрудничество с региональными надгосударственными организациями и странами постсоветского пространства, но и на сотрудничество с другими международными организациями, в частности – с ОБСЕ, МККК и МОМ. Но, все же, приоритетными направлениями остается углубление и расширение сотрудничества стран-участниц друг с другом.
На современном этапе в состав ОДКБ входят шесть стран постсоветского пространства: Россия, Беларусь, Армения, Таджикистан, Киргизия и Казахстан. Все страны имеют собственные военные доктрины, которые отличаются по содержанию, однако их объединяет то, что каждая из стран стремится к сотрудничеству не только со странами СНГ, но и к развитию сотрудничества с ОДКБ и совершенствованию коллективных механизмов обеспечения безопасности. Деятельность ОДКБ и отдельных ее стран-участниц можно оценить достаточно высоко, т.к. на международном уровне организация осуществляет продуктивные меры и проводит успешные кампании по борьбе с терроризмом, экстремизмом, распространением наркотиков, незаконной торговлей оружием и людьми и т.д.
Несмотря на существенные успехи ОДКБ, на современном этапе она претерпевает период кризиса, который во многом связан с нарастанием внутренних противоречий между странами-участницами. Связаны эти противоречия, в первую очередь, с тем, что ОДКБ не может в полной мере гарантировать поддержку тем странам, чей военный, политический и экономический потенциал недостаточно развит, из-за чего они нуждается в помощи от союзников. На практике данные противоречия вылились в то, что ОДКБ не смогла посодействовать в нужной мере решению конфликта между Армений и Азербайджаном и конфликта между Киргизией и Таджикистаном, хоть и на их границах сейчас действуют миротворческие силы ОДКБ. Углубляются существующие противоречия под воздействием других факторов, в частности – конфликта между Россией и Украиной, к которому большинство стран ОДКБ отнеслись негативно и отказали России в поддержке, что достаточно ослабило ее позиции.
Однако у организации существуют перспективы для дальнейшего развития и существования, т.к. она все же смогла продемонстрировать свою эффективность на примере ситуации в Казахстане. Чтобы продолжать повышать свою эффективность, укрепить и углубить отношения между странами участницами, ОДКБ должна пойти на принятие важных мер, к которым относятся:
1. Пересмотр Устава организации в соответствии с современными реалиями.
2. Формулирование собственной идеологии, которая могла бы объединить страны-участницы.
3. Усиление поддержки менее развитых стран-участниц, содействие развитию их военного, политического и экономического потенциала.
4. Расширение деятельности организации, охват ею не только военных и политических вопросов, но и социальных, культурных вопросов.
На современном этапе в состав ОДКБ входят шесть стран постсоветского пространства: Россия, Беларусь, Армения, Таджикистан, Киргизия и Казахстан. Все страны имеют собственные военные доктрины, которые отличаются по содержанию, однако их объединяет то, что каждая из стран стремится к сотрудничеству не только со странами СНГ, но и к развитию сотрудничества с ОДКБ и совершенствованию коллективных механизмов обеспечения безопасности. Деятельность ОДКБ и отдельных ее стран-участниц можно оценить достаточно высоко, т.к. на международном уровне организация осуществляет продуктивные меры и проводит успешные кампании по борьбе с терроризмом, экстремизмом, распространением наркотиков, незаконной торговлей оружием и людьми и т.д.
Несмотря на существенные успехи ОДКБ, на современном этапе она претерпевает период кризиса, который во многом связан с нарастанием внутренних противоречий между странами-участницами. Связаны эти противоречия, в первую очередь, с тем, что ОДКБ не может в полной мере гарантировать поддержку тем странам, чей военный, политический и экономический потенциал недостаточно развит, из-за чего они нуждается в помощи от союзников. На практике данные противоречия вылились в то, что ОДКБ не смогла посодействовать в нужной мере решению конфликта между Армений и Азербайджаном и конфликта между Киргизией и Таджикистаном, хоть и на их границах сейчас действуют миротворческие силы ОДКБ. Углубляются существующие противоречия под воздействием других факторов, в частности – конфликта между Россией и Украиной, к которому большинство стран ОДКБ отнеслись негативно и отказали России в поддержке, что достаточно ослабило ее позиции.
Однако у организации существуют перспективы для дальнейшего развития и существования, т.к. она все же смогла продемонстрировать свою эффективность на примере ситуации в Казахстане. Чтобы продолжать повышать свою эффективность, укрепить и углубить отношения между странами участницами, ОДКБ должна пойти на принятие важных мер, к которым относятся:
1. Пересмотр Устава организации в соответствии с современными реалиями.
2. Формулирование собственной идеологии, которая могла бы объединить страны-участницы.
3. Усиление поддержки менее развитых стран-участниц, содействие развитию их военного, политического и экономического потенциала.
4. Расширение деятельности организации, охват ею не только военных и политических вопросов, но и социальных, культурных вопросов.
Подобные работы
- Афганистан как источник угрозы региональной безопасности
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2024 - Современные стратегии обеспечения международной безопасности
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Военно-техническое сотрудничество, как фактор повышения эффективности экономических связей России с Зарубежными странами
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ОГРАНИЧЕНИЕМ ВООРУЖЕНИЙ И РАЗОРУЖЕНИЙ
Бакалаврская работа, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4100 р. Год сдачи: 2018 - МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ «МЯГКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ УСЛОВИЯХ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Стратегии государств в Центральноазиатском регионе: внутренние и внешние вызовы (Сыктывкарский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2020 - Деятельность ШОС и ОДКБ на пространстве СНГ в начале XXI века
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ТРАНСФОРМАЦИЯ АРХИТЕКТУРЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЗИЦИЙ РОССИИ И ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ НАТО
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШОС В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



