Работа сделана на примере Белореченского района (Краснодарский край).
ВВЕДЕНИЕ 3
1ПРАВО НА ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 7
1.1 Понятие и сущность права на достойный уровень жизни 7
1.2 Нормативная правовая база обеспечения права на достойный уровень жизни в РФ 15
2ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В БЕЛОРЕЧЕНСКОМ РАЙОНЕ 26
2.1 Основные формы реализации права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения в Белореченском районе 26
2.2 Оценка качества жизни населения в Белореченском районе 33
2.3 Анализ существующих проблем реализации права на достойный уровень жизни в Белореченском районе и пути их решения 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Конституция РФ 1993 г. впервые в конституционной истории России закрепила право на достойную жизнь. Введение данного конституционного положения в Основной закон российского государства обосновано тем, что, во-первых, Российская Федерация провозгласила себя как социальное государство, взявшее на себя обязательство по созданию условий, необходимых для достижения ее гражданами достойной жизни и свободного культурного, нравственного и личностного развития, во-вторых, такое закрепление стало отражением общепризнанных международных принципов. Основополагающим международным документом в плане закрепления понятия достойной жизни является Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Этот международный правовой акт не только ввел понятие достойной жизни, но и определил какие жизненные блага и в каком объеме его формируют. В 1966 г. был принят другой важный международный правовой акт – международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В Конституции РФ в ч. 2 ст. 7 тоже приводится перечень социальных прав, на обеспечение и защиту которых направлена политика России с целью повышения жизненного уровня своих граждан.
Особенностью отражения «начинки» понятия «достойная жизнь» в российском законодательстве является то, что ни в Конституции РФ, ни в законодательстве другого уровня нет жесткого закрепления материального уровня социальных благ, обеспечиваемых Российской Федерацией для достойной жизни человека.
Закрепление принципа, определяющего человека, его права и свободы как основную ценность государства, появление и развитие прав и свобод человека и гражданина второго и третьего поколения происходило одновременно как на международном уровне, так и на уровне национального права. Анализируя, в процессе работы, международное законодательство и законодательство других государств, постараемся выявить особенности законодательного закрепления понятия «достойная жизнь», «достойный уровень жизни» и аналогичных им понятий, а так же социальных прав, их формирующих
Актуальность темы заключается в том, что право на достойный уровень жизни является одной из ключевых основ правового государства, обеспечивая каждому гражданину возможность удовлетворять свои основные потребности, участвовать в экономической, социальной и культурной жизни общества. В современных условиях, характеризующихся изменением социально-экономической ситуации, увеличением уровня дифференциации доходов населения и сложностями в реализации социальных гарантий, изучение данного вопроса приобретает особую значимость. В Российской Федерации закрепление этого права на конституционном уровне требует не только законодательного регулирования, но и эффективного механизма его реализации, в том числе на региональном уровне. Особое внимание следует уделить исследованию реализации данного права в сфере социального обеспечения, поскольку именно через эту систему государство оказывает поддержку наименее защищённым слоям населения.
Целью данной работы является анализ реализации права граждан на достойный уровень жизни в системе социального обеспечения на примере Белореченского района, а также выявление проблем, препятствующих его полноценной реализации, и предложений по их устранению.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность права на достойный уровень жизни, определить его основные характеристики и нормативное закрепление в законодательстве Российской Федерации.
2. Рассмотреть правовую основу реализации права на достойный уровень жизни, проанализировать законодательные акты и нормативно-правовые документы, регламентирующие данную сферу.
3. Оценить существующие механизмы и формы реализации права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения, определить их эффективность.
4. Провести исследование уровня жизни населения Белореченского района, выявить основные тенденции и факторы, влияющие на степень удовлетворённости граждан условиями социального обеспечения.
5. Определить ключевые проблемы, с которыми сталкиваются граждане при реализации своего права на достойный уровень жизни, и предложить возможные пути их решения.
Объектом исследования выступает право на достойный уровень жизни, рассматриваемое в контексте его нормативного регулирования и практической реализации.
Предмет исследования – механизм реализации данного права в сфере социального обеспечения на уровне муниципального образования.
Теоретическая значимость исследования заключается в углублённом анализе понятия достойного уровня жизни, его нормативного регулирования и механизмов реализации, что может способствовать дальнейшему развитию научных представлений о социально-правовых аспектах данного вопроса. Практическая значимость состоит в том, что выявленные проблемы и предложенные пути их решения могут быть использованы органами государственной власти и местного самоуправления для совершенствования социальной политики.
Степень разработанности темы подтверждается наличием значительного числа исследований, посвящённых вопросам обеспечения достойного уровня жизни. Вопросы правового регулирования данной сферы рассматривались в работах таких авторов, как... (здесь необходимо указать конкретных исследователей, на которых опирается работа). Однако, несмотря на высокий уровень изученности проблемы в научной литературе, вопросы практической реализации права на достойный уровень жизни на муниципальном уровне требуют дополнительного анализа, что обосновывает необходимость проведённого исследования.
Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами. Она включает введение, две главы, заключение и список использованных источников. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты права на достойный уровень жизни, включая его сущность, нормативное регулирование и основные механизмы обеспечения. Вторая глава посвящена анализу реализации данного права в системе социального обеспечения Белореченского района, включает оценку качества жизни населения, выявление существующих проблем и предложенные пути их решения. В заключении сформулированы основные выводы, полученные в ходе исследования.
В ходе проведённого исследования была проанализирована реализация права граждан на достойный уровень жизни в системе социального обеспечения на примере Белореченского района. Рассмотрены теоретические аспекты данного права, его нормативно-правовое регулирование, а также фактические механизмы его осуществления на муниципальном уровне. Так же был проведен опрос среди жителей, об уровне жизни в Белореченском районе, в котором приняли участие около 1000 человек.
Анализ показал, что обеспечение достойного уровня жизни является важнейшим направлением государственной социальной политики, требующим комплексного подхода и эффективного взаимодействия различных институтов.
Исследование подтвердило, что право граждан на достойное существование основывается на сочетании экономических, социальных и правовых механизмов, обеспечивающих доступ к необходимым материальным благам и услугам. В рамках правового регулирования данного вопроса было установлено, что в Российской Федерации создана разветвлённая система нормативных актов, направленных на обеспечение социальных гарантий населения. Однако, несмотря на наличие соответствующей законодательной базы, процесс реализации данного права в практической плоскости сталкивается с определёнными трудностями.
Проведённый анализ социального обеспечения в Белореченском районе показал, что на муниципальном уровне действуют различные формы поддержки граждан, направленные на улучшение их социально-экономического положения. В их числе финансовая помощь малоимущим семьям, пенсионное обеспечение, программы социальной адаптации, меры поддержки инвалидов, развитие системы медицинского обслуживания и образовательных учреждений. Однако исследование выявило существующие проблемы, затрудняющие реализацию права граждан на достойное существование. Среди них можно выделить неравномерность распределения доходов, недостаточную эффективность социальных механизмов, нехватку бюджетного финансирования, дефицит медицинских и образовательных ресурсов, а также несовершенство инфраструктурного обеспечения.
Выявленные проблемы свидетельствуют о необходимости совершенствования системы социальной поддержки, повышения доступности социальных услуг и разработки дополнительных мер по снижению уровня бедности. Для этого требуется усиление контроля за эффективностью реализации государственных программ, развитие адресных форм социальной помощи, повышение информированности населения о возможностях получения поддержки, а также модернизация инфраструктурных объектов, влияющих на качество жизни граждан.
Так же в ходе опроса жителей об уровне жизни в Белореченском районе были выделены топ 10 проблем:
1. 54% Нехватка общественного транспорта.
2. 47% Требование закрытия и рекультивации мусорного полигона.
3. 28% Проблема нехватки докторов в бюджетных больницах.
4. 26% Плохие дороги, некачественный их ремонт.
5. 21% Неудовлетворительная оценка деятельности администраций.
6. 19% Отсутствие освещения в некоторых местах.
7. 15% Низкое качество уборки улиц.
8. 13% Шум от карьеров, чрезмерное их количество и незаконные карьеры. Их рекультивация.
9. 10% Высокие цены на товары первой необходимости.
10. 6% Бездомные собаки.
Что касается положительных аспектов, Белореченцами были выделены следующие направления:
1. 48% Отремонтированные парки и скверы
2. 38% Невысокие цены на фермерские продукты
3. 22% Отсутствие большого трафика автомобилей
4. 15% Наличие большого количества спортивных площадок и фитнес центров
5. 7% Наличие рабочих мест
Таким образом, проведённое исследование позволило выявить основные тенденции в реализации права на достойный уровень жизни, определить существующие проблемы и предложить пути их устранения. Решение этих вопросов требует комплексного подхода, включающего совершенствование законодательного регулирования, увеличение финансирования социальной сферы, развитие механизмов трудоустройства и повышения уровня доходов граждан. Внедрение системных мер, направленных на обеспечение социальной справедливости и равенства возможностей, может способствовать повышению качества жизни населения и формированию устойчивой системы социальной защиты, отвечающей современным требованиям.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 06.10.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru
2. Федеральный закон от 24.10.1997 №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2020, с изм. от 29.10.2024) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru
3. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями и дополнениями от 20 марта 2025 года) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 21 апреля 2025) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru
5. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями 24 марта 2025 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru
6. Алексеева, И. В. Социальная политика в России: современные вызовы и перспективы развития / И. В. Алексеева. — М.: Юрайт, 2023. — 318 с.
7. Андреев, П. А. Государственная поддержка социально уязвимых слоёв населения в России / П. А. Андреев. — СПб.: Питер, 2021. — 276 с.
8. Баранов, С. Ю. Социальное государство и его роль в обеспечении достойного уровня жизни населения / С. Ю. Баранов. — М.: Норма, 2022. — 304 с.
9. Беляева, Л. А. Уровень жизни населения: современные методики оценки / Л. А. Беляева. — Екатеринбург: Уральский университет, 2021. — 295 с.
10. Власов, О. П. Социальная политика России: основные направления и перспективы / О. П. Власов. — Новосибирск: Наука, 2023. — 328 с.
11. Глушков, В. Н. Экономические аспекты обеспечения достойного уровня жизни в России / В. Н. Глушков. — М.: Дело, 2022. — 310 с.
12. Гребенников, И. В. Социальное обеспечение в муниципальных образованиях РФ / И. В. Гребенников. — СПб.: Альфа, 2021. — 287 с.
13. Гусев, К. Р. Социальные гарантии в условиях рыночной экономики / К. Р. Гусев. — Казань: КФУ, 2023. — 279 с.
14. Дмитриев, А. В. Государственные меры по обеспечению социальной защиты населения / А. В. Дмитриев. — Ростов н/Д: Феникс, 2020. — 315 с.
15. Захарова, Т. П. Политика социального равенства в России: вызовы и перспективы / Т. П. Захарова. — М.: Статут, 2022. — 290 с.
16. Иванова, М. Е. Социальные программы и уровень жизни населения / М. Е. Иванова. — СПб.: Эксмо, 2023. — 278 с.
17. Казанцев, Н. Г. Современные тенденции социальной политики в России / Н. Г. Казанцев. — Екатеринбург: УРФУ, 2021. — 265 с.
18. Колесников, Д. И. Государственное регулирование социальной сферы / Д. И. Колесников. — Волгоград: ВолГУ, 2023. — 311 с.
19. Котова, Е. А. Институциональные механизмы социальной защиты / Е. А. Котова. — Саратов: Научная книга, 2022. — 284 с.
20. Кузнецов, В. Б. Прожиточный минимум и его роль в социальном развитии России / В. Б. Кузнецов. — СПб.: Лань, 2020. — 300 с.
21. Лапшова, О. Н. Социальные аспекты демографической политики России / О. Н. Лапшова. — Казань: Казанский университет, 2023. — 280 с.
22. Макаров, Ю. П. Социальная справедливость и механизмы её реализации / Ю. П. Макаров. — М.: Юрайт, 2021. — 305 с.
23. Мельников, А. С. Анализ факторов, влияющих на уровень жизни населения в РФ / А. С. Мельников. — СПб.: Наука, 2022. — 312 с.
24. Назарова, Г. В. Социальное обеспечение в условиях кризисных явлений / Г. В. Назарова. — Екатеринбург: УРФУ, 2023. — 294 с.
25. Новиков, П. В. Государственная поддержка граждан в современной России / П. В. Новиков. — Самара: Самарский университет, 2021. — 287 с.
26. Орлова, Т. А. Оценка качества жизни населения: подходы и методы / Т. А. Орлова. — Ростов н/Д: ДГТУ, 2022. — 298 с.
27. Павлов, Н. С. Социальные приоритеты государственной политики России / Н. С. Павлов. — М.: Юстицинформ, 2023. — 303 с.
28. Петрова, Л. В. Развитие системы социальной защиты в РФ / Л. В. Петрова. — СПб.: Питер, 2020. — 286 с.
29. Сидоров, А. Ю. Социальная политика государства: исторический и современный аспект / А. Ю. Сидоров. — Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2021. — 275 с.
30. Смирнова, Е. Н. Социальная поддержка населения в условиях экономических изменений / Е. Н. Смирнова. — Волгоград: ВолГУ, 2023. — 290 с.
31. Соловьёв, В. В. Государственное регулирование уровня жизни граждан / В. В. Соловьёв. — Казань: Казанский федеральный университет, 2022. — 309 с.
32. Тарасов, П. А. Региональные аспекты социальной политики / П. А. Тарасов. — СПб.: Лань, 2021. — 280 с.
33. Тарасов, П. А. Региональные аспекты социальной политики / П. А. Тарасов. — СПб.: Лань, 2021. — 280 с.
34. Тарасов, П. А. Региональные аспекты социальной политики / П. А. Тарасов. — СПб.: Лань, 89183519841Во тс АП// Телег
35. Фёдорова, К. В. Проблемы реализации социальных прав граждан в России / К. В. Фёдорова. — Саратов: Научная книга, 2023. — 297 с.
36. Чернышёв, А. Г. Государственное управление социальной сферой / А. Г. Чернышёв. — Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2020. — 285 с.
37. Шаповалов, О. Н. Социальное неравенство и его влияние на уровень жизни населения / О. Н. Шаповалов. — Ростов н/Д: Феникс, 2023. — 300 с.