Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Комическое в романе Чарльза Диккенса “Посмертные записки Пиквикского клуба”

Работа №175443

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы60
Год сдачи2016
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Комическое в художественной литературе 11
1.1. Комическое как эстетическая категория 11
1.2. Формы, средства и приёмы комического 16
1.3. Национальная специфика комического: английский юмор 23
Глава 2. Комическое в романе «Записки Пиквикского клуба» 31
2.1. Образ мистера Пиквика и комические приемы его создания 31
2.2. Образ Сэма Уэллера и особенности его речи 35
2.3. Средства и приёмы комического в создании других персонажей романа 37
2.4. Остросоциальная критика в романе 41
Заключение 45
Список литературы 48
Приложение

Чарльз Диккенс остается одним из самых известных писателей как в Англии, так и за ее пределами. Уже первые его произведения, вышедшие в свет в середине 30-х г. XIX в., принесли автору широкую известность. С этого момента интерес к творчеству Диккенса не угасал. Его читали и перечитывали современники, интерес к его творческому наследию сохраняется и сегодня.
Во всем мире писателя знают не только как величайшего реалиста XIX в., но и как мастера комического: его творчество пронизано мягким юмором и остросоциальной сатирой, между которыми, как между двумя полюсами смеха, можно найти широкое разнообразие средств и способов передачи комического (каламбур, иронию, гротеск и др.). Разработанные Диккенсом приемы смеха вошли в золотой фонд английской литературы.
История изучения комического начинается еще в античности, в трудах Платона [26], Аристотеля [1], Цицерона, Демокрита. Современными исследователями выделяются две системы взглядов на комическое, восходящие к сочинениям античных философов и писателей. Одна, отталкиваясь от трудов Демокрита, Аристофана, Лукиана, рассматривает смех как неотъемлемую составляющую серьезного отношения к миру, а комическое способом искоренения несовершенства в нем. Вторая, основываясь на взглядах Платона, Аристотеля, Квинтиллиана, воспринимает комическое как сферу развлечения и отдыха. «Обе системы взглядов, - заключает И. Н. Титаренко, - имеют общую черту - признание важной социальной роли смеха в жизни человека, но существенно расходятся в понимании его функций: в рамках первой системы подчеркивается социально критическая функция смеха, во второй она затушевывается» [32, с. 11].
Интересной была позиция Цицерона, который понимал смех как несоответствие между безобразным в содержательном плане и небезобразным в плане выражения. Он же первым разработал типологию смешного. В целом, можно сказать, что основополагающие подходы в изучении комического, определившие развитие эстетической мысли на много веков вперед, были заданы уже в античности.
В Средние века и эпоху Возрождения изучение проблем комического и смеха не велось, несмотря на существование смеховой культуры, в определении М. Бахтина. Начиная с Нового времени, комическое вновь становится предметом научного осмысления в трудах таких философов как Р. Декарт, Г. Гегель [6], И. Кант [13], Ф. Бэкон, позже - А. Шопенгауэр и А. Бергсон. Работы Гегеля и Канта особенно выделяются тем, что их идеи и положения стали основополагающими для многих исследователей комического в дальнейшем.
В XX в. изучение комического продолжилось, появилось большое количество работ на эту тему, таких как: «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» М. Бахтина [2], «Стилистика. Теория поэтической речи» В. Виноградова [5], «О чувстве юмора и остроумии» А. Лука [21], «Комическое, или О том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия» Ю. Борева [4], «Проблемы комизма и смеха» В. Проппа [28], «Древнерусский смех» Д. Лихачёва [20], «Философия смеха» Л. Карасева [14], «Тайна смеха, или Эстетика комического» М. Рюминой. Многие из этих исследований являются ключевыми для понимания феномена комического в науке XX в.
Не угасает интерес к комическому и в XXI в. Тематика диссертаций, защищавшихся в последние годы, отражает направления современных научных изысканий: комическое в музыке как феномен истории художественной культуры (Т. Горячева) [7], языковые средства выражения комической модальности (О. Телятникова) [31], комическое в массовой культуре советской России (Е. Смыкова) [30], смеховое и комическое в эстетике и поэтике Ф.М. Достоевского (Е. Понкратова) [27]. Несмотря на большой интерес науки к природе и сущности комического, следует согласиться с выводом Т. В. Киреевой: «современное литературоведение не имеет четко сформулированной концепции комического. ...Несмотря на всю значимость сделанного В. Я. Проппом, М. М. Бахтиным, Ю. Б. Боревым, Д. С. Лихачевым, далеко не все аспекты, связанные с конкретным бытованием комического в литературе, исследованы» [17]. Изучение комического в творчестве Диккенса не является исключением в этом отношении.
Чарльз Диккенс всегда вызывал и продолжает вызывать интерес у критики. Количество работ, ему посвященных, настолько огромно, что литература по творчеству этого писателя стала практически необозримой. Статья Г. Льюиса «Диккенс в критическом отношении», опубликованная в журнале «Фортнайтли ревью» в 1872 г., дает один из первых обзоров такой литературы еще при жизни писателя. Как отмечает в своей работе И. Егорова, с тех пор только на английском языке вышло более 750 монографий, посвященных творчеству писателя [10].
Важный раздел в литературе о Диккенсе представляют собой работы о нем английских писателей Г. Честертона, Г. Уэллса и Дж. Оруэлла. Критико-биографическая книга Честертона «Чарльз Диккенс. Критическое исследование» (1906) дает глубокий анализ всего творческого пути писателя, в том числе комической стороны его произведений [39]. Статья Уэллса «Современный роман» (1911) ограничена отдельными, но точными замечаниями о специфике его персонажей [33], эссе Оруэлла (1940) интересно своими размышлениями о характере взаимоотношений писателя и его публики [23]. Все работы переведены на русский язык.
В ХХ в. к изучению творчества писателя обращались Д. Гиссинг [41], П. Экройд [37], Д. Кинкейд [42], А. Кэннинг [38], а также Ф. Киттон, О. Кокшут, Д. Хартог, А. Эдриан [36]. В 1950—60 гг. творчество и биография Диккенса были подробно освещены в монографиях Э. Дайсона и Д. Пирсона. Особый интерес исследователей, по справедливому замечанию Т. Черкасовой, вызывал сравнительно-типологический анализ решений художественных проблем у Диккенса и других писателей. Произведения Диккенса сопоставлялись с работами Э. Гаскелл, Л. Толстого, У. Теккерея, У. Фолкнера, Ш. Бронте; устанавливалась связь и взаимовлияние с писателями- современниками Диккенса [35]. А. Кэннинг в своей монографии «Диккенс и Теккерей, изучаемые в трёх романах» (1967) проводит анализ «Записок Пиквикского Клуба» и «Николаса Никльби» Диккенса с «Ярмаркой тщеславия» У. Теккерея [38]. Стоит отметить работу Д. Кинкейда «Диккенс и риторика смеха» (1974), представляющую обширный анализ комического в произведениях писателя [42]. А. Эдриан в своей монографии «Диккенс и отношения родителя и ребёнка» (1984) исследует взгляды Диккенса на викторианскую систему воспитания детей и анализирует отношения между родителями и детьми в его произведениях [36]. Работа П. Акройда «Диккенс» (1990) является одной из наиболее известных и объёмных биографий писателя. Она занимательна тем, что помимо тщательного изучения жизни писателя, Акройд пишет пять интерлюдий с воображаемыми диалогами с Диккенсом и его литературными кумирами [37].
Интерес к творчеству английского писателя сохраняется и сегодня, в начале XXI в.: выходят новые монографии (А. Уэлш, А. Сандерс), диккенсовские сборники (журналы «Диккенсиана», «Кембрижский компаньон Чарльза Диккенса») [35]. В интернет-пространстве США и Великобритании существует немало сайтов диккенсовских сообществ [см., например: http://www.dickensfellowship.org;http://charles-dickens-
fans.deviantart.com]
В отечественном литературоведении творчество писателя изучалось не так подробно, как в англоязычных странах, однако и у нас история изучения английского классика очень богатая. Ещё в 1850-60 г. в журналах «Отечественные записки», «Москвитянин», «Музей иностранной современной литературы», «Русский вестник» публиковались научно¬критические статьи о писателе и переводы его произведений, знакомившие широкую публику с биографией и творчеством английского романиста. В библиографии Ю. В. Фридлендера и И. М. Катарского, выпущенной к 150- летию писателя (1962) и освещающей историю русского Диккенса с момента его первого появления в нашей стране (1832) до 1960 г., приведено около 500 критических исследований общего характера; литература об отдельных произведениях насчитывает около трехсот работ [16].
В XX в. Диккенсом занимались такие отечественные исследователи, как В. Ивашёва [12], Т. Сильман [29], Н. Михальская [22], И. М. Катарский [15]. Ими были изучены многие аспекты творчества писателя: специфика его реализма, эстетические концепции, связь его творчества с фольклором, своеобразие комического. Многие исследователи изучали творчество писателя с акцентом на конкретный период. Перечень таких работ приводит Т. Черкасова: «Социальный роман Диккенса 1830—1840» Л. Скуратовской, «Творчество Диккенса. 1830—1840» Т. Анисимовой, «Реализм раннего творчества Диккенса» М. Мадзигон, «Жанровые особенности позднего романа Диккенса» Д. Барзилаевой, «Сатира в социальных романах Диккенса 1849 — 1857» А. Бельского [35].
Нам бы хотелось особо выделить монографии В. Ивашёвой «Творчество Диккенса» (1954), представляющую собой подробное исследование творческого пути писателя [12], и Т. Сильман «Диккенс. Очерки творчества» (1970), ставшую одним из важнейших исследований творчества писателя в нашей стране. В обеих работах немалое внимание уделяется комической составляющей творчества писателя, одна из глав монографии Сильман посвящена непосредственно анализу комического в романе «Записки Пиквикского клуба» [29]. Стоит также отметить сборник «Тайна Чарльза Диккенса» (1990), составленный Е. Гениевой и Б. Парчевской, который содержит критические статьи, эссе, отзывы и пьесы, посвящённые Диккенсу, различных писателей и деятелей литературы. Среди них: Д. Оруэлл, А. Цвейг, Ф. Кафка, Б. Шоу, О. Уайльд [24]. Следует подчеркнуть, что советское литературоведение уделяло особое внимание реализму Диккенса, понимаемому как обличение пороков буржуазного общества. С этих позиций рассматривалась и проблема комического в творчестве писателя.
Несмотря на долгую исключительную популярность Диккенса в нашей стране, изучение его творчества в отечественном литературоведении практически полностью прекратилось в середине 1980-х гг. и возобновилось лишь в начале прошлого десятилетия. За период 2001—2016 гг. защищено более 25 диссертационных работ, в которых исследуются такие аспекты творчества писателя как: место Диккенса в историко-культурном контексте Англии (О. Колос), поэтика пейзажной образности в его романах (О. Богданова), форма и смысл ранних произведений писателя (И. Егорова), категория интертекстуальности в романах Диккенса (Н. Баева) и многие другие. Однако проблема комического сегодня является предметом изучения не литературоведов, а лингвистов и ограничивается преимущественно вопросами стилистики. В своей диссертации о языковых средствах комической модальности О. Телятникова приводит примеры новых подходов: комическое в них стало рассматриваться с точки зрения лингвокультурологии (С. Ефимова, В. Карасик, Р. Хасан), когнитивной лингвистики (З. Попова, М. Минский, Е. Кубрякова), в границах структурно - семантического направления (Н. Арутюнова, И. Гальперин, С. Коншина) [31].
Таким образом, несмотря на достаточную степень изученности творчества Диккенса и особенностей комического в отечественном литературоведении, есть смысл нового обращения к данной проблеме. 20 лет забвения Диккенса в отечественном литературоведении стали периодом активной перестройки науки о литературе: появились новые подходы, появилась и потребность в пересмотре ряда оценок. Актуальность данного исследования, следовательно, определяется как неослабевающей необходимостью изучения конкретных форм комического в отдельном литературном произведении, так и необходимостью обобщения накопленных сведений в области изучения творчества Диккенса с учетом подходов последних лет.
Материалом исследования был выбран первый роман Диккенса «Записки Пиквикского клуба» в виду его особой значимости для изучения комического в творчестве писателя.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение и анализ средств и приёмов комического в первом романе Диккенса «Записки Пиквикского клуба». В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
• Рассмотреть комическое как эстетическую категорию, разграничить понятия «смешное» и «комическое».
• Дать определение основных форм и средств комического: юмор, сатира, ирония, гротеск, абсурд, каламбур, «говорящие» имена персонажей и рассмотреть их функции в литературе.
• Охарактеризовать национальное своеобразие комического в английской культуре.
Выявить средства и приёмы комического в романе «Записки Пиквикского Клуба». Для этого проанализировать:
• образ главного персонажа романа мистера Пиквика;
• языковые средства комического в речи Сэма Уэллера;
• средства и приёмы комического в создании образов других персонажей романа;
• направленность остросоциальной критики в романе и комические приемы, с ней связанные.
Предметом исследования являются средства и приёмы комического в творчестве Диккенса.
Объект исследования — творчество Чарльза Диккенса.
Методологической основой ВКР явились классические труды немецких философов (Г. Гегель, И. Кант), а также труды отечественных исследователей (В. Пропп, М. Бахтин, В. Виноградов), раскрывающие сущность и проблемы категории комического. Для понимания творчества Диккенса определяющими для нашей работы оказались исследования Т. Сильман, В. Ивашёвой, Т. Михальской, Д. Гиссинга, Д. Кинкейда.
Основным методом, использованным в ВКР, является историко-литературный метод с использованием элементов сравнительного, контекстного и стилистического анализа.
Научная новизна данной ВКР заключается в систематизации и обобщении имеющихся знаний по природе комического и творчеству Диккенса с учетом новых - ориентированных на изучение эстетического и стилистико-лингвистического компонентов - подходов, сложившихся в отечественном литературоведении в последние десятилетия.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования содержащихся в работе положений и выводов в лекционных и практических занятиях по таким курсам, как: «История английской литературы XIX в.», «Введение в литературоведение», «Стилистика текста».
Содержание исследования изложено на 51 страницах печатного текста и включает введение, две главы, сопровождающиеся выводами, заключение, список использованной литературы и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Комическое является одной из важнейших категорий эстетики. Несмотря на долговременный интерес науки к проблемам комического, можно сказать, что она всё ещё далека от их однозначного решения, это относится и к его дефиниции. Основным свойством комического является смех, однако необходимо разграничивать понятия «смешное» и «комическое». Согласно М. Бахтину, смех является игривым и празднично- весёлым проявлением природы человека, реакцией, которая возникает на контрасте с будничной жизнью. В эмоциональном плане существуют множество оттенков смеха: от радостного и весёлого, до едкого и саркастического. Однако следует отметить, что смех как реакция на внешний раздражитель, должен отличаться от смеха, который возникает в виду обнаружения нами несоответствия между сущностью и формой предмета. Именно из этого несоответствия рождается комическое, а ключевым его отличием от смеха является социальная природа и направленность на человека и его общественные связи. Противоречие внешней формы человека и его сущности комично, точно так же, как комично и противоречие формы и сущности общества.
Необходимо подчеркнуть, что формы комического многогранны. Выделяются три основных формы: юмор, сатира и ирония. В нашем исследовании были рассмотрены и выявлены функции таких средств и приёмов комического как омонимия, гротеск, каламбур, особенности интонации в речи, абсурд, ономатопея, «говорящие» имена персонажей.
Комическое любой страны имеет явно выраженную национальную специфику. Важнейшей формой комического в Англии является юмор. В английском юморе акцент ставится на лаконичность и интеллектуальность. Англичане склонны к эксцентрике, фантастике, любви к абсурду, игре словом и недосказанности. Нельзя не отметить, что в отличие от американского юмора, английский не предназначен для широких масс и является аристократичным. В литературе традиции английского юмора были заложена Джеффри Чосером и продолжались на протяжении веков такими писателями, как Уильям Шекспир, Джонатан Свифт, Генри Филдинг, Лоуренс Стерн, и многими другими. Необходимо отметить, что традиции, заложенные этими писателями, живут и по сей день. Одним из наиболее ярких представителей английского литературного юмора стал Чарльз Диккенс.
Его первый роман «Записки Пиквикского Клуба», вышедший в 1837 г., - среди классических произведений английской комической литературы, здесь смеховое начало творчества писателя проявилось в наиболее яркой и запоминающейся форме.
Для создания центрального образа персонажа мистера Пиквика, Диккенс широко использовал фарс, гротеск и иронию. Кроме того, писатель использовал ситуативный комизм, построенный на комическом противоречии внешних признаков и амбиций героя с его сущностью.
В образе его верного слуги Сэма Уэллера писатель совместил острый ум и искромётное чувство юмора, сделав его одним из наиболее любимых литературных персонажей для английской публики. Его остроумные и невероятно точные высказывания получили собственное название «уэллеризмы» и стали достоянием английского юмора.
Диккенс создал целый ряд поистине ярких персонажей, таких как: Джингл, Снодграсс, Тапмэн, Уинкль и другие. В их создании писатель использовал такие средства и приёмы комического как гротеск, ситуативный комизм, иронию, фарс, юмор, пародию и особенности манеры речи.
Несмотря на общую позитивную тональность романа, необходимо отметить, что в нём встречаются формы комического, направленные на острую социальную критику. Диккенс высмеивает бюрократическую и политическую системы Англии, используя гротеск, сатиру и мрачный сарказм. Описание долговой тюрьмы во второй части романа вносит мрачные оттенки в роман и резко контрастирует с его общим радостно-игривым настроением. Меняется во второй части романа и мистер Пиквик, двигаясь от смешного и однопланового чудака к более сложному образу «полноценного человека».



1. Аристотель. Сочинения : в 4 т. Т. 2. — М. : Мысль, 1984. — 687 с.
2. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. — 2-е изд., — М. : Худ. лит., 1990. — 543 с.
3. Большая советская энциклопедия : в 30 т. Т. 4 / отв. ред. А. М. Прохоров.
— 3-е изд. — М. : Сов. энцикл., 1969. — с. 127-151.
4. Борев, Ю. Б. Комическое, или О том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия / Ю. Б. Борев. — М. : Искусство, 1970. — 272 с.
5. Виноградов, В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В. В. Виноградов. - М. : Изд-во АН СССР, 1963 . - 255 с.
6. Гегель, Г. Эстетика : в 4 т. Т. 2 / отв. ред. М. А. Лифшиц. — М. : Искусство, 1971. — 326 с.
7. Горячева, Т. А. Комическое в музыке как феномен истории художественной культуры : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т. А. Горячева. — Калининград, 2009. — 21 с.
8. Диккенс Ч. Посмертные записки Пиквикского клуба : пер. с англ. А. Кривцовой и Е. Ланн / Ч. Диккенс. — М. : Эксмо, 2008. — 560 с.
9. Дземидок, Б. О комическом : пер. с польск. / Б. Дземидок. — М. : Прогресс, 1974. — 223 с.
10. Егорова, И. В. Форма и смысл ранних произведений Чарльза Диккенса : автореф. дис. ... канд. филол. наук / И. В. Егорова. — Калининград, 2009.
— 21 с.
11. Заблудовский, М. Д. Бен Джонсон: Очерк / М. Д. Заблудовский. — M. : Изд-во АН СССР, 1945. — 15 с.
12. Ивашёва, В. В. Творчество Диккенса / В. В. Ивашёва. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1954. — 472 с.
13. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. — М. : Эксмо, 2006. — 675 с.
14. Карасев, Л. В. Философия смеха. — М. : РГГУ, 1996. — 224 с.
15. Катарский, И. М. Диккенс в России. Сер. XIX в. / И. М. Катарский. — М. : Наука, 1966. — 428 с.
16. Катарский, И. М. Чарльз Диккенс: Библиогр. рус. пер. и крит. лит. на рус. яз., 1838-1960 / И. М. Катарский., Ю. В. Фридлендер. — М. : Изд-во Всесоюз. кн. палаты, 1962. — 327 с.
17. Киреева Т. В. Поэтика комического в романах Дж. Барта 1950 - 1960 гг. : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т. В. Киреева — М. : 2007. - 21 с.
18. Краткая литературная энциклопедия : в 9 т. Т. 8. / отв. ред. А. А. Сурков. — М. : Сов. энцикл., 1975. — 1136 с.
19. Куприн, А. И. Редиард Киплинг / А. И. Куприн // Современный мир. — СПб. : Монтвида, 1908. — с. 127-131.
20. Лихачёв, Д. С. Древнерусский смех / Д. С. Лихачёв // Проблемы поэтики и истории литературы. — Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1973. — с. 73-90.
21. Лук, А. Н. О чувстве юмора и остроумии / А. Н. Лук. — М. : Искусство, 1968. — 192 с.
22. Михальская, Н. П. Чарльз Диккенс: Очерк жизни и творчества / Н. П. Михальская. — М. : Просвещение, 1987. — 128 с.
23. Оруэлл, Д. Чарльз Диккенс / Д. Оруэлл // Сочинения : в 2 т. - Т. 2 : Эссе, статьи, рецензии. — Пермь: КАПИК, 1992. — с. 75-79.
24. Парчевская, Б. М. Тайна Чарльза Диккенса / Б. М. Парчевская, Е. Ю. Гениева. — М. : Кн. палата, 1990. — 534 с.
25. Пирсон, Х. Диккенс / Х. Пирсон. — М. : Молодая гвардия, 1963. — 512 с.
26. Платон. Сочинения : в 4 т. Т. 2 / отв. ред. А. Ф. Лосев. — М. : Мысль, 1994. — 626 с.
27. Понкратова, Е. М. Смеховое и комическое в эстетике и поэтике Ф.М. Достоевского : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. М. Понкратова. — Томск, 2012. — 20 с.
28. Пропп, В. Я. Проблемы комизма и смеха / В. Я. Пропп. — М. :
Искусство, 1976. — 189 с.
29. Сильман, Т. И. Диккенс очерк творчества / Т. И. Сильман. - М. : Художественная литература, 1958. — 407 с.
30. Смыкова, Е. А. Комическое в массовой культуре советской России : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. А. Смыкова. — Ростов-на-Дону, 2012. — 28 с.
31. Телятникова, О. Н. Языковые средства выражения комической модальности : автореф. дис. ... канд. филол. наук / О. Н. Телятникова. — Самара, 2010. — 38 с.
32. Титаренко, И. Н. Эстетика : учеб. пособие / И. Н. Титаренко. — Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2006. — 225 с.
33. Уэллс, Г. Современный роман / Г. Уэллс // Собрание сочинений : в 15 т. Т. 14. — М. : Правда, 1964. — с. 120-138.
34. Хармс, Д. И. Случаи и вещи. / Д. И. Хармс. — СПб. : Вита Нова, 2004. — 494 с.
35. Черкасова Т. М. Типология детского характера в творчестве Диккенса : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т. М. Черкасова. — Нижний Новгород, 2007. — 21 с.
36. Adrian, A. Dickens and the Parent-Child Relationship / A. Adrian. — Ohio : University Press, 1984. — 164 p.
37. Akroyd, P. Dickens / P. Akroyd. — N. Y. : Vintage, 2001. — 608 p.
38. Canning, A. Dickens and Thackeray Studied in Three Novels / A. Canning. — N. Y. : Alfred Publishing Company, 1972. — 313 p.
39. Chesterton, G. Charles Dickens: A Critical Study. / G. Chesterton. — N. Y. : Dodd, Mead & Co., 1906. — 324 p.
40. Dickens, C. The Pickwick Papers / C. Dickens. — Ware : Wordsworth Editions, 1992. — 784 p.
41. Gissing, G. Charles Dickens: A Critical Study / G. Gissing. — London : Blackie, 1898. — 340 p.
42. Kincaid, J. R. Dickens and the Rhetoric of Laughter / J. R. Kincaid. — Oxford : Oxford University Press. — 274 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ