ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы повышения доступности жилья как приоритет государственной политики регионального развития 8
1.1. Понятие, сущность и основные показатели доступности жилья 8
1.2. Методологические подходы к проблеме повышения доступности
жилья 16
1.3. Отечественный и зарубежный опыт регулирования доступности
жилья 24
Глава 2. Особенности государственной политики по повышению
доступности жилья в Белгородской области 43
2.1. Тенденции жилищной политики в Белгородской области 43
2.2. Характеристика механизмов формирования доступности жилья в
Белгородской области 52
2.3. Анализ динамики показателей доступности жилья в
Белгородской области 63
Глава 3. Совершенствование подходов к повышению доступности жилья в
Белгородской области 70
3.1. Прогнозирование доступности жилья в Белгородской области до
2025 года 70
3.2. Походы государственной региональной политики Белгородской
области по повышению доступности жилья 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 99
Актуальность исследования. Одной из физиологических потребностей человека является потребность в жилье (ст. 40 Конституции РФ), каждый имеет право на жилище. Обеспеченность жильем является фундаментальной потребностью человека, важнейшей социально-экономической
характеристикой уровня развития страны и ее регионов, а также одним из основных индикаторов качества жизни населения. Исходя из этого, ключевой задачей государства в области жилищной политики является формирование условий, позволяющих повысить доступность жилья для граждан, что, в свою очередь, непосредственно влияет на динамику демографических показателей страны, рост ее населения.
В современных условиях жилищный вопрос в России для населения страны остается наиболее острым. Для большинства российских семей приоритетной задачей является улучшение жилищных условий. Главным фактором доступности жилья является его стоимость. Однако используя термин «доступность», следует иметь в виду не только возможность свободного приобретения, которая зависит от уровня платежеспособности населения, но и последующее содержание и обслуживание данного жилья, в которое входят затраты на текущий ремонт, налоговые отчисления, оплата коммунальных услуг.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р, приоритетом государственной жилищной политики является обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной городской среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства, формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие региональных и национальных укладов жизни.
Стратегической целью государственной жилищной политики является обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения...
Используемое в международной и российской практике понятие доступности жилья означает возможность приобретения жилья потребителем и определяется по доле расходов суммарного дохода семьи на приобретение жилья и ежегодные платежи по процентам ставки банка за кредит. Доступность жилья для населения можно определить как интегральную категорию, в которой соединены основные социально-экономические, демографические характеристики региона, параметры кредитно-финансовой системы и пр.
В настоящее время преобладают два основных способа достижения доступности жилья - заемного (развитие ипотеки) и социального, за счет субсидий и жилищных сертификатов для различных категорий граждан. Применяемые инструменты регулирования доступности жилья могут быть расширены за счет активизации использования аренды и жилищно-накопительных кооперативов, так как, не смотря на широкое распространение ипотеки, данный вид кредитования не решает жилищные проблемы по увеличению собственников жилья, а лишь создает иллюзию этого.
Основным механизмом регулирования вопросов доступности жилья в Белгородской области является программно-целевой подход, который выражается в разработке государственных и муниципальных целевых программ, направленных на достижение определенных показателей развития жилищной сферы в Белгородской области.
Гражданам Белгородской области предоставляется социальная помощь в сфере ипотечного жилищного кредитования, осуществляется переселение из аварийного жилья, доступно ипотечное кредитование.
Анализ доступности жилья в Белгородской области показал, что жилье на вторичном рынке области более доступно вследствие его более низкой стоимости. После падения стоимости жилья в 2015 г., как на вторичном, так и на вторичном рынке области, наблюдается повышение коэффициента доступности жилья, что, кроме снижения его стоимости, также связано с ростом среднедушевых доходов населения и величины прожиточного минимума...
1. Конституция Российской Федерации от 25 дек. 1993 года, с изменениями от 30 дек. 2008 года [Текст] // Российская газета. - 2009. - № 7 (4831). - 21 янв.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 2004 г. № 190-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005.
• № 1. - Ст. 16.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 2004 г. № 188- ФЗ [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 1.
• Ст. 14.
4. О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования
жилищной сферы [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации: от 24 дек. 1993 г. № 2281 // Справочная правовая система
«Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
5. О жилищных кредитах [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации: от 10 июня 1994 г. № 1180 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
6. Об ипотеке (залоге недвижимости) [Электронный ресурс]: федер.
закон: от 16 июля 1998 № 102-ФЗ // Справочная правовая система
«Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
7. О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон: от 13 июля 2015 г. № 225-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
8. Об утверждении Положения об установлении мер по недопущению
возникновения конфликта интересов в сфере накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 07 ноября 2005 г. № 656 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд.
«Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
9. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 323 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
10. Об утверждении плана мероприятий, направленных на обеспечение
устойчивого развития сферы жилищного строительства в 2016 году [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 13.01.2016 № 4-р // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд.
«Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
11. Методические указания о приведении нормативных правовых актов в соответствии с исчерпывающим перечнем процедур в сфере жилищного строительства [Электронный ресурс]: письмо Минстроя России от 02 февраля 2015 г. № 2233-НА/06 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
12. Об установлении перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области строительства и жилищной сфере [Электронный ресурс]: приказ Госстроя РФ от 18 июля 2002 г. № 149 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф .
13. Порядок взаимодействия участников программы «Жилье для российской семьи» при принятии гражданином, включенном в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках
Программы по муниципальному образованию, решения о приобретении жилья экономического класса в строительном проекте, реализуемом на территории иного муниципального образования, отличном от указанного в заявлении на участие в Программе [Электронный ресурс]: Приказ Министерства
строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 25 февраля 2016 г. № 90-П // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф.
14. О развитии системы ипотечного жилищного кредитования в Белгородской области [Электронный ресурс]: Закон Белгородской области от 13 сент. 2002 г. № 45 // Вестник нормативно-правовых актов Белгородской области [сайт]. - Режим доступа: https://zakon.belregion.ru.
15. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Белгородской области от 25 янв. 2010 года № 27- пп // Правительство Белгородской области. Нормативно-правовые акты: офиц. сайт: [сайт]. - Режим доступа: https://belregion.ru/documents/index.php...105