Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №175416

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие слоговой структуры в языкознании
10
1.2. Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе 15
1.3. Особенности формирования слоговой структуры слова у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 23
1.4. Обзор методических рекомендаций по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Организация и анализ исследования особенностей формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи 38
2.2. Система работы по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 78

Широко распространенным речевым нарушением у детей является общее недоразвитие речи. На текущий момент увеличение количества детей с недостатками речи является устойчивой тенденцией. У большинства из них в разной степени выраженности отмечается нарушение слоговой структуры слова.
В перспективе, при условии низкой динамики в коррекции нарушения слоговой структуры слова возможны негативные последствия в развитии личности ребенка. Развитие слоговой структуры слова является предметом изучения таких дисциплин, как психология, лингвистика, психолингвистика, логопедия и др. Теория и практика современной логопедии рассматривает проблему формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи как актуальную. Данная проблема изучалась в работах Г.В. Бабиной, Е.Н. Винарской, Р.Е. Левиной, А.К. Марковой, Н.Ю. Сафонкиной, О.Н. Усановой и др. Овладение слоговой структурой слова зависит от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей (Т.В. Ахутина, И.Т. Власенко, А.Р. Лурия, А.В. Семенович и др.), сформированности семантической стороны речи, мотивационной сферы, а также от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина и др.), способности к серийно - последовательной обработке информации. Так как основным критерием готовности к школьному обучению ребенка является грамотная, правильная речь, то ее недостатки влекут за собой низкую успеваемость и неуверенность школьника в себе, что в будущем приведет к негативным последствиям.
Дошкольные образовательные учреждения ведут коррекционно­-образовательную деятельность по преодолению речевых нарушений, в которых задействованы разные специалисты - учителя-логопеды, педагоги- психологи, дефектологи, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители, медицинский персонал и др. Но, к сожалению, эффективность работы в итоге оказывается низкой. Причиной является низкая согласованность в работе всех специалистов, т.е. требует комплексного подхода с учетом факторов как биологического, психологического, так и социального характера. Коррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями только тогда будет эффективной, когда будет организована четкая организация пребывания их в дошкольном образовательном учреждении, а также наличие преемственности в работе учителя-логопеда и других специалистов сопровождения ребенка.
Комплексный подход основан на сопряжении коррекционно-­педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая нацелена на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитания личности ребенка и гармонизацию организма в целом...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализируя лингвистические, психолингвистические и педагогические исследования, мы можем сделать следующие выводы.
Слог в лингвистическом словаре-это фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное значение между звуком и речевым тактом. Ввиду разрозненных, а иногда и взаимодополняющих точек зрения касательно понятия слога, мы имеем несогласованные понимания понятия «слоговая структура слова». А.К.Маркова под термином «слоговая структура слова» понимала чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности.
Нарушение слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи - серьезное речевое отклонение, которое проявляется в незаконченности процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, что ведет в устной речи к заменам и смешениям звуков. Такое состояние развития звуковой стороны речи мешается овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова, что приводит к нарушению формирования слоговой структуры слова, к изменению количества, последовательности и видов составляющих слова слогов. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова препятствуют нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и общению детей, а также затрудняют овладение грамотой.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, определили, что слоговая структура слов подразумевает взаиморасположение и связь слогов в слове, в которую включается такая характерная особенность, как характеристика отдельно взятых слогов (открытый - закрытый, прямой - обратный, со стечением согласных - без стечения согласных).
Анализ литературных данных свидетельствует о том, что слоговая структура слова, как и другие компонент языка, обладает собственной структурой и характеристикой. Усвоение ребенком слоговой структуры слова подчинено ряду этапов, успешное прохождение которых определяет нормальное речевой развитие в дальнейшем. Формирование слоговой стороны речи характеризуется неравномерностью и скачкообразностью, чередованием критических периодов с эволюционными скачками. Асинхрония наблюдается в разных системах языка: и в фонетической, и в грамматической, что отражается на структурном оформлении слова...


1. Аванесов, Р.И. Фонетика современного русского литературного языка
[электронный ресурс]/ Р.И. Аванесов. - Режим доступа: http://dazor.narod.ru/books/avanesov-fonetika/avanesov-fonetika.htm (дата
обращения 11.11.2018)
2. Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей [Текст]. / З.Е. Агранович. - Спб: Детство- Пресс, 2009 - 68 с.
3. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст]. / Е.А. Аркин. - М.: Просвещение, 2008. - 445 с.
4. Бабина, Г.В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у
детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие [Текст]. /
Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина. - М.: Книголюб, 2005. - 75с.
5. Бабина, Г.В. Нарушения слоговой структуры слова у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи и их влияние на овладение грамотой [Текст]. /Г.В. Бабина, Т.С. Анищенкова - М.: Прометей, 2007, 202с.
6. Бабина, Г.В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников.
Онтогенез и дизонтогенез. Монография [Текст]. / Г.В.Бабина, Н.Ю.Шарипова - М.: Прометей, 2013, 192 с.
7. Бабушкина, Р.Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи [Текст]. / Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова - СПб.: КАРО, 2005.- 176 с.
8. Баранова, Е. Б. Работа по преодолению слоговой структуры слова у дошкольников [электронный ресурс] / Е. Б. Баранова, В. В. Кишова //Сборники Конференций НИЦ Социосфера. -2013(34). - с. 54-57. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=20169338
9. Баронова, В.В. Учимся считать слоги. Игры на формирование слоговой структуры слова у детей 5-7 лет[Текст]. / В.В. Баронова //Логопед. - 2016. - №8.- с.50-57.
10. Берстенева, О.В. Использование информационно -коммуникативных технологий на занятиях учителя-логопеда при формировании слоговой структуры слова [электронный ресурс]. //Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы. Материалы всероссийской (заочной) научно-практической конференции. 2016. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=27244755
11. Большакова, С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие [Текст] /С.Е. Большакова - М.: ТЦ Сфера, 2007. -56с.
12. Бондарко, Л.В. Основы обей фонетики [Текст]. / Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкая, М.В. Гордина // Учебное пособие. 4-е издание, исправленное. СПб.: СПбГУ, 2004. - 160 с.
13. Водейко, Р.И. Ранние этапы онтогенеза речи. [Текст] / Р.И. Водейко - М.: Просвещение, 2008. - 217 с.
14. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы
дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные
предпосылки
освоения языка М.: Просвещение, 1987.
15. Винарская, Е.Н, Возрастная фонетика: учеб.пособие. [Текст] /Е.Н. Винарская, Г.М. Богомазов - М.: Астрель, 2005. - 206 с...65


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ