КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие слоговой структуры в языкознании
10
1.2. Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе 15
1.3. Особенности формирования слоговой структуры слова у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 23
1.4. Обзор методических рекомендаций по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Организация и анализ исследования особенностей формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи 38
2.2. Система работы по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие слоговой структуры в языкознании
10
1.2. Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе 15
1.3. Особенности формирования слоговой структуры слова у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 23
1.4. Обзор методических рекомендаций по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Организация и анализ исследования особенностей формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи 38
2.2. Система работы по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Широко распространенным речевым нарушением у детей является общее недоразвитие речи. На текущий момент увеличение количества детей с недостатками речи является устойчивой тенденцией. У большинства из них в разной степени выраженности отмечается нарушение слоговой структуры слова.
В перспективе, при условии низкой динамики в коррекции нарушения слоговой структуры слова возможны негативные последствия в развитии личности ребенка. Развитие слоговой структуры слова является предметом изучения таких дисциплин, как психология, лингвистика, психолингвистика, логопедия и др. Теория и практика современной логопедии рассматривает проблему формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи как актуальную. Данная проблема изучалась в работах Г.В. Бабиной, Е.Н. Винарской, Р.Е. Левиной, А.К. Марковой, Н.Ю. Сафонкиной, О.Н. Усановой и др. Овладение слоговой структурой слова зависит от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей (Т.В. Ахутина, И.Т. Власенко, А.Р. Лурия, А.В. Семенович и др.), сформированности семантической стороны речи, мотивационной сферы, а также от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина и др.), способности к серийно - последовательной обработке информации. Так как основным критерием готовности к школьному обучению ребенка является грамотная, правильная речь, то ее недостатки влекут за собой низкую успеваемость и неуверенность школьника в себе, что в будущем приведет к негативным последствиям.
Дошкольные образовательные учреждения ведут коррекционно-образовательную деятельность по преодолению речевых нарушений, в которых задействованы разные специалисты - учителя-логопеды, педагоги- психологи, дефектологи, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители, медицинский персонал и др. Но, к сожалению, эффективность работы в итоге оказывается низкой. Причиной является низкая согласованность в работе всех специалистов, т.е. требует комплексного подхода с учетом факторов как биологического, психологического, так и социального характера. Коррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями только тогда будет эффективной, когда будет организована четкая организация пребывания их в дошкольном образовательном учреждении, а также наличие преемственности в работе учителя-логопеда и других специалистов сопровождения ребенка.
Комплексный подход основан на сопряжении коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая нацелена на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитания личности ребенка и гармонизацию организма в целом...
В перспективе, при условии низкой динамики в коррекции нарушения слоговой структуры слова возможны негативные последствия в развитии личности ребенка. Развитие слоговой структуры слова является предметом изучения таких дисциплин, как психология, лингвистика, психолингвистика, логопедия и др. Теория и практика современной логопедии рассматривает проблему формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи как актуальную. Данная проблема изучалась в работах Г.В. Бабиной, Е.Н. Винарской, Р.Е. Левиной, А.К. Марковой, Н.Ю. Сафонкиной, О.Н. Усановой и др. Овладение слоговой структурой слова зависит от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей (Т.В. Ахутина, И.Т. Власенко, А.Р. Лурия, А.В. Семенович и др.), сформированности семантической стороны речи, мотивационной сферы, а также от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина и др.), способности к серийно - последовательной обработке информации. Так как основным критерием готовности к школьному обучению ребенка является грамотная, правильная речь, то ее недостатки влекут за собой низкую успеваемость и неуверенность школьника в себе, что в будущем приведет к негативным последствиям.
Дошкольные образовательные учреждения ведут коррекционно-образовательную деятельность по преодолению речевых нарушений, в которых задействованы разные специалисты - учителя-логопеды, педагоги- психологи, дефектологи, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители, медицинский персонал и др. Но, к сожалению, эффективность работы в итоге оказывается низкой. Причиной является низкая согласованность в работе всех специалистов, т.е. требует комплексного подхода с учетом факторов как биологического, психологического, так и социального характера. Коррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями только тогда будет эффективной, когда будет организована четкая организация пребывания их в дошкольном образовательном учреждении, а также наличие преемственности в работе учителя-логопеда и других специалистов сопровождения ребенка.
Комплексный подход основан на сопряжении коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая нацелена на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитания личности ребенка и гармонизацию организма в целом...
Анализируя лингвистические, психолингвистические и педагогические исследования, мы можем сделать следующие выводы.
Слог в лингвистическом словаре-это фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное значение между звуком и речевым тактом. Ввиду разрозненных, а иногда и взаимодополняющих точек зрения касательно понятия слога, мы имеем несогласованные понимания понятия «слоговая структура слова». А.К.Маркова под термином «слоговая структура слова» понимала чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности.
Нарушение слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи - серьезное речевое отклонение, которое проявляется в незаконченности процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, что ведет в устной речи к заменам и смешениям звуков. Такое состояние развития звуковой стороны речи мешается овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова, что приводит к нарушению формирования слоговой структуры слова, к изменению количества, последовательности и видов составляющих слова слогов. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова препятствуют нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и общению детей, а также затрудняют овладение грамотой.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, определили, что слоговая структура слов подразумевает взаиморасположение и связь слогов в слове, в которую включается такая характерная особенность, как характеристика отдельно взятых слогов (открытый - закрытый, прямой - обратный, со стечением согласных - без стечения согласных).
Анализ литературных данных свидетельствует о том, что слоговая структура слова, как и другие компонент языка, обладает собственной структурой и характеристикой. Усвоение ребенком слоговой структуры слова подчинено ряду этапов, успешное прохождение которых определяет нормальное речевой развитие в дальнейшем. Формирование слоговой стороны речи характеризуется неравномерностью и скачкообразностью, чередованием критических периодов с эволюционными скачками. Асинхрония наблюдается в разных системах языка: и в фонетической, и в грамматической, что отражается на структурном оформлении слова...
Слог в лингвистическом словаре-это фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное значение между звуком и речевым тактом. Ввиду разрозненных, а иногда и взаимодополняющих точек зрения касательно понятия слога, мы имеем несогласованные понимания понятия «слоговая структура слова». А.К.Маркова под термином «слоговая структура слова» понимала чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности.
Нарушение слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи - серьезное речевое отклонение, которое проявляется в незаконченности процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, что ведет в устной речи к заменам и смешениям звуков. Такое состояние развития звуковой стороны речи мешается овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова, что приводит к нарушению формирования слоговой структуры слова, к изменению количества, последовательности и видов составляющих слова слогов. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова препятствуют нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и общению детей, а также затрудняют овладение грамотой.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, определили, что слоговая структура слов подразумевает взаиморасположение и связь слогов в слове, в которую включается такая характерная особенность, как характеристика отдельно взятых слогов (открытый - закрытый, прямой - обратный, со стечением согласных - без стечения согласных).
Анализ литературных данных свидетельствует о том, что слоговая структура слова, как и другие компонент языка, обладает собственной структурой и характеристикой. Усвоение ребенком слоговой структуры слова подчинено ряду этапов, успешное прохождение которых определяет нормальное речевой развитие в дальнейшем. Формирование слоговой стороны речи характеризуется неравномерностью и скачкообразностью, чередованием критических периодов с эволюционными скачками. Асинхрония наблюдается в разных системах языка: и в фонетической, и в грамматической, что отражается на структурном оформлении слова...
Подобные работы
- Сформированность слоговой структуры слова у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ
СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ПИСЬМА У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ
СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - Особенности нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР II уровня (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2018 - Особенности слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - Формирование графо-моторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021





