Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Работа №64678

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы43
Год сдачи2021
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
296
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Было проведено экспериментальное исследование.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 7 месяцев). По клинической классификации в данной группе 10 старших дошкольников имеют речевые нарушения – ФФНР, которые составили экспериментальную группу, 10 детей старшего дошкольного возраста с речевым развитием в норме составили контрольную группу
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (методика).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………........
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ..................................................................................
1.1. Понятие слоговой структуры слов ……………......................................
1.2. Закономерности овладения слоговой структурой слов детьми в онтогенезе……………………………………………………………………….1.3. Особенности слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи......................................................................................................................
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.........................................
2.1. Методика организации экспериментальной работы...........................…..
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..........
2.3 Методические рекомендации для проведения логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи…………………...........................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………........
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….......................
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….......

Цель исследования: выявить особенности сформированности слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и у детей старшего дошкольного возраста с речевым развитием в норме.
В соответствии с целью в ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. На основе сведений научных источников систематизировать нарушения слоговой структуры слов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с речевым развитием в норме.
3. Осуществить выбор методики, необходимой для выявления уровня сформированности слоговой структуры слов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
4. Обработать результаты опытно-экспериментального исследования и провести количественный и качественный анализ полученных данных.
5. Сформулировать выводы по итогам проведенного констатирующего исследования и разработать методические рекомендации по реализации специального коррекционно-логопедического воздействия на выявленные в процессе опытно-экспериментального исследования виды нарушений слоговой структуры слов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: нарушения слоговой структуры слов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и их коррекция.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что наиболее распространенными нарушениями слоговой структуры слов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи являются: нарушения количества слогов в слове; нарушения последовательности слогов в слове; нарушения дифференциации слогов; нарушения динамической организации движений; поэтому логопедическая коррекция должна быть дифференцирована по данным направлениям.
Методы исследования: теоретические – теоретический анализ научных источников, эмпирические – тестирование, сравнение, количественный и качественный анализ результатов диагностики; интерпретация полученных данных.
Практическая значимость данной курсовой работы обусловлена тем, что предложенная в ней система коррекционного воздействия основывается на выявленных и систематизированных в процессе опытно-экспериментального исследования данных о нарушениях слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и может быть использована логопедами в практике работы с детьми данной категории.
База исследования: Эксперимент проводился в январе 2021 года на базе МБДОУ «Детский сад № 221» г.
Структура курсовой работы включает: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения. Первая глава носит теоретический характер и содержит изложение различных научных подходов к выявлению и коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников. Во второй главе изложены результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление и систематизацию нарушений слоговой структуры слов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данные логопедической науки показывают, что различные искажения, нарушения слоговой структуры строения слова встречаются и в нормальном речевом онтогенезе. Эти недостатки легко можно скорректировать во время целенаправленного обучения. В то же время только в процессе формирования умения воспроизвести слово в его полной составляющей структуре можно преодолеть характерные и стойкие нарушения слоговой структуры слова, которые наблюдают у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Особенности ошибок составляющей структуры слова обусловлены низким уровнем фонематических (сенсорных) и артикуляционных (моторных) возможностей ребенка. Ошибки, которые дети допускают в перестановке, сложении, уподоблении слогов означают несформированность фонематического восприятия. Преобладание ошибок типа сокращения числа слогов, сокращение звуков при стечении согласных указывает на нарушение артикуляционной сферы.
В ходе исследования было установлено, что у всех старших дошкольников с ФФНР наблюдаются нарушения в сформированности слоговой структуры слова. В основном у исследуемых детей старшего дошкольного возраста с ФФНР можно наблюдать искажение слоговой структуры, которая проявляется, начиная с трехсложных слов, чаще в словах, где есть стечение согласных. Во многих случаев можно проследить перестановку слогов и пропуск звука или целого слога. Старшим дошкольникам с речевым развитием в норме, не характерны нарушения в слоговой структуре слова.
Также были предложены основные направления коррекционно-логопедической работы по формированию у старших дошкольников с ФФНР слоговой структуры слова. Вся коррекционно-логопедическая работа работу проводится в двух направлениях:
1) различение и воспроизведение структуры слова;
2) проведение слуховых и артикуляционных упражнений.
Искажение отдельных звуков не является причиной нарушений слоговой строения слова. В основе механизма нарушений слоговой структуры слова лежат не трудности моторной реализации звуков, а несформированность кинетических образов слов. В то же время работа над усвоением составляющей структуры слова связана с изучением отдельных звуков. Поэтому начальную работу над составным строением слова необходимо проводить лишь с использованием сохраненных звуков. Одновременно с этой работой начинают и постановку звуков с сохранением четкой последовательности составных рядов и слов, используемых для автоматизации. Работу по формированию слоговой структуры слова следует осуществлять как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Выбор вида коррекционных занятий в каждом отдельном случае зависит не только от ошибок воспроизведения слоговой структуры слова, но и от анализа процесса произнесения слов, что поможет определить истинную причину неправильного произнесения слова.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.



1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З.Е. Агранович. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 212 с.
2. Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: Учебник / Е.С. Антонова. – М.: Academia, 2017. – 128 c.
3. Баландина Л.А. Русский язык и культура речи: Практикум для аудиторной и самостоятельной работы студентов-нефилологов высших учебных заведений / Л.А. Баландина. – М.: Моск. ун-та, 2012. – 96 c.
4. Белякова Л.И. Педагогическая модель коррекции речевого и моторного ритмов у детей с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова // Наука и школа. – 2015. – № 3. – С. 114-122.
5. Волкова Н.Н. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи / Н.Н. Волкова // Студмед. – 2011. – № 1. – С. 22-24.
6. Выготский, Л.С. Предыстория письменной речи. Антология гуманной педагогики / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 1996. – 222 с.
7. Галинская Е.А. Историческая грамматика русского языка. Фонетика. Морфология / Е.А. Галинская. – М.: Ленанд, 2015. – 416 c.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: АПН РСФСР,1961. – 244 с.
9. Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников: учебно-методическое пособие / Г.Г. Голубева. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010. – 175 с.
10. Горбенко Е.Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения / Е.Л. Горбенко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. – СПб.: Реноме, 2012. – 428 с.
11. Коровко Е.А. Исследование логико-смысловой организации высказывания у старших дошкольников при нарушениях лексико-грамматического строя речи / Е.А. Коровко // Специальное образование. – 2015. – № 1. – С. 22-33.
12. Курдвановская Н.В. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания / Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007. – 96 с.
13. Крупенчук О.И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова / О.И. Крупенчук. – СПб.: Изд. «Литера», 2014. – 131 с.
14. Левина Р.Е. Дети с нарушениями речи / Р.Е. Левина. СПб.: Питер, 2019. – 225 с.
15. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г.М. Лямина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 307 с.
16. Маркова, А.К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / А.К. Маркова // Специальная школа. – 1961. – № 3. – С. 12-26.
17. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика / А.Я. Мухина, Н.Ю. Михайлова, А.В. Корсунская // Школьный логопед. – 2007. – №4. – С. 21-25.
18. Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления / Е.Ф. Собботович. – М. : Инфра-М, 2017. – 456 с.
19. Титова Т.А. Логопедическая работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников / Т.А. Титова // Логопед в детском саду. – 2005. – № 5/6 (8/9). – С. 69-75.
20. Трубникова Н.М. Логопедическая технология обследования речи: учебно-методическое пособие / Н.М. Трубникова. – Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005. – 93 с.
21. Филичева, Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2008. – 185 с.
22. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений / Н.С. Четверушкина. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 192 с.
23. Шарапова Э.В. Инновационные методы развития слоговой структуры слова у детей в дошкольном образовательном учреждении / Э.В. Шарапова // Перспективы науки и образования. – 2015. – № 6 (18). – С.44-48.
24. Шахнарович А.М. Общая психолингвистика: учебное пособие / А.М. Шахнарович.‐ М.: Инфра-М, 2015. – 123 с.
25. Швачкин Н.Х. Развитие произносительной стороны речи у дошкольников / Сборник статей / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2015. – 901 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ