ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ЗАКАЛИВАНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Проблема закаливания детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Организация закаливания в условиях дошкольного образовательного учреждения 13
1.3. Педагогические условия использования средств закаливания в физическом воспитании детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ ЗАКАЛИВАНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Изучение уровня организации закаливания в старшем дошкольном возрасте, удовлетворенности родителей по организации процесса закаливания в дошкольном
образовательном учреждении 34
2.2. Методические рекомендации педагогам по эффективности использования средств закаливания в физическом
воспитании детей дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование ценностного отношения к здоровью является приоритетной задачей государственной политики в сфере образования и воспитания. Данная проблема на сегодняшний день приобретает иное значение.
По результатам углубленного обследования детей специалистами НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» РАМН было установлено, что I группу здоровья имеют 5,2% детей, II группу - 41,7%, III группу - 52,5% и IV группу - 0,6% дошкольников. Более половины
воспитанников детских садов имеют 3 и более нарушений здоровья, включая функциональные отклонения и хронические заболевания. По нашему мнению, данная проблема является результатом недостаточной реализации потенциала, имеющегося в средствах физического воспитания дошкольников. В этом аспекте весьма эффективным должно быть использование средств закаливания в системе физического воспитания дошкольников.
Перед современным образованием стоит задача способствовать формированию не только высокого уровня знаний, но и физическое, психическое и социальное здоровье личности, обеспечивающее дальнейшую успешность развития здорового человека. Поэтому, на наш взгляд, важность проблемы исследуемой проблемы определяется объективной необходимостью разработки системы здоровьесберегающих технологий и мероприятий по формированию и развитию здоровья детей дошкольного возраста, обучающихся в учреждениях дошкольного образования, и недостаточной разработанностью некоторых методологических аспектов проблемы.
Актуальность темы связана и с социальным заказом общества. На этапе завершения дошкольного обучения выпускник дошкольного
образовательного учреждения получает необходимый уровень физического и психологического развития, устойчивости, а также отличается способностью обдуманного и бережного отношения к своему здоровью. Острота проблемы заключается в непреходящей ценности здоровья, поддержание и упрочение которого зависит от отношения самого дошкольника (его знаний, умений, действий) к своему здоровью и здоровому образу жизни, от освоения элементарных методов и приемов его сохранения, т.е. от овладения культурой здоровья как приоритетной области общечеловеческой культуры...
Анализ исследований позволяет сделать вывод о том, что потребность в
здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм
пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. Старший
дошкольный возраст, как отмечается в исследованиях физиологов, психологов,
педагогов является тем этапом в жизни, на котором закладываются основы
умственного, нравственного, физического развития человека, формируется
здоровье, складывается стереотип образа жизни.
Различные исследования подтверждают, этот возраст является оптимальным для расширения адаптационных возможностей организма ребенка (Е.П. Арнаутова, Т.Ф. Саулина, В.К. Бальсевич, Л.Н. Волошина, С. О. Филиппова и
др.).
Учеными установлено, что устойчивость организма к сменяемости
температурных режимов значительно повышается, работоспособность
улучшается при включении в режим дня дошкольника закаливающих
процедур(Ю.Ф. Змановский, М.Н. Кузнецова, Ю.Е. Лукоянов, И.А. Павлова,
Ю.М. Фатхутдинова и др.).
Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме
поиска педагогических условий использования средств закаливания в
физическом воспитании детей дошкольного возраста, проведенный в первой
главе, позволил определить цель экспериментальной работы, которой
являлось выявление и обоснование эффективности средств закаливания в
физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Констатирующий этап педагогического эксперимента по выявлению
уровня представлений у детей старшего дошкольного возраста представлений
о здоровом образе жизни проводился в ЧДОУ детский сад «Покровский»
Старооскольской и Белгородской епархии, в исследовании принимали участие
20 детей старшего дошкольного возраста.
В практической части педагогического эксперимента мы опирались на
основные компоненты представлений у детей старшего дошкольного возраста
о здоровом образе жизни,которыми по мнению А.И. Донцова и Т.П.
Емельянова, явялются: установки (ценностно- мотивационный компонент),
знания (когнитивный компонент), умения и навыки (деятельностный
компонент).
Для изучения ценностно-мотивационного компоненты нами была
использована методика «Неоконченные предложения» (автор
В.А.Деркунская), которая предназначена для изучения особенностей
ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему
здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни...
1. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории
функциональной системы / П.К. Анохин. – М. : Наука, 1978. – 400 с.
2.Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и
психолого-педагогические аспекты формирования / Р.И. Айзман. –
Новосибирск, 2010. –198 с.
3.Арнаутова Е.П. Социально-педагогическая практика, взаимодействия
семьи и детского-сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова // Детский сад
от А до Я. – 2004. – №4. – С.23-37.
4. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. – М. :
Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с.
5. Белая Н. А. Лечебная физкультура и массаж / Н. А. Белая. – М., 2011.
– 274 с.
6. Биляева А.А. Совершенствование движений в процессе физиологического
воспитания с учетом возрастных особенностей двигательных функций: Автореф.
дис.... канд. пед. наук. - М., 1976. - 24 с.
7.Бобкова Е.В. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе закаливание детей в детском саду [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy
obrazzhizni/2014/11/07/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-pedagogicheskom
8.Большая советская энциклопедия : алфавитный именной указатель к
третьему изданию. А – Я. – М. : Советская энциклопедия, 1981. – 719 с.
9.Вайнер Э. Н. , С. А. Кастюнин С. А. Адаптивная физическая культура
. Крат М.: Флинта. Э. Н. Вайнер, С. А. Кастюнин - 2012.
10.Викулов А.Д. Развитие физических способностей детей: книга для
малышей и их родителей / А.Д. Викулов, И.М. Бутин. – Ярославль : Гринго,
1996. – 176 с.
11.Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология
физического воспитания детей 5-7 лет / Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова /
Мздательство: М.: Аркти. – 2004. С. 36-41.
12.Волошина Л.Н. Практикум по теории и технологиям физической
культуры дошкольников. – Белгород, 2011. − 181 с.
13.Волошина Л.Н. К здоровью - вместе! Программа и методические
рекомендации по организации взаимодействия педагогов детского сада и
родителей в реализации образовательных областей «Физическое развитие» и
«Социальное развитие»: учебное пособие / Л.Н. Волошина. – Белгород :
ПОЛИТЕРРА, 2015. – 107 с.
14.Волошина Л.Н. Современные тенденции построения
здоровьесберегающей среды детского сада // Основы здоровьесберегающего
образовательного процесса: опыт, проблемы, перспективы): Материалы
региональной научно-практической конференции. − Белгород: Изд-во БелГУ,2003. − 296 с.
15.Воднева Е.В. Педагогические условия формирования ценностного
отношения к здоровью у детей старшего дошкольного и младшего школьного
возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Смоленск, 2003.–25с... 51