ФОРМИРОВАНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЙНОГО ЦЕНТРА «ПЛОЩАДЬ МИРА»
|
Введение 5
1. Теоретические предпосылки анализа работы музеев Современного Искусства 10
1.1. Определение и конкретизация понятия «музей современного искусства» 10
1.2. История и этапы формирования музея современного искусства 21
2. Музейный центр «площадь мира» как представитель типа музея
современного искусства 31
2.1. История музея «Площадь мира» 31
2.2. Выставка «Горизонты возможного» как репрезентант формы 37
Заключение 41
Список использованных источников 45
1. Теоретические предпосылки анализа работы музеев Современного Искусства 10
1.1. Определение и конкретизация понятия «музей современного искусства» 10
1.2. История и этапы формирования музея современного искусства 21
2. Музейный центр «площадь мира» как представитель типа музея
современного искусства 31
2.1. История музея «Площадь мира» 31
2.2. Выставка «Горизонты возможного» как репрезентант формы 37
Заключение 41
Список использованных источников 45
Актуальность темы исследования
Актуальность данной работы определяется, в первую очередь, благодаря активному распространению музеев современного искусства и стремительному росту их числа в мире. Музейные центры сегодня становятся местом притяжения людей, становятся неотъемлемой частью городской культурной среды. Тема отличия данного типа художественного музея от прочих поднимается с конца XIX века, однако и по сегодняшний день не существует единых критериев определения музея искусств как музея сугубо современного направления. Предлагаются различные теории и признаки, некоторые факторы обуславливаются самим обществом и носят социологический характер. Модернистское общество ушло в прошлое, а постмодернистское - растворяется на глазах. Поэтому, необходимо изучение феномена музея современного искусства - как места сохранения и репрезентации искусства и культуры XX-XXI веков.
Само понятие музея современного искусства носит динамический характер. Его окончательное становление еще не произошло, да и невозможно в принципе: музей современного искусства самостоятельно творит историю и создает тенденции, постоянно изменяя свою форму, экспериментируя с предназначением и функциями. Но все же, значительная часть истории развития музея современного искусства уже осталась в прошлом, а поэтому надлежит изучению при помощи историко¬культурологического подхода. Несмотря на активное применение культурологических и искусствоведческих практик в изучении данной темы, этапы развития феномена музея современного искусства все еще не обозначены в широкой научной среде.
Изучение феномена музея современного искусства также необходимо с позиции культурологии. Россия сегодня - сама по себе актуальный в мире феномен культуры, и изучение данной сферы имеет повышенный интерес во всем мире. Особенно это касается региональной культуры, к числу которой относится и Красноярское арт-сообщество. Музейный центр «Площадь Мира» в 2017 году занял первое место по посещаемости среди региональных музеев России . Возможно ли сочетать в себе самобытность и актуальные мировые тенденции, подверженные глобализации? Динамичная городская среда принимает музей современного искусства в свой ритм, новости и вопросы музея и художественной среды поднимаются в средствах массовой информации, на научных конференциях.
Музей современного искусства в России, а особенно в регионах, отличается от подобного института в США и Западной Европе. Это обусловлено историческим процессом, как и музейного дела, так и самой страны. Многие этапы развития музея современного искусства как самостоятельного института были упущены, и сегодня такой тип музея в России представляет собой уникальную форму, требующую пристального изучения.
Степень изученности
Интерес к новой форме взаимодействия музея и современного искусства в научной среде возрастает, этот феномен часто становится предметом философско-культурологических размышлений. Однако, комплексных подходов к изучению данной темы все еще немного, в основном о музеях современного искусства пишут «локально», рассматривая определенные аспекты деятельности. Недостаток трудов, предполагающих всестороннее рассмотрение вопроса музея современного искусства, позволяет привлечь широкий круг музееведческих, культурологических, искусствоведческих и философских научных работ.
Вопросы, связанные с определением сущности современного искусства, критериев его оценки и роли в культуре, освещаются сегодня в трудах отечественных искусствоведов, культурологов, философов Е. Ю. Андреевой, И. М. Бакштейна, А. Д. Боровского, В. М. Диановой, М. Ю. Германа, Б. Гройса, Е. Ю. Деготь, А. В. Ипполитова, С. В. Кудрявцевой, А. А. Курбановского, Н. Б. Маньковской, В. А. Мизиано, В. Г. Перца, А. В. Рыкова, В. В. Савчука, А. К. Секацкого, Н. С. Степанян, Е. Г. Соколова, О. В. Туркиной, А. М. Успенского, И. Д. Чечота и др. Среди западных исследователей, занимавшихся данной проблематикой, - теоретики искусства B.Беньямин, К. Гринберг, Ч. Дженкс, Дж. Кошут, Р. Краусс, А. Б. Олива, Б. Тейлор, В. Хофман, Д. Хопкинс, философы и культурологи Р.Барт, Ж- Ф.Лиотар, X. Ортега-и-Гассет, Ж. Бодрийяр, Г.-Г.Гадамер, М. Хайдеггер, У. Эко и др. Круг авторов, разрабатывающих подобные вопросы, чрезвычайно велик, и даже более широкий перечень не был бы полным.
Проблемное поле, в рамках которого можно рассматривать Музей современного искусства как культурный феномен, намечено в трудах А. Д. Боровского, Б. Гройса, А. А. Ковалева, А. В. Ляшко, В. С. Турчина.
При выявлении предпосылок возникновения Музея современного искусства и анализе истории его институализации в мировой культуре были синтезированы обозначенные отечественными и западными исследователями (Ф.И. Шмитом, В.Ф. Левинсоном-Лессингом, Д.В. Сарабьяновым, Г.Ю. Стерниным, 3. Странским, К. Хадсоном, Т.Ю. Юреневой) подходы к изучению художественной культуры и музейного дела. Музеи художественной культуры и Музей нового западного искусства как первые отечественные музеи современного искусства стали объектом исследования C.Г. Джафаровой, И. Н. Карасик, Е. Ф. Ковтуна, Б. Н. Терновца, Н. В. Яворской. История создания и различные аспекты функционирования европейских и американских музеев современного искусства освещены в работах Б. Альтшулера, И. Блацвика, Э. Вайсе, К. Варнедо, Б. Голдфарба, К. Грюненберга, В. Дрешлера, Т. Кренца, Дж. Окмана, С. Уилсона, Ф. Фишера, X. Фокса, М. Шепса и др.
В области исследования отдельных направлений деятельности и особенностей бытования музея в культуре накоплен значительный научный потенциал. Проблемам музейного экспонирования и выставочной работы посвящены исследования М. В. Бирюковой, Е. Л. Водорез, М.Т. Майстровской, Т.П. Полякова, И.Н. Карасик, М.А. Костриц, А. В. Ляшко, А.М. Разгона, Л. А. Худяковой. Музейный предмет как феномен культуры и как основной элемент системы музейной коммуникации рассматривается отечественными и зарубежными теоретиками Й. Бенином, В. Ю. Дукельским, Ю. В. Ивановой, Г. С. Кнабе, В. В. Кондратьевым, С.Т. Махлиной, А. А. Никоновой, Е.А. Окладниковой, К. Шрайнером. Проблемы бытования музея в информационном обществе являются предметом теоретического осмысления А.С. Дриккера, А.С. Мухина. Вопрос о значении и функциях музея поднимается в трудах А. Б. Закс, А. С. Кузьмина, Ю. П. Пищулина, Д. А. Равикович, А. Хаттона и др. Анализ результатов теоретических и прикладных исследований в данных областях позволяет выявить специфику Музея современного искусства в контексте музейного мира.
Проблемы взаимодействия музея и современного искусства, их связь с арт-рынком, средствами массовой информации, галерейным делом, институтом частного коллекционирования, а также социальный состав посетителей музея стали объектом научной рефлексии в России начиная с конца XX века, когда регулярно стали проводиться отечественные и международные научные конференции «Современное искусство и средства массовой информации» (1997 г.), «Искусство XX века Итоги столетия» (1999 г.), «Художественный рынок как объект гуманитарного знания» (2004 г.), «Музей и арт-рынок» (2006 г), «Музей-зритель- XXI век» (2006 г ) и др.
Объект исследования: Краевое государственное бюджетное учреждение культуры «Музейный центр «Площадь Мира», выставка «Горизонты возможного».
Предмет исследования: этапы формирования и развития музея современного искусства в культуре XX-XXI вв.
Цель работы: Выявить этапы формирования и особенности развития музеев современного искусства и показать их актуальность на примере Краевого государственного бюджетного учреждения культуры «Музейный центр «Площадь Мира».
Необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «музей современного искусства» с философской точки зрения;
2. Проследить тенденции становления и работы ведущих мировых и российских музеев современного искусства;
3. Выявить исторические этапы развития Музеев современного искусства;
4. Провести анализ истории развития «Музейного центра «Площадь мира»;
5. Обозначить основные факторы, раскрывающие работу Музейного центра как музея современного искусства через анализ выставки «Горизонты возможного»
Методология: Основным в данной работе можно назвать культурно-исторический метод, позволяющий проследить этапы развития музея. Классический метод дедуктивного анализа необходим для теоретической части, дальнейшая работа связана с методом аналогии и непосредственно формализации.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты данной работы могут использоваться в научной сфере, в таких дисциплинах, как музеелогия, культурология, искусства и гуманитарные науки. Исследование конкретизирует факторы, включенные в понятие музея современного искусства, а также предлагает к использованию хронологическую систему этапов развития музеев современного искусства мира. Кроме того, объектом исследования выступает Музейный центр города Красноярска, что делает эту работу значимым вкладом в изучении развития современной региональной культуры.
Структура работы: введение, две главы, каждая из которых содержит по два параграфа, заключение и список использованных источников
Актуальность данной работы определяется, в первую очередь, благодаря активному распространению музеев современного искусства и стремительному росту их числа в мире. Музейные центры сегодня становятся местом притяжения людей, становятся неотъемлемой частью городской культурной среды. Тема отличия данного типа художественного музея от прочих поднимается с конца XIX века, однако и по сегодняшний день не существует единых критериев определения музея искусств как музея сугубо современного направления. Предлагаются различные теории и признаки, некоторые факторы обуславливаются самим обществом и носят социологический характер. Модернистское общество ушло в прошлое, а постмодернистское - растворяется на глазах. Поэтому, необходимо изучение феномена музея современного искусства - как места сохранения и репрезентации искусства и культуры XX-XXI веков.
Само понятие музея современного искусства носит динамический характер. Его окончательное становление еще не произошло, да и невозможно в принципе: музей современного искусства самостоятельно творит историю и создает тенденции, постоянно изменяя свою форму, экспериментируя с предназначением и функциями. Но все же, значительная часть истории развития музея современного искусства уже осталась в прошлом, а поэтому надлежит изучению при помощи историко¬культурологического подхода. Несмотря на активное применение культурологических и искусствоведческих практик в изучении данной темы, этапы развития феномена музея современного искусства все еще не обозначены в широкой научной среде.
Изучение феномена музея современного искусства также необходимо с позиции культурологии. Россия сегодня - сама по себе актуальный в мире феномен культуры, и изучение данной сферы имеет повышенный интерес во всем мире. Особенно это касается региональной культуры, к числу которой относится и Красноярское арт-сообщество. Музейный центр «Площадь Мира» в 2017 году занял первое место по посещаемости среди региональных музеев России . Возможно ли сочетать в себе самобытность и актуальные мировые тенденции, подверженные глобализации? Динамичная городская среда принимает музей современного искусства в свой ритм, новости и вопросы музея и художественной среды поднимаются в средствах массовой информации, на научных конференциях.
Музей современного искусства в России, а особенно в регионах, отличается от подобного института в США и Западной Европе. Это обусловлено историческим процессом, как и музейного дела, так и самой страны. Многие этапы развития музея современного искусства как самостоятельного института были упущены, и сегодня такой тип музея в России представляет собой уникальную форму, требующую пристального изучения.
Степень изученности
Интерес к новой форме взаимодействия музея и современного искусства в научной среде возрастает, этот феномен часто становится предметом философско-культурологических размышлений. Однако, комплексных подходов к изучению данной темы все еще немного, в основном о музеях современного искусства пишут «локально», рассматривая определенные аспекты деятельности. Недостаток трудов, предполагающих всестороннее рассмотрение вопроса музея современного искусства, позволяет привлечь широкий круг музееведческих, культурологических, искусствоведческих и философских научных работ.
Вопросы, связанные с определением сущности современного искусства, критериев его оценки и роли в культуре, освещаются сегодня в трудах отечественных искусствоведов, культурологов, философов Е. Ю. Андреевой, И. М. Бакштейна, А. Д. Боровского, В. М. Диановой, М. Ю. Германа, Б. Гройса, Е. Ю. Деготь, А. В. Ипполитова, С. В. Кудрявцевой, А. А. Курбановского, Н. Б. Маньковской, В. А. Мизиано, В. Г. Перца, А. В. Рыкова, В. В. Савчука, А. К. Секацкого, Н. С. Степанян, Е. Г. Соколова, О. В. Туркиной, А. М. Успенского, И. Д. Чечота и др. Среди западных исследователей, занимавшихся данной проблематикой, - теоретики искусства B.Беньямин, К. Гринберг, Ч. Дженкс, Дж. Кошут, Р. Краусс, А. Б. Олива, Б. Тейлор, В. Хофман, Д. Хопкинс, философы и культурологи Р.Барт, Ж- Ф.Лиотар, X. Ортега-и-Гассет, Ж. Бодрийяр, Г.-Г.Гадамер, М. Хайдеггер, У. Эко и др. Круг авторов, разрабатывающих подобные вопросы, чрезвычайно велик, и даже более широкий перечень не был бы полным.
Проблемное поле, в рамках которого можно рассматривать Музей современного искусства как культурный феномен, намечено в трудах А. Д. Боровского, Б. Гройса, А. А. Ковалева, А. В. Ляшко, В. С. Турчина.
При выявлении предпосылок возникновения Музея современного искусства и анализе истории его институализации в мировой культуре были синтезированы обозначенные отечественными и западными исследователями (Ф.И. Шмитом, В.Ф. Левинсоном-Лессингом, Д.В. Сарабьяновым, Г.Ю. Стерниным, 3. Странским, К. Хадсоном, Т.Ю. Юреневой) подходы к изучению художественной культуры и музейного дела. Музеи художественной культуры и Музей нового западного искусства как первые отечественные музеи современного искусства стали объектом исследования C.Г. Джафаровой, И. Н. Карасик, Е. Ф. Ковтуна, Б. Н. Терновца, Н. В. Яворской. История создания и различные аспекты функционирования европейских и американских музеев современного искусства освещены в работах Б. Альтшулера, И. Блацвика, Э. Вайсе, К. Варнедо, Б. Голдфарба, К. Грюненберга, В. Дрешлера, Т. Кренца, Дж. Окмана, С. Уилсона, Ф. Фишера, X. Фокса, М. Шепса и др.
В области исследования отдельных направлений деятельности и особенностей бытования музея в культуре накоплен значительный научный потенциал. Проблемам музейного экспонирования и выставочной работы посвящены исследования М. В. Бирюковой, Е. Л. Водорез, М.Т. Майстровской, Т.П. Полякова, И.Н. Карасик, М.А. Костриц, А. В. Ляшко, А.М. Разгона, Л. А. Худяковой. Музейный предмет как феномен культуры и как основной элемент системы музейной коммуникации рассматривается отечественными и зарубежными теоретиками Й. Бенином, В. Ю. Дукельским, Ю. В. Ивановой, Г. С. Кнабе, В. В. Кондратьевым, С.Т. Махлиной, А. А. Никоновой, Е.А. Окладниковой, К. Шрайнером. Проблемы бытования музея в информационном обществе являются предметом теоретического осмысления А.С. Дриккера, А.С. Мухина. Вопрос о значении и функциях музея поднимается в трудах А. Б. Закс, А. С. Кузьмина, Ю. П. Пищулина, Д. А. Равикович, А. Хаттона и др. Анализ результатов теоретических и прикладных исследований в данных областях позволяет выявить специфику Музея современного искусства в контексте музейного мира.
Проблемы взаимодействия музея и современного искусства, их связь с арт-рынком, средствами массовой информации, галерейным делом, институтом частного коллекционирования, а также социальный состав посетителей музея стали объектом научной рефлексии в России начиная с конца XX века, когда регулярно стали проводиться отечественные и международные научные конференции «Современное искусство и средства массовой информации» (1997 г.), «Искусство XX века Итоги столетия» (1999 г.), «Художественный рынок как объект гуманитарного знания» (2004 г.), «Музей и арт-рынок» (2006 г), «Музей-зритель- XXI век» (2006 г ) и др.
Объект исследования: Краевое государственное бюджетное учреждение культуры «Музейный центр «Площадь Мира», выставка «Горизонты возможного».
Предмет исследования: этапы формирования и развития музея современного искусства в культуре XX-XXI вв.
Цель работы: Выявить этапы формирования и особенности развития музеев современного искусства и показать их актуальность на примере Краевого государственного бюджетного учреждения культуры «Музейный центр «Площадь Мира».
Необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «музей современного искусства» с философской точки зрения;
2. Проследить тенденции становления и работы ведущих мировых и российских музеев современного искусства;
3. Выявить исторические этапы развития Музеев современного искусства;
4. Провести анализ истории развития «Музейного центра «Площадь мира»;
5. Обозначить основные факторы, раскрывающие работу Музейного центра как музея современного искусства через анализ выставки «Горизонты возможного»
Методология: Основным в данной работе можно назвать культурно-исторический метод, позволяющий проследить этапы развития музея. Классический метод дедуктивного анализа необходим для теоретической части, дальнейшая работа связана с методом аналогии и непосредственно формализации.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты данной работы могут использоваться в научной сфере, в таких дисциплинах, как музеелогия, культурология, искусства и гуманитарные науки. Исследование конкретизирует факторы, включенные в понятие музея современного искусства, а также предлагает к использованию хронологическую систему этапов развития музеев современного искусства мира. Кроме того, объектом исследования выступает Музейный центр города Красноярска, что делает эту работу значимым вкладом в изучении развития современной региональной культуры.
Структура работы: введение, две главы, каждая из которых содержит по два параграфа, заключение и список использованных источников
Данная работа посвящена анализу и конкретизации особенностей феномена музея современного искусства. Для этого была выбрана определенная цель: выявить этапы формирования и особенности развития музеев современного искусства и показать их актуальность на примере Краевого государственного бюджетного учреждения культуры «Музейный центр «Площадь Мира», и поставлены конкретные задачи:
1. Проанализировать понятие «музей современного искусства» с философской точки зрения;
2. Проследить тенденции становления и работы ведущих мировых и российских музеев современного искусства;
3. Выявить исторические этапы развития Музеев современного искусства;
4. Провести анализ истории развития «Музейного центра «Площадь мира»;
5. Обозначить основные факторы, раскрывающие работу Музейного центра как музея современного искусства через анализ выставки «Горизонты возможного».
Проанализировав само понятие музея современного искусства оказалось возможным обозначить тенденции в работе музея со зрителем, организацией выставочного пространства, коллекционированием и т.д. После рассуждений о пост-модернистской природе самого феномена, вопрос о необходимости музея современного искусства закрывается историей: музей такого типа уже существует и развивается, остается определить его основные характеристики.
Музей современного искусства сегодня является определяющим «судьей» для произведений, определяющим не только его ценность, но и изменяя контекст его восприятия. При этом, эта роль стала коллективной - кроме руководства музея большое влияние имеет куратор и зритель, который именно в наше время из наблюдателя превратился в полноценного участника. Активное обращение к зрителю отличает современный музей партиципаторного типа от прошлых вариаций. Еще один важный принцип нового музея - реорганизация пространства, «модульный тип» экспозиции. Музейные залы не подстраиваются под экспозицию и не создают шоу, а используют пространство как возможность отстранения от «обычного» мира. Диалог между художником и зрителем сместился в сторону произведения, музей создает определенный сценарий восприятия (модель), находящий отражение в произведениях искусства. Сами выставки становятся тематическими, исторический и авторский подход уходят в прошлое.
Отголосками прошлого выглядит сейчас и стремление музеев к экспозиции строго определенного вида искусства. Музей современного искусства характеризуется мультидисциплинарностью, активным включением медиа-искусств и синтезом форм. Классическая форма абсолютно-чистого белого пространства потеряла свою монополию. Музейный свет более не освещает произведения искусства, свет теперь излучают сами образы. Особенный подход характерен не только для экспозиций, но и для работы с коллекцией. Сегодня музеи позволяют зрителю взаимодействовать с фондами, делая запасники открытыми для посетителей. Кроме этого, существует тенденция активного взаимодействия с частными коллекциями. Подобно маленьким частным галереям-салонам, большие учреждения обращаются к коллекционерам. Еще одной важной тенденцией, является мультифункциональность музейных пространств
Обозначив основные тенденции и проследив историю формирования современного образа музея искусств, стало возможным выделить несколько этапов развития:
Конец XIX века - 1920-е - Кризис музея искусств. Привычная форма устаревает, появляется критика хронологического подхода экспонирования. Музеи не принимают современное искусство, чем вызывают недовольство интеллектуального сообщества. Назревает необходимость нового пути экспонирования, искусство современников требует места хранения и репрезентации.
1930-е - 1960-е - Абстрактное искусство и авангард. Деятели искусства организуют собственные небольшие музеи и галереи, появляются проекты выставок в крупных национальных центрах.Появляется МоМа,принимающий искусство во всех его проявлениях. Происходят внешние и внутренние изменения в плане экспозиции, большая роль отдается архитектуре музея - от фасада к реорганизации пространства. Уход от хронологического подхода экспонирования, фокус с историзма на сами произведения искусства. Музей как нейтральная территория, концепция «белого куба».
1960-е - середина 1990-х - Музей как сенсация. Близость к индустрии развлечений, коммерциализация музея. Архитектура как инструмент эпатажа, формирующий общий образ музея, его имидж. Активное вовлечение зрителя, часто носящее развлекательный характер. Пример - Музеи Соломона Гуггенхайма. Продолжении традиции мультидисциплинарности, активное вовлечение медиа-искусств.
1990-е - сегодняшний день - Партиципаторный тип музея. Активное вовлечение зрителя в диалог с искусством и пространством самого музея. В архитектуре: тенденции адаптации зданий бывшего промышленного значения. Пространство музея как исходный материал, изменяющийся под нужды определенной выставки. Тематический подход экспонирования, интернациональные тенденции. Музей как образовательный центр, общественное культурное пространство.
Следующая задача требовала изучения истории Музейного центра «Площадь мира», и уже этот этап позволил провести параллели с выведенными ранее хронологическими формами, а также выявить наличие основных тенденций мировой практики, позволяющих отнести Музейный центр в формат передовых. Музейный центр «Площадь мира» стремится воссоздать художественную среду, изменяя выставочное пространство от синтетически-воссозданного исторического «острова» либо к нейтральному, либо к пространству активного погружения зрителя в тематику, а не в эпоху. Центр стремится к мультифункциональности, но не только с развлекательной стороны вопроса: Музейный центр «Площадь мира» становится образовательной площадкой, как для зрителя - так и для художников. В плане работы на ближайшие годы отдельно выделен проекты «арт- резиденция» и «арт-сессия». Музей выступает как пространство не только репрезентации, но и создания произведения искусства. Так же, характерной чертой становится мультидисциплинарность и связь медиа с классическими видами искусства. Все чаще выставки и проекты не ограничиваются одной формой, что является особенностью музеев современного искусства мира.
Анализ выставки «Горизонты возможного» на конкретном примере подтвердил отношение Музейного центра к передовому этапу развития. Выставка «Горизонты возможного» это в первую очередь, авторский проект кураторской деятельности. Представление выставки в медиа происходит под именем именно куратора, а затем уже участвующих художников. Произведения искусства становятся проводниками авторской концепции, точками остановки в смысловом и реальном путешествии. Имея четкие границы пространства и сценарий действия для посетителя, выставка помогает приобщению к модели, заложенной в произведениях. Получается глубинный эффект - соглашаясь с моделью выставочного пространства, зритель яснее видит ее и в произведениях. Погружение зрителя приглашает к особой форме соучастия: сотрудничеству: Возможность попробовать новые формы, приобрести навыки творческого и мыслительного порядка для зрителя, и показатель не только зрительского интереса, но и степени понимания зрителем главной концепции - для музея. Экспозиция выставки строится на коллекции работ из фонда музея: Красноярский музейный центр - место не только репрезентации искусства, но и пространство его создания. Многие из произведений, представленных в «Горизонтах возможного» были созданы здесь.
1. Проанализировать понятие «музей современного искусства» с философской точки зрения;
2. Проследить тенденции становления и работы ведущих мировых и российских музеев современного искусства;
3. Выявить исторические этапы развития Музеев современного искусства;
4. Провести анализ истории развития «Музейного центра «Площадь мира»;
5. Обозначить основные факторы, раскрывающие работу Музейного центра как музея современного искусства через анализ выставки «Горизонты возможного».
Проанализировав само понятие музея современного искусства оказалось возможным обозначить тенденции в работе музея со зрителем, организацией выставочного пространства, коллекционированием и т.д. После рассуждений о пост-модернистской природе самого феномена, вопрос о необходимости музея современного искусства закрывается историей: музей такого типа уже существует и развивается, остается определить его основные характеристики.
Музей современного искусства сегодня является определяющим «судьей» для произведений, определяющим не только его ценность, но и изменяя контекст его восприятия. При этом, эта роль стала коллективной - кроме руководства музея большое влияние имеет куратор и зритель, который именно в наше время из наблюдателя превратился в полноценного участника. Активное обращение к зрителю отличает современный музей партиципаторного типа от прошлых вариаций. Еще один важный принцип нового музея - реорганизация пространства, «модульный тип» экспозиции. Музейные залы не подстраиваются под экспозицию и не создают шоу, а используют пространство как возможность отстранения от «обычного» мира. Диалог между художником и зрителем сместился в сторону произведения, музей создает определенный сценарий восприятия (модель), находящий отражение в произведениях искусства. Сами выставки становятся тематическими, исторический и авторский подход уходят в прошлое.
Отголосками прошлого выглядит сейчас и стремление музеев к экспозиции строго определенного вида искусства. Музей современного искусства характеризуется мультидисциплинарностью, активным включением медиа-искусств и синтезом форм. Классическая форма абсолютно-чистого белого пространства потеряла свою монополию. Музейный свет более не освещает произведения искусства, свет теперь излучают сами образы. Особенный подход характерен не только для экспозиций, но и для работы с коллекцией. Сегодня музеи позволяют зрителю взаимодействовать с фондами, делая запасники открытыми для посетителей. Кроме этого, существует тенденция активного взаимодействия с частными коллекциями. Подобно маленьким частным галереям-салонам, большие учреждения обращаются к коллекционерам. Еще одной важной тенденцией, является мультифункциональность музейных пространств
Обозначив основные тенденции и проследив историю формирования современного образа музея искусств, стало возможным выделить несколько этапов развития:
Конец XIX века - 1920-е - Кризис музея искусств. Привычная форма устаревает, появляется критика хронологического подхода экспонирования. Музеи не принимают современное искусство, чем вызывают недовольство интеллектуального сообщества. Назревает необходимость нового пути экспонирования, искусство современников требует места хранения и репрезентации.
1930-е - 1960-е - Абстрактное искусство и авангард. Деятели искусства организуют собственные небольшие музеи и галереи, появляются проекты выставок в крупных национальных центрах.Появляется МоМа,принимающий искусство во всех его проявлениях. Происходят внешние и внутренние изменения в плане экспозиции, большая роль отдается архитектуре музея - от фасада к реорганизации пространства. Уход от хронологического подхода экспонирования, фокус с историзма на сами произведения искусства. Музей как нейтральная территория, концепция «белого куба».
1960-е - середина 1990-х - Музей как сенсация. Близость к индустрии развлечений, коммерциализация музея. Архитектура как инструмент эпатажа, формирующий общий образ музея, его имидж. Активное вовлечение зрителя, часто носящее развлекательный характер. Пример - Музеи Соломона Гуггенхайма. Продолжении традиции мультидисциплинарности, активное вовлечение медиа-искусств.
1990-е - сегодняшний день - Партиципаторный тип музея. Активное вовлечение зрителя в диалог с искусством и пространством самого музея. В архитектуре: тенденции адаптации зданий бывшего промышленного значения. Пространство музея как исходный материал, изменяющийся под нужды определенной выставки. Тематический подход экспонирования, интернациональные тенденции. Музей как образовательный центр, общественное культурное пространство.
Следующая задача требовала изучения истории Музейного центра «Площадь мира», и уже этот этап позволил провести параллели с выведенными ранее хронологическими формами, а также выявить наличие основных тенденций мировой практики, позволяющих отнести Музейный центр в формат передовых. Музейный центр «Площадь мира» стремится воссоздать художественную среду, изменяя выставочное пространство от синтетически-воссозданного исторического «острова» либо к нейтральному, либо к пространству активного погружения зрителя в тематику, а не в эпоху. Центр стремится к мультифункциональности, но не только с развлекательной стороны вопроса: Музейный центр «Площадь мира» становится образовательной площадкой, как для зрителя - так и для художников. В плане работы на ближайшие годы отдельно выделен проекты «арт- резиденция» и «арт-сессия». Музей выступает как пространство не только репрезентации, но и создания произведения искусства. Так же, характерной чертой становится мультидисциплинарность и связь медиа с классическими видами искусства. Все чаще выставки и проекты не ограничиваются одной формой, что является особенностью музеев современного искусства мира.
Анализ выставки «Горизонты возможного» на конкретном примере подтвердил отношение Музейного центра к передовому этапу развития. Выставка «Горизонты возможного» это в первую очередь, авторский проект кураторской деятельности. Представление выставки в медиа происходит под именем именно куратора, а затем уже участвующих художников. Произведения искусства становятся проводниками авторской концепции, точками остановки в смысловом и реальном путешествии. Имея четкие границы пространства и сценарий действия для посетителя, выставка помогает приобщению к модели, заложенной в произведениях. Получается глубинный эффект - соглашаясь с моделью выставочного пространства, зритель яснее видит ее и в произведениях. Погружение зрителя приглашает к особой форме соучастия: сотрудничеству: Возможность попробовать новые формы, приобрести навыки творческого и мыслительного порядка для зрителя, и показатель не только зрительского интереса, но и степени понимания зрителем главной концепции - для музея. Экспозиция выставки строится на коллекции работ из фонда музея: Красноярский музейный центр - место не только репрезентации искусства, но и пространство его создания. Многие из произведений, представленных в «Горизонтах возможного» были созданы здесь.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В РЕГИОНАЛЬНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ С 2019 ПО 2022 ГГ. (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЙНОГО ЦЕНТРА «ПЛОЩАДЬ МИРА»)
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2023 - УЛУЧШЕНИЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (На примере КГБУК «Музейный центр «Площадь Мира»)
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Особенности организации выставок произведений современного искусства (на примере г. Владивостока)
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - Работа с детской музейной аудиторией на примере музеев Красноярского края
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОВРЕМЕННЫЕ МУЗЕЙНЫЕ ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИЕЙ НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА
Магистерская диссертация, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МУЗЕИ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА (КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ НИЖНЕГО НОВГОРОДА 1985-2003 ГГ.)
Диссертации (РГБ), культурология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Культурно-просветительская деятельность музеев г. Екатеринбурга в конце XX - начале XXI вв
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - Формирование и современное состояние музейного дела в Республике Хакасия (1930-2018 годы)
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020



