Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 20 студентов 1 курса.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты понятий «эмоции» и «чувства» 6
1.1 Определение эмоций и чувств в психологии 6
1.2 Основные теоретические концепции эмоций 10
1.3 Классификация эмоций и чувств 14
2 Способы регуляции эмоциональных состояний 20
2.1 Теоретические вопросы изучения проблемы эмоциональных состояний в научной литературе 20
2.2 Способы эмоциональной регуляции 25
3 Эмпирическое исследование способов регуляции эмоциональных состояний 33
3.1 Организация и методы исследования 33
3.2 Анализ результатов эмпирического исследования 37
Заключение 42
Список литературы 44
Приложение А 47
Приложение Б 53
Актуальность настоящего исследования. Эмоциональные процессы и явления, которые являются уникальными психологическими феноменами, играют важную роль в формировании и развитии психики. Личность обогащается и становится интереснее через разнообразие эмоциональных взаимодействий.
Человеческие эмоции и чувства придают уникальность его действиям, словам и поступкам. Они имеют колоссальное значение в формировании глубокого самопознания и позволяют лучше понять окружающий мир, а также межличностные взаимоотношения. Опыт личных переживаний обогащает внутренний мир человека, раскрывая новые аспекты его личности, возможности и таланты. В новых обстоятельствах эти переживания могут открывать неожиданные стороны как в самих людях, так и в окружающей их действительности. Положительные эмоции особенно важны, так как они могут вдохновлять на смелые начинания и творческое самовыражение.
Изучение эмоций и чувств как элементов психики актуально, потому что они оказывают значительное влияние на воспоминания человека о жизненных событиях.
В психологии существует множество исследований, направленных на изучение различных сторон возникновения, формирования, развития и проявления чувств и эмоций. Среди них работы отечественных авторов: П. К. Анохина, В. К. Вилюнаса, Л. С. Выготского, Б. И. Додонова, Е. П. Ильина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. М. Якобсона. Но сегодня, как никогда, проблема регуляции эмоциональных состояний, обусловленная усиливающимся с каждым годом стрессогенным фоном жизни современного человека, становится актуальной. Исследования в данной области требуют систематизации. Кроме того, очевидна необходимость проработки практических аспектов данной проблематики.
Актуальность выбранной темы обусловила определение объекта и предмета исследования, а также формулировку его цели.
Объект исследования – эмоции и чувства.
Предмет исследования – эмоции и чувства. способы регуляции эмоциональных состояний
Цель исследования – проанализировать способы регуляции эмоциональных состояний.
Реализация указанной цели возможна посредством решения ряда задач исследования:
1) определить понятия эмоций и чувств с точки зрения психологии;
2) изучить основные теоретические концепции эмоций;
3) проанализировать классификацию эмоций и чувств;
4) рассмотреть теоретические вопросы изучения проблемы эмоциональных состояний в научной литературе.
В ходе работы были использованы такие методы исследования:
теоретические: теоретический анализ учебной, научно-методической литературы по теме исследования; сопоставление и синтез данных; классификация;
эмпирические: констатирующий эксперимент; наблюдение.
диагностические: Опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН) (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай и М. П. Мирошников).
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов в области изучения эмоций и чувств, монографии, материалы периодической печати: Г. М. Бреслав; Е. П. Ильина; К. Ланг, У. Кеннон, П. Бард, Д. Хебб и Л. Фестингер.
Теоретическая значимость исследования по выбранной теме заключается в предоставлении более глубокого понимания этих психологических процессов и их влияния на поведение и ментальное здоровье человека. Исследования в данной области помогают расширить базу знаний о том, как эмоции формируются, выражаются и влияют на восприятие окружающего мира.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно способствует лучшему пониманию и управлению эмоциями, улучшению психического и физического здоровья, а также повышению качества жизни людей в различных сферах. Результаты, описанные в данной работе могут быть полезны для студентов психологических направлений, а также практикующим психологам.
Специфика целей и задач определили логику структуры курсовой работы: введение, три главы (две теоретического характера, одна – эмпирического), заключение, список литературы, приложения.
Цель настоящего исследования заключалась в том, чтобы изучить и теоретических обосновать проблему эмоций и чувств в психологии, а также проанализировать способы регуляции эмоциональных состояний.
В ходе исследования нами были сделаны такие выводы:
Существует ряд важных отличий эмоций и чувств: первые предшествуют вторым в хронологии эволюционного развития; эмоции являются общими для людей и животных, в то время как чувства характерны только для людей; чувства связаны с конкретными объектами, а эмоции возникают в ответ на различные ситуации и события; эмоции обычно проявляются в течение короткого времени и зависят от обстоятельств, тогда как чувства более долговечны и стабильны; разнообразие эмоций может проявляться через одни и те же чувства, указывая на их сложную взаимосвязь. Поэтом чувства представляют собой уникальную подгруппу эмоций, которые характеризуются свойствами такими как стабильность, целенаправленность, сознательность, специфичность объекта и социокультурная зависимость.
Начиная с 18 столетия и до наших дней не существует единой теории раскрывающей сущность и происхождение эмоций. Сегодня невозможно полностью объяснить этот сложный механизм, опираясь только на одну теоретическую парадигму. Данное обстоятельство связано с тем, что эмоции, будучи психологическими явлениями, тесно переплетены с физиологическими процессами в организме, что делает их изучение без учета этих связей неполным. Даже рассмотренные теории могут объяснить лишь отдельные случаи происхождения эмоций, подтверждая сложность и многогранность данного явления.
Эмоции могут быть разделены на различные категории в зависимости от их интенсивности и продолжительности. Некоторые эмоции могут длиться долго, но быть относительно слабыми, в то время как другие проявляются резко и сильно, но быстро проходят. В зависимости от личных ощущений эмоции также классифицируются как положительные, которые возникают при удовлетворении потребностей, и отрицательные, возникающие при их неудовлетворении. С точки зрения их воздействия на поведение, они могут усиливать (стенические) или уменьшать (астенические) активность человека. Чувства различают по модальности, по интенсивности, по продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, по формам и условиям своего развития, по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию.
Под эмоциональным состоянием сегодня принято понимать сложное и длительное состояние, в основе которого лежит оценка значимости различных стимулов, как внешних, так и внутренних. Оно обладает рядом особенностей: слабой интенсивностью, отсутствием конкретного объекта фокусировки, а также внутренним эмоциональным напряжением, которое поддерживается циклически. В центре него находится субъективная оценка его значимости.
Существует несколько классификаций способов регуляции эмоционального состояния. Наиболее популярными сегодня являются всевозможные методы арттерапии, обдуманное и контролируемое использование плача для сброса напряжения, вербализация. Основой эффективности любого из перечисленных методов всегда будет осознание, понимание и принятие своего эмоционального состояния.
В рамках эмпирической части исследования нами была организована диагностическая работа по определению типа регуляции эмоциональных состояний на основе опросника «Способы саморегуляции». В исследовании приняли участие 20 человек: 50% отнесены к организованному типу, 35% - к устойчивому типу, 15% - к оперативному типу.
Таким образом, задачи, поставленные в начале настоящего исследования, были успешно решены, цель работы достигнута.
1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 431 с.
2. Андриенко Е. В. Социальная психология: учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М., 2012.
3. Анохин П. К. Психология эмоций. — М., 1984.
4. Берч П. Тренинг/ Пер. с англ. Под ред. И. В. Андреевой. - СПб.: Издательский дом «Нева», М: «ОЛМА ПРЕСС Инвест», 2003. -160 с.
5. Божович Л. И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов Хрестоматия под ред. Куликова Л. В. - СПб.: Издательство «Питер», 2020. - 166 с.
6. Большаков В. Ю. Психотренинг. СПб, 1994. - 316 с.
7. Бреслав Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. - 2-е изд., стер. - М.: издательский центр «Академия», 2006. - 142 с.
8. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. - М: Ось-89, 1999. -176 с.
9. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М.: Изд-во МГУ, 1976.
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2 Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова.— М.: Педагогика, 1982. 504 с.
11. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 1978. – 272 с.
12. Изард К. Э. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб: Питер, 1999. 464 с.
13. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
14. Киселева Л. А., Помазуева Т. Н. Мир эмоций человека и регуляция деятельности: учебно-методическое пособие. Екатеринбург, Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2017, 68 с.
15. Коваленко Е. А. Сравнительная научная характеристика эмоций и чувств // Актуальные вопросы саморазвития личности: психологопедагогический аспект : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Йошкар-Ола, 19 мая 2022 г.) / гл. ред. С.Н. Федорова; Марийский государственный университет. - Чебоксары: Среда, 2022. – С. 216-222.
16. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - 11-е изд. -Санкт-Петербург: Питер, 2022. 458 с.
17. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: учебное пособие. М., 1971.
18. Немов Р. С. Общая психология. / В 3 томах. Том 1. Введение в психологию. – М.: Юрайт, 2013. – 736 c.
19. Пешкова А. Б. К вопросу о соотношении понятий «эмоция» и «чувство» // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Гуманитарные науки. 2014. № 12. С. 79-82.
20. Реверчук И. В. Психофизиология и патопсихология эмоций и чувств : уч. пособие/ И. В. Реверчук. – Ижевск, 2016. 36 с.
21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. Санкт-Петербург: Питер, 2020. 712 с.
22. Сальников И.С., Изосимова С. А., Пигуз В.Н. Анализ средств и способов регуляции и терапии психоэмоциональных состояний человека // Проблемы искусственного интеллекта. 2022. №3(51). С. 57-63.
23. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. - М.: Наука,1981. 100 с.
24. Тхостов А. Ш., Колымба И.Г. Феноменология эмоциональных явлений // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. № 2. С. 3-14.
25. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер с нем. – 4-е изд. -. М.: Генезис, 2006. - 240 с.
26. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 61-74.
27. Шадриков В. Д. Введение в общую психологию: эмоции и чувства. - М.: Логос, 2002. – 156 с.
28. Экман П. Психология эмоций / П. Экман. - СПб.: Питер, 2018. - 240 с.
29. Якобсон П. М. Чувства, их развитие и воспитание / П. М. Якобсон. - М.: Знание, 1976.- С. 64-68.