ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСЛАМИЗМА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ 14
1.1. Предпосылки возникновения исламизма в раннем исламе 14
1.2. Развитие джихадизма в Ираке в 1989-2006 гг 30
ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСЛАМИЗМА: НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДАИШ» В 2010-2016 ГГ 50
2.1. Формирование структуры «Исламского
государства Ирака» в 2010-2011 гг 50
2.2. Исламистская деятельность объединения «Исламского государства Ирака и Леванта» в Ираке
и Сирии в 2011-2016 гг 59
2.3. Тенденции развития исламизма на современном этапе 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 102
Актуальность темы исследования определяется тем, что в последние годы мировая общественность с пристальным вниманием и тревогой следит за нарастанием экстремизма и терроризма в странах Ближнего Востока. В контексте последних событий, появления «ИГИЛ», требующих в целях эффективной борьбы консолидации сил всего международного сообщества, требуется изучение истории генезиса и эволюции феномена исламизма. Сразу стоит оговориться о том, что джихадистские группировки «ИГИЛ», «Аль - Каида», «Джебхат ан-Нусра, «движение Талибан», и «Братья-Мусульмане» являются запрещенными объединениями на территории Российской Федерации согласно «Перечню террористов и экстремистов»1 росфинмониторинга.
В этой связи особенно важно проанализировать развитие джихадизма на примере функционирования исламистских террористических группировок на Ближнем Востоке, их взаимовлияние, изменение соотношения между ними и воздействие этого изменения на распространение экстремизма и наиболее крайней формы его проявления - терроризма в этом регионе.
В эпоху глобализации радикальный исламизм становится неотъемлемой частью вызова политике интернационализации экономики, политической интеграции. В последние десятилетия в различных регионах мира возникают консервативные религиозно-политические движения разной идеологической направленности как ответ на глобализацию и ее негативные последствия. Современные коммуникационные системы создают парадокс: с одной стороны, предоставляют механизм для реализации глобального ислама, а с другой подвергают ислам опасности активного проникновения модернистской и постмодернистской культуры потребления.
Особую актуальность теме исследования сообщает тот факт, что процессы, происходящие на Ближнем Востоке, имеют большое значение для Российской Федерации, так как этот регион расположен на южном стратегическом направлении ее национальных интересов, поэтому исследования ближневосточного джихадизма имеет особое практическое значение для национальной безопасности нашей страны...
Подводя итоги, необходимо сказать о том, что несмотря на то, что ислам сплачивал народы и государства на основе религии, он не мог уничтожить экономические и национальные противоречия. К тому же никакая религия не может постоянно сохранять свой первоначальный облик. Начал трансформироваться и ислам. Стали появляться новые пророки, каждый из них говорил, что он вновь пришедший Мухаммед. Такое положение дел в мусульманской религии нашло отражение в расколах и разнообразных сектах.
Самая ранняя в истории ислама религиозно-политическая группировка
• хариджиты - образовалась в ходе борьбы за власть в халифате между сторонниками Али и Муавии. Хариджиты считали несправедливой наследственную власть в халифате, поскольку она закрепляет неравенство в мусульманской общине и выдвигает халифа не по личным достоинствам, а по кровному родству; поэтому глава государства, он же духовный руководитель
• имам, должен избираться самими мусульманами. Верховный пост халифа вправе занять каждый мусульманин, независимо от его происхождения и цвета кожи. Ни он сам, ни его власть не имеют священного статуса; община его выбирает, община же может его сместить, а если избранный халиф окажется недостойным доверия, станет тираном или предаст интересы общины ради своих личных интересов, то он может быть предан суду или даже казнен. Непременными же условиями правомочности претендента они считали следование Корану и Сунне, справедливое обхождение с людьми и способность с оружием в руках выступить против правителя-тирана...
1. Ал-Кахтани Г. Кто они НЕОХАРИДЖИТЫ (ваххабиты-«салафиты»)?
- Казань: Иман, 2006. - 464 с.
2. Андреев А. Ваххабиты XVIII - XX века. - М.: Крафт+, 2003. - 169 с.
3. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. - Махачкала, Агентство «Кавказ», 1999. - 162 с.
4. Беляев Е.А. Мусульманское сектантство. - М.: Изд-во Восточной Литературы, 1957. - 100 с.
5. Брилёв Д.В. Генезис «Исламского государства» // Исламское государство: генезис и новые тренды. Сб. статей / Под ред. З. Салаха, А. Аули- на. — Львов: Манускрипт, 2015. — С. 79—85.
6. В Ираке обнаружили массовое захоронение жертв ИГ. - URL: https://ria.ru/20181107/1532283844.html. - (Дата обращения 10.10.2018).
7. В Ираке приговорили к пожизненному сроку 19 россиянок. - URL: https: //www. novayagazeta. ru/news/2018/04/29/141349-v-irake- prigovorili-k-pozhiznennomu-sroku-19-rossiyanok. - (Дата обращения
10.10.2018) .
8. Вайс М. Исламское государство: Армия террора / М. Вайс, Х. Хасан; Пер. с англ. - М.: Альпина нон-фикшн, 2016. - 346 с.
9. Голяндин Н.П. Мотивации вербовки в террористические организации.
- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsii-verbovki-v-
ekstremistskie-i-terroristicheskie-organizatsii. - (Дата обращения
10.10.2018) .
10. Добаев И.П. Исламский радикализм - генезис, эволюция, практика. - РнД.: СКНЦ ВШ, 2002. - 329 с.
11. Звягельская И.Д. Этносы и конфессии на Востоке. конфликты и взаимодействие. - М.: МГИМО (У), 2005. - 575 с.
12. Игнатенко A.A Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиознополитические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. - М.: Наука, 1988. - 205 с.
13. Игнатенко А.А. Ислам и политика. - М.: Ин-т религии и политики, 2004. - 256 с.
14. Игнатенко А.А. Эндогенный радикализм в исламе. - URL: http://www.forum-tvs.ru/index.php?showtopic=6100. - (Дата обращения
10.10.2018) .
15. Исламская доктрина против радикализма. - URL:
https://golosislama.com/news.php?id=8880. - (Дата обращения
10.10.2018) ...96