Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса у младших школьников при изучении вида и времени глагола 10
1.1. Сущность и содержание понятия «познавательный интерес» 10
1.2. Технология формирования познавательного интереса у
младших школьников на уроках русского языка 21
1.3. Категории вида и времени глагола как лингвистическая база
исследования 34
Глава 2. Содержание работы по формированию познавательного интереса у младших школьников при изучении вида и времени глагола 45
2.1. Анализ педагогического опыта учителей начальной школы
по проблеме изучения вида и времени глагола 45
2.2. Диагностика уровня сформированности познавательного
интереса у младших школьников 57
2.3. Формирование познавательного интереса у учащихся экспериментального класса при изучении вида и времени глагола 70
Заключение 90
Библиографический список 94
Приложение 102
В последние годы, как указывают ученые-педагоги, в научной литературе отмечается усиление интереса к проблеме повышения познавательного интереса школьников как фактору обучения.
Особенностью младшего школьного возраста является развитие познавательного интереса. Привлечь внимание детей и вызвать их удивление - это лишь начало возникновения интереса, следующий этап - удержать интерес. Учитель должен сделать так, чтобы нелёгкий учебный труд приносил ученику удовольствие, радость, возбуждая желание вновь и вновь познавать новое.
Теоретические труды ученых-психологов Л.И. Божович, Л.А. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.В. и В.А. Петровских, С.Л. Рубинштейна, исследовавших проблему личности и признающих главными признаками познавательного интереса ученика, его самостоятельность, наличие собственной позиции, развитое логическое и творческое мышление. Ведущие идеи теории развивающего и личностно-ориентированного обучения Д.Н. Богоявленского, Н.А. Менчинской. Опыт поисковой деятельности, лежащий в основе формирования интереса познавательной деятельности, рассмотренный И.Я. Лернером; исследования отечественных педагогов и психологов Л.П. Аристовой, Ю.К. Бабанского, Л.В. Занкова, Л.И. Айдаровой, показывающие, что среди факторов, активно влияющих на процесс познавательного интереса учащихся, ведущая роль принадлежит именно мышлению и сформированным приемам умственной деятельности;
Принципиально важно, чтобы на каждом уроке учащийся переживал радость открытия, чтобы у него формировались вера в свои силы и познавательный интерес. Особенно важно, чтобы это происходило на уроках русского языка, т.к. изучение русского языка имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение.
Именно на этих уроках систематически отрабатываются следующие умения: осознавать познавательную задачу; читать и воспринимать услышанное, извлекая необходимую и наиболее важную информацию, самостоятельно изучать ее, исследуя материалы учебников, рабочих тетрадей, иной дополнительной литературы. Как известно, в развитии познавательного интереса младшего школьника играет значительную роль интерес к содержанию учебного предмета...
Актуальной проблемой начальной школы является значимость глагола в коммуникации, сложности, испытываемые учащимися в процессе овладения им, общепризнанная способность облегчать учебный процесс и служить средством его осознания подтверждают необходимость формирования познавательного интереса у младших школьников при изучении вида и времени глагола. В этом случае в процессе изучения глагола недостаточно на уроке русского языка использовать только упражнения из учебника, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают логический ход мысли, чего и требует познавательный интерес младшего школьника.
На основе анализа специальной литературы, мы выяснили, что познавательный интерес, будучи разновидностью интереса, вообще, является существенным качеством личности, направленным на овладение знаниями и способами познавательного деятельности. Главным в познавательном интересе является переработка знаний, связанная с активными поисками существенных связей и отношений в изученных явлениях. В целом, особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательного, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.
Формирование и развитие познавательного интереса часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательного интереса в начальной школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение. Таким образом, в процессе формирования познавательного интереса, учащиеся получают возможность научиться: формулировать правило на основе выделения существенных признаков; выполнять задания с использованием материальных объектов, схем; проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ; строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений...
1. Аксенова Л.А. В поисках методики, способствующей повышению орфографической грамотности учащихся /Л.А. Аксенова //Начальная школа. - №7. - 2003. - С. 78-80
2. Алексеева Т. «Понятие о глаголе как части речи»//Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября». -2012. -№9 -с.7-9.
3. Алексеева Т.В. «Обобщение знаний о глаголах»/Т.В. Алексеева //Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября». - 2010. -№9 - С.11-12.
4. Антипина Л.Ю. Работа с «грамматическим лото» /Л.Ю. Антипина //Начальная школа. -2002. - №2. - С. 65-66.
5. Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи /Е.В. Архипова. - Санкт- Петербург: издательский дом «Литература», 2005. - 122 с.
6. Архипова Е.В. Теория и практика обучения русскому языку: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина и др.; под ред. Р. Б. Сабаткоева. М.: Академия, 2015. - 320 с.
7. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя / Н.В. Бабкина. - Москва: АРКТИ, 2009. - 78 с.
8. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов высших учебных заведений /М.Т. Баранов. - Москва: Академия, 2001. - 386 с.
9. Богоявленский Д.Н. Некоторые психологические проблемы обучения грам- матике/Д.Н. Богоявленский. - и В сб.: Вопросы психологии и усвоения грамматики и орфографии. - М.: Учпедгиз, 1959. -252с.
10. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения знаний в школе/Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская. - М.: АПН РСФСР, 1959. - 333с.
11. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий и аспектологические исследования / А.В. Бондарко. - Москва: Языки славянских культур, 2005. - 624 с.
12. Бунеева Е.В. Русский язык 4 класс. Методические рекомендации для учителя. ФГОС / Е.В., Бунеева, Н.А. Исаева. - Москва: Баласс, 2016. - 272 с.
13. Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие / Е.А. Быстрова, С.И. Львова. - Москва: Дрофа, 2004 - 240 с.
14. Вагина Н.С. Современный русский язык: Учебник для филол. спец. Ву- зов/Н.С. Вагина и др. - М.: Высшая школа, 2007.- 480с.
15. Власова Л.К. Интегрированный урок русского языка и краеведения в 3 -м классе/Л.К. Власова//Начальная школа: плюс - минус. -2010. - №6. - с. 46-47...83