Введение 4
1. Теоретико-исторические основы правового регулирования пенсионного обеспечения 7
1.1. Государственное пенсионное обеспечение: понятие и место в пенсионной системе России 7
1.2. Виды государственного пенсионного обеспечения 13
1.3. Порядок оформления социальной пенсии и расчета 18
2. Пенсии, как инструменты в механизме правового регулирования пенсионного обеспечения 29
2.1. Правовое регулирование в области различных видов социальной пенсии 29
2.2. Правовое регулирование в области страховых пенсий 49
2.3. Индексация пенсий как часть механизма реализации конституционного права на пенсионное обеспечение 59
3. Проблемы государственного пенсионного обеспечения в РФ и пути решения проблем 71
3.1. Основные проблемы государственного пенсионного обеспечения в РФ 71
3.2. Перспективы развития системы пенсионного обеспечения 76
Заключение 83
Список использованных источников 86
Приложение А 95
Приложение Б. 95
Приложение В 96
Приложение Г. 96
Приложение Д. 97
Приложение Е 97
Приложение Ж 97
Приложение З 98
Приложение И 98
Приложение К. 99
Актуальность темы исследования. Правовое регулирование государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации играет важнейшую роль в обеспечении социальной защищенности и стабильности граждан. Государственная пенсионная система призвана гарантировать базовый уровень материального обеспечения пожилым людям, инвалидам и другим категориям социально уязвимых граждан. Однако эффективность и устойчивость пенсионной системы постоянно ставится под сомнение экономическими колебаниями, демографическими сдвигами и изменениями в законодательстве. Учитывая растущую долю пенсионеров по отношению к работающему населению, существует острая необходимость в тщательном правовом и экономическом анализе действующей нормативно-правовой базы, регулирующей государственное пенсионное обеспечение.
Актуальность проблемы государственного пенсионного обеспечения обусловлена продолжающимся демографическим кризисом в России, характеризующимся низкой рождаемостью и старением населения. По данным Росстата, к 2025 году около 28% (41,075 миллиона человек) будут составлять пенсионеры, а к 2050 году их число возрастет до 35%. В то же время численность населения трудоспособного возраста сокращается, что создает значительную нагрузку на пенсионную систему и ставит под вопрос ее финансовую устойчивость.
Экономические факторы еще больше усугубляют проблему. В последние годы инфляция и колебания российской экономики привели к снижению реальной покупательной способности пенсий. Несмотря на ежегодные индексации, многие пенсионеры с трудом покрывают основные расходы на жизнь.
По состоянию на 2025 год средний размер пенсии в России составляет около 24 900 рублей в месяц, а официальный прожиточный минимум для пенсионеров – 15 250 рублей. Однако во многих регионах, особенно в городах с высокой стоимостью жизни, таких как Москва и Санкт-Петербург, этой суммы недостаточно для поддержания достойного уровня жизни.
Законодательная база, регулирующая государственное пенсионное обеспечение, также подвергается частым реформам, которые нередко вызывают общественные дискуссии и социальное недовольство. Пенсионная реформа 2018 года, повысившая пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин, вызвала массовые протесты и подчеркнула обеспокоенность населения надежностью пенсионной системы. Хотя реформа была направлена на стабилизацию Пенсионного фонда и решение демографических проблем, она также увеличила финансовую нагрузку на пожилых работников, многие из которых с трудом находят работу на рынке труда, где предпочтение отдается молодым специалистам.
Объектом исследования являются общественные отношения в области государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, ее структура, принципы и механизмы обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение.
Предмет исследования составляют нормативно-правовые акты, судебная практика и механизмы государственного пенсионного обеспечения, включая функционирование соответствующих институтов, законодательные реформы и их социально-экономические последствия.
Гипотеза исследования. Действующая правовая база государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, несмотря на конституционную основу и многоуровневую структуру регулирования, не в полной мере обеспечивает достаточность, доступность и финансовую устойчивость пенсий для всех категорий граждан, имеющих на них право, что требует доработки законодательства и системной модернизации с целью приведения его в соответствие с социально-демографическими и экономическими реалиями.
Цель исследования предполагает анализ правового регулирования государственного пенсионного обеспечения в России, выявление существующих проблем и недостатков, предложение рекомендации по совершенствованию правовой и институциональной базы в целях повышения эффективности и устойчивости пенсионной системы.
В связи с поставленной целью нами были поставлены для решения следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-исторические основы правового регулирования пенсионного обеспечения;
- исследовать пенсии, как инструменты в механизме правового регулирования пенсионного обеспечения;
- проанализировать проблемы государственного пенсионного обеспечения в РФ и пути решения проблем.
Методологическая основа исследования. Исследование основано на междисциплинарном подходе, сочетающем правовые, экономические и социальные методы исследования, в том числе: общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение и обобщение; формально-юридический метод: толкование и анализ законов, указов и судебных решений, регулирующих пенсионное обеспечение; сравнительно-правовой анализ: изучение пенсионных систем других стран с целью оценки лучших практик и их применимости в России; статистический анализ: оценка официальных данных о расходах на пенсионное обеспечение, демографических тенденциях и экономических показателях, влияющих на пенсионное обеспечение. Эмпирические методы исследования: опросы и экспертные интервью с политиками, сотрудниками пенсионных фондов и учеными-правоведами.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования имеют практическую значимость для совершенствования правового регулирования и административных механизмов государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.
Правовое регулирование государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, являясь по своей сути динамичной и многогранной конструкцией, продолжает развиваться под влиянием демографических сдвигов, экономических вызовов и законодательных реформ - каждый элемент образует узел взаимозависимостей, которые как определяют, так и ставят под сомнение жизнеспособность системы. Сложность пенсионного законодательства, его пересечение с конституционными гарантиями и более широкими социально-экономическими рамками обусловливают необходимость тщательного анализа его основ, структурных недостатков и перспективных преобразований, которые свидетельствуют о том, что система нуждается в реконфигурации для обеспечения устойчивости, справедливости и правовой согласованности.
Выявленные проблемы, среди которых доминирующими являются финансовая устойчивость пенсионной системы, ее структурная негибкость и восприимчивость к экономическим колебаниям, проявляются в виде множества взаимосвязанных правовых и экономических недостатков.
Во-первых, ярко выраженная зависимость финансирования пенсий от государственного бюджета, что в условиях распределительной модели усиливает фискальную нагрузку и требует постоянных вливаний из государственных средств (что отличает российскую систему от полностью накопительных моделей, распространенных в других юрисдикциях).
Во-вторых, неэффективность механизмов индексации пенсий, которые, хотя и предусмотрены законом, зачастую не позволяют сохранить реальную покупательную способность пенсионеров в условиях инфляции и экономической нестабильности; в-третьих, проблемы, связанные с неформальной занятостью, когда значительная часть трудоспособного населения работает вне формального сектора экономики, что снижает приток взносов в Пенсионный фонд и ставит под угрозу долгосрочную платежеспособность.
Законодательные меры, в том числе пенсионная реформа 2018 года, повысившая пенсионный возраст, вызвали недовольство населения, что свидетельствует о присущем ей противоречии между экономической рациональностью и социальной приемлемостью и подчеркивает необходимость сбалансированного подхода, учитывающего как бюджетную устойчивость, так и социальную справедливость. Сравнительно-правовой анализ показывает, что если во многих странах с развитой экономикой реализуются многоуровневые пенсионные модели, то в России ставка на государственную систему ограничивает диверсификацию источников пенсионных доходов и накладывает чрезмерное бремя на работающее население. Внедрение механизмов, стимулирующих добровольные накопления, в сочетании с более жесткими стимулами для пенсионных программ, финансируемых работодателями, могло бы снизить риски, связанные с чрезмерной зависимостью от государственного бюджета, и одновременно способствовать формированию культуры долгосрочного финансового планирования.
С правовой точки зрения неэффективность системы усугубляется несогласованностью механизмов нормативного регулирования и правоприменения, в частности в сфере защиты пенсионных прав, судебного толкования пенсионных споров и расхождений в расчетах пенсионных прав. Очевидна необходимость создания целостной и прозрачной законодательной базы, которая обеспечивала бы единообразное применение пенсионного законодательства и одновременно учитывала бы потребности различных демографических групп, включая военнослужащих, государственных служащих и работников частного сектора. Такая правовая фрагментация, когда на разные категории пенсионеров распространяются отдельные правовые режимы, усложняет административные процессы и способствует системному неравенству, которое подрывает принцип универсальных пенсионных прав.
Технологический прогресс открывает возможности для решения проблемы административной неэффективности, поскольку цифровизация позволяет усовершенствовать пенсионные расчеты, системы выплат и механизмы надзора. Внедрение технологий блокчейн для пенсионных операций, предиктивных моделей на основе искусственного интеллекта для демографических и финансовых прогнозов, а также централизованных платформ управления пенсионными выплатами может повысить прозрачность, снизить уровень мошенничества и упростить бюрократические процессы. Однако для успешного внедрения таких инноваций необходима адаптивная правовая база, обеспечивающая безопасность данных, институциональную подотчетность и равный доступ к цифровым пенсионным услугам, особенно для сельского и пожилого населения, которое может столкнуться с технологическими барьерами.
Гипотеза исследования заключалась в том, что существующая правовая модель пенсионного обеспечения в России требует модернизации, поскольку не гарантирует полную социальную защиту. На основании проведённого анализа гипотеза подтверждается, ввиду того, что выявленные недостатки указывают на необходимость комплексного обновления нормативной базы и структурных механизмов функционирования системы пенсионного обеспечения.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ, от 06.10.2022) // Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область, приведен в соответствии с официальной публикацией на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2022 г.
2. Конвенция N 118 Международной организации труда "О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения" (Заключена в г. Женеве 28.06.1962) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1330 - 1337.
3. Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения», Рекомендацию № 202 Международной организации труда «О минимальных уровнях социальной защиты» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 09.12.2024).
4. Федеральный закон от 21.07.2014 N 216-ФЗ (ред. от 12.12.2023) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии" // Российская газета. – 2014. - N 166.
5. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 29.05.2024) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Российская газета. – 2001. - N 247.
6. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 09.12.2024).
7. Федеральный закон от 05.12.2022 № 470-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 09.12.2024).
8. Федеральный закон от 05.12.2022 № 471-ФЗ «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» // Российская газета. – 2022. - N 278.
9. Федеральный закон от 05.12.2022 № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 09.12.2024).
10. Федеральный закон от 27.11.2023 № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 09.12.2024).
11. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.05.2024) "О страховых пенсиях" // Российская газета. – 2013. - N 296.
12. Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ (ред. от 12.12.2023) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" // Российская газета. – 2018. - N 223.
13. Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ (ред. от 27.11.2023) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 09.12.2024).
14. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О страховых пенсиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 09.12.2024).
15. Федеральный закон от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" // Российская газета. – 2022. -N 154-155.
16. Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 (ред. от 24.11.2022) «Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума, социальной доплаты к пенсии, а также об утверждении коэффициента индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, коэффициента дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента и коэффициента дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым - шестым пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 09.12.2024).
17. Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 (ред. от 24.11.2022) «Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума, социальной доплаты к пенсии, а также об утверждении коэффициента индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, коэффициента дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента и коэффициента дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым - шестым пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 09.12.2024)
18. Постановление Правительства РФ от 04.03.2002 N 141 (ред. от 24.03.2023) "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Российская газета. – 2002. - N 44.
19. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р (ред. от 24.10.2018) «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 09.12.2024).
20. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 09.12.2024).
21. Приказ СФР от 12.01.2024 N 12 "Об утверждении Порядка извещения гражданина или его законного представителя о назначении социальной пенсии, предусмотренного пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", извещения гражданина или его законного представителя о перерасчете размера соответствующей пенсии, предусмотренного пунктом 2.7 статьи 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", уведомления гражданина или его законного представителя об условиях, необходимых для назначения социальной пенсии по инвалидности, социальной пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренного пунктами 2 и 4 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", информирования граждан или их законных представителей о назначении страховой пенсии, о перерасчете размера страховой пенсии или фиксированной выплаты к страховой пенсии, об условиях назначения страховой пенсии, о назначении доли страховой пенсии по старости, о порядке выплаты и доставки страховой пенсии в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2024 N 78242) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 23.05.2024
22. Постановление Правления ПФ РФ от 23.01.2019 N 16п (ред. от 23.09.2020) "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению"(Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2019 N 53775) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.02.2019.
23. Постановление Минтруда РФ от 07.05.2002 N 34 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения пункта 4 статьи 5 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 07.05.2002 N 4) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.06.2002 N 3508) // Российская газета. – 2002. - N 113
24. Постановление Правительства РФ от 04.03.2002 N 141 (ред. от 24.03.2023) "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Российская газета. – 2002. - N 44.
25. Законопроект № 911767-6 «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» // URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/911767-6 (дата обращения: 09.12.2024).
26. Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 (ред. от 27.11.2001, с изм. от 05.11.2002) "О государственных пенсиях в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. -1990. -N 27. - Ст. 351. (Утратил силу)
27. Законопроект № 187497-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых пенсиях» в части установления справедливого порядка перерасчета и возобновления индексации страховых пенсий работающим пенсионерам»; Законопроект № 350655-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых пенсиях» (в части установления справедливого порядка перерасчета и возобновления индексации страховых пенсий работающим пенсионерам)»; Законопроект № 1249347-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых пенсиях» в части возобновления индексации пенсий работающим пенсионерам»; Законопроект № 902475-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых пенсиях» (о восстановлении индексации страховых пенсий работающим пенсионерам)». URL: https://sozd.duma.gov.ru/ (дата обращения: 09.12.2024).
28. Законопроект № 443486-8 «О внесении изменений в статью 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» в части возобновления индексации пенсий работающим пенсионерам, являющимся инвалидами». URL: https://sozd.duma.gov.ru/ (дата обращения: 09.12.2024).
Специальная литература
29. Актуальные проблемы права социального обеспечения: учебник для вузов / В. А. Агафонов [и др.] ; под ред. В. Ш. Шайхатдинова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 631 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-14551-9. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. С. 170. – URL: https://urait.ru/bcode/541683/p.170 (дата обращения: 16.01.2025).
30. Актуальные проблемы права социального обеспечения: учебник для вузов / В. А. Агафонов [и др.] ; под ред. В. Ш. Шайхатдинова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 631 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-14551-9. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. С. 170. – URL: https://urait.ru/bcode/541683/p.170 (дата обращения: 16.01.2025).
31. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. С. 493. [сайт]. – URL: Galaganov_pravo_8ed.indd (college-balabanovo.ru) (дата обращения: 17.02.2025).
32. Дорофеев М.Л. Направления совершенствования механизма индексации пенсий в условиях трансформации российской экономики // Вестник университета. 2022. № 9. С. 112.
33. Егоров, М. С. Государственное пенсионное обеспечение: понятие и место в пенсионной системе России / М. С. Егоров // Профессиональное образование: проблемы и перспективы : Материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 29 мая 2024 года. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2024. – С. 144-147.
34. Количество работающих пенсионеров в России сократилось на 600 тысяч человек // Российская газета. URL: https://rg.ru/ (дата обращения: 09.12.2024).
35. Кто имеет право на социальную пенсию и в каком размере? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
36. Люминарская, С. В. Индексация пенсий как часть механизма реализации Конституционного права на пенсионное обеспечение / С. В. Люминарская // Конституция Российской Федерации: история, современность, новые приоритеты и перспективы : Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 30-летию Конституции Российской Федерации, Ижевск, 30 ноября 2023 года. – Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2024. – С. 179-189.
37. Сафонов А.Л., Угодников К.В. Индексация пенсионных выплат: поиски баланса между инфляцией и изменением заработной платы в экономике // Финансы: теория и практика. 2022. Т. 26, № 1. С. 162.
38. Сюзева Н. В. Государственное социальное обеспечение: учеб. пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Сюзева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 271 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-16306-3. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/544069 (дата обращения: 17.02.2025).
39. Уайтхауз Э. Пенсионная панорама [Текст]: Пенсионные системы 53 стран; пер. с англ. – М.: Весь Мир, – С. 76, 118, 133.
Материалы практики
40. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.10.1995 N 11-П "По делу о проверке конституционности статьи 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в РСФСР" в связи с жалобами граждан Г.Г. Ардерихина, Н.Г. Попкова, Г.А. Бобырева, Н.В. Коцюбки" // Российская газета. – 1995. -N 206.
41. Определение Конституционного Суда РФ от 24.06.2021 № 1139-О «По жалобе гражданина Тупицына Бориса Михайловича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» // СПС «КонсультантПлюс».
42. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23.03.2020 N 39-КГ20-1
43. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.02.2020 N 16-КГ19-34
44. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 20.04.2020 N 88-11772/2020
45. Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 21.06.2017 по делу N 33-12699/2017
46. Апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда от 31.01.2020 по делу N 33АП-394/2020
47. Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 15.08.2019 по делу N 33-695/2019
48. Обзор практики рассмотрения судами дел по пенсионным спорам (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_479522/
49. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 05.02.2024 N 88-6111/2024 (УИД 58RS0018-01-2023-000982-02); Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05.03.2024 N 88-4523/2024 (УИД 55RS0007-01-2023-000924-58) // СПС Консультант Плюс