Введение
Раздел 1. «Бежин луг». Жизнь крестьянских детей в России ХІХвека в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» в искусстве графической иллюстрации.
1.1. Жизнь крестьянских детей в России XIX века 6
1.2. О рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» 10
1.3. Иллюстрация как вид графики 13
Раздел 2. Графический проект «Бежин луг». От замысла к воплощению
2.1. Разработка идеи и концепции графического проекта 18
2.2. Эскизирование и сбор информационного материала к графическому проекту 19
2.3. Выполнение графического проекта в соответствии с замыслом 22
2.4. Представление графического проекта 23
2.5. Преобразование графической серии в книжку-трансформер 25
Раздел 3. «Бежин луг». Учебное задание для детей 8-14 лет (2-7 классы).
3.1. Методическая мотивация учебного задания 27
3.2. Структура уроков учебного задания 28
3.3. Описание хода ведения уроков 28
3.4. Анализ и оценка результата учебного задания 38
3.5. Представление детских работ учебного задания 41
Заключение 42
Библиографический список 43
Список иллюстраций 44
Из жизни уходит поколение людей, очевидцев событий, которые могут передать информацию о традиционном укладе крестьянской жизни.
С каждым годом утрачиваются практические знание о крестьянской жизни. Многое молодое поколение, даже проживая в деревне, стали забывать о крестьянском труде, о русской жизни простого народа. Наша задача сохранить для потомков знание об их жизни.
Мне хотелось показать жизнь крестьянских детей через рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг», где очень хорошо и правдоподобно показана жизнь простого народа. Эта тема мне очень близка, так как я родилась и выросла в деревне. Читая это произведение, я узнаю знакомые мне моменты детства.
Интересно проникнуть в атмосферу рассказа, где в ночное, под звездным небом, сидя вокруг костра, мальчики стерегут табун лошадей, рассказывая друг другу страшные истории. Где каждый проявляет свой характер, страх, веру и даже смелость. Здесь крестьянский мир показан со всей простатой, одухотворенностью, с детской верой в чудо, в неизведанные существа, призраков.
Графический проект представляет собой серию графических иллюстраций по произведению И.С. Тургенева «Бежин луг» и ее преобразование в графический объект-книжка- трансформер. Серия графических иллюстраций включает в себя восемь сюжетов.
Этому предшествовал поиск внешности главных героев рассказа, сбор фотоматериала, наброски главных героев, передача эмоций, окружающей обстановки. Затем были выполнены эскизы сюжетов рассказа. Каждый иллюстрация выполнена в разном материале и технике. Выполнено восемь графических иллюстраций А4 формата и оформленных в паспарту, а затем в стекло размера 30х40. Также была создана книжка- трансформер, которая представляет собой отсканированные и распечатанные иллюстрации формата А5, и страницы с отрывками текса рассказа. Путем редакторов была создана обложка, оборот и рубашка книги.
Цели дипломного проекта:
-Изучение мотивов, героев рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»;
-Рассмотрение особенности отображения жизни крестьянских детей ХІХвека в типах графических изображений;
- Создание восьми графических листов;
-Изучение техники рисования тушью (точка, линия, пятно), гуашью, акварелью, углем, цветным карандашом и цветная литография;
- Разработка учебного задания для детей.
Задачи дипломного проекта:
-Сбор теоретического материала;
-Разработка концепции графического проекта;
-Сбор фотоматериала;
-Выбор моментов из текста для иллюстрирования;
-Выполнение рабочих эскизов;
-Создание графических иллюстраций;
-Перевод изображений в цифровой вид и компьютерная обработка;
-Печать изображений и создание книжки раскладушки;
-Оформление и подача проекта к защите (8 листов формата А4)
В рамках темы дипломного проекта мною разработан проект по теме «Бежин луг» в выполнению графических иллюстраций.
Материал и практическая часть разбиты на пять уроков. На уроках дети создают графические иллюстрации к рассказу «Бежин луг». Где детям будет интересно не только познакомиться с данным произведением, но и нарисовать прочитанное. Красоту русской природы, мальчиков, которые имеют каждый свой характер и их удивительные рассказы. Ведь как часто дети выдумывают разные истории и как они верят в это.
Цели учебного задания:
-Изучение сюжетов и героев рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»;
-Изучение основных правил, приемов и средств композиции;
-Изучить основные приемы работы с графическими материалами;
- Развитие образного мышления;
-Эстетическое и художественное воспитание детей.
Задачи учебного задания:
-Познакомить с рассказом И.С. Тургенева «Бежин луг»;
-Рассказать лекции об иллюстрации, о композиции ее правила, приемы и средства; -Познакомить с героями рассказа и их внешним видом. Выполнение фор-эскизов; -Выбрать материал;
-Выбрать способ переноса эскиза на формат, уточнить детали. Начало работы в материале;
-Выполнить итоговую работу в материале. Оценить заключительный этап работы.
Рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг» дает возможность погрузиться в жизнь простого русского народа, а именно крестьянских детей. Крестьянский мир представлен со всей душевной красотой, одухотворенностью. Где в ночное под звездным небом крестьянские дети сидя вокруг костра, стерегут табун и рассказывают друг другу страшные истории. Их быт показан через восприятие рассказчика - охотника, случайно заблудившегося в один из июльских дней. Перед читателем разворачивается картина жизни крестьянских ребятишек летним вечером. Мальчишки потихоньку разговаривают у костствера.
В дипломном проекте представлена графическая серия по теме «Бежин луг». Которая представляет собой серию графических иллюстраций в количестве восемь листов формата А4. Где каждая иллюстрация представлена в своем графическом приеме, технике. Что дает возможность увидеть, как можно по разному решить сюжет. Работая над диплом я рассмотрела жизнь крестьянских детей через рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг». Где очень хорошо и правдоподобно можно быт, атмосферу жизни простого русского народа. Созданный мной графический проект может иметь и продолжение, использован в профессиональной деятельности учителей, художников, мастеров изобразительного искусства в качестве методического пособия.
За время прохождения преддипломной педагогической практики я познакомилась с основной формой деятельности школы.
Это был бесценный опыт, мое знакомство с педагогической деятельностью. Я активно учувствовала во всех текущих организационных мероприятиях образовательного учреждения, самостоятельно провела и проанализировала разработанные мною уроки изобразительного искусства по теме дипломной работы. Проводя уроки, я стремилась сделать их разнообразными и интересными, быть ближе к детям. Тема «Бежин луг» позволила научить детей графической иллюстрации, поэтапному выполнению работы от эскиза до выхода работы на формат. Большинство детей прониклись темой, плодотворно и старательно работали. Благодаря этому получились хорошие и интересные работы.
За время прохождения преддипломной практики я многому научилась, ближе познакомилась с профессией педагога, окунулась в атмосферу детского творчества, общества детей. В результате всего этого, я приобрела практические навыки работы учителя изобразительного искусства.
1. "Воспоминания русских крестьян XVIII - первой половины XIX века".
2. Брун В., Тильке М. История костюма от древности до нового времени. - М.: Легпромбытиздат, 1995.
3. Иллюстрация : учеб.-метод. пособие; сост. О. К. Ампилогов. - 2013.
4. Наталья Михайловна Сокольникова. Основы композиции. Учебник для уч. 5-8 кл. (Изобразнительное искусство - 3).
5. Валентина Бялик «Графика».
6. Н.П. Бесчастнов «Сюжетная графика».
7. М. А. Елисеев «Материалы оборудование техника живописи и графики».
8. Бирюкова Ирина разные материалы, техники и виды графики.
9. Натали Ратковски «Профессия иллюстратор».
10. Изобразительное искусство. Преддипломная подготовка. Итоговая выпускная (дипломная) работа : учеб.-метод. пособие для самостоят. работы/Сиб. федерал. ун-т ; сост. О. К. Ампилогов. - 2012.
11. Сокольникова Н.М. - Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.