ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 7
1.1. Сущность понятия «социальный опыт» 7
1.2. Характеристика средств подвижных игр, обогащающих со- 14
циальный опыт детей старшего дошкольного возраста
1.3. Современные подходы к оценке влияния средств подвиж- 21
ных игр на обогащение социального опыта у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБОГАЩЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЫТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ
ИГР 29
2.1. Оценка уровня сформированности социального опыта де- 29
тей старшего дошкольного возраста
2.2. Анализ опыта использования средств подвижных игр в 36
обогащении социального опыта у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Методические рекомендации по обогащению социального 41 опыта детей старшего дошкольного возраста средствами
подвижных игр
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Актуальность исследования. Изменения, происходящие на современном этапе развития российского общества, требуют от человека умений адаптироваться в стремительно меняющихся условиях, проявлять высокую духовно-нравственную культуру, компетентность, мобильность, инициативность, решительность, расширять опыт социальных связей, взаимодействий. Федеральным Законом об образовании РФ обозначена задача «формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества» и подчеркнута роль формирования у дошкольников социального опыта [61].
Формирование социального опыта детей дошкольного возраста является основой для проявления социальной культуры на более поздних этапах развития человека. Именно в дошкольном возрасте начинается процесс формирования социального опыта, установления связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, проявляется стремление к содержательному и разнообразному общению со сверстниками, возникает интерес к правилам общения и регуляции взаимоотношений, происходит усложнение взаимоотношений детей (они становятся более длительными, устойчивыми и избирательными), формируется способность понимать чувства, переживания, стремления другого человека.
Несмотря на то, что на ступени старшего дошкольного возраста в общении и взаимоотношениях детей наблюдаются качественные изменения, свидетельствующие об активном процессе их социализации, по данным И.Л. Ковалева, существует ряд проблем социализации (47% детей на этапе завершения дошкольного образования затрудняются выбирать способ поведения, адекватный ситуации, 52% - не умеют включаться в социальные отношения) [27].
Важная роль в формировании социального опыта детей принадлежит дошкольным образовательным учреждениям, поскольку именно благодаря целенаправленному педагогическому воздействию происходит активное становление начал личности. Сензитивным для формирования основ социального опыта является старший дошкольный возраст, что обусловлено появлением общественной направленности в поведении и деятельности детей. Наиболее благоприятные условия для формирования социального опыта складываются в игре, поскольку игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте...
Социальный опыт включает знания об окружающей действительности, умения, навыки, нормы поведения, качества личности. В структуру социального опыта ребенка старшего дошкольного возраста входят следующие компоненты когнитивный (социальные представления, знания ценностей, норм и
правил подвижных игр), аксиологический (ценностное отношение к миру,
людям, себе), поведенческий (умения выполнять правила, придерживаться
социальных норм в подвижных играх). По мере овладения компонентами социального опыта происходит социализация ребенка.
В современных подходах к специфике обогащения социального опыта
у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх подвижные игры
рассматриваются не только как средство развития двигательных качеств, но и
способ расширения знаний ребенка о социальном мире, овладения способами
социального поведения, проявления отношений, чувств, расширения представлений о социальных ролях, окружающей жизни, профессиях, образе
жизни, формирования навыков коммуникации, соревнования, преодоления
трудностей, позитивного эмоционального взаимодействия повышения адаптационных способностей в социуме. Средствами обогащения социального
опыта ребенка в подвижных играх являются: правила и содержание подвижных игр, их сюжет; командное выполнение игровых задач; проблемные ситуация, возникающие в процессе подвижной игры; сопровождение игр песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами.
У детей старшего дошкольного возраста преобладает низкий уровень
сформированности социального опыта. Все компоненты социального опыта у
большинства дошкольников сформированы на недостаточном уровне: дети
демонстрируют ограниченные социальные представления, знания ценностей,
норм и правил подвижных игр (когнитивный компонент); редко проявляют
ценностное отношение к миру, людям, себе (аксиологический компонент);
затрудняются в осуществлении социальных действий...
1. Аванесова В.Н. воспитание детей в подвижной игре. – М.: Дрофа, 2014. –
288с
2. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2000.
– 288 с.
3. Андреева, Г. М. Современная социальная психология. Теоретические ориентации. – М.: Сфера, 2005. – с.247 с.
4. Беспалова В.Р. Педагогика физической культуры: Учебник [Текст] /В.В.
Белоусова/ М.: Академия, 2005. - 365с.
5. Богуславская З.М. Физическая культура в детском саду. – М.: ВЛАДОС,
2000. – 223 с.
6. Бычкова В.С. Т.И.Зубкова. – Категория социального опыта. – М.: Просвещение, 2013. –128 с.
7. Бычкова, В.С., Зубкова Т. И. Социальный опыт как основа социального
воспитания [Электронный ресурс] http://do.teleclinica.ru/206139
8. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 3 - 7 лет. Б.: изд-во Белый город, 2013.
9. Вульфов Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках
http://nashaucheba.ru/v36077/вульфов_б.з.,_иванов_в.д._основы_педагогики_в
_лекциях,_ситуациях,_первоисточниках_учебное_пособие
10.Выготский, Л.С. История развития высших психических функций. В 6 т. Т. З.
/ Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2003. –328 с.
11.Гарбуз Г. Е. Физическое развитие детей дошкольного возраста в летний
период Молодой учёный – 2017. – №13. – С. 537 – 540.
12.Голованова Н. Ф., Дерманова И.Б. Саморазвитие личности как предмет педагогики и психологии [Электронный ресурс]
https://cyberleninka.ru/article/v/samorazvitie-lichnosti-kak-predmet-pedagogiki-ipsihologii
13.Голованова Н.Ф. Общая педагогика. – М.: Речь, 2005. – 320с.
14.Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для
студентов высших учебных заведений / СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
15.Данилов М.А. Формирование физической активности детей и подростков как
социально педагогическая проблема // Теория и практика физической культуры – 2003. – №3. – С. 5 - 8... 68