Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования имиджа современного учителя иностранного языка в аспекте компетентностного подхода к образованию 6
1.1. Понятие имиджа как психолого-педагогического и социального
феномена 6
1.2. Подходы к классификации видов имиджа 10
1.3. Понятие компетентностного подхода и основные этапы его
становления 14
1.4. Виды и классификация компетенций 19
1.5. Связь имиджа и компетентностного подхода в процессе
формирования внутреннего и внешнего образа преподавателя 27
Выводы по Главе I 30
Глава II. Определение собирательного имиджа учителя иностранного языка в аспекте компетентностного подхода на примере анализа имиджа учителей-победителей конкурса «Учитель года России» 32
2.1. Характеристика учителей-победителей конкурса «Учитель года
России» 32
2.2. Сравнительно-сопоставительный анализ внешних особенностей и
внутренних качеств учителей-победителей конкурса «Учитель года России» 37
2.3. Выявление внутренних и внешних характеристик современного
эффективного учителя иностранного языка в аспекте компетентностного подхода 39
Выводы по Главе II 43
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Просвещенный человек - это тот, для которого вступление в многочисленные культурные и социальные сообщества есть создание собственной продуктивной деятельности. Компетентностный подход в образовании используется для реализации продуктивных действий и достижения практических результатов.
Развитие профессионализма учителя английского языка - длительный процесс, требующий постоянного совершенствования его компетенции. В течение всей своей карьеры преподаватель должен учиться, совершенствовать методическую базу, решать образовательные задачи, связанные с развитием личности учащихся, посредством своего предмета.
Компетентностный подход - объективное явление в образовании, обусловленное социально-экономическими и педагогическими
предпосылками. Это обратная связь профессионального образования на преобразовавшиеся социально-экономические обстоятельства, когда рынок диктует специалистам новый спрос, который не в полной мере учтен в программе их профподготовки. Это не только задачи к содержанию образования, а цели, результаты и педагогические технологии обучения.
В наши дни в социуме необходимо такое качество, как умение располагать к себе, и не важно каким родом деятельности вы занимаетесь. Для прохождения собеседования, для повышения по должности, для умения организовать встречу и т.д. - всюду необходим навык, чтобы создать положительное впечатление о себе, без этого не удастся добиться высот в жизни. Вспомним пословицу «Встречают по одежке, а провожают по уму», которая актуальна, как и раньше: первое, на что мы особо обращаем внимание, когда видим человека, - это его внешний вид и манера поведения. В связи с этим необходимо понимать, что и имидж педагога также является неотъемлемым элементом профессии, который создается в подсознании учеников, коллег. Образ преподавателя важен не менее, чем для любой другой специальности. Именно педагогический имидж может повлиять на формирование и развитие личностных ценностей у подрастающего поколения, от которого зависит будущее нашей страны, следовательно, необходимо знать, какие компоненты имиджа в рамках компетентностного подхода...
В рамках выпускной квалификационной работы было проведено
исследование «Имидж современного учителя иностранных языков в аспекте
компетентностного подхода к образованию», которое позволило решить
поставленные во введении задачи. Было сформировано понимание
компетентностного подхода в контексте исследования. Мы ознакомились с
подходами к определению педагогического имиджа. Выявили основные
элементы педагогического имиджа в рамках компетентностного подхода.
Определили имиджевую составляющую эффективных учителей иностранных
языков на примере анализа имиджа победителей конкурса «Учитель года».
В качестве источника для понимания компетентностного подхода нами
были проанализирована классификация компетентностей по трём
основаниям, были изучены работы как отечественных, так и, зарубежных
исследователей, а также диссертационный материал.
В ходе работы нами были рассмотрены также материалы книг и
специализированных интернет сайтов для определения педагогического
имиджа.
Для решения третьей задачи нам потребовалось составить таблицу в
соответствии с классификацией Э. Сэмпсона.
Не случайно для решения заключительной задачи, нами был проведен
анализ имиджевой характеристики победителей конкурса «Учитель года», на
примере учителей разного возраста, а именно Сингатуллиной Евгении
Владимировны и Каримовой Марии Ахатовны, которые проживают в разных
регионах, у которых было непохожее детство и, у которых был совершенно
диаметральный опыт, связанный с собственными преподавателями
иностранного языка в школах...
1. Альтшуллер А.А. Имидж и самопрезентация в бизнесе: практическое
пособие / А.А. Альтшуллер – Ростов-н/Д: Феникс, 2004. – 160 с.
2. Ананьев Б.Г. Теория ощущений / Б.Г. Ананьев – Ленинград: Ленингр,
1961. – 456 с.
3. Антоненко Е.Р. Формирование интеллектуально-познавательной
компетентности как фактора развития культуры самостоятельной учебной
деятельности обучающихся: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 /
Антоненко Елена Рашитовна. – Владикавказ, 2010 – 17 с.
4. Бозаджиев В.Л. Имидж психолога: монография / В.Л. Бозаджиев – М.:
Академия Естествознания, 2009. – 219 с.
5. Веретенникова И.В. Влияние имиджа человека на деловые отношения в
организации: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 /
Веретенникова Ирина Валерьевна. – М., 2001 . – 125 с.
6. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.
Структура компетентностного подхода в журналистском образовании
[Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://www.unn.ru/pages/elibrary/vestnik/19931778_2014_-_2-2_unicode/104.pdf
7. Волкова В.В. Имеджелогия: учебно-методическое пособие / В.В. Волкова
– Ставрополь: СевКавГТУ, 2005. – 168 с.
8. Вузлит. Структура имиджа учителя [Электронный ресурс]. – 2017. –
Режим доступа: https://vuzlit.ru/713085/struktura_imidzha_uchitelya
9. Гареева В.Г. Теория и практика связей с общественностью: учебное
пособие / В.Г. Гареева – Санкт-Петербург: СПГУТД, 2011. – 171 с.
10. Гаришина Т.Р. Основы делового имиджа: учебное пособие / Т.Р.
Гаришина. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2010 –
64 с.
11. Департамент образования белгородской области. Евгения Сингатуллина:
«Вижу цель - не вижу препятствий» [Электронный ресурс]. – 2017. –
Режим доступа: https://образование31.рф/press-service/news/eugenesingatullina-i-see-the-goal-–-do-not-see-obstacles/
12.Дэвис Ф. Ваш абсолютный имидж: Кн. для политиков и бизнесменов,
мужчин и женщин / Ф. Дэвис – М.: ТОО "Внешсигма", 1997. –320 с.
13. Жмыриков А.Н. Психология политического лидерства в современной
России / А. Н. Жмыриков – Новгород: Нижегор. гуманитар. центр, 1996. –
190 с.
14. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая
основа компетентностного подхода в образовании: методический семинар
/ И.А. Зимняя – М.: Исследовательский центр проблем качества
подготовки специалистов, 2004. – 42 с.
15. Институт развития образования Республики Башкортостан. День шестой.
«Молодой учитель -2017» [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим
доступа: https://irorb.ru/index.php/1287... 50