Введение 3
Глава 1. Научно-методические основы развития лексических умений младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка 10
1.1. Особенности организации проектной деятельности младших
школьников в учебном процессе 10
1.2. Основные направления в развитии лексических умений младших
школьников на уроках русского языка 17
1.3. Методические аспекты развития лексических умений младших
школьников в проектной деятельности на уроках русского языка. 33
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию лексических умений младших школьников в проектной деятельности на уроках
русского языка 43
2.1. Диагностика лексических умений учащихся экспериментального
класса 43
2.2. Организация и проведение работы по развитию лексических
умений младших школьников в проектной
деятельности 53
2.3. Динамика развития лексических умений учащихся
экспериментального класса 64
Заключение 71
Библиографический список 74
Приложение 86
В рамках модернизации современного образования школа сегодня претерпевает существенные изменения. В условиях перехода к новым образовательным стандартам возникает вопрос о том, какой должна стать цель начального общего образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) предусматривается в качестве одного из результатов обучения сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека. Иными словами школа должна способствовать формированию языковой личности ребёнка. А лексика, как известно, - это основной строительный материал языка. В отличие от грамматики, которая отражает отношения между классами слов, и всегда обобщает, лексика индивидуализирует высказывание, придаёт ему конкретный смысл.
До недавнего времени лингвистов интересовала преимущественно формальная сторона языка, в первую очередь морфология и фонетика, затем синтаксис. Что касается лексики, то и здесь главное внимание уделялось только словообразованию. В современной методике работа над лексикой правомерно рассматривается в свете задач развития речевых умений. Вопросам формирования лексических навыков уделяется довольно большое внимание.
Следует сказать, что обучать лексике - значит обучать слову. «Слово - это «кирпичик» при строительстве здания, где здание - язык, а строительство - изучение» (Като Ломб, 1993). Изучением раздела «Лексикология» занимались такие отечественные педагоги и лингвисты, как Г.В. Бобровская, В.В. Виноградов, А.Х. Востоков, В.И. Даль, М.В. Ломоносов, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик, Л.В. Щерба и др...
Таким образом, в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектной деятельности обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитания. Проект повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, повышает их интеллектуальные и творческие способности.
В процессе решения проблемы, поставленной в магистерской диссертации, была изучена и проанализирована педагогическая и научнометодическая литература.
В ходе теоретического изучения основ лексических умений младших школьников в процессе организации проектной деятельности на уроках русского языка была представлена характеристика лексических умений младших школьников в педагогической литературе, рассмотрены особенности организации проектной деятельности младших школьников в учебном процессе и методические аспекты развития лексических умений младших школьников в процессе организации проектной деятельности на уроках русского языка.
Так, в ходе теоретического исследования было определено, что использование специально разработанного комплекса лексических упражнений является важным фактором успешности развития лексических умений у младших школьников в процессе обучения родному языку. Кроме того, он позволяет сделать процесс обучения родному языку более интересным для учащихся, привить любовь к родному языку.
Проектная деятельность совмещает инновационные педагогические
технологии, повышает качество знаний, способствует формированию творческих и познавательных способностей, готовит к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир, способствует формированию активной жизненной позиции...
1. Агеева И.Д. «500 крылатых фраз для детей!» / И.Д. Агеева. - М.: ТЦ Сфера, 2014. — 104 с.
2. Антонова Е.С. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. Образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. - 3-e изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 384 с.
3. Белоконева Л.А. Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты,
метафоры и сравнения // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [Офиц. сайт]. URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/05/01/ tema- tropy-i-figury-hudozhestvennoy-rechi-epitety-metafory-i (дата обращения:
28.03.2018).
4. Белоусова О.А. Семинар по теме: «Технологии проектной и исследовательской деятельности» // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [Офиц. сайт]. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie- dou/2012/04/06/proektnaya-i-issledovatelsaya-deyatelnost-v-ds (дата обращения: 28.09.2017).
5. Березина Т.В Формирование лексических навыков на младшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе на основе игр // Учительская газета [Офиц. сайт]. URL: http://www.ug.ru/method_article/557 (дата обращения: 15.03.2018).
6. Бобровская Г.В. Абстрактная лексика в языковом сознании младшего школьника / Г.В. Бобровская // Начальная школа. - 2004. - №5 - С. 53-55.
7. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника /
Г.В. Бобровская // Начальная школа. - 2003. - №4 - С. 47-51.
8. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников /
Г.В. Бобровская // Начальная школа. - 2002. - №6 - С. 46-79.
9. Борзова Г.И. Корнышова О.В. Внеклассное мероприятие «Феселые фразеологизмы» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Офиц. сайт]. URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn (дата обращения: 19.03.2018).
10. Бронская В.С. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников // КиберЛенинка [Офиц. сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-i-razvitiya- leksicheskih-navykov-u-shkolnikov (дата обращения: 18.03.2018).
11. Быченкова Е.В. Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [Офиц. сайт]. URL: http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2012/12/07/kvalifikatsionnaya-rabota- na-temuproektnaya-deyatelnost-kak (дата обращения: 28.09.2017).
12. Валеева Н.А. Упражнения по теме «Выразительные средства лексики.
Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение» // Видеотьютор по русскому языку [Офиц. сайт]. URL: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-
upragneniya/327-vyrazitelnyesredstvaleksikiupragneniyaitest.html (дата обращения: 19.03.2018).
13. Веневцева Е.А. Проектная деятельность в начальной школе // Библиотека методических материалов для учителя [Офиц. сайт]. URL: http://infourok.ru/vystuplenie_na_zasedanii_shmo_proektnaya_deyatelnost_nachalno y_shkole.-437701.htm (дата обращения: 28.09.2017).
14. Виноградова Н.Ф. Как в УМК «Начальная школа XXI века» реализуется стандарт второго поколения / Н.Ф. Виноградова // Начальное образование. - 2009. - № 6. - С. 14-18.
15. Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации // А.Б. Воронцов. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 72 с...82