ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Совершенствование языковой компетенции младших школьников как теоретическая проблема
§1. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста при усвоении языковых компетенций 13
§2. Понятие языковой компетентности 16
§3. Языковая игра как средство совершенствования языковой компетенции младших школьников 26
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 30
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение проблемы совершенствования языковой компетенции младших школьников на основе языковой игры
§1. Актуальный уровень развития языковых компетенций младших школьников 30
§2. Работа над совершенствованиями лингвистических компетенций на основе языковой игры 34
§3. Определение эффективности работы над языковыми компетенциями младших школьников посредством языковой игры 53
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Формирование языковой компетенции является необходимым условием успешного развития речи младших школьников, что определяет развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Ориентация на формирование языковых компетенций в образовательных стратегиях начальной школы предполагает изменение целей, приоритетов и содержания начального общего образования: от формирования знаний, умений и навыков происходит переориентация к развитию готовности младших школьников самостоятельно использовать усвоенные знания, умения и способы действия в реальной жизни для решения практических задач.
Анализ теоретических исследований (М.Т. Баранова, Е.А. Быстровой, М.Н. Шанского и др.) позволил выявить, что недостаточно внимания исследователей уделяется данной проблеме в начальной школе, не определена структура лингвистической компетентности младших школьников и способы развития ее составляющих на учебном занятии.
В научной литературе используются понятия языковой компетентности и языковой компетенции. В «Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования», в объяснительных записках к программам по русскому языку появился термин «компетенция», под которым понимают совокупность знаний, умений и навыков, формирующихся в процессе обучения русскому языку как учебному предмету и обеспечивающих владение ими в устной и письменной речи. http://www.dslib.net/teoria- vospitania/stanovlenie-lingvisticheskoj-kompetentnosti-mladshih-shkolnikov-na- uchebnyh-zanj atij ah.html
Исследованием компетентности и компетентностного подхода в образовании занимались И.А. Зимняя, Джон Равен, Н.В. Кузьмина, О.Е. Лебедев, М.И. Лукьянова, А.К. Маркова, Г.С. Трофимова, Н. Хомский, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, В.А. Якунин, и др., Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик - методика преподавания русского языка в начальных классах.
Русский язык в системе российского образования имеет особую общественную значимость как учебный предмет, выступает стабилизирующим фактором повышения языковой культуры общества, формирования толерантной языковой личности. По мнению известного методиста Е.А. Быстровой, «русский язык должен формировать коммуникативную культуру современной личности. Это является важнейшим фактором не только сохранения единого образовательного пространства, но и гармонизации национальных отношений, формирования терпимости, толерантности личности.
Приоритетной целью современного образования является формирование языковой личности младших школьников, владеющей родным языком, воспринимающей этот язык как эстетическую и культурную ценность, способной самостоятельно добывать и применять знания в новых языковых ситуациях.
Одним из эффективных средств формирования языковой компетенции является языковая игра: она дает возможность ребенку полностью раскрыть свои способности, действовать по обстановке, быстро мыслить и принимать решения. В процессе языковой игры школьник может глубже осознать то или иное языковое явление, рассмотреть его с разных сторон.
Исследованием языковой игры занимались следующие ученые: Н.А. Янко-Триницкая (1975), Ю.И. Левин (1980), Е.В. Падучева (1982), Б.Ю. Норман (1987), Е.А. Земская (1992), В.В. Виноградов (1994), Т.А. Гридина (1996), Т.В. Булыгина, А.Д.Шмелёв (1997) и др. Более детально и системно языковая игра рассматривалась в работах С.Ж. Нухова (1997) и В.З. Санникова (1999). Из наиболее поздних работ следует отметить исследования В.А. Пищальниковой (2002), Е.Ф. Болдаревой (2002), С.В. Ильясовой (2003), В.И. Шаховского (2003), Г.Ф. Рахимкуловой (2005), Е.Б.
Кургановой (2005), Т.В. Устиновой (2005). Работы названных учёных составили теоретическую основу настоящего исследования...
Цель магистерской работы, направленная на выявление наиболее эффективных для формирования языковой компетентности младших школьников видов учебной работы, заданий по русскому языку и способов проверки самостоятельной работы, достигнута.
В ходе выполнения исследования были решены следующие задачи;
1. Языковая компетентность определена как система знаний, умений и навыков младших школьников, имеющая практический самостоятельный опыт работы; описаны классификации понятия языковой компетентности.
2. Описаны требования к языковой компетентности младших школьников.
3. Выявлены наиболее эффективные способы проверки учебного задания задания как условие формирования языковой компетентности.
4. Проанализированы возможности учебно-методического комплекта по русскому языку Т.Г. Рамзаевой как основы для формирования языковой компетентности младших школьников на основе языковой игры.
5. Проведено опытное обучение, направленное на формирование языковой компетентности через организацию учебной работы младших школьников по русскому языку через языковую игру.
6. Выявлены изменения уровня языковой компетентности младшими школьниками. Показателем эффективности опытной работы явилось то, что повысились теоретические знания. Учащиеся стали допускать меньше ошибок в образовании грамматических форм. Значительно снизился уровень ошибок в фонетике и орфографии. Письменная речь младших школьников стала грамотнее.
Таким образом, гипотеза о том, что формирование языковой компетентности младших школьников с применением на уроках русского языка игровых форм будет эффективным на основе выполнения учебной работы при условии реализации различных видов и заданий, систематического выполнения и проверки учебных заданий; способов проверки, благоприятствующих усвоению младшими школьниками языковых игр и правил, подтвердилась.
Языковые игры необходимы для начальной школы, использовать их надо в системе, на разных этапах урока русского языка, включать в них различные виды деятельности школьников. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам для более систематизированного их использования.
Рассмотрев языковую игру как компонент языковой личности учащихся, мы пришли к следующим выводам:
Языковая игра может выступать одним из средств развития языковой компетенции учащихся.
Развитие языковой компетенции посредством языковой игры поможет уйти в практику обучения языку. «Языковая игра» будет ориентировать учащегося на практическое владение речью, рассматривая и познавая искусство владения речью. Кроме того, языковая игра выполняет и так называемую функцию психологического характера, так как реализует человеческую склонность к самоутверждению, способна вызвать познавательный интерес, который является показателем общего развития школьников. При использовании разной методикой литературы разработаны различные приемы толкования лексических значений незнакомых слов, с которыми младшим школьникам приходится сталкиваться в своей учебной деятельности, прежде всего зависит от особенностей лексической семантики слова. Поэтому в содержательном отношении лексическая работа включает в себя предъявление и семантизацию лексических единиц, их группировок и свойств, так как правильность именно этих процедур создает необходимые условия для адекватного усвоения лексики, семантики, морфемики, фонетики и орфографии.
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учёб. пособие. - 2-е изд., перераб. / В.А. Аверин. - СПб.: Изд - во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
2. А.Н. Давидчук, Обучение и игра: Метод. пособие. Москва: Мозайка - Синтез, 2006 - 168с.
3. Б.Заходер Стихи для детей.
4. Баскаева Ж.Х., Габуева М.З. Способы семантизации новых слов как важный аспект лексической работы на уроках русского языка в начальной школе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60951(дата обращения: 13.09.2020).
5. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, А.Д. Фабер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416с.
6. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 33 - 44. [Щукин, 2007,с. 117 - 118;
7. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика преподавания родного языка // Русский язык в школе. 1996 №1.// стр 3-8.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд.5, испр. - М.:Лабиринт,1999. - 35
9. Гаврина, С.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов / С.Е Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. - 80 с.
10. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
11. Зотова С.В. Универсальный словарь. Как писать и говорить правильно? (1-4классы) - (Настольные словари школьника) ISBN 978-5-462-01215-0
12. Кияшко Л.В. https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/yazykovaya-igra-kak-sposob- razvitiya-yazykovoy-kompetentsii/viewer
13. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.
14. Льюис Кэрролл. Приключение Алисы в стране чудес. 1987 . - 110с. Свердловск. Свердловское книжное издательство.
15. М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В.Сосновская, Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. - Изд. 2-е, испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 464с....(43)