Объект исследования - ООО «ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ПОДШИПНИКОВЫЙ ЦЕНТР» (г. Москва).
Основной вид деятельности - оптовая торговля неспециализированная.
Проведен анализ данных за 2020-2023 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Характеристика и анализ деятельности ООО «ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ПОДШИПНИКОВЫЙ ЦЕНТР» 6
1.1. Основные направления и виды деятельности компании 6
1.2. Внешняя среда и ее влияние на стратегию развития ООО «ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ПОДШИПНИКОВЫЙ ЦЕНТР» 10
1.3. Анализ финансово-экономической деятельности организации 22
1.4. Характеристика внутренней среды организации ООО «ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ПОДШИПНИКОВЫЙ ЦЕНТР» 29
1.5. Ключевые проблемы стратегического развития организации 32
2. Теоретические основы разработки и реализации стратегии развития компании в нестабильной внешней среде 36
2.1. Сущность и классификация стратегий развития предприятия 36
2.2. Этапы разработки стратегии развития предприятия 39
2.3. Отечественный и зарубежный опыт оценки эффективности стратегического развития предприятия 45
3. Разработка стратегии развития предприятия ООО «ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ПОДШИПНИКОВЫЙ ЦЕНТР» 54
3.1. Методические рекомендации по разработке новой стратегии развития предприятия 54
3.2. Информационное и организационное обеспечение стратегии развития предприятия 58
3.3 Оценка рисков реализации предложенной стратегии развития организации 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Актуальность темы обусловлена тем, что разработка стратегии – ключевой фактор успеха для организаций любого размера и специализации, особенно для предприятий малого бизнеса с ограниченными ресурсами. Важно эффективно распределять и использовать ресурсы для обеспечения роста и развития компании, устанавливая правильные цели и задачи. Стратегия – это долгосрочный план действий для достижения целей в различных областях, включая бизнес, военное дело, политику и управление проектами. В бизнесе стратегия определяет основные направления деятельности организации для достижения долгосрочных целей и обеспечения устойчивого развития. Стратегическое управление - процесс достижения долгосрочных целей организации через создание и поддержание конкурентного преимущества на рынке. Разработка стратегии развития предприятия - сложный и важный процесс в современном бизнесе. Эффективная стратегия играет ключевую роль в обеспечении устойчивости, конкурентоспособности и успешного развития организации.
Объектом исследования является ООО «ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ПОДШИПНИКОВЫЙ ЦЕНТР» (г. Москва).
Предметом исследования является определение новых стратегических направлений развития предприятия.
Цель исследования – на основе анализа деятельности предприятия определить сильные и слабые стороны в его работе и, с учетом имеющихся на рынке возможностей и угроз, дать предложения по дальнейшему развитию предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать характеристику и провести анализ деятельности ООО «ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ПОДШИПНИКОВЫЙ ЦЕНТР»;
привести теоретические основы разработки и реализации стратегии развития компании в нестабильной внешней среде;
предложить рекомендации по внедрению предлагаемой стратегии развития в корпорации ООО «ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ПОДШИПНИКОВЫЙ ЦЕНТР»;
оценить эффективность предложенных мероприятий.
Теоретическая основа – фундаментальные основы анализа стратегии развития компании в современных условиях, рассмотрены в трудах зарубежных и российских специалистов, например, Д.Б. Абдуллаевой [5], А.М. Аронова [8], О.С. Бобровой [13], А.В. Тебекина [50] и др.
В работе использованы следующие методы: финансового анализа, сравнительного анализа, системного анализа, критического анализа, графический метод, экспертная оценка. Также были использованы материалы периодической печати и отчетные данные.
Теоретическая значимость результатов исследования. Теоретические результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы для развития теории управления стратегией развития компании и для разработки нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность предприятий в области обеспечения эффективности управления такими элементами. Практическая значимость определяется в расширении научно-теоретических основ и обеспечении эффективности деятельности предприятий по направлению определения внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность управления стратегией развития.
Структура работы отражает логику, порядок исследования для решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы разработки стратегии развития компании. Делается акцент на описание роли и задач стратегии развития в корпорации и определяются методики, подходящие для управления.
Во второй главе проводится сравнительный анализ методов и подходов к разработке стратегии развития компании. Приводится описание методов выбора стратегии развития предприятия при исследовании российского и зарубежного опыта разработки. Также описываются подходы для определения и снижения рисков при формировании стратегии.
В третьей главе предлагаются рекомендации по разработке стратегии развития корпорации ООО «ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ПОДШИПНИКОВЫЙ ЦЕНТР».
В заключении приведены основные результаты и выводы работы.
Список литературы содержит основные информационные источники, использованные автором в выпускной квалификационной работе.
Научная новизна данной работы обусловлена тем, что в данной работе показаны практические навыки, применяемые ООО «ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ПОДШИПНИКОВЫЙ ЦЕНТР» для управления стратегическим развитием в условиях санкций и экономического кризиса.
На основании проводимого исследования были сделаны такие выводы. Стратегическое развитие предприятий критически важно для обеспечения стабильности и предсказуемости в долгосрочной перспективе. Развитие методов оценки экономического положения помогает контролировать и управлять финансовыми рисками, что позволяет принимать рациональные решения по распределению ресурсов и инвестиционной стратегии.
В целом, экономически безопасное положение и развитие методов оценки являются ключевыми элементами успешного функционирования предприятий, которые соответствуют интересам как самих компаний, так и общества в целом.
Для демонстрации практического опыта управления экономической безопасностью, была выбрана компания ООО «ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ПОДШИПНИКОВЫЙ ЦЕНТР», основным видом деятельности которой является – деятельность в области продажи подшипников. В ходе проводимого анализа были выявлены такие проблемы, свидетельствующих о неэффективности текущей стратегии развития предприятия:
– низкая квалификация кадрового состава, которая способствует снижению эффективности производства и отставанию от конкурентов;
– низкий уровень развитости инфраструктуры для поставки подшипников;
– высокая конкурентная борьба на рынке;
– проблемы со сбытом продукции.
Для решения выявленных проблем были предложены следующие мероприятия для стратегического развития ООО «ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ПОДШИПНИКОВЫЙ ЦЕНТР»:
– привлечение большего количества потребителей за счет снижения цены, относительно конкурентов, но при этом сохранении качества;
– увеличение показателей рентабельности за счет диверсификации деятельности и начала производства новых инновационных видов подшипников;
– увеличение регионов присутствия.
Анализ эффективности мероприятий показал, что компании нужно затратить 3,7 млн рублей для воплощения в жизнь всех проектов. Реализация мероприятий может осуществляться за счет суммы чистой прибыли, составившей по итогу 2023 года 134,02 млн. руб. При этом ожидается приток доходов в сумме не менее 288,14 миллионов рублей в год. Реализация всех проектов принесет рентабельность 7687,57% при соблюдении продаж на сумму не менее 0,05 миллионов рублей. Тогда через 0,15 месяца компания сможет добиться окупаемости всех проектов.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30. 11.1994 N 51-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07. 1998 N 146- ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 31.12.2001 №195-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс, 2023, Режим доступа: http://www/consultant.ru/
4. Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс, 2023, Режим доступа: http://www/consultant.ru/
5. Абдуллаева Д. Б. Бухгалтерская отчетность предприятия как источник анализа финансового состояния предприятия / Д. Б. Абдуллаева // Вестник научной мысли. – 2021. – № 1. – С. 10-14. – DOI 10.34983/DTIPB.2021.12.73.001.
6. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности: учебное пособие для студентов учреждений образования по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)" / Г. Г. Виногоров, С. К. Маталыцкая, Т. Г. Ускевич, А. В. Федоркевич. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2021. – 247 с. – ISBN 978-985-564-341-9.
7. Архипов Е. В. Особенности анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности в зависимости от видов деятельности предприятия / Е. В. Архипов // Modern Science. – 2020. – № 4-1. – С. 37-40. – EDN EFNPSY.
8. Аронов А.М., Зверева М.А., Петров А.Н. Стратегический менеджмент: функциональные стратегии: Учебно-методическое пособие / А. М. Аронов, М. А. Зверева, А. Н. Петров, И. И. Петрова. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2023. – 92 с. – ISBN 978-5-7310-6076-9. – EDN RKUXCQ.
9. Ахмедова Л. А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность как информационная база для проведения анализа и расчета показателей / Л. А. Ахмедова, А. А. Даудова, Г. Э. Гамзатова // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 6(119). – С. 1112-1116. – DOI 10.34925/EIP.2020.119.6.236.
10. Балашов А. И. Предпринимательское право: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. И. Балашов, В. Г. Беляков. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 333 с.
11. Барышникова Н. А. Экономика организации: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. А. Барышникова, Т. А. Матеуш, М. Г. Миронов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 184 с.
12. Белый Е.М. Основы социального предпринимательства: учебное пособие для вузов / Е. М. Белый [и др.]; под редакцией Е. М. Белого. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 178 с.
13. Боброва О. С. Основы бизнеса: учебник и практикум для вузов / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 330 с.
14. Боярова Ю. С. Финансовая отчетность как информационная база финансового анализа коммерческой организации / Ю. С. Боярова // Матрица научного познания. – 2021. – № 9-2. – С. 32-36.
15. Галкина Е. В. Анализ обновления активов по данным финансовой отчетности: возможности и ограничения / Е. В. Галкина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 5-2(95). – С. 22-25. – DOI 10.23670/IRJ.2020.95.5.040.
16. Ганущенко И. Ю. Бухгалтерская финансовая отчетность как основа анализа финансовой устойчивости / И. Ю. Ганущенко // Горинские чтения. Инновационные решения для АПК: Материалы Международной студенческой научной конференции, Майский, 24–25 февраля 2021 года. – Майский: Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина, 2021. – С. 16.
17. Голова Е. Е. Роль анализа бухгалтерской отчетности в анализе финансовых результатов / Е. Е. Голова, С. И. Гражданцев // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2020. – № 4(23). – С. 12.
18. Гончаренко Л.П. Экономическая безопасность: учебник для вузов / Л. П. Гончаренко [и др.]; под общей редакцией Л. П. Гончаренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 340 с.
19. Горохова К. В. Этапы совершенствования управленческих решений на предприятии для повышения эффективности инновационной деятельности / К. В. Горохова // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2020. – № 1(73). – С. 55-57. – EDN SOYRTA
20. Гумарова Г. Б. Роль финансовой отчетности в анализе бизнеса / Г. Б. Гумарова // Молодой ученый. – 2022. – № 16(411). – С. 343-344. – EDN TUZDAI.
21. Дегтева А. Ю. Анализ экономических последствий пандемии COVID-19 на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций / А. Ю. Дегтева, Т. Б. Турищева // Финансовая экономика. – 2020. – № 6. – С. 348-350.
22. Дорман В. Н. Коммерческая организация: доходы и расходы, финансовый результат: — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 107 с.
23. Дорман В. Н. Основы коммерческой деятельности: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Дорман. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 134 с.
24. Дуйшеналиева А. Д. Роль стратегического управления в деятельности предприятия / А. Д. Дуйшеналиева, Д. А. Курегенова, Н. К. Узенов // Наука и инновационные технологии. – 2021. – № 2(19). – С. 69-74. – DOI 10.33942/sit1847. – EDN EIPHQQ
25. Ефимова О. В. Предпринимательское право: — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 318 с.
26. Завгородняя А. В. Маркетинговое планирование: учебное пособие для вузов / А. В. Завгородняя, Д. О. Ямпольская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 120 с.
27. Загарей А. О. Финансовый анализ деятельности коммерческой организации по отчетности, сформированной по МСФО / А. О. Загарей, А. А. Ивлев // Труд и социальные отношения. – 2020. – Т. 31. – № 6. – С. 113-122. – DOI 10.20410/2073-7815-2020-31-6-113-122.
28. Зинин А. А. Методология анализа финансовой отчетности: методы и их применение в организации / А. А. Зинин // Вестник науки. – 2021. – Т. 4. – № 5(38). – С. 98-104. – EDN GLDFYX.
29. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов / А. Т. Зуб. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 35 с
30. Иванова Е. В. Предпринимательское право: учебник для среднего профессионального образования / Е. В. Иванова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 272 с.
31. Иванова Р. М. История российского предпринимательства: учебное пособие для вузов / Р. М. Иванова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 303 с.
32. Илюхиина Р.В. Обеспечение экономической безопасности регионов Российской Федерации / Р.В. Илюхина, К.Б. Беловицкий, Н.П. Купрещенко. — М.: «Научный консультант», 2017. — 120 с.
33. Илякова И. Е. Коммерческая тайна: учебное пособие для вузов / И. Е. Илякова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 139 с.
34. Казарьян М. М. Эффективность управления персоналом в компании (на примере ООО «Газпром инвест») / М. М. Казарьян. Текст: непосредственный // Экономика, управление, финансы: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). – Краснодар: Новация, 2017. - С. 84 - 87. – URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/220/11718/
35. Калмыков В. В. Современные проблемы в области управления персоналом / В. В. Калмыков. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2021. - № 46 (388). – С. 76 – 78. – URL: https://moluch.ru/archive/388/85322/
36. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: стратегия.: Учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. – М.: Инфра-М, 2018. – 224 c.
37. Клочков А. К. Вовлеченность и лояльность персонала от А до Я / А.Л. Клочков. – Москва: Эксмо, 2022. – 240 с.
38. Князева К. О. Современные подходы к анализу финансовой отчетности / К. О. Князева // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – № 8. – С. 92-97.
39. Козлова А. С. Бухгалтерская отчетность и ее анализ в системе управления финансовым состоянием организации / А. С. Козлова, О. И. Арланова // Управленческий учет. – 2021. – № 7-1. – С. 81-87.
40. Колесов Р. В. Современные методики анализа диагностики вероятности банкротства по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации / Р. В. Колесов // Сборник научных статей научно-педагогических работников и магистрантов. – Ярославль: ООО «ПКФ «СОЮЗ-ПРЕСС», 2020. – С. 84-88.
41. Королёва Ю. М. Современные технологии в HR / Ю. М. Королёва. Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. - № 28 (266). – С. 70 – 72. – URL: https://moluch.ru/archive/266/61624/
42. Малюк В. И. Стратегический менеджмент. Организация стратегического развития: учебник и практикум для вузов / В. И. Малюк. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 69 с
43. Мардас А. Н. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева, И. Г. Кадиев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 16 с
44. Отварухина Н. С. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 36 с
45. Попов С. А. Стратегический менеджмент: актуальный курс: учебник для вузов / С. А. Попов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 81 с
46. Петров А.Н., Салтыков А.В. Процесс реализации стратегии: содержательные аспекты // Известия СПбГЭУ. 2017. №1-1 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-realizatsii-strategii-soderzhatelnye-aspekty (дата обращения: 25.10.2023).
47. Петров А. Н. Стратегический менеджмент: в поисках новой парадигмы / А. Н. Петров. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2022. – 345 с. – ISBN 978-5-7310-5572-7.
48. Сидоров М. Н. Стратегический менеджмент: учебник для среднего профессионального образования / М. Н. Сидоров. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 18 с
49. Тебекин А. В. Стратегический менеджмент: учебник для среднего профессионального образования / А. В. Тебекин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — С. 33
50. Тебекин А. В. Стратегический менеджмент: учебник для среднего профессионального образования / А. В. Тебекин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 59 с
51. Фролов Ю. В. Стратегический менеджмент. Формирование стратегии и проектирование бизнес-процессов: учебное пособие для вузов / Ю. В. Фролов, Р. В. Серышев ; под редакцией Ю. В. Фролова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 56 с
52. Этапы разработки стратегии развития на предприятии [Электронный ресурс] – URL: https://uprav.ru/blog/strategiya-razvitiya-kompanii-etapy-razrabotki/
53. Этапы разработки стратегии: 11 шагов и метод Strategium [Электронный ресурс] – URL: https://strategium.space/news/razrabotka-strategii-etapy-metody/
54. Масаева Н.А. Китайский опыт в оценке бизнеса и возможность его применения в российских условиях // StudNet. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskiy-opyt-v-otsenke-biznesa-i-vozmozhnost-ego-primeneniya-v-rossiyskih-usloviyah (дата обращения: 22.03.2024).