Психологические особенности девушек юношеского возраста, имеющих проблемы пищевого поведения (Московский педагогический государственный университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 50 девушек в возрасте от 19 до 22 лет
Есть приложения.
Введение 3
Глава I. Теоретическое изучение психологических особенностей девушек юношеского возраста, имеющих проблемы пищевого поведения 8
1.1 Теоретическое изучение подходов и концепций, исследующих психологические особенности личности юношеского возраста 8
1.2 Теоретический анализ концепций, посвященных проблематике пищевого поведения 28
Выводы по Главе I 35
Глава II. Эмпирическое исследование психологических особенностей девушек юношеского возраста, имеющих проблемы пищевого поведения 36
2.1. Обоснование методов и процедура исследования психологических особенностей у девушек юношеского, имеющих проблемы пищевого поведения 36
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования психологических особенностей девушек юношеского возраста, имеющих проблемы пищевого поведения 42
Заключение 63
Список литературы 66
Приложение
Выборка: 50 девушек в возрасте от 19 до 22 лет
Есть приложения.
Введение 3
Глава I. Теоретическое изучение психологических особенностей девушек юношеского возраста, имеющих проблемы пищевого поведения 8
1.1 Теоретическое изучение подходов и концепций, исследующих психологические особенности личности юношеского возраста 8
1.2 Теоретический анализ концепций, посвященных проблематике пищевого поведения 28
Выводы по Главе I 35
Глава II. Эмпирическое исследование психологических особенностей девушек юношеского возраста, имеющих проблемы пищевого поведения 36
2.1. Обоснование методов и процедура исследования психологических особенностей у девушек юношеского, имеющих проблемы пищевого поведения 36
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования психологических особенностей девушек юношеского возраста, имеющих проблемы пищевого поведения 42
Заключение 63
Список литературы 66
Приложение
Актуальность исследования. Юношеский возраст - период развития человека 17 – 20 лет, начало самостоятельной, взрослой жизни. Этот возраст является для человека особо важным этапом перехода от детства к юношеству - вступление во взрослую самостоятельную жизнь. Личность в юношеском возрасте выбирает профессию, ориентируется на социальный статус, на формирование своего самосознания как основного психологического новообразования. Также активно развиваются нравственные и эстетические чувства, формируется характер, постижение совокупности социальных ролей зрелой личности, происходит физическая и психологическая трансформация человека.
Юношеский возраст сильно влияет на психологические особенности девушек. В этом возрасте девушки очень самокритичны и часто испытывают неуверенность в себе. Это обуславливается давлением социальных ожиданий и в следствие ухудшением своего отношения к физическому – телесному образу Я. В наши дни худоба сохраняется как идеал красоты для многих девушек. В социальных сетях, в блогах, пропагандирующих одежду размера XS, вес в 40 килограммов, что затягивает девушек. Худая и стройная, что значит красивая. Девушки юношеского возраста вынуждены бороться с такими актуальными проблемами, как переезд, самостоятельная жизнь и самостоятельные решения насчет питания, подготовка к семейной жизни, перестройка самооценки, из-за чего переживают, нервничают и в последствии начинают вести неправильный пищевой образ жизни. Данная ситуация требует изучения основных факторов, обуславливающих возникновение и протекание проблем пищевого поведения.
Между пищевым поведением и эмоциями присутствует тесная связь. Так при нервной булимии и анорексии часто обнаруживают сопутствующие эмоциональные нарушения, которые возникают на фоне дисбаланса между процессами возбуждения и торможения центральной нервной системы. Также людям с такой проблемой присущи устойчивые эмоциональные черты: низкая стрессоустойчивость, уязвимость по отношению к фрустрации, ожидание негативных чувств, сложности с внешней эмоциональной экспрессией при выражении агрессивных чувств. А также склонность к постоянному переживанию вины и стыда.
При всем разнообразии исследований, чаще всего рассматривают нарушения пищевого поведения с клинической точки зрения, а также изучают людей с уже подтвержденным диагнозом. Мы же хотим изучить здоровых людей, т.к. проблемы пищевого поведения являются первопричиной расстройств пищевого поведения. Исследований о проблемах пищевого поведения у девушек юношеского возраста в целом недостаточно. Из этого противоречия вытекает проблема исследования, которая заключается в том, что необходимо рассмотреть психологические особенности юных девушек, имеющих проблемы пищевого поведения.
Проблема исследования – каковы психологические особенности девушек юношеского возраста, имеющих проблемы пищевого поведения?
Цель исследования – изучить психологические особенности девушек юношеского возраста, имеющих проблемы пищевого поведения.
Объект исследования – психологические особенности девушек юношеского возраста.
Предмет исследования – психологические особенности девушек юношеского возраста, имеющих проблемы пищевого поведения.
Гипотеза исследования – существуют определенные психологические особенности, связанные с нарушениями пищевого поведения у девушек юношеского возраста.
Задачи исследования:
1. теоретическим путем изучить подходы и концепции, исследующие психологические особенности личности юношеского возраста;
2. провести теоретический анализ концепций, посвященных проблематике пищевого поведения;
3. провести эмпирическое исследование психологических особенностей девушек юношеского возраста, имеющих проблемы пищевого поведения.
Методологическая основа исследования:
– идея Платона о том, что познание красоты – это процесс возведения от конкретных, чувственно воспринимаемых форм к высшему и идеальному пониманию красоты как сущности. «Вот каким путём нужно идти в любви - самому или под чьим-либо руководством: начав с отдельных проявлений прекрасного, надо всё время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх - от одного прекрасного тела к двум, от двух — ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это – прекрасное» . По мнению Платона красота понимается как абсолютная взаимопронизанность тела, души и ума, слияние идеи и материи, разумности и удовольствия, причём принципом этого слияния является мера. Он предлагает иерархический подход к восприятию красоты, где каждая следующая «ступень» позволяет углубить понимание, улучшить моральные качества и в конечном итоге достичь истинного знания. Этот дает нам понять, что прекрасное не ограничивается лишь внешним; оно также проникает в мир нравственных и интеллектуальных ценностей.
– идея Эпикура о том, что наслаждение является ключом к благой жизни. «Хлеб и вода доставляют величайшее удовольствие, когда человек подносит их к устам, чувствуя потребность», «Никакое удовольствие не есть зло само по себе; но средства, производящие некоторые удовольствия, приносят беспокойства, во много раз превышающие удовольствия» . Для него важно различать удовольствия активные и статические, удовольствием от процесса и удовольствием от определенного состояния. Эпикур считал, что мы едим для того, чтобы перестать чувствовать голод. Цель не в удовольствии от еды, а в избавлении от страданий голода. Цель – наслаждение, но не бесконечное продление активного удовольствия, а достижение статического, то есть состояния удовлетворенности. Пища должна быть источником радости, а не орудиями самонаказания или контроля.
Теоретическая основа исследования: концепция У. Фиттса, согласно которому, Я-концепция включает три компонента: самокритичность – представление человека о самом себе как последовательном и способном к самокритике, самооценка – описывает то, каким образом индивид принимает себя и относится к самому себе и поведение - отражает то, как человек организует своё поведение и действия в окружающей действительности по отношению к самому себе и другим людям . Девушки с низкой самооценкой могут стремиться к идеалам красоты, навязываемым обществом, что может привести к проблемам пищевого поведения.
Методы исследования:
1. голландский опросник пищевого поведения DEBQ (The Dutch Eating Behaviour Questionnaire);
2. шкала «Я-концепции» (Теннеси) У. Фиттса;
3. 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (16PF), форма С;
4. методика определения направленности личности Б. Басса;
5. многомерная шкала перфекционизма (MPS) П. Хьюитта и Г. Флетта в адаптации И.И. Грачевой;
6. критерий Колмогорова-Смирнова;
7. коэффициент ранговой корреляции Спирмена;
8. критерий Крускала – Уоллиса.
Выборка и эмпирическая база исследования: Исследование проводилось в 2025 году. Респондентами исследования выступили 50 девушек в возрасте от 19 до 22 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Юношеский возраст сильно влияет на психологические особенности девушек. В этом возрасте девушки очень самокритичны и часто испытывают неуверенность в себе. Это обуславливается давлением социальных ожиданий и в следствие ухудшением своего отношения к физическому – телесному образу Я. В наши дни худоба сохраняется как идеал красоты для многих девушек. В социальных сетях, в блогах, пропагандирующих одежду размера XS, вес в 40 килограммов, что затягивает девушек. Худая и стройная, что значит красивая. Девушки юношеского возраста вынуждены бороться с такими актуальными проблемами, как переезд, самостоятельная жизнь и самостоятельные решения насчет питания, подготовка к семейной жизни, перестройка самооценки, из-за чего переживают, нервничают и в последствии начинают вести неправильный пищевой образ жизни. Данная ситуация требует изучения основных факторов, обуславливающих возникновение и протекание проблем пищевого поведения.
Между пищевым поведением и эмоциями присутствует тесная связь. Так при нервной булимии и анорексии часто обнаруживают сопутствующие эмоциональные нарушения, которые возникают на фоне дисбаланса между процессами возбуждения и торможения центральной нервной системы. Также людям с такой проблемой присущи устойчивые эмоциональные черты: низкая стрессоустойчивость, уязвимость по отношению к фрустрации, ожидание негативных чувств, сложности с внешней эмоциональной экспрессией при выражении агрессивных чувств. А также склонность к постоянному переживанию вины и стыда.
При всем разнообразии исследований, чаще всего рассматривают нарушения пищевого поведения с клинической точки зрения, а также изучают людей с уже подтвержденным диагнозом. Мы же хотим изучить здоровых людей, т.к. проблемы пищевого поведения являются первопричиной расстройств пищевого поведения. Исследований о проблемах пищевого поведения у девушек юношеского возраста в целом недостаточно. Из этого противоречия вытекает проблема исследования, которая заключается в том, что необходимо рассмотреть психологические особенности юных девушек, имеющих проблемы пищевого поведения.
Проблема исследования – каковы психологические особенности девушек юношеского возраста, имеющих проблемы пищевого поведения?
Цель исследования – изучить психологические особенности девушек юношеского возраста, имеющих проблемы пищевого поведения.
Объект исследования – психологические особенности девушек юношеского возраста.
Предмет исследования – психологические особенности девушек юношеского возраста, имеющих проблемы пищевого поведения.
Гипотеза исследования – существуют определенные психологические особенности, связанные с нарушениями пищевого поведения у девушек юношеского возраста.
Задачи исследования:
1. теоретическим путем изучить подходы и концепции, исследующие психологические особенности личности юношеского возраста;
2. провести теоретический анализ концепций, посвященных проблематике пищевого поведения;
3. провести эмпирическое исследование психологических особенностей девушек юношеского возраста, имеющих проблемы пищевого поведения.
Методологическая основа исследования:
– идея Платона о том, что познание красоты – это процесс возведения от конкретных, чувственно воспринимаемых форм к высшему и идеальному пониманию красоты как сущности. «Вот каким путём нужно идти в любви - самому или под чьим-либо руководством: начав с отдельных проявлений прекрасного, надо всё время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх - от одного прекрасного тела к двум, от двух — ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это – прекрасное» . По мнению Платона красота понимается как абсолютная взаимопронизанность тела, души и ума, слияние идеи и материи, разумности и удовольствия, причём принципом этого слияния является мера. Он предлагает иерархический подход к восприятию красоты, где каждая следующая «ступень» позволяет углубить понимание, улучшить моральные качества и в конечном итоге достичь истинного знания. Этот дает нам понять, что прекрасное не ограничивается лишь внешним; оно также проникает в мир нравственных и интеллектуальных ценностей.
– идея Эпикура о том, что наслаждение является ключом к благой жизни. «Хлеб и вода доставляют величайшее удовольствие, когда человек подносит их к устам, чувствуя потребность», «Никакое удовольствие не есть зло само по себе; но средства, производящие некоторые удовольствия, приносят беспокойства, во много раз превышающие удовольствия» . Для него важно различать удовольствия активные и статические, удовольствием от процесса и удовольствием от определенного состояния. Эпикур считал, что мы едим для того, чтобы перестать чувствовать голод. Цель не в удовольствии от еды, а в избавлении от страданий голода. Цель – наслаждение, но не бесконечное продление активного удовольствия, а достижение статического, то есть состояния удовлетворенности. Пища должна быть источником радости, а не орудиями самонаказания или контроля.
Теоретическая основа исследования: концепция У. Фиттса, согласно которому, Я-концепция включает три компонента: самокритичность – представление человека о самом себе как последовательном и способном к самокритике, самооценка – описывает то, каким образом индивид принимает себя и относится к самому себе и поведение - отражает то, как человек организует своё поведение и действия в окружающей действительности по отношению к самому себе и другим людям . Девушки с низкой самооценкой могут стремиться к идеалам красоты, навязываемым обществом, что может привести к проблемам пищевого поведения.
Методы исследования:
1. голландский опросник пищевого поведения DEBQ (The Dutch Eating Behaviour Questionnaire);
2. шкала «Я-концепции» (Теннеси) У. Фиттса;
3. 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (16PF), форма С;
4. методика определения направленности личности Б. Басса;
5. многомерная шкала перфекционизма (MPS) П. Хьюитта и Г. Флетта в адаптации И.И. Грачевой;
6. критерий Колмогорова-Смирнова;
7. коэффициент ранговой корреляции Спирмена;
8. критерий Крускала – Уоллиса.
Выборка и эмпирическая база исследования: Исследование проводилось в 2025 году. Респондентами исследования выступили 50 девушек в возрасте от 19 до 22 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Данное исследование было организовано с целью изучения психологических особенностей девушек юношеского возраста, имеющих проблемы пищевого поведения.
В ходе работы был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что в юности человек в своем стремлении определиться с Я-идентичностью примеривает на себя разнообразные модели поведения – те, которые более всего соответствуют его представлению об идеальном «Я».
Основными особенностями девушек юношеского возраста являются:
высокая общительность, экстраверсия, дружелюбность, контактность;
эмоциональность, лабильность;
тревожность и страхи насчет своей внешности;
чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений;
чрезмерная критичность в отношении к окружающим.
Пищевое поведение – это ценностное отношение к пище и ее приему, стереотип питания в обычных условиях и в случае стресса, это поведение, которое ориентировано на образ собственного тела, и деятельность по формированию данного образа. Пищевое поведение охватывает установки, формы поведения, привычки и эмоции, касающиеся еды, которые индивидуальны.
К основным проблемам пищевого поведения относятся:
экстернальное пищевое поведение (прием пищи неосознанно, всегда при виде пищи);
эмоциогенное пищевое поведение (гиперфагическая реакция на стресс);
ограничительное пищевое поведение.
Результаты эмпирического исследования показали, что у большинства девушек отмечается ограничительное пищевое поведение (сохранение желаемого веса через ограничение потребления пищи). У многих респонденток выражен эмоциогенный тип пищевого поведения (потребность в еде в ответ на различные негативные эмоциональные состояния. реже встречаются девушки с экстернальным типом питания (желание есть под влиянием внешних факторов).
У девушек средний уровень самокритичности и самоудовлетворенности, но они часто негативно относятся к своему поведению. У них доминирует восприятие своего физического Я, то есть субъективное восприятие тела, внешности, способности к функционированию, искажения концепции тела, соматические иллюзии и т.п. В меньшей степени они воспринимают себя как личность, подчеркивая свою индивидуальность и как члена семейной структуры. Реже девушки воспринимают себя с позиции морали и отмечают свои социальные роли.
Для девушек характерна проницательность по отношению к окружающим, хитрость, расчетливость, эмоциональная выдержанность, и в то же время у них выражена тревожность, чувство вины, неуверенность в себе. У них хорошо развиты абстрактность мышления, умственные способности, эрудиция. Также у девушек отмечается высокое самолюбие, самоконтроль, часто им характерна энергичность, напряженность, мотивированность в деятельности.
Большинство девушек ориентированы, прежде всего, на общение – стремление поддерживать отношения с людьми, меньше девушек ориентированы на себя – то есть на прямое вознаграждение и удовлетворение. Меньшинство девушек имеют выраженную направленность личности на задачу, на работу.
У большинства девушек средний уровень перфекционизма, ориентированного на себя и на других, но у половины группы девушек высокий уровень предписанного перфекционизма, они считают, что требования, которые им предъявляют окружающие чрезмерно завышенные и нереалистичные. У большинства девушек средний уровень перфекционизма. Но у многих высокий уровень перфекционизма, они склонны устанавливать нереалистично высокие стандарты, компульсивно стремятся к невозможным целям.
Результаты анализа данных позволили подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что существуют определенные психологические особенности, связанные с нарушениями пищевого поведения у девушек юношеского возраста.
Таким образом, в результате можно выделить следующие психологические особенности: девушки с нарушениями пищевого поведения склонны устанавливать нереалистично высокие стандарты, компульсивно стремятся к невозможным целям и определяют собственную ценность исключительно в терминах достижений и продуктивности.
Девушки с ограничительным пищевым поведением ориентированы на себя, самокритичны, склонны выявлять недостатки в себе, не удовлетворены собой, они самостоятельные, целеустремленные, но отличаются сниженной самооценкой, закрытостью, интровертированностью, сниженной потребностью в общении.
Девушки с эмоциогенным пищевым поведением отличаются сниженной самокритичностью, эмоциональной неустойчивостью, импульсивностью, зависимостью от группы, неумением контролировать свои эмоции и поведение, уверенностью, что требования, которые им предъявляют окружающие, чрезмерно завышенные и нереалистичные.
Девушки с экстернальным пищевым поведением отличаются богатым воображением, мечтательностью, импульсивностью, зависимостью от группы, неумением контролировать свои эмоции и поведение.
В ходе работы был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что в юности человек в своем стремлении определиться с Я-идентичностью примеривает на себя разнообразные модели поведения – те, которые более всего соответствуют его представлению об идеальном «Я».
Основными особенностями девушек юношеского возраста являются:
высокая общительность, экстраверсия, дружелюбность, контактность;
эмоциональность, лабильность;
тревожность и страхи насчет своей внешности;
чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений;
чрезмерная критичность в отношении к окружающим.
Пищевое поведение – это ценностное отношение к пище и ее приему, стереотип питания в обычных условиях и в случае стресса, это поведение, которое ориентировано на образ собственного тела, и деятельность по формированию данного образа. Пищевое поведение охватывает установки, формы поведения, привычки и эмоции, касающиеся еды, которые индивидуальны.
К основным проблемам пищевого поведения относятся:
экстернальное пищевое поведение (прием пищи неосознанно, всегда при виде пищи);
эмоциогенное пищевое поведение (гиперфагическая реакция на стресс);
ограничительное пищевое поведение.
Результаты эмпирического исследования показали, что у большинства девушек отмечается ограничительное пищевое поведение (сохранение желаемого веса через ограничение потребления пищи). У многих респонденток выражен эмоциогенный тип пищевого поведения (потребность в еде в ответ на различные негативные эмоциональные состояния. реже встречаются девушки с экстернальным типом питания (желание есть под влиянием внешних факторов).
У девушек средний уровень самокритичности и самоудовлетворенности, но они часто негативно относятся к своему поведению. У них доминирует восприятие своего физического Я, то есть субъективное восприятие тела, внешности, способности к функционированию, искажения концепции тела, соматические иллюзии и т.п. В меньшей степени они воспринимают себя как личность, подчеркивая свою индивидуальность и как члена семейной структуры. Реже девушки воспринимают себя с позиции морали и отмечают свои социальные роли.
Для девушек характерна проницательность по отношению к окружающим, хитрость, расчетливость, эмоциональная выдержанность, и в то же время у них выражена тревожность, чувство вины, неуверенность в себе. У них хорошо развиты абстрактность мышления, умственные способности, эрудиция. Также у девушек отмечается высокое самолюбие, самоконтроль, часто им характерна энергичность, напряженность, мотивированность в деятельности.
Большинство девушек ориентированы, прежде всего, на общение – стремление поддерживать отношения с людьми, меньше девушек ориентированы на себя – то есть на прямое вознаграждение и удовлетворение. Меньшинство девушек имеют выраженную направленность личности на задачу, на работу.
У большинства девушек средний уровень перфекционизма, ориентированного на себя и на других, но у половины группы девушек высокий уровень предписанного перфекционизма, они считают, что требования, которые им предъявляют окружающие чрезмерно завышенные и нереалистичные. У большинства девушек средний уровень перфекционизма. Но у многих высокий уровень перфекционизма, они склонны устанавливать нереалистично высокие стандарты, компульсивно стремятся к невозможным целям.
Результаты анализа данных позволили подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что существуют определенные психологические особенности, связанные с нарушениями пищевого поведения у девушек юношеского возраста.
Таким образом, в результате можно выделить следующие психологические особенности: девушки с нарушениями пищевого поведения склонны устанавливать нереалистично высокие стандарты, компульсивно стремятся к невозможным целям и определяют собственную ценность исключительно в терминах достижений и продуктивности.
Девушки с ограничительным пищевым поведением ориентированы на себя, самокритичны, склонны выявлять недостатки в себе, не удовлетворены собой, они самостоятельные, целеустремленные, но отличаются сниженной самооценкой, закрытостью, интровертированностью, сниженной потребностью в общении.
Девушки с эмоциогенным пищевым поведением отличаются сниженной самокритичностью, эмоциональной неустойчивостью, импульсивностью, зависимостью от группы, неумением контролировать свои эмоции и поведение, уверенностью, что требования, которые им предъявляют окружающие, чрезмерно завышенные и нереалистичные.
Девушки с экстернальным пищевым поведением отличаются богатым воображением, мечтательностью, импульсивностью, зависимостью от группы, неумением контролировать свои эмоции и поведение.
Подобные работы
- Психологическая коррекция неадаптивных копинг-стратегий у девушек со склонностью к нарушению пищевого поведения
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ РИСКА НАРУШЕНИЙ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИИ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИИ У ДЕВУШЕК С РИСКОМ НАРУШЕННОГО ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2022 - Особенности пищевого поведения у студенток, занимающихся гимнастическими видами спорта
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2023 - Коммуникативные характеристики младших школьников из семей с разными типами детско-родительских отношений
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023



