ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Особенности систем согласных в русском и туркменском языках 5
1.1. Характеристика фонетической системы согласных в русском языке 5
1.2. Характеристика системы согласных звуков в туркменском языке 9
1.3. Сравнение русской и туркменской систем согласных звуков 11
1.4. Особенности произношения согласных звуков [б], [п], [д], [т] 13
Выводы 18
Глава 2. Фонетическая интерференция согласных звуков в речи туркменских студентов 19
2.1. Фонетическая интерференция 19
2.2. Прогноз фонетической интерференции согласных звуков в речи
туркменских студентов 22
2.3. Разработка упражнений и методических рекомендаций по преодолению
фонетической интерференции 23
Выводы 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Актуальность исследования. Каждый язык располагает определенным ограниченным числом звуков, из которых состоят все слова данного языка. Роль фонетики в обучении иностранному языку велика, ведь первое знакомство с языком происходит на звуковом, фонетическом уровне, поэтому формирование произносительных навыков является одной из основных задач начального этапа обучения. Если не уделять произношению должного внимания, то артикуляционный аппарат учащихся привыкнет к неправильной артикуляции звука, в дальнейшем человек не сможет правильно интонировать свою речь, переучиваться впоследствии будет очень сложно, а звучание речи будет не иностранным. Кроме того, правильность произношения влияет на смысл высказывания.
Объект исследования - русские и туркменские [б], [п], [т], [д].
Предмет исследования - сравнение русских и туркменских [б], [п], [т], [д].
Цель исследования - провести сравнительный анализ русских и туркменских [б], [п], [т], [д].
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности русской фонетики;
2. Изучить специфику туркменской фонетики;
3. Дать характеристику русских и туркменских [б], [п], [т], [д];
4. Изучить произношение русских и туркменских [б], [п], [т], [д].
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, обобщение, сравнительный анализ.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как Артемов В.А., Баксаков Н.А., Матусевич М.И., Ярцева В.Н., Федянина Н.А., Трубецкой Н. С. и другие...
Сопоставление фонетических систем двух языков дает основание
утверждать, что при определенных совпадениях туркменский язык имеет свои
особенности. Систему согласных туркменского языка составляет 21 фонема,
причем признак твердости/мягкости для туркменских согласных не имеет
фонологического значения. Согласные туркменского языка в соседстве с
гласными переднего ряда также произносятся с некоторой палатализацией,
однако они слышатся намного тверже, чем русские мягкие согласные.
В данной работе подробно раскрыты особенности русской фонетики,
изучена специфика фонетики туркменского языка, даны характеристики
русских и туркменских согласных [б], [п], [д], [т] и приведены их
классификации по способу и месту образования звуков.
1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного
языка. - М.: Изд. МГУ, 2015. - 240с.
2. Азимов П.А., Амансарыев Дж., Сарыев К. Туркменский язык. - М.,
2016. – 563 с.
3. Азимов П,А., Филюшина В.Н. Из истории изучения туркменского
языка // Развитие науки в Советском Туркменистане. Ашхабад, 2014. - С. 67-
92.
4. Артемов В.А. Экспериментальная фонетика. - М.: Изд. иностр. литры, 2015. - 228с.
5. Баксаков Н.А. Тюркские языки / Н. А. Баскаков. - 3-е изд. - Москва:
Изд-во ЛКИ, 2007. – 241 с.
6. Бархударова Е. Л. Основы сопоставления фонетических систем
изучаемого и родного языков в контексте обучения произношению // Вестник
Московского университета. – Серия 9. – Филология. – 2015. - № 3. – С. 139-
153.
7. Беляев И.А. Грамматика туркменского языка. - Ашхабад, 2017. –
122 с.
8. Богородицкий Б.Л. К методологии и технике экспериментальнофонетических исследований. - Казань, 2017. – 187 с.
9. Богородицкий В.А. Этюды по татарскому и тюркскому
языкознанию. - Казань, 1933. – 231 с.
10. Вайнрайх У. Языковые контакты. Состояние и проблемы
исследования. – Киев, 1979. – 263 с.
11. Виноградов В.А. Лингвистические аспекты обучения языку. В. 2 К
проблеме иноязычного акцента в фонетике. – М., 1976. – С. 64.
12. Вишневская Г. М. Интерференция и акцент (На материале интонац.
ошибок при изучении неродного языка): Дис. ... Д-ра филол. Наук. – СПб.,
1993. – С. 373.
13. Егорова О.В. Звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Речевой материал и игры по
автоматизации и дифференциации звуков. – М.: «Издательство «Гном и Д»,
2005. – 24 с.
14. Егорова О.В. Звуки Т, ТЬ, Д, ДЬ. Речевой материал и игры по
автоматизации и дифференциации звуков. – М.: «Издательство «Гном и Д»,
2005. — 32 с.
15. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. - М.: Высшая школа, 2014. – 312 с... 47