Развитие готовности педагога к инновационной деятельности на основе обогащающей образовательной среды в системе дополнительного профессионального образования
Актуальность исследования. Глубокие социально-экономические изменения
в России привели к необходимости модернизации системы образования. В концепции государственных стандартов общего образования сказано, что «существенно сокращается значимость и сужается круг репродуктивной деятельности
педагога, растет инновационная активность». Непрерывность происходящих
изменений обуславливает современные требования государства к выполнению
педагогом профессиональных функций в режиме инновационной деятельности.
Анализ работ Ф.Н. Гоноболина, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Г.Н. Прозументовой, Н.Р. Юсуфбековой и др. позволяет выделить теоретико-методологические
проблемы инновационной деятельности: результативность инновационных процессов, особенности творческой, проектной, исследовательской деятельности учителя, отношение учителя к инновациям и др. Отмечается, что социально-педагогические ориентации многих учителей изменяются крайне медленно, поэтому не каждый педагог
способен включиться в инновационную деятельность. Во многом, это следствие психологических барьеров, обусловленных как индивидуальными особенностями учителя, так и социально-психологическими чертами педагогического сообщества в целом.
Возникает проблема готовности педагога к инновационной деятельности.
Анализ и обобщение работ К. Ангеловски, М.В. Кларина, В.С. Лазарева,
В.Я. Ляудис, Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина и др. показывает, что основу готовности педагога к инновационной деятельности составляют профессиональноличностные качества, направленные на совершенствование собственной педагогической деятельности, при этом выделяются такие качества, как способность к
рефлексии, творческой, исследовательской деятельности и др.
В связи с этим возникает потребность развития готовности педагога к инновационной деятельности. Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, Valverde L., Nicholls A.,
Rogers Е.М. и др. предлагают в качестве основания для понимания процесса развития готовности педагога к инновационной деятельности рассматривать профессиональный опыт и специфику его совершенствования. Авторы отмечают,
что развитие готовности педагога к инновационной деятельности определяется
необходимостью непрерывного освоения нового опыта.
Различные социальные институты влияют на процесс развития готовности
педагога к инновационной деятельности. Одним из таких институтов является
система дополнительного профессионального образования педагогов. В теории и
практике разработаны и апробируются различные подходы к профессиональной
подготовке учителя к инновационной деятельности. В частности, В.Я. Ляудис отмечает необходимость соединения коллективной работы с индивидуальной деятельностью педагога в процессе обучения. Г.Н. Прозументова обращает внимание на необходимость создания педагогами в процессе обучения новых образовательных продуктов на основе использования разных способов постановки и
решения педагогических задач. А.А. Вербицкий предлагает модель, где с помощью системы форм, методов и средств обучения создается предметный и социальный контекст профессиональной деятельности.
Вместе с тем, в сложившейся практике профессионального педагогического
образования сохраняется предметная, узкопрофессиональная направленность учебного процесса. В.П. Зинченко подчеркивает неадекватность предметной и
монопрофессиональной организации образования, поскольку специалисту нужны приемы и способы работы в условиях полипредметной и полипрофессиональной деятельности. И.А. Колесникова считает, что в программах подготовки и
переподготовки учителей все еще преобладают «рецептурные» модели профессионального поведения. А.В. Хуторской, В.С. Лазарев, В.А. Ясвин и др. обращают
внимание на то, что проблемной областью для реализации принципов инновационной стратегии профессионального образования педагогов является создание
целевых образовательных сред, позволяющих обеспечить освоение педагогами
предметного и социального содержания инновационной деятельности.
И.Д. Чечель, Nicholls A., Moon J.A. отмечают, что при организации образовательных сред для обучения педагогов необходимо создавать условия, когда педагог оказывается перед необходимостью осознания и выделения собственных
способов деятельности, осмысления своего опыта и понимания необходимости
его непрерывного развития. В связи с этим, проблема изучения потенциала таких сред и возможностей их использования для развития готовности педагога к
инновационной деятельности на основе совершенствования собственного профессионального опыта становится все более актуальной.
Сущность сложившейся ситуации раскрывается в следующих противоречиях:
– между необходимостью инновационного преобразования имеющихся способов, методов педагогической деятельности и существующей ориентированностью педагогов на привычные способы деятельности;
– между традиционно сложившимися формами повышения квалификации педагогов и недостаточной проработанностью вопросов о формах, моделях построения образовательного процесса, ориентированного на инновационный характер
деятельности педагога, на развитие его готовности к инновационной деятельности;
– между потребностью в развитии готовности педагогов к инновационной
деятельности и недостаточной проработанностью организационно-педагогических условий организации таких образовательных сред в системе дополнительного профессионального образования, где будет реализована возможность развития готовности педагогов к инновационной деятельности на основе совершенствования, обогащения профессионального опыта.
Все вышеизложенное позволило нам определить тему исследования «Развитие
готовности педагога к инновационной деятельности на основе обогащающей образовательной среды в системе дополнительного профессионального образования».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально
проверить организационно-педагогические условия развития готовности педагога к инновационной деятельности на основе обогащающей образовательной среды в системе дополнительного профессионального образования.
Объект исследования: процесс развития готовности педагога к инновационной деятельности в системе дополнительного профессионального образования.
Предмет исследования: условия развития готовности педагога к инновационной деятельности на основе обогащающей образовательной среды в системе
дополнительного профессионального образования.
В заключении подводятся итоги, формулируются выводы:
1. Задача освоения инновационных приемов профессиональной деятельности
современным педагогом диктует необходимость модернизации системы дополнительного профессионального образования, которая должна быть ориентирована на исследовательский, проектный характер образовательной деятельности,
на развитие готовности педагогов к инновационной деятельности.
2. Выявлена специфика развития готовности педагога к инновационной деятельности, ориентированная на развитие профессионального опыта от этапа мотивационной направленности на совершенствование опыта к получению нового
опыта, его рефлексивную оценку и дальнейшее применение в своей практической
работе с учетом конкретных условий деятельности. На основании чего выделены
и обоснованы структурные и функциональные элементы готовности к инновационной деятельности: компоненты, критерии, уровни развития готовности.
3. Разработана модель обогащающей образовательной среды, содержательной основой которой является проектное обучение, а организационно-функциональную основу составляют индивидуальный, коммуникативный, дистанционный компоненты.
Процесс обогащения, совершенствования опыта реализуется через развитие способности к самостоятельной познавательной деятельности с целью получения нового
опыта, развитие способности к рефлексивной деятельности с целью модернизации
полученного опыта с учетом условий деятельности педагога, развитие способности к
продуктивной коммуникации с целью применения опыта в реальной деятельности. 4. Для реализации обучающей деятельности создана система дидактических
средств (целевых дистанционных зон, целевых заданий, методических пособий),
создающих основания для исследовательской, проектной, моделирующей деятельности педагогов с учетом имеющегося профессионального опыта. Обучение
реализуется через динамическое развитие этапов практической подготовки: мотивационно-информационный, поисково-аналитический, конструкторско-исследовательский, обобщающе-эмпирический. Выделенные этапы позволяют развернуть деятельность педагога от теоретического освоения новых приемов, способов деятельности к созданию собственных авторских проектных разработок и
внедрению их в реальную практику.
5. В процессе формирующего эксперимента на основе выделенных критериев
для определения динамики развития готовности педагога к инновационной деятельности от репродуктивного к исследовательскому уровню доказано, что обучение в обогащающей образовательной среде системы дополнительного профессионального образования позволяет развивать готовность педагогов к инновационной деятельности. Исследование подтвердило эффективность разработанной модели обогащающей образовательной среды, созданных дидактических средств.
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу.
Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Предполагается, что ее дальнейшая разработка
может быть продолжена в следующих направлениях: особенности процесса целеполагания в условиях непрерывных инновационных изменений профессиональной деятельности; специфика влияния индивидуальных познавательных стилей
педагогов на содержание и структуру инновационной деятельности.
1. Прищепа, Т.А. Учителя создают собственные цифровые образовательные
ресурсы / Т.А. Прищепа, А.А. Бондаренко, Е.В. Якушина // Народное образование, 2008. – №4. – С. 189–194.
2. Прищепа, Т.А. Методическая поддержка деятельности педагогов по созданию интерактивных электронных пособий / Т.А. Прищепа, И.А. Полев // Вестник
Томского государственного педагогического университета, 2009. – №2. – С. 72–76.
3. Прищепа, Т.А. Значение профессионального опыта в процессах формирования и развития инновационного компонента педагогической деятельности /
Т.А.Прищепа // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2010. – №1. – С. 131–134.
Работы, опубликованные в других изданиях:
1. Прищепа, Т.А. Проблемное обучение или как построить урок открытий /
Т.А.Прищепа // материалы Всероссийской научно-практической конференциивыставки. – Томск: Изд-во Томский областной институт повышения квалификации, 2004. – Том 2, С. 70–73.22
2. Прищепа, Т.А. Педагогическая технология «Альтернатива» в проблемном
обучении / Т.А. Прищепа // Инновации в общеобразовательной школе, Сборник
научных трудов под редакцией А.В. Хуторского. – Москва: Изд-во Российской
Академии образования, 2006. – С. 132–139.
3. Прищепа, Т.А. Эвристическая деятельность как целостная система развития продуктивных творческих способностей старшеклассников / Т.А. Прищепа // Развитие региональной системы образования в условиях модернизации: по
материалам V Сибирского форума образования. – Томск: Изд-во Томский государственный университет, 2006. – C. 331–338.
4. Прищепа, Т.А. Дистанционные педагогические фестивали как ресурс развития образовательного пространства / Т.А. Прищепа // Единая образовательная
информационная среда: проблемы и пути развития: материалы Всероссийской
научно-практической конференции-выставки. – Томск: Изд-во Томский государственный университет, 2006. – С. 91–93.
5. Прищепа, Т.А. Методические и дидактические аспекты создания авторских
интерактивных компьютерных пособий / Т.А. Прищепа // Проблемы организации и содержания педагогических практик ТГПУ: материалы Всероссийской научно-практической конференции-выставки. – Томск: Изд-во Томский государственный педагогический университет, 2007. – С. 149–153.
6. Прищепа, Т.А. Эффективность использования информационных компьютерных технологий в рамках системы методов проблемно-развивающего обучения /
Т.А. Прищепа // Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути
развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции-выставки.
– Томск: Изд-во Томский государственный университет, 2007. – С. 131–133.
7. Прищепа, Т.А. Технологии разработки и оценки инновационных идей при
обучении школьников проектированию / Т.А. Прищепа // Интернет-журнал
«Эйдос», 2007. – 30 сентября. – http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-19.htm
8. Прищепа, Т.А. Организационно-методические основы процесса создания
педагогами авторских интерактивных электронных пособий / Т.А. Прищепа //
Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития: материалы Международной научно-практической конференции-выставки. – Омск:
Изд-во Омский государственный университет, 2008. – С. 140–144.
9. Прищепа, Т.А. Возможности дистанционной среды для сопровождения деятельности педагогов по созданию авторских разработок / Т.А. Прищепа // Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития: материалы Международной научно-практической конференции-выставки. – Томск:
Изд-во Томский государственный университет, 2009. – С. 116–120.
10. Прищепа, Т.А. Проблемно-эвристическое обучение как основа создания
новых образовательных технологий / Т.А. Прищепа // Департамент профессионального образования, 2009. – №9. – С. 26–41.
Опубликованные методические пособия и рекомендации:
1. Прищепа, Т.А. Качество мышления – основной ресурс успешности (методические основания и варианты реализации технологий «Альтернатива», «Перспектива»,
«Вариант») / Т.А. Прищепа // Методическое пособие. – Москва: Изд-во Российской23
Академии образования (издание в рамках конкурсного проекта «Педагогические инновации»), 2004. – 44 с.
2. Прищепа, Т.А. Реализация образовательных технологий с использованием
возможностей компьютерных, дистанционных средств обучения / Т.А.Прищепа
// Методические рекомендации. – Томск: Изд-во Томский областной институт
повышения квалификации, 2006. – С. 4–14.
3. Прищепа, Т.А. Проектная деятельность и компьютерные технологии /
Т.А.Прищепа // Методическое пособие. – Томск: Изд-во Томский областной институт повышения квалификации, 2006. – 128 с.
4. Прищепа, Т.А. Дистанционное образование как фактор реализации федеральной и региональной программ развития образовательной инфраструктуры в
направлении информатизации / Т.А. Прищепа // Методическое пособие. – Томск:
Изд-во Томский областной повышения квалификации, 2006. – 72 с.
5. Прищепа, Т.А. Реализация дистанционных образовательных проектов в
рамках повышения квалификации педагогов Томской области / Т.А. Прищепа //
Методическое пособие. – Томск: Изд-во Томский обл. институт повышения квалификации, 2007. – 76 с.
6. Прищепа, Т.А. Формирование и развитие информационной компетентности на проблемно-эвристических уроках / Т.А. Прищепа // Методическое пособие.
– Томск: Изд-во Томский областной институт повышения квалификации, 2007. –
180 с.
7. Прищепа, Т.А. Сетевые процессы как фактор инновационной деятельности
/ Т.А. Прищепа // Методические рекомендации. – Томск: Изд-во Томский областной институт повышения квалификации, 2009. – С. 5–22.
8. Прищепа, Т.А. Возможности предметного сайта для развития индивидуальных
познавательных стилей учащихся / Т.А. Прищепа // Методические рекомендации. –
Томск: Изд-во Томский областной институт повышения квалификации, 2009. –
С. 19–24.
9. Прищепа, Т.А. Сетевые процессы как фактор инновационной деятельности
на современном этапе развития образования / Т.А. Прищепа // Методические рекомендации. – Томск: Изд-во Томский областной институт повышения квалификации, 2008. – С. 10–22