Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (Специальное (дефектологическое) образование)

Работа №174950

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дефектология

Объем работы26
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит методический характер.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОНР 5
1.1. Теоретический анализ исследования монологической речи 5
1.2. Характеристика монологической речи детей с общим недоразвитием речи. 7
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 11
2.1. Назначение психолого-педагогической диагностики 11
2.2. Психолого-педагогические методики монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и порядок их проведения 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Проблема развития монологической речи детей старшего до-школьного возраста является одной из актуальных тем с точки зрения теории и практики в логопедии, потому что овладение монологической речью является одним из важнейших условий успешной подготовки к обучению в школе. Поэтому к числу главных задач логопедической ра-боты с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), от-носится формирование у них связной моно¬логической речи. Это необ-ходимо как для наиболее полного преодоления сис¬темного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает позна-вательную активность, значительно расширяет кругозор дошкольника. В дошкольном детстве происходит формирование и развитие речи и других психических функций.
Современная логопедия с каждым годом оснащается вопросами, касающимися речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Над этим нарушением работали такие учёные, как Валентина Констан-тиновна Воробьёва, Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина, Светлана Николаевна Шаховская и другие. Для старших до-школьников сложно формировать связные высказывания. Они еще недо-статочно обладают навыками, связанными с изложением мыслей. Им свойственна подмена связных односложных предложений или различ-ными нераспространенными предложениями.
Цель исследования: изучение монологической речи у детей стар-шего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1) определение понятия монологичнеская речь, ее функции и спе-цифика;
2) сформулировать краткую психолого-педагогическую характе-ри¬стику с общим недоразвитием речи;
3) рассмотреть особенности монологической речи у детей с общим недоразвитием речи;
4) выявить диагностические критерии у детей с общим недоразви-тием речи;
5) рассмотреть методы и методики психолого-педагогической диа-гностики детей с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования являются особенности монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: монологическая речь старших дошкольни-ков с ОНР.
Проблема обусловлена развитием формирования монологической речи у старших дошкольников с ОНР.
Практическая актуальность заключается в описании характера нарушения мнологичсекой речи у детей с общим недоразвитием речи.
Научная актуальность состоит в рассмотрении и разработке мето-дик монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с об-щим недоразвитием речи.
Структура курсовой работы: введение, два раздела, заключение, перечень использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная проблема моей темы была и всегда будет актуальна для логопедии, так как основной проблемой коррекционной педагогики счи-тается формирование у детей дошкольного возраста с ОНР способности к овладению связной монологической речью, как необходимым разви-тием и социализацией личности. Поэтому к числу важнейших задач ло-гопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) и относится формирование у них связной моно¬логической речи.
Также хочется отметить, что были изучены особенности моноло-гической речи у детей с общим недоразвитием речи. Поэтому умение связно, по смыслу грамматически правильно и последовательно изла-гать свои мысли имеет большое значение для старших дошкольников потому, как является залогом успешного усвоения школьной програм-мы.
С точки зрения теории и методологической литературы была определена актуальность особенностей монологической речи у старших дошкольников с ОНР.
Монолог считается одним из сложнейших видов речевой деятель-ности. Данный вид связной речи служит для передачи информации, а также средством получения знаний об окружающем мире ребёнка.
В норме связная монологическая речь формируется поэтапно и к концу старшего дошкольного возраста ребёнок усваивает все лексико-грамматические средства родного языка, что помогает ему на высшем уровне овладеть связной речью.
Проблемой развития связной монологической речью у детей с об-щим недоразвитием речи занимались такие деятели, как В.П.Глухов, В.К. Воробьёвой, Филичевой Т.Б. и многие другие.
Дети с общим недоразвитием речи затруднения в правильном вы-боре производящей основы («человек, который строит дома» – «дома-тель»), используют неадекватные аффиксальные элементы (вместо «мойщик» – «мойчик»). Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи.
Проанализировав литературу для выбора методического пособия, было выделено три наилучшие методики. Первая методика была разра-ботана В.П. Глуховым. Она состояла из шести заданий и после каждого задания, проводится и делается вывод об уровне развития детей. Это необходимо для того, чтобы увидеть насколько связная монологическая речь этих детей соответствует возрасту.
Затем была представлена вторая по значимости методика на мо-нологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР, В. К. Воробьевой. Благодаря методике выявляли ряд особенностей, характе-ризующих состояние связной речи детей с ОНР, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы. Для высказываний детей с ОНР характерны: нарушения логической последовательности повествования; нарушения связности; незавершенность микротем; дли-тельные паузы.
Третья не менее важная методика Филичевой Т.Б. Большое внима-ние уделяется формированию языковых обобщений и практическому усвоению лексических, грамматических высказываний. У детей форми-руются представления об основных принципах построения связного со-общения: адекватность содержания, последовательность изложения и другое. Эта методика также направлена на обогащение словарного за-паса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов.
Цель и все задачи были мною достигнуты. Проблема мною реше-на. Данные методики могут применяться в работе логопедов, воспитате-лей и дефектологов в решении задач по формированию связной моноло-гической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.



1. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений / под ред. Л . С. Волковой. — 5-е изд., пере-раб. и доп. — М .: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 703 с .: ил. — (Коррекционная педагогика).
2. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. В67 Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Под научной ред. И.Ю. Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 96 с. (Специаль-ная психология.)
3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с си-стемным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа)
4. Глухов В. П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познава-тельного развития: Монография. – Изд. 2-е, исправ. и перераб. ‒ М.: В. Секачев, 2014. – 537 с.
5. Глухов, В.П. Методика формирования навыков связных выска-зываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: учебное пособие для вузов / В. П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 231 с.
6. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для сту-дентов педвузов. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351,[1] с, — (Высшая школа).
7. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002. — 144 с. [Биб-ка практикующего логопеда) ISBN 5-89415-211-9
8. Дудина, Марина Михайловна. Основы психолого-педагогической диагностики: учебное пособие / М. М. Дудина, Ф. Т. Ха-матнуров. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. 190 с.
9. Забрамная С. Д., канд. пед. наук, профессор. Психолого-педагогическая диагностика развития П86 детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для об-следования детей»/[Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с. + Прил. (268. с. ил.). — 18ВМ 5-09-012040-4.
10. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразви-тия речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с; ил.
11. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине / Учебно-методическое пособие. - СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. – 175 с.
12. Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи / Р.Е. Левина, Н.А.Никашина, Л.Ф. Спирова [и др.] // Основы теории и практики лого-педии. - М., 1967. - 67- 165 с.
13. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб метод. пособие для воспитателей дошк. об-разоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
14. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студен-тов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.: ил.
15. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чирки- на. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с. — (Библиотека логопеда-практика). ISBN 978-5-8112-3390-8

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ