Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения коммуникативных стратегий и тактик комплимента в русской лингвокультуре 5
1.1 История исследования комплимента в коммуникативном ракурсе 5
1.2. Классификация комплиментов 7
1.3. Стратегии и тактики комплиментарных высказываний 16
1.4. Требования к употреблению комплимента 27
Выводы к Главе 1 34
Глава 2 Практическое исследование особенностей употребления комплимента в русской лингвокультуре 35
2.1 Анализ уровня владения комплиментом среди студентов (на основе данных проведенного анкетирования) 35 2.2
Анализ тактик и стратегий комплимента в сети Интернет (на материале сайтов знакомств) 46
Выводы к Главе 2 53
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложение Вопросы для анкетирования студентов на выявление уровня владения комплиментом 61
Комплимент - это речевой жанр этикета, имеющий интересную историю и претерпевший различные трансформации. При этом в целом комплимент выражает позитивные эмоции радости, восхищения, гордости, восторга, что способствует улучшению эмоционального состояния адресата и повышению его самооценки. Однако в различных культурах как само понятие комплимента, так и комплиментарные стратегии и тактики различаются. Так как язык является динамичной системой и находится в постоянном развитии, то меняется как содержание, так и требования к комплименту, в связи с чем работа, цель которой - исследование коммуникативных стратегий и тактик комплимента в русской лингвокультуре на материалах современных сайтов знакомств, а также, результатах анкетирования современных студентов, является актуальной.
Объект исследования - современная русская лингвокультура, а предметом исследования в данной работе являются коммуникативные стратегии и тактики комплимента.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть историю развития комплимента;
- привести классификацию комплиментов;
- проанализировать стратегии и тактики комплиментарных высказываний; -исследовать требования к употреблению комплимента
- проанализировать уровень владения комплиментом среди студентов (на основе данных анкетирования);
- проанализировать тактики и стратегии комплимента в сети Интернет (на материале сайтов знакомств).
Источниками исследования послужили работы как по риторическому жанру в целом (Формановская, Л. А. Введенская, ), так и по комплиментарным высказываниям, в частности (И. Ю. Мосолова, Т. А. Трипольская, Н. И., A. Golato, N. Wolfson и др.).
Методами исследования послужили методы анализа и наблюдения, а также опрос и статистический анализ.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в теории изучения комплиментарных высказываний, а также коммуникативных стратегий и тактик. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть применены для практического анализа текстов разных жанров...
Исследование показало, что существуют специальные тактики,
направленные на создание необходимого контекста, – эмоциональнонастраивающие. Отмечено, что комплименты, касающиеся внешнего вида,
особенно дороги женщинам. Но нередко их говорят и мужчинам.
Также было установлено, что реализация стратегических задач во многом
зависит от коммуникативного контекста, в условиях которого
осуществляется речевое общение и в качестве одной из ее составляющих мы
рассматриваем тип отношений между коммуникантами. При всем их
разнообразии можно обнаружить ряд коммуникативных концептов,
характеризующих отношения между участниками коммуникативного акта.
К их числу следует отнести дистанцию между коммуникантами, которая
представляет собой континуум, включающий разные по степени близости
отношения (симпатию, любовь, равнодушие, враждебность и т.д.) и
комплименты в данных тактиках играют не последнюю роль.
В целом в рамках исследования были решены следующие задачи:
1) рассмотрена история развития комплимента как риторического жанра;
2) приведена классификация комплиментов;
3) проанализированы стратегии и тактики комплиментарных высказываний;
4) исследованы требования к употреблению комплимента
5) проведен анализ уровня владения комплиментом среди студентов (на
основе данных анкетирования);
6) проведен анализ тактик и стратегий комплимента в сети Интернет (на
материале сайтов знакомств).
1. Аристотель. Поэтика. Риторика. — СПб.: Азбука, 2000. — 347 с.
2. Арутюнова Н.Д., Дискурс / Лингвистика. Большая энциклопедия: под ред.
В. Н. Ярцева, Научное издательство «Большая русская энциклопедия», 1998,
136 с.
3. Введенская Л. А. Культура и искусство речи / Л. А. Введенская, Л. Г.
Павлова. – Ростов н/Д : Феникс, 1999. – 576 с.
4. Виноградова Т. Ю. Специфика общения в интернете // Русская и
сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. Казань:
Казанский государственный университет, 2004. С. 63–67.
5. Герасимова О. И. О типах значений косвенных высказываний //
Прагматические и семантические аспекты синтаксиса. = Калинин:
Калининск. гос ун-т, 1985. - С. 150-158.
6. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи:
Автореф. дис. … дра филол. наук / О. С. Иссерс. – Екатеринбург, 1999. – 29
с.Комплимент как риторический жанр [Электронный ресурс]
https://reshal.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%
D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%80/
7. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О.С.
Иссерс. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 288
8. Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Академия. 2001. с. 183.
9. Морозова И. С. и Двинянинова Г. С. Комплимент в английской
лингвокультуре ХХ века// Изменяющийся языковый мир. - Пермь: Пермск.
ун-т, 2001. - С. 175-176.
10. Мосолова И. Ю. Комплиментарные высказывания с позиции теории
речевых актов: Дис. … канд. филол. наук. – М., 2005. – 224 с
11. Сальникова Н. И. Типы самопрезентации в интернет-дискурсе,
обусловленные фактором канала коммуникации (на материале
франкоязычных сайтов) // Вестник Иркутского государственного
лингвистического университета. Серия «Филология». Иркутск: Иркутский
государственный лингвистический университет, 2010. № 4. С. 123–131.
12. Сидоренко Л. П. Риторический канон / Л. П. Сидоренко. –М. : Колос,
2008. – 248 с.
13. Степанов А. А., Бондарева Е. П., Мальчикова С. О. Никнеймы в
социальных сетях как интерес гуманитарного общества // Материалы
конференции. Международная научно-практическая конференция
«Ценности и интересы современного общества». Общество, право, человек.
Часть 2 // Московский государственный университет экономики, статистики
и информатики. М.: Московский государственный университет экономики,
статистики и информатики, 2014. С. 221–225.
14. Словарь Ожегова [Электронный ресурс] www.slovarozhegova.ru
15. Торсуева И. «Интонация и смысл высказывания.» М., 1979... 33