Налоговая система России и основные направления ее совершенствования
|
Проведен анализ данных за 2019-2021 (план) годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 6
1.1.Финансовая политика: понятие, цели и задачи формирования 6
1.2.Система инструментов финансовой политики 8
1.3. Налоговая политика как направление финансовой политики 12
Глава 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОВ КАК ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 20
2.1. Прямые налоги, их основные характеристики и фискальное значение 20
2.2. Косвенные налоги, их основные характеристики и фискальное значение 29
Глава 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 38
3.1. Оптимизация распределения налогов между бюджетами различных уровней 38
3.2. Совершенствование деятельности налогового администрирования в регионе (на примере Республики Дагестан) 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 6
1.1.Финансовая политика: понятие, цели и задачи формирования 6
1.2.Система инструментов финансовой политики 8
1.3. Налоговая политика как направление финансовой политики 12
Глава 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОВ КАК ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 20
2.1. Прямые налоги, их основные характеристики и фискальное значение 20
2.2. Косвенные налоги, их основные характеристики и фискальное значение 29
Глава 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 38
3.1. Оптимизация распределения налогов между бюджетами различных уровней 38
3.2. Совершенствование деятельности налогового администрирования в регионе (на примере Республики Дагестан) 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Выбор темы выпускной квалификационной работы обоснован ее актуальностью для процесса функционирования бюджетно-налоговой системы России, которая периодически реформируется с целью повышения эффективности, а значит, находится в постоянном поиске правильного соотношения прямого и косвенного налогообложения. Ещё одной причиной, определившей выбор именно этой темы, является то, что она полностью не исследована в теории налогообложения, хотя изучением этой проблемы стали заниматься несколько столетий назад.
В современном обществе налоги – основная форма доходов государства, которые аккумулируются в бюджете для финансирования расходов органов государственной власти и местного самоуправления.
Обеспечить финансовыми ресурсами постоянный рост государственных и муниципальных расходов способна лишь эффективная налоговая система, являющаяся результатом оптимально подобранного соотношения прямого и косвенного налогообложения, которое возможно в условиях действующей экономической политики.
Считается, что главной задачей прямых налогов является регулирование доходов налогоплательщиков, а главная задача косвенных налогов – пополнение бюджета государства. Однако и те, и другие выполняют одну важную функцию – фискальную.
Простейший анализ может показать, что налоговые поступления составляют весьма высокую долю в доходах практически бюджетов всех уровней. Поэтому любые сбои в мобилизации плановых объемов налогов весьма отрицательно сказываются на исполнении расходов бюджета любого уровня, а значит, на реализации финансовой политики государства.
Актуальность проблемы и необходимость ее дальнейшей проработки обусловили постановку цели и задач исследования.
Цель выпускной квалификационной работы – исследовать место и роль системы налогообложения в современной России и обосновать пути ее совершенствования как инструмента финансовой политики государства.
Задачи выпускной квалификационной работы:
– изучить теоретические основы формирования финансовой политики государства;
– проанализировать систему прямых налогов как источников финансовых ресурсов для органов государства и местного самоуправления и определение их фискального значения;
– проанализировать систему косвенных налогов как источников финансовых ресурсов для органов государства и местного самоуправления и определение их фискального значения;
– обосновать пути совершенствования системы налогообложения как инструмента финансовой политики страны и регионов.
Теоретическую основу исследования составили классические и современные труды экономистов по проблемам развития налоговой системы России и зарубежных стран, налоговой политики, соотношения прямого и косвенного налогообложения.
Методологическую основу исследования составили основные положения теории налогообложения, диалектическая логика в рамках общей теории систем. Основным принципом исследования явился принцип перехода от общего к частному. Т.е. вначале делается акцент на методологических основах формирования финансовой политики государства, затем непосредственно на системе действующих прямых и косвенных налогов Российской Федерации, их фискальном значении и, наконец, на путях совершенствования системы налогообложения в целях эффективной реализации финансовой политики.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является система прямых и косвенных налогов как источников финансовых ресурсов страны и регионов, а предметом – финансовые отношения в процессе реализации системы налогообложения.
Выпускная квалификационная работа включает в себя такие структурные составляющие, как введение, три главы, объединяющие семь параграфов, заключение, список литературы.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили бюджетное и налоговое законодательство РФ; другие федеральные законы и законы Республики Дагестан; официальные данные Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы; материалы, опубликованные в научной литературе, периодической печати и информационной сети Интернет.
Личный вклад автора в проведенное исследование состоит: в самостоятельном сборе и изучении теоретического материала; в личной подготовке плана, определении целей, перечня задач исследования и решении этих задач; в выборе методологического подхода к исследованию; в проработке аналитических подходов к совершенствованию системы налогообложения как инструмента финансовой политики страны и регионов; в самостоятельном написании текста выпускной квалификационной работы и доклада для защиты.
В современном обществе налоги – основная форма доходов государства, которые аккумулируются в бюджете для финансирования расходов органов государственной власти и местного самоуправления.
Обеспечить финансовыми ресурсами постоянный рост государственных и муниципальных расходов способна лишь эффективная налоговая система, являющаяся результатом оптимально подобранного соотношения прямого и косвенного налогообложения, которое возможно в условиях действующей экономической политики.
Считается, что главной задачей прямых налогов является регулирование доходов налогоплательщиков, а главная задача косвенных налогов – пополнение бюджета государства. Однако и те, и другие выполняют одну важную функцию – фискальную.
Простейший анализ может показать, что налоговые поступления составляют весьма высокую долю в доходах практически бюджетов всех уровней. Поэтому любые сбои в мобилизации плановых объемов налогов весьма отрицательно сказываются на исполнении расходов бюджета любого уровня, а значит, на реализации финансовой политики государства.
Актуальность проблемы и необходимость ее дальнейшей проработки обусловили постановку цели и задач исследования.
Цель выпускной квалификационной работы – исследовать место и роль системы налогообложения в современной России и обосновать пути ее совершенствования как инструмента финансовой политики государства.
Задачи выпускной квалификационной работы:
– изучить теоретические основы формирования финансовой политики государства;
– проанализировать систему прямых налогов как источников финансовых ресурсов для органов государства и местного самоуправления и определение их фискального значения;
– проанализировать систему косвенных налогов как источников финансовых ресурсов для органов государства и местного самоуправления и определение их фискального значения;
– обосновать пути совершенствования системы налогообложения как инструмента финансовой политики страны и регионов.
Теоретическую основу исследования составили классические и современные труды экономистов по проблемам развития налоговой системы России и зарубежных стран, налоговой политики, соотношения прямого и косвенного налогообложения.
Методологическую основу исследования составили основные положения теории налогообложения, диалектическая логика в рамках общей теории систем. Основным принципом исследования явился принцип перехода от общего к частному. Т.е. вначале делается акцент на методологических основах формирования финансовой политики государства, затем непосредственно на системе действующих прямых и косвенных налогов Российской Федерации, их фискальном значении и, наконец, на путях совершенствования системы налогообложения в целях эффективной реализации финансовой политики.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является система прямых и косвенных налогов как источников финансовых ресурсов страны и регионов, а предметом – финансовые отношения в процессе реализации системы налогообложения.
Выпускная квалификационная работа включает в себя такие структурные составляющие, как введение, три главы, объединяющие семь параграфов, заключение, список литературы.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили бюджетное и налоговое законодательство РФ; другие федеральные законы и законы Республики Дагестан; официальные данные Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы; материалы, опубликованные в научной литературе, периодической печати и информационной сети Интернет.
Личный вклад автора в проведенное исследование состоит: в самостоятельном сборе и изучении теоретического материала; в личной подготовке плана, определении целей, перечня задач исследования и решении этих задач; в выборе методологического подхода к исследованию; в проработке аналитических подходов к совершенствованию системы налогообложения как инструмента финансовой политики страны и регионов; в самостоятельном написании текста выпускной квалификационной работы и доклада для защиты.
Результаты исследования можно сформулировать в виде следующих выводов.
1. Налоговое и бюджетное направления в числе других направлений имеют большое значение в процессе реализации финансовой политики государства, особенно в фискальных целях. Эти направления финансовой политики тесно связаны между собой, поскольку налоги — в числе ключевых источников формирования бюджета. Обеспечение поступления в казну сборов важно для формирования резервов страны, регионов и муниципалитетов. Финансовая политика государства в рассматриваемом направлении осуществляется посредством учреждения отдельных институтов и необходимого законодательного регулирования.
2. Применительно к проблемам формирования финансовых ресурсов в национальной экономике и реализации финансовой политики государства, роль прямых и косвенных налогов разнится. Так, прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов: они достаточно чутко реагируют на смену фаз экономической конъектуры и поэтому представляют собой циклический нестабильный источник налоговых доходов. В отличие от них косвенные налоги в целом более устойчивы к колебаниям экономики.
Кроме того, косвенные налоги обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции, которые почти автоматически переносятся на объёмы поступлений косвенных налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налогов прямо не связана с темпами инфляции: поступления налога на прибыль и подоходного налога могут, как отставать от темпов инфляции, так и опережать их в зависимости от динамики объектов обложения и характера установленных ставок (прогрессивного или пропорционального налогообложения).
3. Доминирование тех или иных типов налогов (в первую очередь прямых и косвенных) отражает и общую политическую ориентацию государства. В пользу прямых налогов говорит то, что они дают более твёрдый и верный доход, так как доходы налогоплательщиков увеличиваются, за исключением экономических спадов, а значит, растёт доход государства. При косвенном налогообложении государство судит о налогоспособности налогоплательщиков по их расходам на потребление товаров и услуг. Уровень потребления в свою очередь постоянно меняется. Государство может смелее базировать свой бюджет на поступлениях от прямых налогов, чем на поступления от косвенных.
4. Оптимизация распределения налогов между бюджетами различных уровней может стать одним из эффективных направлений совершенствования системы налогообложения как инструмента реализации финансовой политики органов государства и муниципалитетов.
Для финансового обеспечения развития экономики необходимо постоянное совершенствование налоговой политики и системное решение ее основных задач. На наш взгляд, дальнейшие изменения в налоговом и бюджетном законодательстве должны быть направлены на обеспечение приоритетности формиро¬вания доходов региональных и местных бюджетов за счет тех доходных источников, в отношении которых федеральные, региональные органы власти и органы местного само-управления имеют необходимые и достаточные полно¬мочия.
5. Необходимо устранение недостатка такого регионального налога как налога на иму¬щество организаций. Установленные федеральным зако-нодательством льготы по налогу на имущество органи¬заций, в частности, в отношении железнодорожных пу¬тей общего пользования, магистральных трубопрово¬дов, линий электропередач, а также сооружений, явля¬ющихся неотъемлемой технологической частью ука¬занных объектов, обусловливают значительные потери доходов местных бюджетов. В целях устранения данного недостатка было бы необходимо обеспечить компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов местных и региональных бюджетов в случае предоставления федеральным зако-нодательством льгот по местным и региональным на¬логам.
6. Для региональных и местных бюджетов особое значение имеет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на доходы физичес¬ких лиц. Действующее налоговое законодательство предусмат¬ривает зачисление налога на доходы физических лиц по месту работы. В связи с этим местные бюджеты недопо¬лучают финансовые ресурсы для развития инфраструк¬туры муниципальных образований и предоставления населению социальных услуг. При этом налоговые вычеты (социальные, имуще¬ственные) по налогу на доходы физических лиц произ¬водятся по месту проживания налогоплательщика, т.е. возврат сумм налога производится из бюджета, в кото¬рый он не поступал. Поэтому необхо¬димо установить порядок уплаты налога на доходы фи¬зических лиц по месту жительства налогоплательщика, что увеличит объемы финансовых средств для нужд населения территорий.
7. Эффективность финансовой политики государства может быть достигнута и за счет целенаправленного воздействия на налоговое администрирование. Работа в направлении улучшения деятельности налогового администрирования связана с такой важной составляющей процесса сбора налогов, как налоговые проверки со всеми присущими им процедурами: от выбора объекта до оформления постановления о наложении санкций по их результатам, а также процедуры взыскания в бюджет задолженности по налогам и сборам, по финансовым и административным санкциям за нарушения налогового законодательства. Завершается процесс сбора налогов, как известно, составлением отчетности о результатах работы, анализом его достижений, подведением итогов и выработкой системы мер по управлению выявленными резервами.
8. Можно определить следующие качественные критерии механизма оптимизации системы региональных налогов, позволяющие регулировать экономические и социальные параметры в регионе, обеспечивать поступления необходимых финансовых ресурсов в соответствующие бюджеты и распределять налоговое бремя между основными группами налогоплательщиков: экономическая значимость основных видов налогов и сборов для развития региона; необходимое и достаточное количество региональных налогов и сборов для самостоятельного финансового обеспечения роста благосостояния и качества жизни населения; стабильность и неизменность на уровне как федерального, так и регионального законодательства наиболее значимых видов региональных налогов и сборов, налоговых ставок, льгот и санкций в течение ряда лет; предоставление законодательной возможности региональным органам государственной власти влиять на процессы формирования и основные направления развития федеральной налоговой политики и ее осуществления на региональном уровне.
1. Налоговое и бюджетное направления в числе других направлений имеют большое значение в процессе реализации финансовой политики государства, особенно в фискальных целях. Эти направления финансовой политики тесно связаны между собой, поскольку налоги — в числе ключевых источников формирования бюджета. Обеспечение поступления в казну сборов важно для формирования резервов страны, регионов и муниципалитетов. Финансовая политика государства в рассматриваемом направлении осуществляется посредством учреждения отдельных институтов и необходимого законодательного регулирования.
2. Применительно к проблемам формирования финансовых ресурсов в национальной экономике и реализации финансовой политики государства, роль прямых и косвенных налогов разнится. Так, прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов: они достаточно чутко реагируют на смену фаз экономической конъектуры и поэтому представляют собой циклический нестабильный источник налоговых доходов. В отличие от них косвенные налоги в целом более устойчивы к колебаниям экономики.
Кроме того, косвенные налоги обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции, которые почти автоматически переносятся на объёмы поступлений косвенных налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налогов прямо не связана с темпами инфляции: поступления налога на прибыль и подоходного налога могут, как отставать от темпов инфляции, так и опережать их в зависимости от динамики объектов обложения и характера установленных ставок (прогрессивного или пропорционального налогообложения).
3. Доминирование тех или иных типов налогов (в первую очередь прямых и косвенных) отражает и общую политическую ориентацию государства. В пользу прямых налогов говорит то, что они дают более твёрдый и верный доход, так как доходы налогоплательщиков увеличиваются, за исключением экономических спадов, а значит, растёт доход государства. При косвенном налогообложении государство судит о налогоспособности налогоплательщиков по их расходам на потребление товаров и услуг. Уровень потребления в свою очередь постоянно меняется. Государство может смелее базировать свой бюджет на поступлениях от прямых налогов, чем на поступления от косвенных.
4. Оптимизация распределения налогов между бюджетами различных уровней может стать одним из эффективных направлений совершенствования системы налогообложения как инструмента реализации финансовой политики органов государства и муниципалитетов.
Для финансового обеспечения развития экономики необходимо постоянное совершенствование налоговой политики и системное решение ее основных задач. На наш взгляд, дальнейшие изменения в налоговом и бюджетном законодательстве должны быть направлены на обеспечение приоритетности формиро¬вания доходов региональных и местных бюджетов за счет тех доходных источников, в отношении которых федеральные, региональные органы власти и органы местного само-управления имеют необходимые и достаточные полно¬мочия.
5. Необходимо устранение недостатка такого регионального налога как налога на иму¬щество организаций. Установленные федеральным зако-нодательством льготы по налогу на имущество органи¬заций, в частности, в отношении железнодорожных пу¬тей общего пользования, магистральных трубопрово¬дов, линий электропередач, а также сооружений, явля¬ющихся неотъемлемой технологической частью ука¬занных объектов, обусловливают значительные потери доходов местных бюджетов. В целях устранения данного недостатка было бы необходимо обеспечить компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов местных и региональных бюджетов в случае предоставления федеральным зако-нодательством льгот по местным и региональным на¬логам.
6. Для региональных и местных бюджетов особое значение имеет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на доходы физичес¬ких лиц. Действующее налоговое законодательство предусмат¬ривает зачисление налога на доходы физических лиц по месту работы. В связи с этим местные бюджеты недопо¬лучают финансовые ресурсы для развития инфраструк¬туры муниципальных образований и предоставления населению социальных услуг. При этом налоговые вычеты (социальные, имуще¬ственные) по налогу на доходы физических лиц произ¬водятся по месту проживания налогоплательщика, т.е. возврат сумм налога производится из бюджета, в кото¬рый он не поступал. Поэтому необхо¬димо установить порядок уплаты налога на доходы фи¬зических лиц по месту жительства налогоплательщика, что увеличит объемы финансовых средств для нужд населения территорий.
7. Эффективность финансовой политики государства может быть достигнута и за счет целенаправленного воздействия на налоговое администрирование. Работа в направлении улучшения деятельности налогового администрирования связана с такой важной составляющей процесса сбора налогов, как налоговые проверки со всеми присущими им процедурами: от выбора объекта до оформления постановления о наложении санкций по их результатам, а также процедуры взыскания в бюджет задолженности по налогам и сборам, по финансовым и административным санкциям за нарушения налогового законодательства. Завершается процесс сбора налогов, как известно, составлением отчетности о результатах работы, анализом его достижений, подведением итогов и выработкой системы мер по управлению выявленными резервами.
8. Можно определить следующие качественные критерии механизма оптимизации системы региональных налогов, позволяющие регулировать экономические и социальные параметры в регионе, обеспечивать поступления необходимых финансовых ресурсов в соответствующие бюджеты и распределять налоговое бремя между основными группами налогоплательщиков: экономическая значимость основных видов налогов и сборов для развития региона; необходимое и достаточное количество региональных налогов и сборов для самостоятельного финансового обеспечения роста благосостояния и качества жизни населения; стабильность и неизменность на уровне как федерального, так и регионального законодательства наиболее значимых видов региональных налогов и сборов, налоговых ставок, льгот и санкций в течение ряда лет; предоставление законодательной возможности региональным органам государственной власти влиять на процессы формирования и основные направления развития федеральной налоговой политики и ее осуществления на региональном уровне.
Подобные работы
- НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - Налоговая система России: структура и тенденции развития (Государственное регулирование экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Курсовые работы, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - Эволюция налоговой системы Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2017 - ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ EE СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Налоговая система России: современное состояние и ее роль в экономическом
развитии страны
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



