ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРЯМОГО НАПАДАЮЩЕГО УДАРА В ВОЛЕЙБОЛЕ 5
1.1. Техническая подготовка волейболистов 6
1.2. Нападающий удар и его совершенствование 11
1.3. Обучение атакующему удару 17
1.4. Упражнения и подвижные игры для развития прыгучести волейболистов 23
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 33
2.1. Организация исследований 33
2.2. Методы исследований 34
ГЛАВА 3 СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 16-17 ЛЕТ 37
3.1. Исследования стабильности техники нападающего удара в волейболе на основе анкетирования 37
3.2. Выявление результативности основных технических действий в волейболе 43
3.3. Совершенствование нападающего удара у волейболистов 16-17 лет 49
3.4. Повышение уровня физической подготовленности у волейболистов 16-17 лет 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 79
Актуальность: нападающие удары - это самый эффективный способ атакующих действий команды. Выполняются эти технические приемы в прыжке с разбега у сетки. Нападающий удар вызывает восторг зрителей и доставляет огромное удовольствие самим волейболистам. Несмотря на внешнюю, кажущуюся, простоту игры, техника волейбола очень сложна. Эта сложность в первую очередь объясняется тем, что все технические приемы игры выполняются при кратковременном соприкосновении рук и мяча. К тому же, эти приемы нужно выполнять всегда эффективно, несмотря ни на какие изменения условий игры.
На обучение нападающему удару отводится достаточно продолжительное время, что связано с необходимостью привить игроку такие качества, которые бы позволили ему, не теряя возможности корректировать свое местоположение в пространстве относительно площадки, сетки, блокирующих игроков противоположной команды, суметь выпрыгнуть на совершение удара в том месте на сетке, где было бы наиболее удобное положение мяча для удара с минимально возможным противодействием соперника.
Современный волейбол предъявляет высокие требования к техническому мастерству спортсменов. Поэтому внимание к технической подготовке волейболистов приобретает большую значимость [75].
Объект исследования: тренировочный процесс волейболистов 16-17 лет.
Предмет исследования: совершенствование техники выполнения прямого нападающего удара волейболистов 16 - 17 лет.
Цель исследования: повысить уровень технической подготовленности волейболистов 16-17 лет при выполнении прямого нападающего удара.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников и исследовать технику выполнения прямого нападающего удара и определить основные технические элементы.
2. Выявить частоту и эффективность использования прямого нападающего удара, а также определить какие средства используются для развития основных физических качеств волейболистов.
3. Отследить эффективность применения технических действий волейболистов в условиях соревновательной деятельности.
4. Разработать и внедрить в тренировочный процесс экспериментальной группы, комплексы тренировочных заданий, направленных на совершенствование стабильности техники выполнения прямого нападающего удара.
5. Выявить тренирующий эффект, разработанного нами комплекса тренировочных заданий.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование, разработанного нами комплекса заданий и его реализация позволит повысить у волейболистов 16-17 лет стабильность техники выполнения прямого нападающего удара.
Практическая значимость: в работе обоснована эффективность применения специальных тренировочных заданий на повышение эффективности применения прямого нападающего удара у волейболистов.
Научная новизна: экспериментально обоснована эффективность внедрения в тренировочный процесс волейболистов 16-17 лет, комплекса специальных тренировочных заданий (индивидуальных, групповых и командных упражнений), применяемых повторно-переменным методом.
Анализ литературных источников показал, что нападающие удары соединяют в себе при искусном выполнении сконцентрированную силу, наивысшую скорость, ловкость и точность. Характерной причиной длительного обучения нападающему удару является неумение начинающих согласовывать свои действия с летящим мячом и боязнь задеть сетку, для устранения недостатков можно рекомендовать тренажеры для обучения нападающему удару в упрощенных, стабильных условиях, постепенно усложняя задания. Успешность волейбольного поединка во многом зависит от результативности атакующих ударов. Каждый прием игры представляет собой систему взаимосвязанных движений. В приеме игры выделяют три фазы: подготовительную, основную и заключительную.
В результате проведения анкетирования было выявлено, что большинство респондентов 88% используют прямой удар, потому что он является наиболее эффективным, 12% используют обманный удар. Боковой удар респонденты не используют совсем, так как у него низкая эффективность и наименьшая проходимость против блока. Самым эффективным средство для развития прыгучести в волейболе являются выполнение прыжков с отягощениями.
Самым часто применяемым техническим действием является нападающий удар, как в учебно-тренировочных (87,9%), так и в соревновательных (86,2%) играх. В соревновательных играх волейболисты выполняют меньшее количество эффективных технических действий, так применяемые в данный момент средства и методы обучения недостаточно обеспечивает прирост технического мастерства.
Экспериментальная работа позволила выявить эффективность использования составленных комплексов упражнений в тренировочном процессе, которые оказали положительное воздействие на совершенствование стабильной техники выполнения нападающего удара у волейболистов 16-17 лет. Результаты контрольного тестирования в контрольной группе после проведения педагогического эксперимента показали, что средний процент количества точно выполненных нападающих ударов составил 8,8%. Прирост результатов во всех контрольных упражнениях оказался не достоверным. В экспериментальной группе прирост результатов оказался более очевидным. Средний прирост точно выполненных нападающих ударов составил 17,8%. Прирост результатов во всех контрольных упражнениях достоверен (p<0,05).
Разработанные нами упражнения и задания, направленные на совершенствование техники выполнения прямого нападающего удара в ходе проведения педагогического эксперимента доказали свою эффективность. Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, говорят о достоверном приросте показателей, как в уровне физической, так и в уровне технической подготовленности волейболистов 16-17 лет.
Для практической работы можно рекомендовать следующие положения. Совершенствование техники должно проходить в условиях, приближенных к игре, — при сопротивлении условного соперника, в состоянии утомления и значительного эмоционального напряжения.
Для совершенствования техники применяются упражнения, позволяющие совершенствовать отдельные технические приемы и комбинированные упражнения, в которых выполняются одновременно два или несколько приемов (например: нападающий удар — блок, подача — прием, передача — нападающий удар и т.д.). Приоритетным в технической подготовке является: совершенствование вариантов технических приемов, которые выполняются наиболее эффективно; совершенствование специфических приемов для выполнения определенных функций в команде.
Посредством повторно-переменного метода игроки могут совершенствоваться в индивидуальных, групповых и командных упражнениях. Для увеличения интенсивности тренировки применяются упражнения с двумя-тремя мячами.
1. Ситников, А.Я. Волейбол: научно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов факультета физической культуры / А.Я. Ситников // Красноярск, 2009. - 100 с.
2. Марков, К.К. Руководство тренера по волейболу / К.К. Марков. - Иркутск, 1999. - 276 с.
3. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры. Совершенствование спортивного мастерства. Учебник для высших учебных заведений / Ю.Д. Железняк. - Издательский центр «Академия», 2004. - 321 с.
4. Мезенцев, Н.В., Стручков В.Ию Волейбол. Характеристика и содержание игры / Н.В. Мезенцев. - Красноярск, 2009. - 164 с.
5. Фурманов, А.Г. Подготовка волейболистов / А.Г. Фурманов. - Москва «Физкультура и спорт», 2007. - 329с.
6. Костюков, В.В. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика): учебное пособие / В.В. Костюков. - М: «Советский спорт», 2005. - 156 с.
7. Волейбол: Учебник для вузов. / Под общей редакцией А.В. Беляева, М.В. Савина. - М.: ТВТ Дивизион, 2009. - 360 с.
8. Хапко, В.Е., Белоу В.И. Волейбол. - К.: Выш.шк., 1988. - 112 с.
9. Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие / Ю.Н. Клещев. - М.: ТВТ Дивизион, 2009. - 208 с.
10. Омельченко, Т.А. Волейбол. Обучение и совершенствование: учебное пособие / Т.А. Омельченко. - Сибирский государственный аэрокосмический университет. - Красноярск, 2008. - 128 с.
11. Железняк, Ю.Д. Волейбол: учебник для институтов физической культуры / Ю.Д. Железняк. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 239 с.
12. Завьялов, А.И. Волейбол для специального учебного отделения ВУЗА. Учебное пособие / А.И. Завьялов. - Красноярск: КГПУ, 2000. - 155 с.
13. Шакиров, А.Р. Обучение студентов технике игры в волейбол: учебно-методическое пособие / А.Р. Шакиров. - Красноярский государственный аграрный университет. - Красноярск, 2009. - 160 с.
14. Ивойлов, А.В. Волейбол для всех / А.В. Ивойлов. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 32 с.
15. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. / Под общей редакцией Ю.Н. Клещева.- 3-е издание. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 270 с....(100)