Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В УЧРЕЖДЕНИИ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №17489

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы24
Год сдачи2010
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
320
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность исследования. Профессиональное образование всегда напрямую зависело от экономических, политических, социокультурных условий, в которых функционирует и развивается государство и общество. В Концепции модернизации российского образования отмечается, что на современном этапе общество
нуждается в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда. Достижение этой цели в решающей мере зависит от изменений в содержании образования и подготовке квалифицированных рабочих в условиях развития инновационного производства.
Особенно остро эти проблемы стоят в начальном профессиональном образовании,
что объясняется недостаточной разработанностью теоретических предпосылок и
практических рекомендаций по реализации процесса поддержки профессионального становления конкурентоспособного специалиста в этой системе.
Успешность профессионального становления будущего специалиста в период
профессионального обучения обусловлена созданными в образовательном процессе условиями, которые способствуют не только развитию личности в целом и
максимально полному освоению способов профессиональной деятельности, но и
приобретению соответствующего опыта поведения в конкурентной среде.
Возрастной диапазон студентов учреждений начального профессионального
образования составляет 14–19 лет, что требует опоры в образовательном процессе на индивидуальные возможности, потребности и доминантные способности
молодых людей. Поэтому существует необходимость в педагогической поддержке
профессионального становления как «активного качественного преобразования
личностью своего внутреннего мира, приводящего к принципиально новому
строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в профессии»
(Л.М. Митина) на основе конкурентных преимуществ.
Проблемы профессионального становления рассмотрены в работах Э.Ф Зеера,
Е.А. Климова, А.Д. Копытова, М.Г. Минина, Н.С. Пряжникова, А.И. Таюрского и др.
Конкурентоспособность как показателя качества образовательного процесса
подготовки специалистов исследована В.Н. Куровским, К.В. Савельевой и др.
В исследованиях М.Д. Князевой, Н.Н. Машникова, В.А. Оганесова, Г.И. Петровой, Г.Н. Проузментовой, Н.Э. Пфейфер, В.П. Савиных, М.В. Семеновой,
В.А. Фукина рассмотрены проблемы развития личности специалиста, ее профессионально значимых качеств, различных способностей и умений.
В работах Р.Я. Ахметшина, В.С. Безруковой, В.К. Бодрова, С.А. Борисенко,
Н.В. Борисовой, Н.И. Борисовой, О.И. Полькиной, Е.Э. Смирновой, И.Ю. Соколовой, Е.В. Ткаченко, Н.В. Фомина разработаны базовые и обобщенные модели личности и деятельности конкурентоспособного специалиста в разных областях деятельности. В исследовании Л.М. Митиной представлен психологический аспект
развития конкурентоспособной личности.
Теория и практика поддержки ребенка в образовании представлены в работах
О.С. Газмана, Н.Б. Крыловой, А.В. Мудрика, В.И. Ревякиной, И.Д. Фрумина,
С.М. Юсфина, И.С. Якиманской и др.
Различные аспекты педагогической поддержки личности рассмотрены Е.А. Александровой, А.Г. Асмоловым, В.А. Болотовым, И.В. Дубровиной, И.А. Колесниковой,
Н.Б. Крыловой, Н.Н. Михайловой, В.А. Сластениным, С.М. Юсфиной и др. Обращение к современным работам, в которых анализируются особенности
профессионального становления специалиста (Н.Д. Бобкова, А.Т. Глазунов,
В.А. Дмитриенко, А.В. Кузнецов, С.Ю. Лебедева, Ю.В. Масленникова, М.Г. Минин,
Е.И. Пархоменко, В.Н. Пересыпкин, Н.В. Тарасова, Т.Ф. Турутина, В.Л. Шкляев,
Е.В. Ярушина, и др.), раскрывается специфика педагогической поддержки
(Г.З. Арутюнова, З.М. Батдыева, С.А. Горохова, Н.Ю. Корнеева, Е.В. Леонова,
В.Г. Москвин, В.И. Ревякина, И.А. Славина, И.А. Смотрова, Ю.В. Стафеева,
С.А. Федорова, И.П. Цвелюх, Е.М. Шемидина, и др.), рассматриваются особенности начального профессионального образования (Я.Я. Боргено, Е.Я. Бутко,
В.М. Вильчинский, А.М. Забнев, М.А. Домбровская, А.К. Карельская, А.Д. Копытов, А.М. Попов, И.П. Смирнов, Н.И. Щелкун и др.) позволяют сделать вывод, что
до сих пор мало изученной остается проблема педагогической поддержки профессионального становления конкурентоспособного специалиста в начальном
профессиональном образовании (НПО).
Несмотря на то, что в науке наработан достаточный материал, составляющий
теоретико-методологическую базу, создающую предпосылки для научного осмысления данной проблемы, практика показывает, что проблема педагогической
поддержки профессионального становления конкурентоспособного специалиста
в условиях образовательного процесса учреждений начального профессионального образования разработана недостаточно.
Проведенная аналитическая работа позволяет выделить противоречия:
– между ориентацией системы начального профессионального образования на
удовлетворение потребностей рынка труда в высококвалифицированных рабочих
кадрах и недостаточной разработкой научно обоснованных эффективных средств,
обеспечивающих в образовательном процессе учреждений НПО профессиональное становление современного рабочего как конкурентоспособного специалиста;
– между потребностью в компетентных специалистах, востребованных на
рынке труда, и недостаточным уровнем конкурентоспособности выпускников
системы начального профессионального образования.
Отмеченные противоречия актуализируют проблему исследования, которая
состоит в выявлении и научном обосновании эффективных средств, способствующих успешности процесса профессионального становления конкурентоспособного специалиста в образовательном процессе учреждения начального профессионального образования.
Потребность решения выявленной проблемы, ее возрастающая социальная,
научная и практическая значимость, недостаточная теоретическая и практическая
разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Педагогическая поддержка профессионального становления конкурентоспособного специалиста в учреждении начального профессионального образования».
Объект: профессиональное становление специалиста в образовательном процессе учреждения начального профессионального образования.
Предмет: педагогическая поддержка профессионального становления конкурентоспособного специалиста в образовательном процессе учреждения начального профессионального образования.
Цель: теоретически обосновать и разработать модель педагогической поддержки профессионального становления конкурентоспособного специалиста в образовательном процессе учреждения начального профессионального образования и экспериментально проверить ее эффективность.
Гипотеза: педагогическая поддержка является эффективным средством, способствующим успешному профессиональному становлению конкурентоспособного специалиста в образовательном процессе учреждения начального профессионального образования, если она в соответствии с запросами рынка труда и
инновационными достижениями системы образования обеспечивает гибкое реагирование таких сторон профессионального обучения, как:
– содержательная (включающая обогащение содержания образования учебным материалом, ориентированным на освоение проектной деятельности и обеспечение приобретения конкурентных преимуществ, а также обогащение основной образовательной программы интегрированными модулями);
– процессуальная (обеспечивающая учет закономерностей личностно-профессионального развития и возрастных особенностей студентов, а также поэтапное модульное освоение содержания профессионального образования, сконструированное на принципах контекстного обучения с применением разномерных
современных дидактических средств);
– организационная (предполагающая не только создание развивающей среды,
но и социальное партнерство учреждения начального профессионального образования с различными субъектами образовательного кластера).
В соответствии с проблемой, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Уточнить понятия конкурентоспособность специалиста и педагогическая
поддержка профессионального становления конкурентоспособного специалиста
на основе обобщения теоретических и научно-практических направлений разработки проблемы профессионального становления конкурентоспособного специалиста в образовательном процессе.
2. Обосновать необходимость и возможность осуществления педагогической
поддержки профессионального становления конкурентоспособного специалиста
в учреждении начального профессионального образования.
3. Определить структурные компоненты модели педагогической поддержки
профессионального становления конкурентоспособного специалиста и их содержательное наполнение.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность модели педагогической поддержки профессионального становления конкурентоспособного специалиста в образовательном процессе учреждения начального профессионального образования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении диссертационного исследования изложены основные выводы.
На основе анализа теоретических источников установлено, что различные аспекты конкурентоспособности нашли отражение в большом количестве отечественных и зарубежных исследований; специфика области применения и концептуальное толкование понятия с позиций разных подходов обуславливают его различное содержание и понимание. Исходя из современных научных представлений
уточнено понятие «конкурентоспособность» в контексте профессионального
становления, дана его сущностная характеристика: конкурентоспособность является профессионально-личностным качеством специалиста, которое приобретается и развивается в образовательном процессе профессиональной подготовки и
проявляется в обладании и способности предъявлять свои преимущества, обеспечивающие востребованность на рынке труда. В структуре конкурентоспособности выделены мотивационно-смысловой, интеллектуально-когнитивный, деятельностно-динамический и продуктивно-результатный компоненты.
Принимая во внимание данное уточнение, конкурентоспособность в период
профессионального обучения рассматривается не только как результат самостоятельного становления в профессии, но и как качество, которое формируется в
итоге влияния педагогической поддержки профессионального становления.
Определено, что педагогическая поддержка представляет собой специально организованную деятельность педагогов, мастеров производственного обучения и
субъектов образовательного кластера, которая обеспечивает успешное профессиональное становление студента учреждения начального профессионального образования как конкурентоспособного на рынке труда специалиста. Теоретически
обоснована и разработана модель педагогической поддержки, обеспечивающая
гибкое реагирование различных сторон профессионального обучения в соответствии с запросами рынка труда и инновационными достижениями системы образования. Подтверждено, что эффективность реализации педагогической поддержки и повышение результативности профессионального становления конкурентоспособного специалиста в начальном профессиональном образовании обеспечиваются гибким реагированием таких сторон профессионального обучения как
содержательная (включающая обогащение содержания образования учебным материалом, ориентированным на освоение проектировочного компонента профессиональной деятельности и обеспечение конкурентных преимуществ), процессуальная (обеспечивающая учет закономерностей личностно-профессионального
развития, возрастных особенностей студентов и поэтапное модульное освоение
ими содержания профессионального образования, сконструированного на принципах контекстного обучения с применением разномерных современных дидактических средств) и организационная (предполагающая организацию взаимодействия с различными субъектами образовательного кластера как социальными партнерами учреждения начального профессионального образования).
Полученные теоретические и экспериментально проверенные практические
результаты показали высокую действенность педагогической поддержки профессионального становления конкурентоспособного специалиста в образовательном
процессе учреждения начального профессионального образования и подтвердили выдвинутую гипотезу.
Доказательство выдвинутой в исследовании гипотезы и решение его задач
позволяют, на наш взгляд, утверждать, что положения, вынесенные на защиту,
доказаны, цель данного исследования достигнута.
На основе уточнения сущности профессионального становления конкурентоспособного специалиста в образовательном процессе учреждения НПО предложены средства, позволяющие диагностировать и стимулировать развитие конкурентоспособности как качественной характеристики специалиста строительного профиля.
Проведенное исследование не исчерпывает всего многообразия сформулированной проблемы, а подтвержденная эффективность педагогической поддержки
открывает перспективы дальнейших исследований.


Малашкина, Н.В. Развитие профессионального образования Красноярского края: организационно-педагогический аспект /Н.В. Малашкина [Текст]// Вестник Томского государственного педагогического университета. – Томск, 2009. –
Вып. № 11(89) – С. 72-75 (0,4 п.л.).
Научные труды и материалы выступлений на конференциях
2. Малашкина, Н.В. Образовательный кластер как форма социокультурного
взаимодействия при подготовке конкурентоспособного специалиста в системе
начального профессионального образования /Н.В. Малашкина [Текст] //Образование и социализация личности в современном обществе. Материалы VI Международной научной конференции. 5-8 июня 2009 г. В 2 т. Т. 2 / Ред. кол. / М.И. Шилова (отв. ред.); Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2009.
– С. 103-108 (0,37 п.л.).
3. Малашкина, Н.В. Подготовка конкурентоспособного специалиста в системе
начального профессионального образования: организационный аспект /Н.В. Малашкина [Текст] //Педагогика развития: кризис как условие и механизм развития.
Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции. – Красноярск, 22-24 апреля 2009 г. – С. 92-98 (0,4 п.л.).
4. Малашкина, Н.В. Организационно-педагогические условия формирования
конкурентных преимуществ специалистов-выпускников НПО /Н.В. Малашкина
[Текст]// Теория и практика современного образования: Сборник научных ста-23
тей / Под ред. А.Д.Копытова, Т.Б.Черепановой. – Томск, Томский ЦНТИ, 2009. –
С. 106-108 (0,25 п.л.).
5. Малашкина, Н.В Конкурентоспособность как показатель качества подготовки специалиста в образовательном процессе учреждения начального профессионального образования /Н.В. Малашкина [Текст]// Сборник материалов XV
Краевых педагогических чтений работников начального и среднего профессионального образования. – Красноярск, 2009. – С. 107-112 (0,38 п.л.).
6. Малашкина, Н.В. Дети труда /Н.В. Малашкина [Текст]// Сибирь Топ-менеджер – Красноярск, № 13, 2009. – С. 50-53 (0,2 п.л.).
7. Малашкина, Н.В. Теоретические основы подготовки кадров для инновационного производства в строительном комплексе /Н.В. Малашкина [Текст]// Новый Енисей – Красноярск, 2008. № 38. – С. 2-3 (0,25 п.л.).
8. Малашкина, Н.В. Профессиональное училище: новости сегодняшнего
дня /Н.В. Малашкина [Текст]// Енисейская правда. – Енисейск, 2007. – № 104. –
С. 5-6 (0,25 п.л.).
9. Малашкина, Н.В.Рынок труда и особенности профессиональной подготовки в современных социально-экономических условиях /Н.В. Малашкина [Текст]//
Имена и лица. – Красноярск, январь 2009. – С. 51-52 (0,25 п.л.).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ